double arrow
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ЛИТЕРАТУРА

Вариант 9

Вариант 8

Вариант 7

Вариант 6

Вариант 5

Вариант 4

Вариант 3

Вариант 2

Вариант 1

Задания к контрольной работе

1. Составьте конспект научно-педагогической работы И.Г. Песталоцци «Лебединая песня».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Трактовка и реализация принципа природосообразности: вчера, сегодня, завтра» (на основе анализа трудов отечественных и зарубежных педагогов»).

3. Прокомментируйте высказывания выдающихся педагогов, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Воспитание и природа – подобны. Воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит);

2) «Истинное образование стремится к природосообразному развитию» (А.Ф. В. Дистервег);

3) «Только человек, сознающий себя духовным существом, может сознавать человеческое достоинство свое и других людей, и только такой человек не унизит ни себя, ни ближнего поступком или положением, недостойным человека» (Л.Н. Толстой).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России и на Западе».




3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Ф.А.В. Дистервег);

2) «Истинное знание не ведет к самоуспокоению, но создает все возрастающее стремление двигаться со ступеньки на ступеньку без расположения отдохнуть или сказать: довольно, мы больше не желаем» (Р. Оуэн);

3) «Когда рассуждение отделяется от жизни, оно становится искусственным, формальным и, вследствие того, мертвым» (К.П. Победоносцев).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского «О народности в общественном воспитании».



2. Напишите реферативную работу на тему: «Полемика «славянофилов» и «западников» и ее выражение в педагогической мысли».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумывается вручить народное образование самому же народу» (К.Д. Ушинский);

2) «Не бывает воспитания повсеместно пригодного для всего человеческого рода; более того, не бывает общества, где бы различные педагогические системы ни функционировали параллельно» (Э. Дюркгейм);

3) «Чувствами детей представляются действительные, реальные предметы; их наблюдают и рассматривают; а что наблюдалось и рассматривалось – о том и рассуждают» (Ф.А.В. Дистервег).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Роль семьи и государства в воспитании личности в работах отечественных и зарубежных педагогов».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня его появления на свет, как к человеку, с полным признанием его личности» (П.Ф. Лесгафт);

2) «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора» (А.С. Макаренко);

3) «Ты, отчий дом, являешься основой всякого истинного естественного воспитания человека. Отчий дом, ты школа нравов и государства» (И.Г. Песталоцци).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы П.Ф. Каптерева «Об общественно-нравственном развитии в воспитании детей».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Сущность и проблемы нравственного воспитания в истории педагогики».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений» (Я.А. Коменский);

2) «Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средств» (И.Ф. Гербарт);

3) «Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо боле важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» (К.Д.Ушинский).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы А.С. Макаренко «Педагогическая поэма».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Диалектика взаимодействия личности и коллектива (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.): историко-логический анализ» (допускается написание работы на примере деятельности одного из указанных педагогов).

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой» (А.С. Макаренко);

2) «Основной педагогический принцип действия с необходимостью заключает в себе принцип общественного действия, трудового объединения. И, в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филантропинах эпохи Просвещения» (В.А. Лай);

3) «Несомненно, что воспитание ребенка может происходить помимо всякой преднамеренной теории и независимо от того, обращено ли на это внимание. Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами, и вся разница будет заключаться в том, что оно может воспитываться дурно тогда, когда могло бы воспитаться разумно и правильно» (Н.И. Пирогов).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Теория и практика свободного воспитания: вчера, сегодня, завтра (философско-педагогический анализ)».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего безрассуднее, чем пытаться подменить у них это умение нашим» (Ж.-Ж. Руссо).

2) «Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство вос­питания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает» (К.Д. Ушинский);

3) «Все чаще у нас прямые цели обучения приносят в жертву так называемому развитию, т.е. заботятся не столько о том, чтобы учащийся знал дело, сколько о том, чтобы схватил его конечные результаты» (Н.И. Пирогов).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Я.А. Коменского «Великая дидактика».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Становление и развитие педагогики как науки в России».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека» (К.Д. Ушинский).

2) «Если школа ставит целью давать только знания, она дает мизерно мало. Вот почему она должна давать еще кое-что – это желание и умение самостоятельно добывать знания на протяжении всей своей жизни» (П.П. Блонский);

3) «Кто никуда не плывет, для того не бывает попутного ветра» (М. Монтень).

1. Составьте конспект научно-педагогической работы К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Вопросы трудового обучения и воспитания и их значение в трудах отечественных и зарубежных педагогов».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Труд должен был лечь в основу обучения. Труд, но не принудительная трудовая повинность» (В.Н. Сорока-Росинский);

2) «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и в особенности в молодости» (А.С. Макаренко);

3) «Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» (Ф.А.В. Дистервег).

Вариант 10

1. Составьте конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей».

2. Напишите реферативную работу на тему: «Деятельность и роль педагога в России и на Западе в их историческом становлении».

3. Прокомментируйте высказывания выдающегося педагога, приведите из собственного жизненного опыта пример, подтверждающий данное высказывание. Выскажите свою собственную позицию (согласие, либо несогласие с мнением автора) и обоснуйте ее:

1) «Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» (А.В. Луначарский);

2) «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием»
(К.Д. Ушинский);

3) «Педагогическое творчество – это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, прежде всего, свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и созидать красоту своим трудом, своими усилиями. Пусть маленький ребенок повторяет то, что было уже сделано, создано другими людьми, но если это деяние – плод его собственных умственных усилий, он – творец, а его умственная деятельность – творчество» (В.А. Сухомлинский).

Основная

· Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

· Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 254 с.

· Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 223 с.

· Латышина Д.И. История педагогики и образования: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.

· Образование и наука. Будущее в ретроспективе / авт.-сост. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. – 434 с.

· Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования: западная философия образования. XX век. – СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ун-та, 2004. – 519 с.

· Сидоров Н.Р. Философия образования. Введение. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.

· Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования. Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 05050165. Профессиональное обучение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 434 с.

Дополнительная

· Абеляр П. Пролог к «Да и Нет» // Он же. История моих бедствий. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. – С.106–122.

· Августин А. Исповедь. – М.: Канон+, 1997. – 464 с.

· Аристотель. Политика // Он же. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. – С.375–644. (См. книгу VIII).

· Безрогов В.Г. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. – М.: Памятники исторической мысли, 2008. – 459 с.

· Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1977. – 575 с. (См.: «Афоризмы об истолковании природы, или О царстве человека», «Новая Атлантида»).

· Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1940. – С.148–280.

· Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

· Декарт Р. Правила для руководства ума // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.77–153.

· Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Он же. Сочинения в 2 т. Т. I. – М.: Мысль, 1989. – С.250–296.

· Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1956. – С.227–235.

· Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1956. – С.55–212. (См. часть первую, гл. IV «Задатки человека и вытекающие из них общие дидактические законы и правила»).

· Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 c.

· Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Он же. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2006. – С.244–264.

· Занин С.В. Общественный идеал Жан-Жака Руссо и французское Просвещение XVIII века. – СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2007 – 535 с. (См. Глава 3, § 1, п. I «“Естественное воспитание” в романе “Эмиль”» и п. II «Педагогический и общественный договор в романе “Эмиль” и трактате “Об общественном договоре”»).

· Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Он же. Педагогические сочинения. – Саранск: Красный Октябрь, 2002. – С.223–339.

· Исидор Севильский. Этимологии, или Начала. В XX книгах. – Кн. I–III: Семь свободных искусств. – СПб.: Евразия, 2006. – 352 с.

· Итальянский гуманист и педагог Витторино да Фельтре в свидетельствах учеников и современников. – М.: РОССПЭН, 2007. – 264 с.

· Кант И. Спор факультетов // Он же. Сочинения. В 8-ми т. Т. 7. – М.: Чоро, 1994. – С.57–136.

· Каптерев П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Он же. Детская и педагогическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. – С.296–317.

· Коменский Я.А. Великая дидактика // Он же. Избранные педагогические сочинения. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1955. – С.164–446[1].

· Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов, или Дидактическая машина, в соответствии с механическим методом сконструированная для того, чтобы в делах обучения и учения не задерживаться на месте, но идти вперед // Он же. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С.174–191.

· Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. – СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 160 с.

· Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

· Локк Дж. Мысли о воспитании // Он же. Сочинения в 3-х т.: Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С.407–608.

· Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.

· Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Он же. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1977. – С.261–359.

· Марру А.-И. История воспитания в Античности. – М.: ГКЛ, 1998. – 425 с.

· Мартин Лютер. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы // Он же. Избранные произведения. – СПб.: Андреев и согласие, 1994. – С.164–184.

· Менделеев Д.И. Заветные мысли: Полное издание. – М.: Мысль, 1995. – 413 с. (См. гл. VI «Об образовании» и гл. VII «О подготовке учителей и профессоров», С.223–300).

· Наторп П. Философия как основа педагогики // Он же. Избранные работы. – М.: Территория будущего, 2006. – С.295–383.

· Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. – М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 144 с.

· От глиняной таблички – к университету: Образовательные системы Востока и Запада в эпоху Древности и Средневековья: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Маргулис. – М.: Изд-во РУДН, 1998. – 531 с.

· Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1981. – С.61–212.

· Платон. Государство // Он же. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С.79–420. (См.: Кн. II, 374e–383c; Книги III, VII, X)

· Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 624 с. (См. статьи «Три главные принципа образования», «Педагогические трафаретки», «Границы закона», «Два типа образования»).

· Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1981. – C.19–592.

· Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.:Педагогика, 1981. – С.20–42.

· Сухомлинский В.А. [Избранные работы]. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с.

· Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищах // Он же. Избранные произведения. – Л.: Наука, 1979. – С.51–132.

· Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 544 с. (См.: «Воспитание и образование», «Прогресс и определение образования»).

· Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Джон Б. Уотсон. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – С.9–248.

· Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (ред. К. Сент-Илер и Л. Модзалевский). – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 576 с.

· Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – С.194–256.

· Ушинский К.Д. Труд и его психологическое и воспитательное значение // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1988. – С.8–26.

· Фихте И.Г. О сущности ученого и ее явлениях в области свободы // Он же. Наставление к блаженной жизни. – М.: Канон+, 1997. – С.169–258.

· Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. – СПб.: Наука, 2009. – 349 с.

· Фребель Ф. Воспитание человека // Он же. Будем жить для наших детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – С.27–86.

· Цицерон М.Т. Об ораторе // Он же. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972. – С.75–252.

· Шацкий С.Т. На пути к трудовой школе // Он же. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1980. – С.7–32.

· Эразм Роттердамский. О необходимости раннего научного воспитания детей. О методе обучения // Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса: Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1995. – С.33–62.

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики






Сейчас читают про: