Благовещение 1408г. Владимирская Богоматерь.1409г

Преображение господне 1403г. Ангельский деисус

       
 
   
 

  Московская иконопись XII-XV вв. Политическое противостояние – противостояние в искусстве. 2 направления: 1. Местное самобытное, архаичное – великокняжеская мастерская. 2. Византийское искусство эпохи «Палеологовского ренессанса». Уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам: - легкость, вытянутость, детальность лица, аристократизм. 14в. - размашистость письма; - резкое сочетание цветов; - напряженный психологический аспект; - драматизм, передача чувственности; - принципиальный отказ от канонических образов; - реальные канонизированные светские и духовные лица; 1. Святые Борис и Глеб с житием. Икона из Борисоглебской церкви в «Запрудах» в Коломне. Конец XIV в. (ГТГ) 2.«Тихвинская Богоматерь», (1383) «Спас Ярое Око». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в. Представители: Андрей Рублев (ок 1360-1430)- до 40лет мирской живописец, в мастерской великокняжеского двора «Троица», (ок 1411г) Дионисий (ок 1440-1505)- мирянин знатного происхождения, наследственный живописец. «Одигитрия Смоленская», (1482 г.) Феофан Грек (ок 1340-1410) византийский живописец «Успение», (1392)
 
 

  Творчество Андрея Рублева   XIV-XV вв. o Выражал мысли и чувства своих современников. В его работах, проникнутых вдохновением, звучала сама жизнь. o Получил большое влияние от Феофана Грека. o Рублёв видел не идею беспощадного наказания грешного человека, не мрачную безысходность и трагизм, как у Феофана а идею любви, всепрощения, милосердия. o Особенностями является русские типы лиц, а так же светлый колорит. Спас сострадающий 1410 – 1420г Преображение Господне1405г.
       
 
   
 


всепрощающий и

любящий Бог. Взгляд его не устрашает,

а утешает.

В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица ”,в память Сергия Радонежского.

Идея единства, которая может

победить рознь мира.

Отойдя от традиционных

канонов, поместил в центре композиции

единственную чашу

(символизирующую жертвенную

смерть).

Центральный ангел

(символиз. Христа)

Силуэты ангелов символиз.

круг(это достигается ритмом, движениями

позами)

“Троица” — самопожертвование как высочайшее состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

       
   


  Псковская школа иконописи XIV-XVIвв. н. 14 в. - Псков отделяется от Новгорода до 2-ой пол 14в. – Жили в состоянии войны, осады. Росписи и иконы поражают своей суровостью и мрачной выразительностью. 14-15 вв. – Рассвет Псковской иконописи Особенности: - повышенная экспрессия образов; - резкость световых бликов; - пастозность мазка; - ярко выражена контрастность цветов; - темные краски; - лики святых – мрачные; - святые на золотом или темно-желтом фоне; - основные цвета: темно-вишневый, темно-синий, темно-зеленый - густая штриховка золотистыми красками – иноколь; - тяжеловесность образов; - меняли трактовку, сюжеты и образы в сторону реализма.
 
 


«Сошествие во ад», (XIV в.)

  Ярославская школа иконописи   XII-XVIIIвв.   2 этапа развития: 1. Этап. Ярославль входит в состав Ростова (к13-н14вв.) - плотное письмо ликов с яркой подрумянкой; - сближенная цветовая гамма (вишневый, красный, коричневый); - стремление к повышенной монументальности. 2. Этап. с 16в. 2 стилистических направления: 1) к. 15-н.16вв. - простые незагруженные композиции; - тонкий мастерский рисунок; - удлиненные фигуры; - мягкий колорит. 2) к.16 - н.18вв. Местные вкусы традиции -насыщенные композиции; - упрощенный рисунок; - темноватый колорит. «Богоматерь Одигитрия», (Ок.1516 г.) «Воскресение - сошествие во ад», (1680-е г.) Церковь Ильи Пророка   Строгановская школа иконописи   н. 20-30г. XVI – к.XVIвв.   Характерные особенности: - миниатюрный размер; - сложные многофигурные композиции; - впервые образы святых стали дополнять причудливыми облаками, быстро продолжилось фантастическими пейзажами; - люди и природа изображались реалистично; - пейзажные панорамы - сияющие и чистые краски, цвета: красный, желтый, розовый, зеленый, черный, золото и серебро; - при изображении арх. коробок (церквей, палат) уделяли внимание деталям - карнизам, куполам, лестницам; - удлинение пропорций в изображении святых; - одежды и аксессуары тщательно прорисовывали. Прокопий Чирин: «Иоанн Предтеча в пустыне», (1620-е г.)
 
 


«Никита-воин», (1593г);

  Школа царских мастеров (Ушаковская)   XVIIв.   К правлению приходит династия Романовых (1605-1917гг.) Обновление художественных традиций – приглашение из Европы мастеров в единицах. Европейские традиции перетекают в Россию. · Великолепие небесного бытия сводится к декоративности; · Архитектурные изображения; · Усиливается детализация; · Повышается эмоциональная нагрузка; · Движение в композиции (подвижность); · Усиливается роль орнамента. Основной заказчик – Царский двор. Школа на содержании царской семьи, устанавливается жалование и продовольствие. Приезд мастеров увеличивается.     Ушаков Симон Федорович   1626-1686гг.   Воспитанник школы Царских мастеров, возглавил школу. Характерные особенности: 1. Направление: - соединяет традиции (черты) Строгановской и московской школ иконописи; - от Строгановской – графичность, множество деталей, золото; - от московской – страсть к повествованию, живому рассказу. 2. Направление: - диктовалось желанием заказчика. 3. Направление: манера С. Ушакова - «живописное» письмо; - правдивость, жизненность. 4. Направление: - Богдан Салтанов, представитель армянской колонии в Персии, привозит письмо по шелку «Тафтяные» «Спас Нерукотворный», (1658г.) «Богородица Умиление», (1668 г.) «Архангел Михаил попирающий дьявола», (1676г.)
 
 


«Тайная Вечеря», (1685г.)

«Христос Эммануил», (1686г.)

  Шатровая архитектура   XVI – XVII вв.   Шатровые храмы – тип древнерусского центрического, или башенного, храма. Шатёр - архитектурная форма в виде многогранной (чаще восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Четверик – часть здания, квадратной в плане формы. Восьмерик – часть здания, имеющая в плане восьмиугольник. Особенности конструкции: Ø Храм возводится на высоком цоколе – подклете; Ø Храм окружает открытая галерея – гульбище; Ø В завершении всех шатровых церквей сохранился купол, он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан, снаружи покрыт луковичной главой. Был открытым или глухим – декоративным; Ø Придел – отдельное помещение для богослужения представителей церкви со своей алтарной частью. Типы шатровых храмов: 1. Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы); 2. Шатёр на четверике без восьмерика; 3. Восьмигранный храм без четверика; 4. Композиция из нескольких шатровых пределов. Особенности декора: § Имитация в камне традиционной деревянной резьбы; § Филенка – рамка и углубление. § Люкарна – оконный проем. § Картуш - скульптурно оформленный герб на здании. § Тимпан – основная, западающая вглубь часть фронтона, портала. § Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада. § Кокошник – декоративное завершение стен церквей, аналогичное закомарам, иногда с заостренным верхом. Роль храма: · Значительное количество церквей носило, и мемориальный характер и было возведено в связи с историческими событиями правящей династии. · Шатровый храм - архитектурную модель пути к Небесному Царствию, место соединения земного с небесным.   Покровская (Троицкая) церковь в Александровской слободе — первый каменный шатровый древнерусский храм. 1510-е гг. Церковь Вознесения Господня в Коломенском,1532г.
 
 


Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Брусенском монастыре Коломны, 1552г.

Церковь Воскресения Христова в подмосковном селе Городня, 1530-е г.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках,

Москва (1649-52 гг).

Русское искусство XVII-XIX вв. Эпоха реформ Петра I   Особенности реформ Петра I 1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества. 2. Цель - приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. 3. Отсутствие системы проведения реформ. 4. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения. 5. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе. 6. Разработал план каменного строительства Петербурга. 7. Приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Итоги реформ Петра I · В России установлен режим абсолютизма. · Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. · Произошла централизация власти. · Быстрое развитие внешней и внутренней торговли. · Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе. · Достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. · Создание российского медицинского образования.     Парсуна. Формирование портрета в живописи. XVII век- начало XVIIIвека. Парсуна -изображение царей и знати в стиле иконы. Её можно разделить на 2 категории: I. (перв. половина 17 в.)мастера царской школы иконописи, они пока не чем не отличались от иконописи, выполнялись на досках с ковчегом. II. (17 век.)парсуна пишется на холсте в технике масляной живописи. . Первично акцент ставился только на изображении лица, но позже парсуны писались и по пояс, в полный рост, уделяя внимание одежде, пейзажу, заднему плану. В них передавалась важность личности, её статус и важность. Именно парсуна считается родоначальницей светского портрета. Представители портрета первой пол. 18века: И.Н. Никитин, А.М. Матвеев. Виды портретов: · Парадный(в полный рост, передача богатства, одежды, идивид. особенностей) · Полупарадный (не в полный рост, а по пояс или по колени) · Камерный(по плечи, максимум по пояс, на нейтральном фоне) · Интимный(игнорирование фона, внимание на внутренний мир человека) (парсуна царя Фёдора Ивановича. первая половина XVII в.) Князь М. В. Скопин-Шуйский». Парсуна. Первая треть 17 в «Князь А. Б. Репнин». Парсуна. Вторая пол. 17 в. Портрет царя Алексея Михайловича. Вторая пол. 17в. Русские мастера портрета научились: v Выстраивать картинную плоскость v Анатомически правильно передавать тело v Появилась перспектива v Масляная техника и законы колорита А.М. Мотвеев 1701-1739 русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи. o Иной подход к живописи o Впервые парный портрет o Ставит акцент на внутренние чувства o Световоздушная среда Парный портрет супругов Голициных- Зоркий взгляд,тонкие губы,изображены в латах.
 
 


Самая известная картина- Автопортрет с женой 1729г

Передал значения личности художника, достоинство,место в жизни.

       
   
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: