Политическое противостояние – противостояние в искусстве.
2 направления:
1. Местное самобытное, архаичное – великокняжеская мастерская.
2. Византийское искусство эпохи «Палеологовского ренессанса».
Уделяли внимание не внутреннему содержанию образов, а их внешним чертам:
- легкость, вытянутость, детальность лица, аристократизм.
14в.
- размашистость письма;
- резкое сочетание цветов;
- напряженный психологический аспект;
- драматизм, передача чувственности;
- принципиальный отказ от канонических образов;
- реальные канонизированные светские и духовные лица;
1. Святые Борис и Глеб с житием. Икона из Борисоглебской церкви в «Запрудах» в Коломне. Конец XIV в. (ГТГ)
2.«Тихвинская Богоматерь», (1383)
«Спас Ярое Око». Икона из Успенского собора Московского Кремля. Середина XIV в.
Представители:
Андрей Рублев (ок 1360-1430)- до 40лет мирской живописец, в мастерской великокняжеского двора
«Троица», (ок 1411г)
Дионисий (ок 1440-1505)- мирянин знатного происхождения, наследственный живописец.
«Одигитрия Смоленская», (1482 г.)
Феофан Грек (ок 1340-1410) византийский живописец
«Успение», (1392)
Творчество Андрея Рублева
XIV-XV вв.
o Выражал мысли и чувства своих современников. В его работах, проникнутых вдохновением, звучала сама жизнь.
o Получил большое влияние от Феофана Грека.
o Рублёв видел не идею беспощадного наказания грешного человека, не мрачную безысходность и трагизм, как у Феофана а идею любви, всепрощения, милосердия.
o Особенностями является русские типы лиц, а так же светлый колорит.
В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица ”,в память Сергия Радонежского.
Идея единства, которая может
победить рознь мира.
Отойдя от традиционных
канонов, поместил в центре композиции
единственную чашу
(символизирующую жертвенную
смерть).
Центральный ангел
(символиз. Христа)
Силуэты ангелов символиз.
круг(это достигается ритмом, движениями
позами)
“Троица” — самопожертвование как высочайшее состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.
Псковская школа иконописи
XIV-XVIвв.
н. 14 в. - Псков отделяется от Новгорода
до 2-ой пол 14в. – Жили в состоянии войны, осады.
Росписи и иконы поражают своей суровостью и мрачной выразительностью.
14-15 вв. – Рассвет Псковской иконописи
Особенности:
- повышенная экспрессия образов;
- резкость световых бликов;
- пастозность мазка;
- ярко выражена контрастность цветов;
- темные краски;
- лики святых – мрачные;
- святые на золотом или темно-желтом фоне;
- основные цвета: темно-вишневый, темно-синий, темно-зеленый
- густая штриховка золотистыми красками – иноколь;
- тяжеловесность образов;
- меняли трактовку, сюжеты и образы в сторону реализма.
«Сошествие во ад», (XIV в.)
Ярославская школа иконописи
XII-XVIIIвв.
2 этапа развития:
1. Этап.
Ярославль входит в состав Ростова (к13-н14вв.)
- плотное письмо ликов с яркой подрумянкой;
- сближенная цветовая гамма (вишневый, красный, коричневый);
- стремление к повышенной монументальности.
2. Этап. с 16в.
2 стилистических направления:
1) к. 15-н.16вв.
- простые незагруженные композиции;
- тонкий мастерский рисунок;
- удлиненные фигуры;
- мягкий колорит.
2) к.16 - н.18вв. Местные вкусы традиции
-насыщенные композиции;
- упрощенный рисунок;
- темноватый колорит.
«Богоматерь Одигитрия», (Ок.1516 г.)«Воскресение - сошествие во ад», (1680-е г.) Церковь Ильи Пророка
Строгановская школа иконописи
н. 20-30г. XVI – к.XVIвв.
Характерные особенности:
- миниатюрный размер;
- сложные многофигурные композиции;
- впервые образы святых стали дополнять причудливыми облаками, быстро продолжилось фантастическими пейзажами;
- люди и природа изображались реалистично;
- пейзажные панорамы
- сияющие и чистые краски, цвета: красный, желтый, розовый, зеленый, черный, золото и серебро;
- при изображении арх. коробок (церквей, палат) уделяли внимание деталям - карнизам, куполам, лестницам;
- удлинение пропорций в изображении святых;
- одежды и аксессуары тщательно прорисовывали.
Прокопий Чирин:
«Иоанн Предтеча в пустыне», (1620-е г.)
«Никита-воин», (1593г);
Школа царских мастеров
(Ушаковская)
XVIIв.
К правлению приходит династия Романовых (1605-1917гг.)
Обновление художественных традиций – приглашение из Европы мастеров в единицах. Европейские традиции перетекают в Россию.
· Великолепие небесного бытия сводится к декоративности;
· Архитектурные изображения;
· Усиливается детализация;
· Повышается эмоциональная нагрузка;
· Движение в композиции (подвижность);
· Усиливается роль орнамента.
Основной заказчик – Царский двор.
Школа на содержании царской семьи, устанавливается жалование и продовольствие.
Приезд мастеров увеличивается.
Ушаков Симон Федорович
1626-1686гг.
Воспитанник школы Царских мастеров, возглавил школу.
Характерные особенности:
1. Направление:
- соединяет традиции (черты) Строгановской и московской школ иконописи;
- от Строгановской – графичность, множество деталей, золото;
- от московской – страсть к повествованию, живому рассказу.
2. Направление:
- диктовалось желанием заказчика.
3. Направление: манера С. Ушакова
- «живописное» письмо;
- правдивость, жизненность.
4. Направление:
- Богдан Салтанов, представитель армянской колонии в Персии, привозит письмо по шелку «Тафтяные»
«Спас Нерукотворный», (1658г.)
«Богородица Умиление», (1668 г.)
«Архангел Михаил попирающий дьявола», (1676г.)
«Тайная Вечеря», (1685г.)
«Христос Эммануил», (1686г.)
Шатровая архитектура
XVI – XVII вв.
Шатровые храмы – тип древнерусского центрического, или башенного, храма.
Шатёр - архитектурная форма в виде многогранной
(чаще восьмигранной) пирамиды, служащая для
завершения архитектурного сооружения.
Четверик – часть здания, квадратной в плане формы.
Восьмерик – часть здания, имеющая в плане восьмиугольник.
Особенности конструкции:
Ø Храм возводится на высоком цоколе – подклете;
Ø Храм окружает открытая галерея – гульбище;
Ø В завершении всех шатровых церквей сохранился купол, он приобрел миниатюрные формы, но имеет свой барабан, снаружи покрыт луковичной главой. Был открытым или глухим – декоративным;
Ø Придел – отдельное помещение для богослужения представителей церкви со своей алтарной частью.
Типы шатровых храмов:
1. Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы);
2. Шатёр на четверике без восьмерика;
3. Восьмигранный храм без четверика;
4. Композиция из нескольких шатровых пределов.
Особенности декора:
§ Имитация в камне традиционной деревянной резьбы;
§ Филенка – рамка и углубление.
§ Люкарна – оконный проем.
§ Картуш - скульптурно оформленный герб на здании.
§ Тимпан – основная, западающая вглубь часть фронтона, портала.
§ Ризалит – часть здания, выступающая за основную линию фасада.
§ Кокошник – декоративное завершение стен церквей, аналогичное закомарам, иногда с заостренным верхом.
Роль храма:
· Значительное количество церквей носило, и мемориальный характер и было возведено в связи с историческими событиями правящей династии.
· Шатровый храм - архитектурную модель пути к Небесному Царствию, место соединения земного с небесным.
Покровская (Троицкая) церковь в Александровской слободе — первый каменный шатровый древнерусский храм.
1510-е гг.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском,1532г.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Брусенском монастыре Коломны, 1552г.
Церковь Воскресения Христова в подмосковном селе Городня, 1530-е г.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках,
Москва (1649-52 гг).
Русское искусство
XVII-XIX вв.
Эпоха реформ Петра I
Особенности реформ Петра I
1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.
2. Цель - приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.
3. Отсутствие системы проведения реформ.
4. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.
5. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.
6. Разработал план каменного строительства Петербурга.
7. Приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам».
Итоги реформ Петра I
· В России установлен режим абсолютизма.
· Петр создал государство
с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой.
· Произошла централизация власти.
· Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.
· Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.
· Достигнут огромный прогресс в области науки и культуры.
· Создание российского медицинского образования.
Парсуна. Формирование портрета в живописи.
XVII век- начало XVIIIвека.
Парсуна -изображение царей и знати в стиле иконы.
Её можно разделить на 2 категории:
I. (перв. половина 17 в.)мастера царской школы иконописи, они пока не чем не отличались от иконописи, выполнялись на досках с ковчегом.
II. (17 век.)парсуна пишется на холсте в технике масляной живописи.
. Первично акцент ставился только на изображении лица, но позже парсуны писались и по пояс, в полный рост, уделяя внимание одежде, пейзажу, заднему плану.
В них передавалась важность личности, её статус и важность.
Именно парсуна считается родоначальницей светского портрета.
Представители портрета первой пол. 18века:
И.Н. Никитин, А.М. Матвеев.
Виды портретов:
· Парадный(в полный рост, передача богатства, одежды, идивид. особенностей)
· Полупарадный (не в полный рост, а по пояс или по колени)
· Камерный(по плечи, максимум по пояс, на нейтральном фоне)
· Интимный(игнорирование фона, внимание на внутренний мир человека)
(парсуна царя Фёдора Ивановича.
первая половина XVII в.) Князь М. В. Скопин-Шуйский».
Парсуна. Первая треть 17 в
«Князь А. Б. Репнин». Парсуна.
Вторая пол. 17 в. Портрет царя Алексея Михайловича.
Вторая пол. 17в.
Русские мастера портрета научились:
v Выстраивать картинную плоскость
v Анатомически правильно передавать тело
v Появилась перспектива
v Масляная техника и законы колорита
А.М. Мотвеев
1701-1739
русский художник, один из основателей портретного жанра в русской живописи.
o Иной подход к живописи
o Впервые парный портрет
o Ставит акцент на внутренние чувства
o Световоздушная среда
Парный портрет супругов Голициных-
Зоркий взгляд,тонкие губы,изображены в латах.
Самая известная картина- Автопортрет с женой 1729г
Передал значения личности художника, достоинство,место в жизни.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: