– создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
– индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
– конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:
– общедоступное и бесплатное школьное образование;
– обязательное и бесплатное основное общее образование;
– общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;
– общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;
– общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование;
– бесплатное высшее профессиональное образование на конкурсной основе;
– бесплатное послевузовское на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;
– дополнительное образование, для детей – на бесплатной основе;
– общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
«История педагогики и философия образования»
Подписано в печать…… Формат 60*84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 1,3. Тираж 300 экз. Заказ…….
ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. пед. ун-т», Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
[1] Также в: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
(вторая половина XII в.)
характерна была шлемовидный купол
Спаса на Нередице (1198)
купол тяготеет в луковичныой форме
Во второй половине XIV в. складывается классический тип храма: Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное.
(1360—1361)
Спаса на Ильине улице (1374)
Фресковая живопись
Фреска- техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.
одна из основных техник стенных росписей.
Характерные черты:
-ясность идеи
-реальность изображений
-доступность
Новгородские фрески XIV в. отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения.
Примечательны фрески спаса на Ильине улицы, выполненные Феофаном Греком.
икона «Ангел Златые власы» 12 в.
-чувствуется чуткая и робкая
человеческая душа.
-Высокая чистота и красота образа.
- Сильные народные традиции
Спас Вседержитель. 1378 г. Святая Троица. 1378 год.
Роспись купола церкви Фреска восточной стены
придела Св. Троицы.
Фрески купола. 1378 год
Сложение московского кремля.
XXI – XVI вв.
Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку.
В 1367 году(князь Дмитрии Донском), деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня.
Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари.
В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич.
По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79),Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий.
В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями
Успе́нский собор Московского Кремля
православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Храм шестистопный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
Благове́щенский собо́р— православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля.
Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным.
Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле — православный храм, расположенный наСоборной площади Московского Кремля.
Архангельский собор, построенный в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Он сумел органично соединить в архитектуре собора черты древнерусского зодчества с новшествами венецианской архитектуры эпохи Возрождения.
Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры.
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о Казани и победе над Казанским ханством.
Структура храма
Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Десять куполов над храмом (по числу престолов):
Покрова Богородицы (центр.),
Св. Троицы (вост.),
Входа Господня в Иерусалим (зап.),
Григория Армянского (сев.-зап.),
Александра Свирского (юго-вост.),
Варлаама Хутынского (юго-зап.),
Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
Николая Чудотворца Великорецкого (юж.),
Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
Василия Блаженного
плюс один купол над колокольней.
Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:
Троицы,
в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
Входа во Иерусалим,
в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),
свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября),
Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.
Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари.
Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре. Грановитая Палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией.
Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
Царь-колокол
Свосточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Иконопись
X-XVIIвв.
Икона греч. «изображение» первообраза.
Духовная истина – Иконография, Канон (образцы, прориси):
- сковывали мысль, творчество художника;
- дисциплинировал художника; помогал зрителю.
Тип Богоматери:
1. «Умиление»
2. «Одигитрия» - «Путеводительница»
3. «Оранта» - «Панагия» (в полный рост)
4. «Знамение»
5. «Взыграние»
6. «Млекопитательница».
Икона подчеркивает расстояние и разницу между высшим миром и земным бытием=
· Обратная перспектива – приближает изображение к молящемуся
· Условность – преодоление телесности, символика цвета, небольшая глубина пространства; фон- золото; свет – безграничие.
Икона – доска (липа, сосна, в гр. кипарис), покрытие- левкас/греч-белый/меловый грунт.
Темпера – краска на яичном желтке, покрытие – олифа/греч.масло/вместо лака.
Иконостас – перегородка из икон перед алтарем
(с XVв. – обязательная часть внутреннего убранства храма).
Таблетки – небольшие двусторонние иконы (в праздник – на аналое).
Клейма – житие – небольшие сюжеты по периметру иконы.
Оклад – тонкое металлическое покрытие иконы, оставляющее открытым изображение лица и рук.
Новгородская иконопись
X-XVI вв.
10в. – Зарождение иконописи.
10 – н.11вв – Приезжают мастера из Византии (из Константинопольской школы).
12 – 13вв. – Первый рассвет иконописи.
к.13 – н.14вв. – Пауза (Татаро–монгольское нашествие).
К.14 – 15вв. – «Золотой век». Наивысшая волна рассвета.
Особенности:
· Новгородская школа отличалась жизнеутверждающей силой;
· Художественный язык – прост, лаконичен, четок;
· Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов;
· Н. ш. свойственны, особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля;
· Широко используют разнообразные декоративные элементы;
· Выделяется стремительность движения, техника письма отличалась особой свободой и смелостью;
· Наблюдаются линейно–графические, близкие к Иконе в житие приемы иконописи, статические композиции;
· Символика, свойственная Византии;
· Изображали местных «избранных» святых: Флор и Лавр, образ Ильи, Св. Анастасью, Св. Просковью;
Написанные в фас, в одинаковых позах, различаясь лишь внешними атрибутами, они стоят плечо к плечу, сурово глядя в лицо молящемуся;
· Религиозное своеобразие – тесная связь с жизненными потребностями (жизненное отношение, сближение с жизнью святых);
· Новгардизм – икона расписана с двух сторон;
Четко просматривается лик, асимметрия;
Плавная манера письма – неуловимый переход от света к тени, единство цвета.
Цветовая гамма – сложная, сильная; экспрессия, аскетизм.
Главные иконы – настолпные во весь рост;
Второстепенные иконы – лицо.
«Апостолы Петр и Павел», (сер XI)
дерево, яичная темпера из Софийского собора
«Святой Георгий», (30-40г XIIв.). Дерево, яичная темпера
«Спас Нерукотворный», (30-90г. XIIв.)
Представители:
Феофан Грек (ок 1340-1410) византийский живописец. По особому приглашению, более 40 церквей.
«Спас Вседержитель»
Феофа́н Грек
XIV –XVвв.
великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне
Ø Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя.
Ø внес в Русское искусство понятие русской хрестьянской символики.
Ø Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.)
v Им расписаны:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
Архангельский собор Кремля(1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
v Им написаны знаменитые иконы:
Икона Божией Матери Донская (1380?)
Успение (1380?)
Преображение (1408)
Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля
v Известные работы:
фрески церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде (1378)
Деисус из иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля (90-е гг. XIV в.)
v Влияние на:
Андрей Рублёв
Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
"Христос Пантократор".
Фреска в куполе церкви
Спаса на Ильине в Новгороде. 1378
"Столпник" Авель. Фреска Церковь Спаса
Преображения
Фреска в церкви Спаса на Ильине.
.
Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: