– создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;
– индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;
– конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
[1] Также в: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.
(вторая половина XII в.)
характерна была шлемовидный купол
Спаса на Нередице (1198)
купол тяготеет в луковичныой форме
Во второй половине XIV в. складывается классический тип храма: Стремление к наибольшей монолитности и стройности общего архитектурного облика. Соразмерность главных объемов – самое основное.
(1360—1361)
Спаса на Ильине улице (1374)
Фресковая живопись
Фреска- техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. одна из основных техник стенных росписей. Характерные черты: -ясность идеи -реальность изображений -доступность Новгородские фрески XIV в. отличаются эмоциональной напряженностью, смелой трактовкой движения, свободой живописного исполнения. Примечательны фрески спаса на Ильине улицы, выполненные Феофаном Греком.
икона «Ангел Златые власы» 12 в. -чувствуется чуткая и робкая человеческая душа. -Высокая чистота и красота образа. - Сильные народные традиции Спас Вседержитель. 1378 г. Святая Троица. 1378 год. Роспись купола церкви Фреска восточной стены придела Св. Троицы.
Фрески купола. 1378 год
Сложение московского кремля.
XXI – XVI вв.
Первоначально Кремль служил укреплением посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглинной в Москву-реку. В 1367 году(князь Дмитрии Донском), деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79),Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями
Успе́нский собор Московского Кремля православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Храм шестистопный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. Благове́щенский собо́р— православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площадиМосковского Кремля. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла (Арха́нгельский собо́р) в Кремле — православный храм, расположенный наСоборной площади Московского Кремля. Архангельский собор, построенный в 1505-1508 гг. итальянским архитектором Алевизом Новым. Он сумел органично соединить в архитектуре собора черты древнерусского зодчества с новшествами венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о Казани и победе над Казанским ханством. Структура храма Высота храма составляет 65 метров. Куполов всего 11. Десять куполов над храмом (по числу престолов): Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа Господня в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) Василия Блаженного плюс один купол над колокольней. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань: Троицы, в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки), Входа во Иерусалим, в честь муч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября), свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября), Александра Свирского (17 апреля и 30 августа), Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста), Григория Армянского (30 сентября). Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. Грановитая палата была заложена в 1487г. итальянским мастером Марко Фрязином как парадный тронный зал для торжественных приемов в новом великокняжеском дворце Ивана III. Строительство ее закончил в 1491г. ломбардский архитектор Пьетро Антонио Солари. Здание выстроено из кирпича. Приемный зал в виде одностолпной палаты, перекрытой четырьмя крестовыми сводами расположен на высоком цокольном этаже. С запада к нему примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Квадратная в плане палата, перекрытая сводами, опирающимися на стены и центральный столб, – наиболее распространенный в русской гражданской архитектуре ХV-ХVIвв. тип зальных помещений. На протяжении двух столетий Грановитая палата площадью 495кв.м. оставалась самым большим залом в русской архитектуре. Грановитая Палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича. Царь-колокол Свосточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров.
Иконопись
X-XVIIвв.
Икона греч. «изображение» первообраза. Духовная истина – Иконография, Канон (образцы, прориси): - сковывали мысль, творчество художника; - дисциплинировал художника; помогал зрителю. Тип Богоматери: 1. «Умиление» 2. «Одигитрия» - «Путеводительница» 3. «Оранта» - «Панагия» (в полный рост) 4. «Знамение» 5. «Взыграние» 6. «Млекопитательница». Икона подчеркивает расстояние и разницу между высшим миром и земным бытием= · Обратная перспектива – приближает изображение к молящемуся · Условность – преодоление телесности, символика цвета, небольшая глубина пространства; фон- золото; свет – безграничие. Икона – доска (липа, сосна, в гр. кипарис), покрытие- левкас/греч-белый/меловый грунт. Темпера – краска на яичном желтке, покрытие – олифа/греч.масло/вместо лака.
Иконостас – перегородка из икон перед алтарем (с XVв. – обязательная часть внутреннего убранства храма). Таблетки – небольшие двусторонние иконы (в праздник – на аналое). Клейма – житие – небольшие сюжеты по периметру иконы. Оклад – тонкое металлическое покрытие иконы, оставляющее открытым изображение лица и рук.
Новгородская иконопись
X-XVI вв.
10в. – Зарождение иконописи. 10 – н.11вв – Приезжают мастера из Византии (из Константинопольской школы). 12 – 13вв. – Первый рассвет иконописи. к.13 – н.14вв. – Пауза (Татаро–монгольское нашествие). К.14 – 15вв. – «Золотой век». Наивысшая волна рассвета. Особенности: · Новгородская школа отличалась жизнеутверждающей силой; · Художественный язык – прост, лаконичен, четок; · Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов; · Н. ш. свойственны, особая полнокровность, конкретность, энергичный лаконизм стиля; · Широко используют разнообразные декоративные элементы; · Выделяется стремительность движения, техника письма отличалась особой свободой и смелостью; · Наблюдаются линейно–графические, близкие к Иконе в житие приемы иконописи, статические композиции; · Символика, свойственная Византии; · Изображали местных «избранных» святых: Флор и Лавр, образ Ильи, Св. Анастасью, Св. Просковью; Написанные в фас, в одинаковых позах, различаясь лишь внешними атрибутами, они стоят плечо к плечу, сурово глядя в лицо молящемуся; · Религиозное своеобразие – тесная связь с жизненными потребностями (жизненное отношение, сближение с жизнью святых); · Новгардизм – икона расписана с двух сторон; Четко просматривается лик, асимметрия; Плавная манера письма – неуловимый переход от света к тени, единство цвета. Цветовая гамма – сложная, сильная; экспрессия, аскетизм. Главные иконы – настолпные во весь рост; Второстепенные иконы – лицо.
«Апостолы Петр и Павел», (сер XI) дерево, яичная темпера из Софийского собора «Святой Георгий», (30-40г XIIв.). Дерево, яичная темпера
«Спас Нерукотворный», (30-90г. XIIв.)
Представители:
Феофан Грек (ок 1340-1410) византийский живописец. По особому приглашению, более 40 церквей.
«Спас Вседержитель»
Феофа́н Грек
XIV –XVвв.
великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне Ø Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. Ø внес в Русское искусство понятие русской хрестьянской символики. Ø Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) v Им расписаны: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа) Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным) Архангельский собор Кремля(1399) Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405) v Им написаны знаменитые иконы: Икона Божией Матери Донская (1380?) Успение (1380?) Преображение (1408) Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля v Известные работы: фрески церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде (1378) Деисус из иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля (90-е гг. XIV в.) v Влияние на: Андрей Рублёв
Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. "Христос Пантократор". Фреска в куполе церкви Спаса на Ильине в Новгороде. 1378 "Столпник" Авель. Фреска Церковь Спаса
Преображения
Фреска в церкви Спаса на Ильине.
.
Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: