double arrow
Летний Дворец

Павла в

Петропавловский собор Храм апостолов Петра и

Здание Двенадцати коллегий-это грандиозное 3х этажное сооружение.Каждый корпус завершала четырехскатная крыша, все 12 корпусов тесно примыкали друг к другу.

Гетмана, 1720

Портрет напольного

Портрет врача И.А.Ацаретти Портрет Петра Великого

1724-1725г1724-1725г,

И.Н.Никитин 1680 —1742 русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. o Ранние работы ещё содержат следы парсуны o Один из первых отошел от традиционного иконописного стиля o Начал писать картины с перспективой     Царевна Прасковья Портрет канцлера Ивановна, 1714 Головкина, 1720-е годы
 
 


    Строительство Петербурга. Петровское барокко. барокко 1697—1730 гг. в 1697 – 1730 годы стоиться Санкт Петербург. Положение в стране было не стабильны, постоянные мятежи и восстания. Город стоили лихорадочно быстро. Петр пытался привнести в архитектуру нечто новое, отойти от традиций Византии. Господство стиля барокко, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской архитектуры.   Основные архитектурные постройки Санкт-Петербурга в стиле петровского барокко: • Меншиковский дворец; • Здание Двенадцати коллегий; • Петропавловский собор; • Александро-Невская лавра; • Кикины палаты.   Свойственны: · простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. · Простота и рациональность · Многоцветная красочная архитектура · церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой. · Архитектор Доминико Трезини (1670—1734)   Доминико Трезини 1670—1734 Родился и вырос в Швейцарии, , учился в Италии. первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Он вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения.     Меньшиковский дворец. построенный для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова . Первое каменное здание.  
 
 





       
 
   
 


Басманной слободе

Кунстка́мера — кабинет редкостей.Первый музей россии обладает множеством старинных предметов.

 
 


Дворец по праву можно отнести к первому российскому коттеджу из-за его небольшого размера. Архитектор преследовал цель – увековечить победу нашей страны в Северной войне.



  Елизаветинское барокко   1740 – 1760гг.   Особенности:
  • Крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы.
  • Живописность, пластичность форм.
  • Большие залы и анфилады, широкие парадные лестницы.
  • Причудливость в интерьерах, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета.
  • Элементы архитектурных ордеров
  • На потолках выполнялись живописные плафоны.
  • Осталась и усилилась цветовая гамма барокко в сочетании с белыми ордерными вставками.
  • В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы.
  Храм Священномученика Климента, Папы Римского, арх. П.А.Трезини   Мариинский дворец
 
 


Никольский морской собор, С.И.Чевакинский

Дворец Шереметьевых на Фонтанке

  Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли   1700-1771   Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель елизаветинского барокко.   Для Растрелли характерно:
  • Исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота.
  • Избегает криволинейности.
  • Стремление насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки.
  • Праздничный характер архитектуры.
  • Богатый декор, обилие лепных украшений, коринфские пилястры, восприятие архитектурного сооружения как живописного произведения.
  • Использование полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора
    Большой Петергофский дворец   Воронцовский дворец
 
 


Смольный Воскресения Христова собор

Южный фасад Зимнего дворца

Большо́й Екатерининский дворец

Декор:

Формирование классицизма в русской архитектуре.   Ранний классицизм   2 пол.XVIII – н.XIXвв.   1762-1780гг. К власти приходит Екатерина II (императрица всероссийская 1762-1796): · максимальное закрепощение крестьян и всестороннее расширение привилегий дворянства; · взят курс на просвещение, «смягчение нравов» России; · декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям заказчиков и изменившимся эстетическим воззрениям - возникновение классицизма; · небывалый масштаб организованного государственного градостроительства, формировались ансамбли центров;   Екатерининскому классицизму свойственны: Ø сохраняется ещё пластика, обогащённость и динамика форм, присущая барокко и рококо. Ø некоторая непроявленность форм, Ø женственность, Ø легкая эклектичность, Ø противоречивость и неясность, Ø отсутствие главного направления     В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н. А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги).   Академия художеств в Петербурге   Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.)
 
 


Павильон «Эрмитаж» (1760г.), К.И.Бланк

 
 


Антонио Ринальди. Китайский дворец (1762-1768 гг.)

 
 


Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.)


Мраморный дворец (1768-1785 гг.)

 
 


Орловские ворота (1777-1782 гг.)

 
 


Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) В.Ф.Бренн

 
 


Дворец Г.А.Демидова. Ж.Б.Валлен-Деламонт. А.Ф.Кокоринов

 
 

  Чарльз Камерон   1743-1812   Один из первых палладианских архитекторов, работавших в России · В архитектуре использовал мотивы характерные римским термам. · Применял контраст массивных, монументальных форм цокольного этажа и лёгкой открытой галереи верхнего яруса. · Особая изысканность и утончённость форм и декор. · В отделке мастерски применял разнообразные материалы: инкрустацию слоновой костью, стекло с цветной подкладкой из фольги и т.п.     Камеронова галерея 1783—1786   «Агатовые комнаты»
 
 


Зелёная столовая в Екатерининском дворце.

 
 


Павловский дворец Малые (железные)

китайские мосты

       
 
   
 


Софи́йский собо́р

 
 

  Зрелый классицизм (Строгий Екатерининский)       1780-1800гг.       Ø Расширение просвещения, Ø Активная застройка городов, Ø Складываются новые типы зданий.   Характерные особенности: — строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио; — главным законом архитектурной композиции была симметрия; — подчеркивание центра, общая гармония частей и целого; — широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов; — в интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций; — парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном).   Зодчие зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.   Представители: В.И.Баженов (1738-1799)   Владимирская церковь в Быково Пашков дом
       
 
   
 


М. Ф. Казако́в (17381812)

Сенатский дворец

       
 
   


Царицынский дворец

Московский государственный университет(но был перестроен после пожара)

 
 


Ансамбль Таврического Дворца И. Е. Старов (1783—1789)

Здание Академии наук (Джакомо Кваренги)

Екатерининский дворец

 
 

Павловский классицизм 1796-1801 гг. Романтический вариант классицизма. Испытал влияние средневековой готики, в результате именовался неоготика. Чесменский дворец (1774—1777) Ю. М. Фельтен     Михайловский(Инженерный)замок 1797—1801     напоминает южно-европейский замок Стиль замка мужественный, даже воинственный Поздний классицизм - Александровский 1800 – 1812гг · Историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века · Проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812г. · Тесно связан с деятельностью Александра I · Опирается на идеи и философию Древней Греции · В моду входили колонны мощного и строгого дорического ордера · Простота · Множество аллегорических скульптур     Представители: А. Воронихин (1759-1814) Здание Горного института, Петербург (1806-1808).     Казанский собор (1801-1811).
 
 


Жан Тома́ де Томо́н (1760-1813)

Здание Биржи с ростральными колоннами

 
 


Стрелка Васильевского острова

 
 


А.Д. Захаров

Здание Главного Адмиралтейства, Петербург (1806-1823)

     
 
 
 


Явилось переходом от классицизма к ампиру

Русский Ампир 1812-1830 · от франц. empire – империя, имперский стиль -стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве первой трети 19 в., · завершивший развитие классицизма. Ему характерно: · стремление к величию и грандиозности, · массивные архитектурные формы · опора на стили Древней Греции, Древнего Рима и Египта Возник во Франции во время правления Наполеона I (1804—15), позднее получил распространение в Европе и России.     В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы · использует классические ордерные системы, · усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. · Композиции зданий строго симметричны, торжественны. · Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира (изображения доспехов, лавровых венков, орлов). · Большое значение - синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — и монументальной живописи. · Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.   Представители: К. И. Росси (1775-1849) Александринский театр в Петербурге (ныне Ленинградский театр драмы имени А. с. Пушкина). 1828 – 1832       Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. 1819—29 гг.
 
 


Александровский столб

Здание Главного штаба


Здание Сената и Синода

 
 


Михайловский дворец (1819-1825)

 
 


Васи́лий Петро́вич Ста́сов (1769-1848)

Спасо-Преображенский собор (1827—1829)

 
 


Тро́ице-Изма́йловский собо́р


Нарвские ворота (1827—1834) Московские триумфальные ворота (1834—1838)

       
   
 


Исаакиевский собор (1819-1858)

 
 

    Скульптурный портрет.   Вторая пол 18в.- начало 19в.   Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Русский классицизм явился стимулом для развития скульптуры. Особенности: · идеи гражданственности и патриотизма · Интерес к “героической античности” · смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Поликрат, Марсий, Геркулес. · стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском идеально гармонически ясное, совершенное начало Яркие представители: Ф.И. Шубин, М.И.Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос, Фальконе. ШУБИН Федот Иванович   1740-1805 o Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. o Первое произведение Шубина — бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына- свидетельствует уже о полной зрелости мастера o использовал очень замкнутую и ограниченную форму бюста o образы необычайной выразительности, исключительной энергии       Бюст А.М.Голицына. бюст Потемкина- Таврического (1791) сложность его натуры, психологический склад и движение мысли  
 
 


бюст адмирала Чичагова (1791)

       
   
 







Сейчас читают про: