double arrow

Портрет духовника императрицы

М. А. Румянцевой (1764 г.). петербургского архиепископа

Ф.И.Краснощекова

Портрет казацкого атамана

Г 1755 г.

Портрет Н.И.Тишинина Портрет К.И.Тишининой

Петровны 1743г

Портрет Елизаветы

Портрет Сарры-Элеоноры Фермор и Вльгельма Георга Фермора 1750г

o Дисбаланс пропорций тела

o Богатая цветовая палитра

o Орнаменты дана без перспективы

o Гармоничное состояние

o Эффект неподвижности

o Композиция статична

 
 


       
   


Антропов Алексей Петрович 1716 - 1795 --Для него были интересны не внешность, а сами люди. --Уделял большое внимание пожилым людям. --Заложил многие характерные черты более позднего русского портретного искусства --- много портретов «князей церкви» характерные для творчества художника черты: предельная откровенность , стремление к передаче своеобразия внешнего и внутреннего облика человека, увлечение цветовыми контрастами, острая наблюдательность Его творчество оказало большое влияние на дельнейшее развитие портретного жанра,а в честности на стиль Д. Г. Левицкого. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой А. В. Бутурлиной (1763) 1759г
 
 


Акцент на национальность.

       
   
 


С. Кулябки 1760 г

 
 


Елизаветы Петровны Ф. Дубянского,

проникнутых той же удивительной

достоверностью и откровенностью

 
 


портрет Петра III (1762 г.)

нисколько не облагораживает

тщедушную,почти уродливую

фигуру императора, а помпезная

обстановка показывает не

соответствует кукольному образу

Крестьянский жанр Венецианов Алексе́й Гаври́лович 1780—1847 1. Происходят крестьянские восстания во главе с Пугачевым, 2. 1812г. Отечественная война – война партизан с Наполеоном (сила народного единства), 3. 1825г. Восстание Декабристов (установление конституционных норм одинаковых для всех) Т. О. происходит отвержение классицизма, ему на смену романтизм и реализм. Характерные особенности для Венецианова · Привлечение внимания аристократов к жизни крестьян, · воспевание крестьянской жизни, · наделял крестьян признаком значимости. · Многоплановость в групповых картинах «Гумно» (1821)
 
 


На пашне. Весна, (1820)

 
 


«Крестьянские дети в поле»

 
 

Бытовой жанр XIX в • Художники останавливали теперь свой взгляд не только на элите общества, но и на представителях из народа. • Попытка через изображение понять то, что происходило в жизни, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее. • Высказать то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народный чаяний и надежд • Способность художника собрать в картине образы, пробуждающие в зрителе гнев, возмущение и готовность к действию.   Федотов Павел Андреевич 1815-1852 Мещане, купечество получают значимое положение в обществе за счет доходов, а аристократы утрачивают денежные средства --взаимовыгодные договора – женитьба. • Рисунки, эскизные наброски - карикатура • Рельефно выставляет на показ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов • Не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета • Экспрессия переходит в гримасу • В живописи характер его произведений менялся, становился менее изысканным • Типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастали • Нагромождённость композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью • Идея ложившаяся в основу композиции, становилось более серьёзной и близкой к жизни • Открыл новую, никем не тронутую до него жилу национальности и сатиры Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка, 1843
 
 


Освящение полковых знамён в зимнем дворце 26 марта 1839 года, 1839

 
 


Свежий кавалер, 1847

 
 


Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме), 1851

 
 

  Перов Василий Григорьевич   1834-1882 Художественные особенности • Ранние произведения проникнуты анекдотически «обличительным» настроением - живописные карикатуры; • Тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту; • Дополнительно нагнетает обстановку; • Использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены; • Писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни; • Персонажи полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; • Яркая индивидуальность сочетается с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», (1862)
 
 


«Тройка». Ученики мастеровые везут воду, (1866)

 
 


«Спящие дети», (1870)

 
 


«Приезд гувернантки в купеческий дом», (1866)

 
 


«Портрет Ф. М. Достоевского»,(1872)

 
 


«Охотники на привале», (1871)

 
 


«Суд Пугачева», (1875)

 
 

Развитие исторического жанра XVII-XX вв. Один из жанров изобразительного искусства, • посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; • в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. • Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. • Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. • Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы. • В XVII—XVIII вв. исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем, как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты. • К. XIX — н.XX века - сложилась ветвь исторического жанра, обобщавшая характерные черты, национальное своеобразие русского исторического быта. • Главный путь исторического жанра - интерес художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей. • Эволюция исторического жанра обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в XVIII–XIX вв). Представители: В.И. Суриков (1848-1916) • отразил в своих полотнах яркие исторические события, • героические национальные характеры, • полную внутренних противоречий историю русского народа. • Художник показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, • запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, • объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта. «Утро стрелецкой казни»
 
 


«Боярыня Морозова»

 
 


«Меншиков в Березове»

«Взятие снежного городка».

 
 


«Покорение Сибири Ермаком»

 
 


«Переход Суворова через Альпы»

Иванов Александр Андреевич (1806-1858)

Русский живописец-философ, обращался одновременно и к прошлому и к будущему искусства — это итог его нравственных и эстетических исканий.

Явление Христа народу. 1837-57

 
 


"Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-33)

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

 
 


Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора

 
 


Карл Брюллов (1799-1852)

В портретах Брюллова:

• импульсивность и неуловимое движение,

• они приятны и темны по колориту.

• Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

• Все картины Брюлова - это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера.

• В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение.

• Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение.

• Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов.

"Последний день Помпеи«,1833

       
 
   
 


Всадница,1832

Итальянский полдень 1827

 
 


Нарцисс, смотрящий в воду 1819

  Пейзажная живопись в русском искусстве. XIX век. · В 19 в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась крымская война 1853-1856 гг., · умер император Николай 1, · взошедший на престол Александр 2 осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы Ощущалась острая потребность в переменах Художники стремились к тому, чтобы их иск-во было связано с решением соц-х проблем. Такими художниками были художники-передвижники. В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны -пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, видопределенных местностей и городов - субъективная- выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний. Особенности: § природа перестала использоваться как выражение собственных чувств § Художники стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. § В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление - реалистический, национальный пейзаж. § выдающиеся художники: Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи, Левитан.   Ива́н Ива́нович Ши́шкин 1832—1898 Русский художник-пейзажист, живописец. Ранний период: · дробность форм · четко размечая планы · нет единства образа · тонкая световоздушная и колористическая координация зон неба и земли Зрелость: · избегает зыбких, переходных состояний природы · фиксирует ее высший летний расцвет · тональное единство · Монументально-романтический образ «Вид на острове Валааме» 1858г. «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869)
 
 


«Среди долины ровныя...»,1810 г.


«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» 1872г.

 
 


«Рожь» (1878)

 
 


Сосны, освещенные солнцем», 1886

 
 


Туман в сосновом лесу 1888 г.

 
 


-Выполнена совместно с

Савицким Константином.

Толчком служила картина

- Туман в сосновом лесу 1888 г.

-Чувствуется глубина оврага,

глушь

«Утро в сосновом лесу» 1889 г.

 
 


самая крупная по размерам в

творчестве Шишкина) –

как бы последний,

завершающий образ.

Корабельная роща 1898 г.

  Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов 1830—1897 Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. Особенности: Ранний период творчества: • Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. • Сказывается внешнее влияние романтизма • Восприятие природы и человека воедино • Реалистичность, контрастность, живость Активная творческая деятельность: • Расширение территории пейзажей, ездит по Волге, на Оку, в Нижний Новгород и др. • Появление религиозной и философской тематики • Тонкий колорит • Более тонкая детализация • Одухотворение человека и природы Поздний период творчества: • Резкий спад и ухудшение здоровья • Больше тёмных и серых тонов в работах • Всё больше рисует в графике • Смело экспериментирует с штрихом • Грустные нотки в картинах Камень в лесу у Разлива.
 
 


Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854

 
 


Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854

 
 


Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859

       
   


Сухарева башня. 1872

Грачи прилетели. 1879

       
   
 
 


Радуга. 1875

Сосны на берегу озера.

1880-1890-е

 
 


Весна. Огороды. 1893

  Василий Поленов 1844-1927 Особенности: · соединяет пейзажный и бытовой жанры · пытался представить целостную картину жизни · становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа». · Преобладает пленэрная живопись Над картиной "Воскрешение дочери Иаира" работал совместно с Репиным. Приверженц национально-демократического искусства.Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты. - создана с натуры в арбатском переулке - написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труд - жемчужин русской школы живописи - Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.
 
 


«Московский дворик»1878г.

· единую колористическую гамму

· Слияние человека с природой

· гармонично сочетаются разные

аспекты восприятия жизни

Бабушкин сад. 1878

 
 


Заросший пруд. 1879


Старая мельница. 1880

       
 
   


Сказитель былин Теремной дворец. Наружный вид. 1877

Никита Богданов.

 
 


«Христос и грешница»,1888г.

       
   
 
 


Парфенон. Храм Афины-Парфенос.

1881-2 В парке. Нормандия. 1874

Исаак Левитан 1860-1900 ž "Певец русской природы", "чуткая поэтическая душа» ž В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. ž Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. ž Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. ž Глубокий психологизм - очень важная черта творчест­ва художника. ž Живопись Левитана обрела несравненное качество - точность воспроизведения предметного мира, воздушной среды, светотени, цвета. ž Мастер пейзажной живописи, он досконально изучил жизнь природы и в высокой поэтической форме, с необычайной проникновенностью запечатлел природу «Дуб»,1880
 
 


«Берёзовая роща»,1885-1889

 
 


«У берега моря. Крым»,1886

 
 


Вечер. Золотой Плёс,1889


У омута,1892

Март,1895

 
 


Золотая осень,1895

 
 

Куинджи Архип Иванович 1842-1910 Характерные черты: • Световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, позволяли Куинджи добиваться почти полной иллюзии освещения. • Для поздних работ художника характерны декоративность и внешняя эффектность цветового строя. • Усиление красок натуры, контрастное сопоставление освещенных и затемненных участков картин. • Изображение наиболее выразительных по освещению состояний природы • Использование острых композиционных приемов, таких как, высокий горизонт и световые эффекты • Создание художником не просто пейзажей, а пейзажи-размышления, картины, которые обладали необыкновенной магической силой • Художник преследует одну истину - красоту земного блага, достигаемую им путем обобщения натурных впечатлений. Лунная ночь на Днепре, 1880г
 
 


Берёзовая роща 1879г


Кавказ 1890-1895

Вид на Кремль с Замоскворечья(1882)

 
 


Вечер на Украине (1878)

Национальные традиции к.XIX - н. XX вв. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Значительно выросли ряды интеллигенции. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века". В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры. К этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок». В начале XX в. возник "русский авангард". Искусcтво конца XIX. - было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. - окончательно был утвержден реализм- правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости - Центральной темой искусства стал народ Цель: борьба за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.   Нестеров Михаил Васильевич 1862—1942 русский и советский художник-живописец · ранние работы ещё по передвижнические сюжетно-бытописательны · позднее,вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты · Под воздействием живописи французского символизма подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. · роспись Владимирского собора в Киеве (1890–1895) · Религиозные сюжеты · создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. · изобразил он неброскую красоту среднерусской природы: лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России Видение отроку Варфоломею (1889–1890)
 
 


чувством чудесного проникнуты

в равной мере и фигуры,

и типически-среднерусский пейзаж.

На горах (1896)


В картине художник одним

из первых в русской живописи по

пытался создать образ родины.

Святая Русь 1901—1906


На ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия),пришедшие к Нему каждый со своей бедой.

На Руси. Душа народа 1914—1916

 
 


«Девушка у пруда. Портрет Н. «Портрет скульптора М.Нестеровой», 1923 Веры Мухиной», 1940

           
   
 
 
   


Осень в деревне. 1942. ГТГ

Рябушкин Андрей Петрович 1961-1904 Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. · серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. · Значительная часть произведений посвящена русскому пейзажу · идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей · В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам.   Московская улица XVII века в праздничный день, 1895 Снятие с креста (Голгофа), 1890
 
 


«Свадебный поезд в Москве» (1901)

оживают образы древней Москвы XVII столетия.


Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899

       
 
   
 


Семья купца в XVII веке, 1896

Едут!

(Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

Малявин Филипп Андреевич (1869—1940) русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн». Особенности раннего периода: • Сдержанность колорита • Точность лепки объёмов • Меткость характеристик Характеристика творчества конца 1890-х - начала 1900-х годов: • Стремление к повышенному декоративизму • некоторые черты сближают его со стилем "модерн" Более поздний период творчесва: • Оставаясь верным крестьянской тематике, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным: Елизавета Мартынова. 1897 г. Портрет К. Сомова (1895) «Смех» (1898) «Крестьянская девушка» (1899)
       
 
   
 


Портрет г-жи Поповой. 1899. Х.М «Две бабы» (1905)

 
 


«Вихрь» (1906)

       
 
   
 


Народная песня. 1925

Автопортрет с женой и дочерью

(1911)

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) • передал образ своего представления идеальной женщины через свою „Русскую Венеру“. • Серия картин «купчиха» Русская Венера. 1925-1926 Светлая, ровная, нежная кожа. Лёгкий игривый румянец на щеках. Искренняя улыбка. Округлые формы. И главная черта – естественность. Ощущение кадра, запечетление момента.
 
 


Красавица 1915

 
 


«Купчиха за чаем» 1918

Купчиха. 1915

 
 


прекрасна своей живописной палитрой: на фоне золотой российской осени горделиво стоит женщина в лиловом платье, ниспадает шаль с ярким народным орнаментом.

Царь Николай II. 1915

Кустодиев пользовался и его фотографиями,

и живыми впечатлениями — он видел государя

во время поездок в Царское Село в связи с

выполнением заказа.

Несмотря на величественность Николая,

он изображен весьма спокойным,

с добрым простым взглядом.

 
 


Портрет Федора Шаляпина 1922

Художник всячески стремился сделать

портрет замечательного артиста

живым, праздничным.

Ярмарка 1906

 
 


Портрет Ирины Кустодиевой с

собакой Шумкой. 1907

 
 

Реализм в русском искусстве Художники Товарищества передвижных художественных выставок XIXв. В середине века Россия пережила сильные потрясения: · Поражение в крымской войне 1853-1856, · умер император Николай I, · взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. · Ощущалась острая потребность в переменах. · Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем. Такими художниками были художники-передвижники. · Передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы; · Прославляли величие народа, силу, мудрость и красоту; · Беспощадно обличали угнетателей и врагов народа, невыносимо тяжелых условий его жизни; · Картины Передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения; · умением через отдельные образы и сюжеты представить целые классы и сословия; · Ведущие жанры: бытовой жанр и портрет. Период расцвета 1870-90гг., развивался в сторону все большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма темными красками приходит: v свободная, широкая манера, v передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; v разнообразнее и свободнее становится композиция картины. Ø В творчестве Передвижников русский реализм достиг своей кульминации. Ø Новаторское, подлинно народное искусство служило средством нравственного и эстетического воспитания многих поколений. Ø Явилось важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. Ø На рубеже 19-20 вв. искусство Передвижников утратило глубину отражения жизни, обличительный пафос Основатели общества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Представители: В.Васнецов (1848-1926) «Алёнушка», 1881
 
 


Н. Ге (1831-1894)

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

А. Куинджи (1842-1910)

«Лунная ночь на Днепре» 1880г


И. Крамской (1837-1887)

«Христос в пустыне» 1872г.


И. Левитан (1860-1900)

«Тихая обитель»

В. Маковский (1846-1920)

«Перед объяснением» 1900г.

 
 


М. Нестеров (1862—1942)

«Видение отроку Варфоломею» 1889–1890гг.

 
 


В. Перов (1834-1882)

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862г.

 
 


И. Прянишников (1840-1894)

«Жестокие романсы» 1881г.

 
 


И. Репин (1844-1930)

«Бурлаки на Волге», 1870-1873гг.

 
 


В. Серов (1865 - 1911)

«Девочка с персиками» 1887 г.

В. Суриков (1848-1916)

«Утро стрелецкой казни» 1881г.

Серов Валентин Александрович 1865 - 1911 · Русский живописец и график, мастер портрета. · Обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, затем у знаменитого живописца Ильи Репина. · В ранних работах старается сохранять свежесть красок, иет собственные приемы передачи света и тени. · Ранние работы приносят художнику наибольшую известность · Серов создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи. Портреты оражают степенью проникновения в человеческий характер. · С годами Серов сильнее тяготеет к импрессионизму и модернизму. · Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств. «Девочка с персиками» 1887 г. «Девушка, освещенная солнцем» 1888 г. - романтическая одухотворенность - возвышенная поэтичность - подчеркнутая ясная и чистая цветовая гамма
 
 


«Портрет Левитана»


«Портрет Репина»

«Портрет княгини Юсуповой» 1902 г

«У перевоза» 1905 г.

       
   
 
 


«Петр I. Фрагмент» 1907 г.

Репин Илья Ефимович 1844-1930 Художественные особенности: • Работая в техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетал их при создании одного рисунка; • Портрет с самого начала писался как жанрово-пейзажное изображение - в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой; • Писал серию работ посвященных революционной теме; • Обращался к религиозным; к историческим и политическим сюжетам; • С удовольствием писал деревенскую жизнь; продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе; • В картинах с групповой композицией каждый из персонажей - самостоятельная портретная индивидуальность; • Изображал толпу, шествие как единый массив; Создавал замечательные, острохарактерные типажные композиции «Бурлаки на Волге», (1870-1873)
 
 


 
 


«Портрет Бочаровой,

тётки художника»,

(1859)

 
 


«Воскрешение дочери Иаира», «Садко», (1876)

(1871)


«Летний пейзаж», (1879)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: