double arrow
Портрет духовника императрицы

М. А. Румянцевой (1764 г.). петербургского архиепископа

Ф.И.Краснощекова

Портрет казацкого атамана

Г 1755 г.

Портрет Н.И.Тишинина Портрет К.И.Тишининой

Петровны 1743г

Портрет Елизаветы

Портрет Сарры-Элеоноры Фермор и Вльгельма Георга Фермора 1750г

o Дисбаланс пропорций тела

o Богатая цветовая палитра

o Орнаменты дана без перспективы

o Гармоничное состояние

o Эффект неподвижности

o Композиция статична

 
 


       
   


Антропов Алексей Петрович 1716 - 1795 --Для него были интересны не внешность, а сами люди. --Уделял большое внимание пожилым людям. --Заложил многие характерные черты более позднего русского портретного искусства --- много портретов «князей церкви» характерные для творчества художника черты: предельная откровенность , стремление к передаче своеобразия внешнего и внутреннего облика человека, увлечение цветовыми контрастами, острая наблюдательность Его творчество оказало большое влияние на дельнейшее развитие портретного жанра,а в честности на стиль Д. Г. Левицкого.     Портрет статс-дамы А.М.Измайловой А. В. Бутурлиной (1763) 1759г
 
 


Акцент на национальность.

       
   
 


С. Кулябки1760 г

 
 


Елизаветы Петровны Ф. Дубянского,

проникнутых той же удивительной

достоверностью и откровенностью

 
 


портрет Петра III (1762 г.)




нисколько не облагораживает

тщедушную,почти уродливую

фигуру императора, а помпезная

обстановка показывает не

соответствует кукольному образу

Крестьянский жанр Венецианов Алексе́й Гаври́лович 1780—1847 1. Происходят крестьянские восстания во главе с Пугачевым, 2. 1812г. Отечественная война – война партизан с Наполеоном (сила народного единства), 3. 1825г. Восстание Декабристов (установление конституционных норм одинаковых для всех) Т. О. происходит отвержение классицизма, ему на смену романтизм и реализм.   Характерные особенности для Венецианова · Привлечение внимания аристократов к жизни крестьян, · воспевание крестьянской жизни, · наделял крестьян признаком значимости. · Многоплановость в групповых картинах   «Гумно» (1821)
 
 


На пашне. Весна, (1820)

 
 


«Крестьянские дети в поле»



 
 

Бытовой жанр XIX в • Художники останавливали теперь свой взгляд не только на элите общества, но и на представителях из народа. • Попытка через изображение понять то, что происходило в жизни, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее. • Высказать то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народный чаяний и надежд • Способность художника собрать в картине образы, пробуждающие в зрителе гнев, возмущение и готовность к действию.   Федотов Павел Андреевич   1815-1852 Мещане, купечество получают значимое положение в обществе за счет доходов, а аристократы утрачивают денежные средства --взаимовыгодные договора – женитьба.   • Рисунки, эскизные наброски - карикатура • Рельефно выставляет на показ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов • Не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета • Экспрессия переходит в гримасу • В живописи характер его произведений менялся, становился менее изысканным • Типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц возрастали • Нагромождённость композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью • Идея ложившаяся в основу композиции, становилось более серьёзной и близкой к жизни • Открыл новую, никем не тронутую до него жилу национальности и сатиры   Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка, 1843
 
 


Освящение полковых знамён в зимнем дворце 26 марта 1839 года, 1839

 
 


Свежий кавалер, 1847

 
 


Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме), 1851

 
 

  Перов Василий Григорьевич     1834-1882 Художественные особенности • Ранние произведения проникнуты анекдотически «обличительным» настроением - живописные карикатуры; • Тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту; • Дополнительно нагнетает обстановку; • Использовал мрачные, неяркие, тёмные, серые цвета, чтобы передать трагичность сцены; • Писал работы, посвящённые социальной тематике, считая, что картина должна рассказывать о трудностях крестьянской жизни; • Персонажи полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; • Яркая индивидуальность сочетается с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», (1862)
 
 


«Тройка». Ученики мастеровые везут воду, (1866)

 
 


«Спящие дети», (1870)

 
 


«Приезд гувернантки в купеческий дом», (1866)

 
 


«Портрет Ф. М. Достоевского»,(1872)

 
 


«Охотники на привале», (1871)

 
 


«Суд Пугачева», (1875)

 
 

Развитие исторического жанра XVII-XX вв. Один из жанров изобразительного искусства, • посвящается изображению значимых исторических событий, явлений и военных деятелей; • в основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если историческое значение их признано современниками. • Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами: бытовым, портретом, пейзажем. • Особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии, крупные сражения и военные события. • Драматические столкновения народных сил, взгляд на народ как на движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы. • В XVII—XVIII вв. исторический жанр занял ведущие позиции в академизме и классицизме, утвердилось представление о нем, как о высоком жанре, включающем религиозно-мифологические и собственно исторические сюжеты. • К. XIX — н.XX века - сложилась ветвь исторического жанра, обобщавшая характерные черты, национальное своеобразие русского исторического быта. • Главный путь исторического жанра - интерес художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей. • Эволюция исторического жанра обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в XVIII–XIX вв).     Представители: В.И. Суриков (1848-1916) • отразил в своих полотнах яркие исторические события, • героические национальные характеры, • полную внутренних противоречий историю русского народа. • Художник показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, • запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, • объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта.   «Утро стрелецкой казни»
 
 


«Боярыня Морозова»

 
 


«Меншиков в Березове»

«Взятие снежного городка».

 
 


«Покорение Сибири Ермаком»

 
 


«Переход Суворова через Альпы»

Иванов Александр Андреевич (1806-1858)

Русский живописец-философ, обращался одновременно и к прошлому и к будущему искусства — это итог его нравственных и эстетических исканий.

Явление Христа народу. 1837-57

 
 


"Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-33)

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине

 
 


Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора

 
 


Карл Брюллов (1799-1852)

В портретах Брюллова:

• импульсивность и неуловимое движение,

• они приятны и темны по колориту.

• Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

• Все картины Брюлова - это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера.

• В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение.

• Не зря, даже выполняя работы на заказ, художник старался внести новаторские линии в свое произведение.

• Он никогда не останавливался на традиционных формах, поэтому превосходные работы Карла Брюллова всегда открывали перед зрителями новые возможности изображения знакомых предметов.

"Последний день Помпеи« ,1833

       
 
   
 


Всадница ,1832

Итальянский полдень 1827

 
 


Нарцисс, смотрящий в воду 1819

  Пейзажная живопись в русском искусстве. XIX век. · В 19 в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась крымская война 1853-1856 гг., · умер император Николай 1, · взошедший на престол Александр 2 осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы Ощущалась острая потребность в переменах   Художники стремились к тому, чтобы их иск-во было связано с решением соц-х проблем. Такими художниками были художники-передвижники.   В русской живописи прошлого столетия раскрываются две стороны -пейзажа как вида живописи: объективная-то есть изображение, видопределенных местностей и городов - субъективная- выражение в образах природы человеческих чувств и переживаний.   Особенности: § природа перестала использоваться как выражение собственных чувств § Художники стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. § В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление - реалистический , национальный пейзаж. § выдающиеся художники: Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи, Левитан.       Ива́н Ива́нович Ши́шкин 1832—1898 Русский художник-пейзажист, живописец. Ранний период: · дробность форм · четко размечая планы · нет единства образа · тонкая световоздушная и колористическая координация зон неба и земли Зрелость: · избегает зыбких, переходных состояний природы · фиксирует ее высший летний расцвет · тональное единство · Монументально-романтический образ     «Вид на острове Валааме» 1858г. «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869)    
 
 


«Среди долины ровныя...»,1810 г.


«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» 1872г.

 
 


«Рожь» (1878)

 
 


Сосны, освещенные солнцем», 1886

 
 


Туман в сосновом лесу 1888 г.

 
 


-Выполнена совместно с

Савицким Константином.

Толчком служила картина

- Туман в сосновом лесу 1888 г.

-Чувствуется глубина оврага,

глушь

«Утро в сосновом лесу» 1889 г.

 
 


самая крупная по размерам в

творчестве Шишкина) –

как бы последний,

завершающий образ.

Корабельная роща 1898 г.

    Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов 1830—1897 Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. Особенности: Ранний период творчества: • Первые пейзажи Саврасова непосредственно связаны с традициями академической школы. • Сказывается внешнее влияние романтизма • Восприятие природы и человека воедино • Реалистичность, контрастность, живость Активная творческая деятельность: • Расширение территории пейзажей, ездит по Волге, на Оку, в Нижний Новгород и др. • Появление религиозной и философской тематики • Тонкий колорит • Более тонкая детализация • Одухотворение человека и природы Поздний период творчества: • Резкий спад и ухудшение здоровья • Больше тёмных и серых тонов в работах • Всё больше рисует в графике • Смело экспериментирует с штрихом • Грустные нотки в картинах     Камень в лесу у Разлива.  
 
 


Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854

 
 


Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854

 
 


Пейзаж с рекой и рыбаком. 1859

       
   


Сухарева башня. 1872

Грачи прилетели. 1879

       
   
 
 


Радуга. 1875

Сосны на берегу озера.

1880-1890-е

 
 


Весна. Огороды. 1893

    Василий Поленов   1844-1927 Особенности: · соединяет пейзажный и бытовой жанры · пытался представить целостную картину жизни · становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа». · Преобладает пленэрная живопись Над картиной "Воскрешение дочери Иаира" работал совместно с Репиным. Приверженц национально-демократического искусства.Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты. - создана с натуры в арбатском переулке - написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труд - жемчужин русской школы живописи - Эта будничная суета не нарушает безмятежной ясности и тишины.
 
 


«Московский дворик»1878г.

· единую колористическую гамму

· Слияние человека с природой

· гармонично сочетаются разные

аспекты восприятия жизни

Бабушкин сад. 1878

 
 


Заросший пруд. 1879


Старая мельница. 1880

       
 
   


Сказитель былин Теремной дворец. Наружный вид. 1877

Никита Богданов.

 
 


«Христос и грешница»,1888г.

       
   
 
 


Парфенон. Храм Афины-Парфенос.

1881-2 В парке. Нормандия. 1874

Исаак Левитан 1860-1900 ž "Певец русской природы", "чуткая поэтическая душа» ž В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. ž Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. ž Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. ž Глубокий психологизм - очень важная черта творчест­ва художника. ž Живопись Левитана обрела несравненное качество - точность воспроизведения предметного мира, воздушной среды, светотени, цвета. ž Мастер пейзажной живописи, он досконально изучил жизнь природы и в высокой поэтической форме, с необычайной проникновенностью запечатлел природу «Дуб»,1880
 
 


«Берёзовая роща»,1885-1889

 
 


«У берега моря. Крым»,1886

 
 


Вечер. Золотой Плёс ,1889


У омута ,1892

Март ,1895

 
 


Золотая осень ,1895

 
 

Куинджи Архип Иванович 1842-1910 Характерные черты: • Световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, позволяли Куинджи добиваться почти полной иллюзии освещения. • Для поздних работ художника характерны декоративность и внешняя эффектность цветового строя. • Усиление красок натуры, контрастное сопоставление освещенных и затемненных участков картин. • Изображение наиболее выразительных по освещению состояний природы • Использование острых композиционных приемов, таких как, высокий горизонт и световые эффекты • Создание художником не просто пейзажей, а пейзажи-размышления, картины, которые обладали необыкновенной магической силой • Художник преследует одну истину - красоту земного блага, достигаемую им путем обобщения натурных впечатлений.   Лунная ночь на Днепре, 1880г
 
 


Берёзовая роща 1879г


Кавказ 1890-1895

Вид на Кремль с Замоскворечья(1882)

 
 


Вечер на Украине (1878)

Национальные традиции к.XIX - н. XX вв. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Значительно выросли ряды интеллигенции. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. России второй половины XIX - начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы "золотого века". В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры. К этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок». В начале XX в. возник "русский авангард".   Искусcтво конца XIX. - было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. - окончательно был утвержден реализм- правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости - Центральной темой искусства стал народ Цель: борьба за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.       Нестеров Михаил Васильевич 1862—1942 русский и советский художник-живописец · ранние работы ещё по передвижнические сюжетно-бытописательны · позднее,вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты · Под воздействием живописи французского символизма подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. · роспись Владимирского собора в Киеве (1890–1895) · Религиозные сюжеты · создал новый поэтический образ, насквозь русский и народный. · изобразил он неброскую красоту среднерусской природы: лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России   Видение отроку Варфоломею (1889–1890)
 
 


чувством чудесного проникнуты

в равной мере и фигуры,

и типически-среднерусский пейзаж.

На горах (1896)


В картине художник одним

из первых в русской живописи по

пытался создать образ родины.

Святая Русь 1901—1906


На ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия),пришедшие к Нему каждый со своей бедой.

На Руси. Душа народа 1914—1916

 
 


«Девушка у пруда. Портрет Н. «Портрет скульптора М.Нестеровой», 1923 Веры Мухиной», 1940

           
   
 
 
   


Осень в деревне. 1942. ГТГ

Рябушкин Андрей Петрович 1961-1904 Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. · серьёзно увлекся русской историей и народным эпосом. · Значительная часть произведений посвящена русскому пейзажу · идёт от традиции русской иконописи и фресковых росписей · В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам.       Московская улица XVII века в праздничный день, 1895     Снятие с креста (Голгофа), 1890
 
 


«Свадебный поезд в Москве» (1901)

оживают образы древней Москвы XVII столетия.


Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899

       
 
   
 


Семья купца в XVII веке, 1896

Едут!

(Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)

Малявин Филипп Андреевич (1869—1940) русский живописец, создавший знаменитую серию «цветущих русских баб» с элементами стиля «модерн». Особенности раннего периода: • Сдержанность колорита • Точность лепки объёмов • Меткость характеристик Характеристика творчества конца 1890-х - начала 1900-х годов: • Стремление к повышенному декоративизму • некоторые черты сближают его со стилем "модерн" Более поздний период творчесва: • Оставаясь верным крестьянской тематике, Малявин уходит от конкретных образов ко всё более собирательным:     Елизавета Мартынова. 1897 г. Портрет К. Сомова (1895)     «Смех» (1898) «Крестьянская девушка» (1899)  
       
 
   
 


Портрет г-жи Поповой. 1899. Х.М «Две бабы» (1905)

 
 


«Вихрь» (1906)

       
 
   
 


Народная песня. 1925

Автопортрет с женой и дочерью

(1911)

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) • передал образ своего представления идеальной женщины через свою „Русскую Венеру“. • Серия картин «купчиха» Русская Венера. 1925-1926 Светлая, ровная, нежная кожа. Лёгкий игривый румянец на щеках. Искренняя улыбка. Округлые формы. И главная черта – естественность. Ощущение кадра, запечетление момента.    
 
 


Красавица 1915

 
 


«Купчиха за чаем» 1918

Купчиха. 1915

 
 


прекрасна своей живописной палитрой: на фоне золотой российской осени горделиво стоит женщина в лиловом платье, ниспадает шаль с ярким народным орнаментом.

Царь Николай II. 1915

Кустодиев пользовался и его фотографиями,

и живыми впечатлениями — он видел государя

во время поездок в Царское Село в связи с

выполнением заказа.

Несмотря на величественность Николая,

он изображен весьма спокойным,

с добрым простым взглядом.

 
 


Портрет Федора Шаляпина 1922

Художник всячески стремился сделать

портрет замечательного артиста

живым, праздничным.

Ярмарка 1906

 
 


Портрет Ирины Кустодиевой с

собакой Шумкой. 1907

 
 

Реализм в русском искусстве   Художники Товарищества передвижных художественных выставок   XIXв. В середине века Россия пережила сильные потрясения: · Поражение в крымской войне 1853-1856, · умер император Николай I, · взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. · Ощущалась острая потребность в переменах. · Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем. Такими художниками были художники-передвижники.   · Передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы; · Прославляли величие народа, силу, мудрость и красоту; · Беспощадно обличали угнетателей и врагов народа, невыносимо тяжелых условий его жизни; · Картины Передвижников отличались большой силой психологизма и социального обобщения; · умением через отдельные образы и сюжеты представить целые классы и сословия; · Ведущие жанры: бытовой жанр и портрет.   Период расцвета 1870-90гг., развивался в сторону все большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма темными красками приходит:   v свободная, широкая манера, v передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; v разнообразнее и свободнее становится композиция картины.   Ø В творчестве Передвижников русский реализм достиг своей кульминации. Ø Новаторское, подлинно народное искусство служило средством нравственного и эстетического воспитания многих поколений. Ø Явилось важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. Ø На рубеже 19-20 вв. искусство Передвижников утратило глубину отражения жизни, обличительный пафос     Основатели общества: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. Представители:   В.Васнецов (1848-1926) «Алёнушка», 1881
 
 


Н. Ге (1831-1894)

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

А. Куинджи (1842-1910)

«Лунная ночь на Днепре» 1880г


И. Крамской (1837-1887)

«Христос в пустыне» 1872г.


И. Левитан (1860-1900)

«Тихая обитель»

В. Маковский (1846-1920)

«Перед объяснением» 1900г.

 
 


М. Нестеров (1862—1942)

«Видение отроку Варфоломею» 1889–1890гг.

 
 


В. Перов (1834-1882)

«Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862г.

 
 


И. Прянишников (1840-1894)

«Жестокие романсы» 1881г.

 
 


И. Репин (1844-1930)

«Бурлаки на Волге», 1870-1873гг.

 
 


В. Серов (1865 - 1911)

«Девочка с персиками» 1887 г.

В. Суриков (1848-1916)

«Утро стрелецкой казни» 1881г.

Серов Валентин Александрович 1865 - 1911 · Русский живописец и график, мастер портрета. · Обучался сначала у немецкого художника Кемпинга, затем у знаменитого живописца Ильи Репина. · В ранних работах старается сохранять свежесть красок, иет собственные приемы передачи света и тени. · Ранние работы приносят художнику наибольшую известность · Серов создал обширную галерею образов самых знаменитых людей эпохи. Портреты оражают степенью проникновения в человеческий характер. · С годами Серов сильнее тяготеет к импрессионизму и модернизму. · Став свидетелем расстрела рабочих во время революции 1905 года, Серов в знак протеста вышел из состава членов Академии художеств. «Девочка с персиками» 1887 г. «Девушка, освещенная солнцем» 1888 г. - романтическая одухотворенность - возвышенная поэтичность - подчеркнутая ясная и чистая цветовая гамма
 
 


«Портрет Левитана»


«Портрет Репина»

«Портрет княгини Юсуповой» 1902 г

«У перевоза» 1905 г.

       
   
 
 


«Петр I. Фрагмент» 1907 г.

Репин Илья Ефимович 1844-1930 Художественные особенности: • Работая в техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетал их при создании одного рисунка; • Портрет с самого начала писался как жанрово-пейзажное изображение - в основе лежало стремление к передаче человека в связи с природой; • Писал серию работ посвященных революционной теме; • Обращался к религиозным; к историческим и политическим сюжетам; • С удовольствием писал деревенскую жизнь; продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе; • В картинах с групповой композицией каждый из персонажей - самостоятельная портретная индивидуальность; • Изображал толпу, шествие как единый массив; Создавал замечательные, острохарактерные типажные композиции   «Бурлаки на Волге», (1870-1873)
 
 


 
 


«Портрет Бочаровой,

тётки художника»,

(1859)

 
 


«Воскрешение дочери Иаира», «Садко», (1876)

(1871)


«Летний пейзаж», (1879)






Сейчас читают про: