double arrow

Русь между Европой и Азией


№3.4.

№3.3.

№3.2.

№3.1.

№1.

ПРОСВЕЩЕ́НИЯ ЭПО́ХА — эпоха развития европейской культуры, содержание которой определяла вера в преобразующую силу естественнонаучных знаний и рационального мышления. Основой эстетики эпохи Просвещения во Франции были прагматизм, критицизм, оптимизм, стремление к "естественному человеку" и природе как "естественному порядку вещей" (сравн. пантеизм). В этой эстетике можно выделить два главных положения:

1. Человек рассматривается не как индивид и уникальная личность, а как представитель определенного типа, поведение и вкусы которого предопределены географией, влиянием климата и социальными условиями жизни (см. экология искусства; этнос). Эстетика и искусство не разделяют, а объединяют людей одного социального класса и национальности (сравн. исторический тип искусства).

2. Психология, внутреннее состояние человека обязательно проявляется в его внешности. Поэтому изобразительное искусство призвано через изображение внешности раскрывать внутреннее состояние "типичного человека".

Следствием просветительской эстетики стало соединение в практике изобразительного искусства обоих положений. В портрете искали проявление "типических черт общественного человека" — как правило, через внешние атрибуты. Личность отождествляли с идеальным героем, а психологию персонажа раскрывали в его внешнем облике, позе, движении. Именно тогда появился "словарь" стандартных величественных поз и шаблонных движений: воздетые руки, закатившиеся глаза, разметавшиеся волосы, развевающиеся одежды. Художники уделяли особенное внимание пластической анатомии и мимике. Лейтмотивом антропологических взглядов в эпоху Просвещения было положение о материальном единстве человека, о теснейшей зависимости всех его психических, душевных процессов от мозга, нервной системы, от телесной субстанции. Преодолевая философский дуализм в понимании природы человека, мыслители эпохи Просвещения все же механистически подходили к вопросам рассмотрения человека, хотя и указывали на его чрезвычайную сложность.

Характерной особенностью в XVII — XVIII вв. было распространение концепции «естественного человека». Рациональное, рассудочное раннее Просвещение уступает приоритетное место в рассмотрении человеческой природы ее естественному началу: чувствам, страстям, эмоциям, интуиции.

При этом изначально присущие человеческой природе побуждения к самосохранению, богатству, славе, любовь к себе, «разумный эгоизм» рассматривались как правильно понятый личный интерес, не противоречащий общему благу. Тем самым просветители со всей серьезностью поставили проблемы активности человека, мотивированности его поступков, а также его общественной, личностной сущности.




И. Кант, оценивая роль цивилизации, доказывает, что она позволила человеку выбраться из животного состояния, научила человека обращаться со своими желаниями, потребностями, страстями. Но самое главное, благодаря чему человек становится человеком общественным, он учится принимать в расчет другое человеческое существо, делает себя сам тем, что уважает человека в себе и в другом. И не смотря на все то страшное, что было сделано и делается людьми, в человеческой цивилизации есть другой закон — закон укрепления и развития человечности. Французский просветитель Вольтер идее одиночества и заброшенности людей, получившей распространение в XVII веке, противопоставляет тезис о человеке как общественном существе, стремящемся к образованию «культурных сообществ». Немецкий просветитель Г. Лессинг идет еще дальше, высказывая мысль о всеохватной целостности человеческого рода, о его всеобщей судьбе. Что же касается единства человеческого рода, то оно появляется тогда, когда возникает осознание людьми своей общности. Высоко оценивая роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону, учение о всеобщей любви, сплачивающей людей, Лессинг считал, что духовная эволюция человечества не завершается этой религией и ей на смену придет новая ступень зрелости «эпоха нового, вечного Евангелия».



Просветители уделили немалое внимание вопросам соотношения личности и общества. Рассматривая государство как центральный институт, обеспечивающий стабильность общества, гарантию его процветания, просветители вместе с тем считали необходимым равное предоставление реализации каждому гражданину его естественных прав и свобод: на жизнь, безопасность, владение имуществом, на свободу выбора места жительства, рода занятий, образа жизни и т. д. В центре внимания просветителей была и проблема наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, которые бы максимально соответствовали человеческой природе. Наиболее болезненной и актуальной проблема свободы, борьбы с рабством и угнетением, переустройства общества была для русских просветителей.

И, наконец, характерным признаком эпохи Просвещения был исторический оптимизм. Он основывался на представлении о том, что в человеческой природе имеется масса положительных и прекрасных задатков. Что же касается пороков, дурных страстей, поступков, то они вполне преодолимы путем морального воспитания. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества, воспитания человеческого рода.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – философ, писатель, композитор, выдающийся педагог. Не получивший систематического образования, но обладавший неуемной страстью к совершенствованию, Ж.-Ж.Руссо стал одним из наиболее просвещенных людей своей эпохи.

Проблемы воспитания заинтересовали Руссо уже в начале жизненного пути. В письме к отцу (1735) он признался в особом влечении к поприщу воспитателя. В трактате «Проект воспитания де Сент-Мари», представляющем взгляды Руссо на воспитание сына судьи Мабли (у которого он служил домашним учителем), обнаруживается стремление автора к обновлению обучения и воспитания. Автор «Проекта…» счел главнейшей и первоочередной педагогической задачей «сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в каком назвал их».

Переломным для Ж.Ж.Руссо стал 1749 год. На тему, предложенную Академией Дижона, он написал трактат «Cпособствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?». В трактате страстно обличался старый общественный уклад, как противоречащий природе человека, рожденного добрым, счастливым и равноправным. В этом сочинении Руссо резко выступил против современной ему культуры и социальной несправедливости, давая понять, что подлинно гуманный человек может быть воспитан лишь в условиях радикальных общественных перемен.

Творческий взлет Ж.-Ж.Руссо пришелся на 1756-1762 гг. В этот период он написал такие произведения, как «Юлия, или Новая Элоиза», «Об общественном договоре», «Эмиль, или О воспитании», «Письма о морали» и др., сделавшие его знаменитым не только во Франции, но и за ее пределами.

В «Письмах о морали», завершенных в 1758 г. поставлен фундаментальный вопрос о сущности человеческой личности. Руссо-гуманист провозглашает природную доброту человека, с учетом которой предлагает воспитывать людей.

Роман «Эмиль» отразил общее мировоззрение Руссо, где педагогика – важная, но не единственная сфера. Руссо критически освоил и переработал достижения французской педагогики и педагогической мысли европейской цивилизации, начиная с античности и до конца XVIII в. Его программа внятно напоминает суждения М.Монтеня о ненасильственном воспитании, Дж.Локка и Ф.Рабле – о физическом воспитании, А.Тюрго –о природной доброте человека, Ш.-И.Сен-Пьера – о нравственном воспитании и т.д.

В «Эмиле» Руссо подверг критике существовавшую практику организованного воспитания; показал кастовость, ограниченность, неестественность воспитания и обучения в сословных школах, говорил об антигуманности воспитания в аристократической среде, где ребенок обычно находился под присмотром гувернера или в пансионате, будучи оторван от родителей. Одновременно Руссо в духе своей теории естественного права изложил проект воспитания нового человека. Главным естественным правом человека Руссо считал право на свободу. Вот почему он выдвинул идею свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. В связи с этим Руссо выступил против авторитарного воспитания. Средством нового воспитания объявляется свобода или природная жизнь вдали от искусственной культуры.

Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди, вещи. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; вещи позволяют приобрести собственный опыт относительно предметов. Все вместе эти факторы обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – привести в гармонию действие этих сил. Наилучшим воспитанием Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта приобретается к 25 годам, возрасту возмужания человека, когда он, будучи свободным, может стать полноправным членом общества.

Великий гуманист выступал за превращение воспитания в естественный, активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя жажду познания.

Составной частью концепции естественного развития ребенка являются идеи так называемого отрицательного воспитания, предполагающего известные ограничения в педагогическом процессе. Так, предлагалось не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая достижение их главных целей на поздние периоды детства, отрочество и юность.

Воззрения Ж.-Ж.Руссо сыграли исключительно важную роль в развитии педагогических идей. «Эмиль» породил небывалый общественный интерес к проблемам воспитания. Во Франции за 25 лет после появления «Эмиля» было опубликовано вдвое больше работ по вопросам воспитания, чем за предшествующие 60 лет.

Идеи Руссо оказали воздействие на всю последующую педагогическую мысль.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Цель воспитания - сделать воспитанника человеком, воспитать в нём прежде всего черты, нужные любому человеку. По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди.

Воспитание даётся нам или природою, или людьми, или вещами, но, считает Руссо, результат достигается в воспитании тогда, когда они не противоречат друг другу.

Природа как источник воспитания - это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека. Природа в данном контексте - это природные данные ребёнка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддаётся влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребёнка согласно его природе.

От вещей, т.е. от окружающего мира, ребёнок получает много. Ребёнок появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего мира; по мере роста у него накапливается всё больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных факторов и предстоит воспитателю.

Руссо считал большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребёнка. Существующая система воспитания портит совершенную природу ребёнка. Человек по натуре добр, но общество портит и развращает его.

Условием сохранения естественного состояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнёта воспитателя. Он делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет от него воспитатель. Руссо пишет, что пусть воспитанник считает себя господином, а на деле господин - воспитатель, пусть думает, что действует по своему желанию, на самом же деле это желание воспитателя: «Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите».

Отвергая наказание, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребёнка может быть ограничена только вещами. Ребёнок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймёт, что надо подчиняться её законам. Те же соображения положены и в основу отношений с людьми.

Физический труд - это неизбежная обязанность общественного человека. Свободный человек должен владеть разными видами сельскохозяйственного и ремесленного труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. Эмиль обучается ряду полезных профессий.

Основные педагогические идеи

- Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделён природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребёнка.

- Естественное воспитание осуществляется, прежде всего, природой, природа есть лучший учитель, всё окружающее ребёнка служит ему учебником. Уроки даёт природа, а не люди.

- Свобода есть условие естественного воспитания, ребёнок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.

- Воспитатель незаметно для ребёнка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

- Ребёнку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формируются выводы.

- Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведёт к развитию мышления. Развить ум ребёнка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении.

- Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором её представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

Жан-Жак Руссо (1712—1778)—глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям.

Основу педагогических взглядов Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи. “Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы,— писал он,— обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей”. Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Коменским В отличие от чешского педагога Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все. то, что этому может помешать. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

По Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод “естественных послед-ствий”, сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей,

и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя “Без сомнения,..—писал Руссо,—он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать”. Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности.

Воспитатель, которому Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Руссо в его произведении “Эмиль...”, осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период —от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период—от 2 до 12 лет—Руссо образно называет “сном разума”. Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, Руссо предлагал главным образом развивать его внешние чувства. Третий период—от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.

Четвертый период—от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, “период бурь и страстей”. В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией, установленной Коменским. Впервые Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства. Субъективное выпячивание в качестве основной какой-либо одной особенности, присущей каждому возрасту, придавало надуманный, искусственный характер его периодизации.

Описанию естественного воспитания в каждый из указанных периодов посвящены особые части (книги) романа-трактата “Эмиль, или О воспитании”.

В первой книге “Эмиля... Руссо дал ряд конкретных указаний о воспитании в раннем детстве (до двух лет), касающихся в основном ухода за ребенком: его питания, гигиены, закаливания и т. д. Первые заботы о ребенке, считал он, должны принадлежать матери, которая, если это возможно, сама вскармливает его своим молоком. “Нет матери, нет и ребенка! — восклицал он. С первых дней жизни малыша она предоставляет ему свободу движений, не затягивая его туго свивальником; проявляет заботу о его закаливании. Руссо— противник изнежи-вания детей. “Приучайте,— писал он,— детей к испытаниям... Закаляйте их тела против непогоды, климатов, стихий, голода, жажды, усталости”.

Укрепляя тело ребенка, удовлетворяя его естественные потребности, не следует, однако, потворствовать его капризам, так как выполнение любых желаний ребенка может превратить его в тирана. Дети, по словам Руссо, “начинают с того, что заставляют себе помогать, и кончают, тем, что заставляют себе служить”.

С двух лет наступает новый период жизни ребенка, теперь уже главное внимание следует уделять развитию органов чувств. Как сторонник сенсуализма Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. “Все, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств...— писал он.— Чтобы научиться мыслить, надо, следовательно, упражнять наши члены, наши чувства, наши органы, которые являются орудиями нашего ума”. Во второй книге “Эмиля... Руссо обстоятельно описал, как, по его мнению, следует упражнять отдельные органы чувств. Рекомендованные им разнообразные упражнения для развития осязания, зрения, слуха он предлагал проводить в естественной обстановке.

Поскольку, считал Руссо, разум ребенка в этом возрасте еще спит, то осуществлять обучение преждевременно и вредно. Он был против того, чтобы искусственно форсировать и развитие речи детей, так как это может привести к дурному произношению,. а также к непониманию ими того, о чем они говорят; между тем очень важно добиться, чтобы они говорили только о том, что действительно знают

Руссо искусственно разобщил развитие ощущений и мышления и высказал несоответствующее действительности предположение, что дети до 12 лет якобы неспособны к обобщениям и потому их учение следует отсрочить до 12-летнего возраста.

Он допускал, конечно, что ребенок может научиться читать и вне школы. Но тогда первой и единственной пока книгой должна быть “Робинзон Крузо Д. Дефо — книга, в наибольшей степени отвечающая педагогическим замыслам Руссо.

Руссо полагал, что до 12 лет недопустимо не только учить ребенка, но и давать ему нравственные наставления, так как у него еще нет соответствующего жизненного опыта. В этом возрасте, считал он, наиболее эффективным будет применение метода “естественных последствии”, при котором ребенок имеет возможность на собственном опыте испытать отрицательные последствия своих проступков. Например, если он сломает стул, не следует сразу заменять его новым: пусть он почувствует, как неудобно обходиться без стула; если он разобьет стекло в окне своей комнаты, не нужно торопиться вставлять его: пусть почувствует, как стало неуютно и холодно. “Лучше схватить, ему насморк, чем вырасти безумным”.

Заслуга Руссо в том, что он отвергал скучное морализирование с детьми, а также широко применявшиеся в то время суровые методы воздействия на них. Однако рекомендуемый им как универсальный метод “естественных последствий не может заменить все разнообразные методы, прививающие ребенку умения и навыки обращения с вещами, общения с людьми.

В возрасте от 2 до 12 лет дети должны познакомиться на основе личного опыта с природными и некоторыми общественными явлениями, развивать свои внешние чувства, проявлять активность в процессе игр и физических упражнений, выполнять посильные сельскохозяйственные работы.

Третий возрастной период, от 12 до 15 лет, по мнению Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний. Так как период этот очень короткий, то из многочисленных наук нужно выбрать те, которые ребенок сможет изучить с наибольшей для него пользой. Руссо полагал также, что подростку, которому еще мало знакома область человеческих отношений, недоступны гуманитарные науки, в частности история, и потому он предлагал изучать науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение).

Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. “Пусть он,— говорил Руссо,— достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам”. Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка. Настойчивые рекомендации Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными. Но вместе с тем во взглядах Руссо на образование содержатся и ошибочные положения: он не сумел связать ограниченный личный опыт ребенка с опытом, накопленным человечеством и отраженным в науках; рекомендовал начинать умственное воспитание детей в очень позднем возрасте.

В 12—15 лет подросток, наряду с обучением, должен получать и трудовое воспитание, начало которому было положено еще в предшествующий период. Демократ Руссо рассматривал труд как общественную обязанность каждого человека. По его словам, всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут.

Руссо полагал, что участие подростка в трудовой деятельности взрослых даст ему возможность разобраться в современных общественных отношениях, - возбудит у него уважение к труженикам, презрение к людям, живущим на чужой счет. В труде он видел также действенное средство для умственного развития ребенка. (Эмиль должен работать, как крестьянин, а думать, как философ, говорил Руссо.) Руссо считал, что подростку нужно овладеть не только некоторыми видами сельскохозяйственного труда, но и приемами ремесла. Наиболее подходящим в данном случае, говорил он, является столярное ремесло: оно достаточно упражняет тело, требует ловкости и изобретательности, столяр делает полезные для всех вещи, а не предметы роскоши. Научившись столярному ремеслу как основному, ребенок может затем познакомиться и с другими ремеслами. Делать это следует в естественной трудовой обстановке, в мастерской ремесленника, приобщаясь к жизни трудового народа, сближаясь с ним.

15 лет — это возраст, когда нужно уже воспитывать юношу для жизни среди людей того социального слоя, в котором ему в дальнейшем придется жить и действовать. Руссо ставил три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. На первый план он выдвигал развитие положительных эмоций, которые, по его мнению, способствуют возбуждению у юноши гуманного отношения к людям, воспитанию доброты, сострадания к обездоленным и угнетенным Средствами “воспитания сердца у Руссо служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человеческим орём и несчастьем, а также хорошие примеры.

Как и во многих европейских странах, первые верховные правители Руси вполне могли быть пришлыми, «людьми со стороны», способными преодолеть вражду и раздоры между теми племенами, которые хотели бы жить общей жизнью, но не могли разрешить имевшиеся противоречия.

Цивилизационная принадлежность Древней Руси является предметом споров. Многие считают, что Древняя Русь была ближе к западной европейской средневековой христианской цивилизации.

• Имена. Рюрик

Рюрик (правил в 862–879 гг.) – легендарная фигура русской истории. По одной из версий он был внуком новгородского старейшины Гостомысла, сыном его дочери Урмилы. Своим земляком, варяжским конунгом его считают скандинавы. Вождем славян-руссов, пришедшим в Старую Ладогу с Карельского перешейка, считают Рюрика некоторые современные российские авторы. На Украине говорят о западнославянском князе из племени ободритов. Родовой тотем Рюрика (Ререга) – падающий на добычу сокол – является государственным гербом современного украинского государства. Основатель династии Рюриковичей, первый российский монарх, самодержец (по определению Н. М. Карамзина) Рюрик, согласно «Повести временных лет», умер во время похода и предположительно похоронен в окрестностях Приозерска, города на берегу Ладожского озера в Ленинградской области.

Кем бы ни был первый правитель Русского государства, легендарный Рюрик, его потомки правили русским государством до 1598 г., когда умер Федор I Иванович, сын Ивана IV Грозного, прямой потомок Рюрика по мужской линии. Династия Рюриковичей была одной из самых долго правивших за всю мировую историю. Рюриковичи правили Россией 736 лет. (Для сравнения турецкие султаны, потомки Османа I, руководили своей страной с 1299 по 1918 г.) Многих династий хватало на несколько столетий и даже десятилетий. Пожалуй, только современные японские императоры могут гордиться своей непрерывной родословной, насчитывающей более 2500 лет.

• Инновации. Взаимоотношения государства и церкви

Многие европейские страны, включая Русь, сделали поистине судьбоносный выбор, приняв христианство. Принятие христианства Русью в 988 г. обеспечило установление брачно-династических связей с европейскими королевскими домами. Обширные международные связи имели Новгородская земля, Галицко-Волынское, Полоцкое, Рязанское и другие княжества. Русские князья были участниками многих международных коалиций, часто опирались на поддержку иноземной военной силы, предоставляли свои услуги. Большинство князей владело, кроме русского языка, греческим, немецким, польским, половецким и др. Разнообразные отношения, родственные союзы связывали Рюриковичей с соседями на востоке, особенно с половцами, однако письменных договоров с восточными соседями не заключалось.

Но христианство в западноевропейских странах и в древнерусских княжествах было разным. Владимир I принимал христианство в византийском варианте в 988 г. Уже в 1054 г. между западным и восточным христианством произошел окончательный разрыв, который сохраняется до настоящего времени[93].

Западный «папизм» основывался на определенном дуализме светской и духовной властей. Противоречия, конкуренция, борьба между двумя властями объективно являлись движущей силой общественного развития. Русский «цезарепапизм», безусловное господство светской власти над церковной, бесспорный монизм в политической сфере еще в домонгольский период делали политическую власть в Руси ближе к восточным практикам. Следует напомнить, что иконоборчество в Византии и подчинение патриарха императору произошло под влиянием наблюдений за Востоком, в частности за Арабским халифатом. Православные историки и деятели предпочитают говорить о «симфонии» (согласии, взаимодействии, взаимопонимании) светской и церковной властей[94]. Отношения Короны и Креста вносят немало красок в цивилизационный облик многих стран.

Обращают на себя внимание некоторые похожие моменты в политическом развитии Европы и Руси. Древнерусское государство при Владимире I (980-1015) и Ярославе Мудром (1019–1054) представляло собой мощную раннефеодальную монархию, ни территориально, ни по ресурсам не уступавшую державе Карла Великого. Судьбы великих держав на западе и востоке Европы оказались схожими – они распались.

Разделение единого массива древнерусского государства на уделы еще Святославом (965–972) между своими тремя сыновьями, последующее перераспределение княжеских «столов» из-за наследования великокняжеского престола по принципу старшинства (после смерти великого князя следующим должен был стать старший брат, старший в роду) привело к ослаблению центральной власти. В конце XI в. существовало 14 удельных княжеств, перед монгольским нашествием – 30, в конце XIII в. – 70, а в XIV в. раздробление дошло до 250–300 самостоятельных владений. В XIV в. численность Рюриковичей, включая женщин и безудельных княжичей, колебалась от 1500 до 1600 человек[95]. Рюриковичи, как и Каролинги, не смогли сохранить государственного единства подвластных территорий.

Борьба центростремительных (объединительных, скрепляющих под единым началом) и центробежных (разделяющих, стремящихся к самостоятельному существованию) сил длительное время была главной проблемой феодальной эпохи в истории большинства стран Европы и Азии. Но влияние раздробленности, разобщенности, взаимного ослабления военно-экономических потенциалов было разным для различных цивилизационных систем. Япония, ослабленная феодальными распрями, избежала вторжения монгольских завоевателей в XIII в. только благодаря своему островному положению. К тому же камикадзе («священный ветер») разметал наспех сделанные корабли, на которых перевозили свою армию в Японию северные завоеватели. Раздробленные и разобщенные Китай, Индия, Арабский халифат подверглись разгрому и были подчинены. На Западную Европу, где, например, быстро распалась империя Каролингов, у кочевников не хватило сил, т. к. они были потрачены на предыдущие экспедиции, в частности, на покорение русских земель в 1237–1243 гг.

В советской историографии было принято считать, что феодальная раздробленность имела некоторые положительные стороны. Так, быстро развивались производительные силы в различных землях. Если в IX–X вв. на Руси было 24 города, то в XI в. – 62, а в XII в. – 119 городов. В некоторых исследованиях говорится даже о 300 городах, о том, что Древнюю Русь называли «гардарикой», «страной городов», в большинстве которых было лишь несколько сотен жителей. В каждой земле развивались свои иконописные школы, строились каменные храмы. Улучшилась управляемость каждой из земель.

При этом почему-то редко говорится о тех больших людских и материальных потерях, к которым приводили непрерывные феодальные войны. Под одними и теми же иконами русские люди, в языковом, культурном и этническом отношении близкие друг другу, убивали друг друга во имя политических амбиций Рюриковичей. Крайне уязвимое геополитическое положение Древнерусского государства – между кочевым, ненасытным и безжалостным Востоком и оседлым, но агрессивным и не менее безжалостным Западом – требовало крепкого централизованного государства, а не той аморфной конфедерации древнерусских земель, в которую превратилась держава, созданная Олегом, Святославом, Владимиром Святым и Ярославом Мудрым. То, что для некоторых европейских государств оказывалось терпимым, для русских земель было смертельно опасно. Съезд русских князей в городе Любече недалеко от Киева в 1097 г., по-видимому, руководствовался благими намерениями, когда стремился установить определенные «правила игры». Однако, с учетом последующего развития событий, нельзя не признать, что установление принципа «каждый да владеет своей отчиной» фиксировало факт распада единого государства на наследственные владения князей из Дома Рюриковичей. Тем самым был подписан приговор древнерусскому государству. Но цивилизации, созданной русским народом, предстояла более сложная судьба.

Русские первое жестокое поражение от монголов потерпели в 1223 г. на реке Калке, что впадает в Азовское море недалеко от устья Дона. В 1236 г. войска под командованием внука Чингисхана Батыя[96] разгромили государство волжских болгар. Зимой 1237–1238 гг. были разорены русские земли от Рязани почти до Новгорода (до него монголы не дошли 100 верст). В 1240–1242 гг. были разгромлены юго-западные и западные русские земли, включая Киев. Над русским народом нависла угроза тотального уничтожения. С 800 по 1237 г. вторжение кочевников на русские земли происходило в среднем раз в четыре года. В последующие два столетия набеги и опустошения совершались почти каждый год.

Некоторые современные авторы считают, что с установлением монголо-татарского ига, включением русских земель в состав государства Золотая Орда древняя русская цивилизация прекратила свое существование. В условиях подчинения иной культурно-исторической системе сформировался новый этнос, новое общество, новое государство – Московское, новая цивилизация, которая была ближе к Востоку, а не к Европе, как Киевская Русь. Отдельные авторы доходят до прямого обвинения Александра Невского в коллаборационизме, т. е. в пособничестве захватчикам. Указывают на то, что папа Иннокентий IV предлагал ему церковную унию с Западом, политическое сотрудничество в обмен на военную и экономическую (торговую) помощь.

«Ответ» Александра Невского был однозначным. 15 июля 1240 г. русский князь разгромил норвежско-шведско-финское войско под руководством ярла (главы шведской администрации) Биргера на реке Неве[97]. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского (Псковского) озера были разгромлены крестоносцы Ливонского ордена, в котором объединились Орден меченосцев и Орден крестоносцев. В 1246, 1247 и 1249 гг. были отражены новые набеги, и в 1251 г. с Норвегией было заключено соглашение о перемирии и добрососедстве. Опасность с Запада значительно уменьшилась.

Отношения с монголами начал налаживать еще отец Александра Ярослав П. Он первым приехал на съезд оставшихся в живых русских князей, созванный Батыем в 1243 г. в Сарае, столице Золотой Орды. Первым выразил почтение к монгольским богам и в знак покорности прошел, наклонившись, под двумя скрещенными копьями (это и называлось «игом»). Своего сына Константина он отправил заложником в Монголию, демонстрируя полное подчинение и доверие к монголам, которые в 1243 г. дали ему ярлык на старейшинство среди русских князей, а через 3 года отравили как слишком сильного и опасного руководителя.

Александр Невский ежегодно лично отвозил дань в Орду, следил за ее полным и своевременным сбором, не допускал народных выступлений, всячески подчеркивал вассалитет Руси по отношению к ханам внешними личными знаками внимания. Он четырежды ездил в Орду, в том числе в Монголию, в Каракорум, в «логово зверя», мог объективно оценить мощь державы Чингизидов. По мнению известного историка В. В. Похлебкина, принцип «Меч на Западе, щит на Востоке» объективно соответствовал интересам русских людей. «Необходимо не подвергать Русь опасности уничтожения, а сохранять силы всечасно и всемерно. Надо, чтобы на Русь и ее народ работало только время. Кроме того, с монголами можно договориться, не поступаясь национальными и идеологическими принципами, своим государственным устройством или народной самобытностью, т. е. откровенно проводить политику задабривания татар, посылая им не только государственную дань, но и подарки, взятки»[98].

Цену «западной помощи» хорошо показала судьба Византии. В 1439 г. византийские правители согласились на унию с католицизмом, получив от Папы Римского обещание помощи против турок. Собранное «с бору по сосенке» рыцарское войско потерпело сокрушительное поражение от турок в сражении у Варны в 1444 г. Византийцы, предоставленные самим себе, не смогли выстоять, и 29 мая 1453 г. Константинополь был взят штурмом. Тысячелетняя история византийской цивилизации закончилась. Политику европейских правителей в отношении Византии не назовешь дальновидной. Падение этого мощного юго-восточного бастиона на пути экспансии восточных обществ позволило туркам завоевать все Балканские государства и в течение веков терзать Европу.

Русские земли находились в стороне от первоначальных путей крестоносцев. Но в конце XII в. созданный в Палестине Орден крестоносцев был перебазирован в Прибалтику. Папа Римский Целестин II объявил Северный крестовый поход. В 1200 г. крестоносцы разбили силы ливов и земгалов, а в 1201 г. в устье реки Двины основали крепость Ригу, нынешнюю столицу Латвии. В течение нескольких десятилетий крестоносцы вели истребительную войну против языческих племен пруссов. Из 200 тыс. пруссов в живых осталось около 40 тыс., причем все они были онемечены. Последний предводитель пруссов был повешен и уже мертвый пронзен мечом[99]. Русские князья оказывали помощь прибалтийским народам, но к моменту вторжения Батыя немцам удалось выйти на границы с русскими северо-западными землями. От пруссов осталось только название данного региона (Восточная Пруссия в настоящее время является Калининградской областью, входящей в Российскую Федерацию). Эстонцы и латыши на протяжении веков «кормили» Орден, который мало чем отличался от Орды. Только военное поражение, нанесенное Тевтонскому ордену польско-литовско-русским войском у Грюнвальда (в Восточной Пруссии; по-литовски Грюнвальд – Жальгирис, по-русски «Зеленый лес») в 1410 г., умерило аппетиты этих «проповедников» веры Христовой. На северо-западе русской государственности пришлось столкнуться с мощнейшим нажимом «западной христианской цивилизации», которая пришла в русские пределы «с огнем и мечом».

Важным историческим уроком событий XIII в. стало пришедшее позднее понимание необходимости иметь сильное государство с единой властью и вооруженными силами. Н. М. Карамзин писал: «Если бы Россия была единодержавным Государством (от пределов Днепра до Ливонии, Белого моря, Камы, Дона, Сулы), то она не уступила бы в могуществе никакой Державе сего времени; спаслась бы, как вероятно, от ига Татарского, и, находясь в тесных связях с Грециею, заимствуя художества ее, просвещение, не отстала бы от иных земель Европейских в гражданском образовании»[100].

В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Александру Ярославичу Невскому (1220–1263) пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монголо-татарских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что «Даст Бог – Орда переменится».

• Имена. Александр Невский

Александр Невский (1220–1263 гг., правил с 1252-го) – сын Ярослава II Всеволодовича, князь Новгородский, с 1252 г. великий князь Владимирский и старший из русских князей по ханскому ярлыку. Разгромил шведов в Невской битве 15 июля 1240 г. и немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 г. Успешно воевал с литовцами; не проиграл ни одного сражения. Отверг предложение Папы Римского о союзе против Орды. Выпросил помилование хана для восставших жителей русских городов, спас Отечество полной покорностью Орде, куда ездил 4 раза; считал невозможным противоборство с Ордой, но был уверен в будущем освобождении русских земель.

Умер на пути из Орды домой, возможно, был отравлен. Прах князя Александра Невского находится в Александра-Невской лавре Санкт-Петербурга. Первый князь, получивший прозвище за воинский подвиг – Невский. Канонизирован православной церковью[101]. Гениальная политика Александра Невского – «Меч на Западе, щит на Востоке» – полностью оправдалась. Русская цивилизация спаслась. Александр Невский был выдающимся героем для своих современников и для потомков, включая советский период; в 1942 г. был введен орден Александра Невского. В Петербурге и Великом Новгороде установлены памятники Александру Невскому. В Петербурге есть улица, площадь, станция метро (с мозаичным панно «Ледовое побоище»), носящие его имя.

• Имена. Сергий Радонежский

Сергий Радонежский (около 1321–1391). В миру Варфоломей. Сын ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Родители разорились и перебрались из Ростовской земли в село Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с овдовевшим братом Стефаном срубил в лесу келью, принял монашеское имя Сергий и соорудил маленькую Троицкую церковь, положив начало будущей знаменитой Троице-Сергиевой лавре.

Пятьдесят лет Сергий Радонежский рубил кельи для новых монахов, носил воду, пек хлеб, кроил и шил одежду. Он жил для других, самоотверженно преодолевая все жизненные невзгоды. Сергий приобрел колоссальный моральный авторитет. Считалось, что он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и направил с князем иноков Пересвета и Ослябю, погибших в сражении.

У Сергия было необычайно выразительное скуластое худощавое лицо, обрамленное копной густых рыжеватых волос, и широкая, уже тронутая сединой борода. На шитом покрове в изображении Сергия (конец XIV– начало XV в.) мастер сумел передать отсутствующий, устремленный «внутрь себя» взгляд слегка раскосых глаз. Облик аскета, отшельника подчеркивает длинный коричневый плащ, скрывающий фигуру «старца». Это один из наиболее ранних и, как считается, достоверный портрет человека XIV в.

Над могилой Сергия Радонежского, который был причислен к лику святых на следующий год после смерти, был построен собор. На территории Троице-Сергиевой лавры (в 70 км к северу от Москвы, современный г. Сергиев Посад) находятся соборы, построенные в XV–XVII вв., Московская духовная академия и духовная семинария[102]»

Вопреки досужим рассуждениям о гибели или перерождении древнего русского этноса стоит вспомнить, что до Ладоги, Новгорода (где зародилась русская государственность), многих других мест монголам добраться не удалось. На значительных территориях на протяжении 1237–1480 гг. присутствие монголо-татар было номинальным, а административно-хозяйственные функции по поручению хана выполняли местные князья, те же Рюриковичи. В сфере «Человек и Природа» русские люди оказывались в сложных природно-климатических условиях русского северо-востока. Но они сохранили свой жизненный уклад землепашцев, освоили новые земли и более плотно заселили Новгородскую и Псковскую земли, Тверское, Суздальское, Владимирское, Нижегородское, Московское и другие две с лишним сотни удельных княжеств. Татары, приняв ислам и следуя принципу веротерпимости (при уплате религиозного налога), не вмешивались в дела русской церкви, которая сыграла исключительно важную роль в сохранении древнерусского культурного наследия, идеи общности судьбы всех русских земель.

Русские православные священники, возможно, не вели споров о цивилизационной принадлежности Руси, Московского княжества, но и у московских князей, потомков Даниила Александровича, и у жителей русских земель поддерживали неприязнь и даже ненависть как к «папистам», так и к «басурманам». Подозрительность к любым иностранцам, иноверцам зародилась не в правление И. В. Сталина, а значительно раньше. С XV и почти до конца XVIII в. совращение православного человека в любую другую веру наказывалось как опаснейшее преступление. Русская ксенофобия была обращена и на Запад, и на Восток.

Монголо-татары ассимилировали (иногда просто полностью уничтожали) различные немногочисленные этносы. Однако «переварить» китайцев, персов, арабов и русских им оказалось явно не под силу. К тому же «кочевая цивилизация», нацеленная на исключительно паразитическое существование, такой задачи и не ставила.

• Инновации. Рецепция: проблема межцивилизационного взаимодействия

Бессмысленно отрицать значительное влияние «татарщины» на эволюцию русской нации, русской государственности, русской цивилизации. Однако непредвзятому аналитику очевидно, что русские заимствования у агарян-басурман носили явно выборочный характер. Объективно все заимствования (трудно сказать, насколько осознанно это происходило) сводились к одному знаменателю: воспринять у захватчиков все то, что позволит избавиться от иноплеменных и иноверных пришельцев.

При этом в условиях «монгольской Руси» возобновились и приобрели новое качество процессы в политической, экономической и социальной сферах, которые уже начались в Древней Руси. Приучение населения к тяглу, к несению совокупности государственных повинностей началось еще при княгине Ольге. Московские князья «собиранием власти» и «собиранием земель» продолжали линию первых Рюриковичей, Владимира II Мономаха и «самодержца» Андрея Боголюбского. Жесткое единовластие монголо-татарских ханов служило для московских князей ближайшим примером, но во все времена и у любых народов правители стремились и стремятся сделать свою власть максимально полной. И лишь в последние столетия сопротивление такой концентрации власти в одних руках все чаще оказывалось результативным.

Московские князья в новых исторических условиях воссоздали служилое сословие, которое в большинстве стран мира вне решающей зависимости от внешнего фактора составляло главную социальную опору верховной власти. Западноевропейские рыцари, японские самураи и русские дворяне отличались по способу возникновения сословной группы, но функции были схожие: защищать правителей, управлять населением, составлять ядро вооруженных сил.

В духовно-культурной и повседневно-бытовой сферах влияние восточной цивилизации следует не только оценивать по заимствованиям, но и вспомнить о том, что не было принято. Так, русские не стали многоженцами, не перестали есть свинину, не стали пить кумыс, а русское уголовное право хотя и ужесточилось, но все-таки не предусматривало таких мер наказания, как ломание позвоночника или вырывание сердца (по «Ясе» Чингисхана). Зато сабля вместо тяжелого меча, элементы военного искусства, некоторые виды одежды и т. д. были удачно заимствованы русскими.

Способность к адекватной рецепции опыта других цивилизаций, народов, стран может служить важнейшей характеристикой творческого потенциала политиков, правящих элит на протяжении всей истории человечества. Для всей истории России это стержневая проблема.

Правителем, который завершил усилия своих предков Даниловичей и заложил основы русского единого централизованного государства, стал Иван III Васильевич (1440–1505, правил с 1462-го). В 1477 г. прекратилась выплата дани. В 1480 г. после почти бескровного «стояния на реке Угре», когда монголо-татарское войско не решилось форсировать Угру и вступить в сражение с сильным русским войском, зависимость от Орды была окончательно уничтожена.

В течение нескольких лет Папа Римский, Ливонский орден, Дания, Венгрия, Молдавское княжество, Германия, Турция, Персия, Крымское ханство и другие государства признали суверенное русское государство, установили с ним дипломатические отношения и признали за Иваном III титул «государя всея Руси». Территория нового государства называлась Русь, Русия (Руссия), Руская земля. Иван III сразу начал политическую, дипломатическую и вооруженную борьбу за возвращение исконно русских земель, некогда входивших в состав Древней Руси, и включение их в Московское государство как преемника древнерусского государства. В результате войн с Великим княжеством Литовским к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Брянск и др. Казанское ханство стало вассалом Руси. В 1492 г. был основан Иван-город напротив Нарвы, являющийся ныне пограничным российским городом на границе с Эстонией. Каменные крепости были построены в Коломне и Туле.

Великий князь Московский Иван III именовался Государем всея Руси, проводил централизацию и укрепление политической власти. Были заложены основы культа личности высшего руководителя государства, который позже стал называться царем: особые церемониалы выходов к народу, встреч с послами, одежды, знаки царской власти. Были созданы первые центральные государственные учреждения – Казна и Дворец. Зарождалась приказная система управления. Появились дьяки. Оформлялась Боярская дума. В 1497 г. Иван III утвердил Судебник, общерусский свод законов, заменивший Русскую Правду. Появился государственный герб– двуглавый орел. Символом высшей власти стала «шапка Мономаха», роскошно украшенный головной убор правителя государства. Иван III ввел наследование престола по желанию действующего самодержца. В Москве при участии итальянских архитекторов развернулось строительство. Укреплялся Кремль, появились ряд храмов, Грановитая палата. Иван Великий основал самодержавное правление, создал новую политическую систему.

При Иване III территория русского государства увеличилась в 6 раз и достигла 2,6 млн км2. Население составляло 2–3 млн человек. Возникли условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны, расширения международных связей, укрепления безопасности страны. Иван Великий закончил «собирание власти» и «собирание земли», создал по сути новую политическую систему, которую впоследствии неоднократно реформировали.

• Имена. Иван III

Иван III (1440–1505, правил с 1462-го). Иван Васильевич родился в 1440 г. и был вторым сыном Василия II Васильевича и малоярославской княжны Марии Ярославны. Детство Ивана пришлось на время феодальной междоусобицы, в которой его отец сохранил трон, но был ослеплен и получил прозвище Темный. Иван с малолетства помогал отцу. Он был обвенчан с тверской княжной Марией Борисовной в политических целях, когда ему было 12, а ей 10 лет. Сын от этого брака умер, не дожив до 30 лет.

Вторым браком Иван женился на Софье (Зое) Фоминичне Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Брак имел большое политическое значение, русский правитель считал себя законным правопреемником византийских императоров[103]. В составе государственных регалий как вклад Софии Палеолог появился новый царский трон из слоновой кости с изображением на спинке единорога, превратившегося в одну из самых распространенных эмблем русской государственной власти. О Софье бытовали разные мнения. Одни считали, что «первая дама» государства слишком вмешивается в государственные дела и отрицательно влияет на мужа. Говорили о ее безобразной внешности, чрезмерной полноте и других недостатках. Другие отмечали ее благотворное влияние на русскую культуру, считали ее заслугой привлечение итальянских архитекторов, других мастеров. Даже появление российского герба – двуглавого орла – связывают с византийским влиянием. Полнота и крупные телесные достоинства заморской принцессы рассматривались ее доброхотами как царственная дородность и признак способности к деторождению. Сейчас трудно спорить, кто был ближе к истине. Но некоторые факты бесспорны. Софья обеспечила Ивана III наследниками: родила 10 детей, включая пятерых сыновей. Следует вспомнить, что для многих русских правителей проблема наследника стояла весьма остро.

Из всех 75 российских монархов (за 862-1917 гг.), а также последующих руководителей государства Иван III Васильевич наибольшее число лет реально руководил, правил государством (1462–1505 гг., 43 года). Правда, Иван IV Грозный, внук Ивана III, формально правил 51 год (1533–1584). Но фактическим правителем государства Иван Васильевич являлся только с 17 лет, после венчания на царство (1547–1584, т. е. 37 лет). 43 года, как и Иван III, находился на троне Петр Великий (1682–1725), если считать с 10 лет, когда он был провозглашен царем. Реальным самодержавным правителем Петр I стал с 1696 г., когда умер его соправитель Иван V. Около 30 лет управляли государством Олег, Ярослав Мудрый, Василий I, Михаил Федорович Романов, Николай II, И. В. Сталин.

Иван III принял титул Государя всея Руси, утвердил двуглавого орла в качестве герба России. Фактически основал Московское царство. «Россия нынешняя образована Иоанном», – считал Н. М. Карамзин. Современники считали Ивана III Великим.

После захвата турками Константинополя в 1453 г. и гибели Византийской империи была оформлена первая русская государственная идеология, которая выражалась в формуле: «Москва – третий Рим, второй Царь-град». Русское государство стало рассматриваться как оплот подлинного христианства – православия, как защитник всех православных, большая часть которых оказалась под властью Османской империи. Фактически Иван III впервые заявил претензию на главное и особое место России в мировом цивилизационном процессе. Не будет преувеличением утверждать, что пребывание «под монголами» способствовало укреплению самобытности русской цивилизации, которая не только смогла выжить в сложнейших условиях, но и сразу стала бороться за особое место в системе международных отношений.

Многие авторы считают, что изображение двуглавого орла, который является гербом современной Российской Федерации, было заимствовано у династии Габсбургов, именовавших себя императорами Священной Римской империи. Иван III стремился показать Габсбургам возросшую роль своего государства и его международное значение. Московский правитель отказался принять от Габсбургов королевскую корону, заявив их послу, что он и так «Государь всея Руси». Принятие королевского титула из рук императора означало бы установление вассальной зависимости России от империи. Со временем двуглавый орел стал символизировать геополитическое положение России. Россия находилась и в Европе и в Азии, между западной и восточной цивилизациями, поэтому двуглавый орел смотрел в разные стороны.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: