1. Великое переселение народов – это:
А) многочисленные переселения племен в Евразии в IV–V вв. до н.э.;
Б) расселение финно-угорских племен (мари, мордва, коми и др. на территории Северо-Восточной Европы;
В) продвижение скифов в степях Северного Причерноморья в VI–IV вв. до н.э.;
Г) продвижение сарматов в Поднепровье во II в. до н.э.
2. Неславянское племя:
А) поляне;
Б) вятичи;
В) дреговичи;
Г) мурома;
Д) кривичи.
3. Религиозные верования восточных славян можно охарактеризовать как:
А) монотеизм;
Б) политеизм;
В) атеизм;
Г) синтоизм.
4. Древнерусский торговый путь «Из варяг в греки» начинался:
А) в Москве;
Б) в Великом Новгороде;
В) в Византии;
Г) на Скандинавском полуострове.
5. Восточнославянские племена объединил в единое Древнерусское государство с центром в Киеве:
А) князь Рюрик в 60-е гг. Х в.;
Б) князь Олег в 80-е гг. IX в.;
В) князь Игорь в первой половине X в.;
Г) князья из славянского племени полян в начале IX в.
6. Древнерусский князь Владимир принял христианство:
А) в VIII в.;
Б) в IX в.;
В) в Х в.;
Г) в XI в.;
Д) в XII в.
7. Дать определение терминам:
А) «Русская правда» – это ______________________________________
Б) вече – это __________________________________________________
В) дружина – это ______________________________________________
Г) смерды – это _______________________________________________
Д) вервь – это _________________________________________________
8. Период государственной децентрализации (феодальной раздробленности) Киевской Руси:
А) IX – первая половина XI вв.;
Б) вторая половина XI – первая половина XIII вв.;
В) вторая половина XIII – конец XV вв.;
Г) XV–XVI вв.
9. Письменность на Руси появилась:
А) в VII в.;
Б) в VIII в.;
В) в IX в.;
Г) в Х в.
10. Битва на реке Калке состоялась:
А) в 1223 г.;
Б) в 1380 г.;
В) в 1237 г.;
Г) в 1241 г.
11. Вставить пропущенные слова и даты:
Новгородский князь Александр Ярославович получил титул «Невский» после победы (в какой битве?) _____________________ (в каком году?) ________ г.
12. Русь находилась под контролем Золотой Орды:
А) в XI–XII вв.;
Б) в XIII–XIV вв.;
В) в XIII–XV вв;
Г) в XIV–XVI вв.
13. Основателем династии московских князей считается:
А) Даниил Александрович;
Б) Юрий Данилович;
В) Иван Калита;
Г) Иван III.
14. Поединок двух богатырей Пересвета и Челубея стал сигналом:
А) к битве на реке Калке;
Б) к битве на реке Воже;
В) к Куликовской битве;
Г) к «Стоянию на реке Угре».
15. Основоположником Московского централизованного государства считается князь:
А) Даниил Московский;
Б) Иван Калита;
В) Дмитрий Донской;
Г) Иван III.
16. Процесс складывания Московского централизованного государства протекал:
А) в XII–XVIII вв.;
Б) в XIV–XV вв.;
В) в XV–XVI вв.;
Г) в XVI–XVII вв.
17. Крепостное право существовало в России:
А) в 1649–1861 гг.;
Б) в 1497–1861 гг.;
В) в 1550–1861 гг.;
Г) в 1613–1861 гг.
18. Впервые титул «царя» принял:
А) Дмитрий Донской;
Б) Иван Калита;
В) Иван III;
Г) Иван Грозный.
19. Книгопечатание в России появилось:
А) в XV в.;
Б) в XVI в.;
В) в XVII в.;
Г) в XVIII в.
20. Символическое значение пословицы «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» связано с событиями, последовавшими после:
А) введения в 1497 г. правила крестьянского перехода в Юрьев день;
Б) введения «заповедных лет» в 1581 г.;
В) введения «урочных лет»;
Г) отмены крепостного права.
21. Политику «опричнины» проводил:
А) Иван Грозный;
Б) Иван III;
В) Лжедмитрий I;
Г) Петр I.
22. Произведение А.С. Пушкина описывает события «Смутного времени» в России начала XVII в.:
А) Евгений Онегин;
Б) Капитанская дочка;
В) Медный всадник;
Г) Борис Годунов.
23. Династия Романовых правила в России:
А) в 1533–1614 гг.;
Б) в 1613–1917 гг.;
В) в 1584–1917 гг.;
Г) в 1598–1917 гг.;
Д) в 1648–1917 г.
24. Россия была провозглашена империей в __________ г.
25. Промышленный переворот в России начался:
А) в 30–40-е гг. XVIII в.;
Б) в 30–40-е гг. XIX в.;
В) после Великих реформ Александра II;
Г) в конце XIX в.;
Д) в начале ХХ в.
26. Реформа, которую провел Александр II:
А) ввёл губернское деление России;
Б) ввёл указ о «вольности дворянской»;
В) ввёл военные поселения;
Г) освободил крестьян от крепостной зависимости.
27. Выступление декабристов на Сенатской площади состоялось:
А) в декабре 1812 г.;
Б) в декабре 1816 г.;
В) в декабре 1825 г.;
Г) в декабре 1826 г.;
Д) в декабре 1828 г.
28. Автором теории «официальной народности» является:
А) декабрист Кондратий Рылеев;
Б) император Николай I;
В) министр народного просвещения граф С. Уваров;
Г) поэт и философ Д. Веневитинов.
29. Реформа П.А. Столыпина предусматривала:
А) национализацию всей земли;
Б) распределение земли по трудовой или потребительской норме;
В) свободный выход из общины любого домохозяина;
Г) отмену дворянского землевладения и создание частной крестьянской земельной собственности.
30. Соотнесите названия политических партий и их программные требования:
Название партии | Программное требование |
РСДРП (большевиков) | Правовое государство |
РСДРП (меньшевиков) | Диктатура пролетариата |
ПСР (партия социалистов-революционеров) | Муниципализация земли |
Конституционно-демократическая партия (кадеты) | Социализация земли |
31. Союзниками России в Первой мировой войне были:
А) Австро-Венгрия;
Б) Франция;
В) Англия;
Г) Турция;
Д) Италия.
32. В марте 1917 г. Временное правительство возглавил ________________
33. Правительство В.И. Ленина пришло к власти:
А) в декабре 1905 г.;
Б) в августе 1914 г.;
В) в феврале 1917 г.;
Г) в октябре 1917 г.;
Д) в марте 1918 г.
34. Декрет о земле (октябрь 1917 г.):
А) разрушил крестьянскую общину;
Б) гарантировал частную собственность крестьян на землю;
В) отменял частную собственность на землю;
Г) укреплял хуторские хозяйства.
35. Конституция 1918 г. высшим органом власти в РСФСР признавала:
Б) ЦК РСДРП (б);
В) Всероссийский съезд Советов;
Г) В.И. Ленина.
36. Ниже перечислены фамилии деятелей Гражданской войны в России: П. Краснов, А. Каледин, М. Алексеев, М. Фрунзе, Л. Корнилов, М. Тухачевский, А. Деникин, А. Колчак, Л. Троцкий. Произведите деление этих персоналий на «белых» и «красных»:
«белые» | «красные» |
37. Переход к НЭПу предусматривал:
А) отмену продразверстки;
Б) введение натурального налога;
В) право крестьян распоряжаться излишками сельскохозяйственной продукции;
Г) запрещение торговли.
38. Роман «Двенадцать стульев» написан ______________ и ____________
39. СССР был образован:
А) в 1917 г.;
Б) в 1922 г.;
В) в 1924 г.;
Г) в 1936 г.
40. Безработица в СССР была ликвидирован в __________ г.
41. А. Стаханов прославился в результате:
А) научного открытия;
Б) подвига в годы Великой Отечественной войны;
В) выдающегося спортивного достижения;
Г) рекорда суточной добычи угля.
42. Великая Отечественная война проходила:
А) в 1939–1945 гг.;
Б) в 1940–1945 гг.;
В) в 1941–1945 гг.;
Г) в 1942–1945 г.
43. К реформам Н.С. Хрущева относится:
А) введение закона о «десяти колосках»;
Б) отмена политических репрессий;
В) образование ГУЛАГа;
Г) ликвидация министерств и замена их совнархозами.
44. Ю.А. Гагарин совершил первый в мире космический полет (укажите дату и год) _____________________
45. А. Синявский, Ю. Даниэль, Ю. Галансков, Н. Горбаневская, А. Сахаров – это:
А) известные военные деятели;
Б) известные спортсмены;
В) члены Политбюро ЦК КПСС;
Г) диссиденты.
46. ГКЧП был образован 19 августа (какого года?) __________ г.
47. Первым Президентом Российской Федерации был избран ____________
48. В РФ действует Конституция, принятая в __________ г.
49. Роман «Белые одежды» написал:
А) А. Рыбаков;
Б) В. Дудинцев;
В) Д. Гранин;
Д) А. Приставкин.
50. Назовите лидеров политических партий:
А) КПРФ _________________________________
Б) ЯБЛОКО _______________________________
В) ЕДИНАЯ РОССИЯ ______________________
Г) ЛДПР __________________________________
Д) СПС ___________________________________
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Отечественная история»
- Предмет, источники, функции и методы изучения истории. Значение изучения курса «Отечественная история».
- Понятие о методологии истории. Формационный и культурно-цивилизационный подходы к изучению истории.
- Этногенез восточных славян. Социально-культурные основы развития славянских племен в середине 1 тыс. н.э.
- Становление древнерусского государства. Киевская Русь в 10- начале 12 вв.: социально-политический строй и раннее законодательство.
- Принятие христианства на Руси и его последствия.
- Эволюция древнерусской государственности в 12 – нач. 13 вв. Характеристика русских княжеств и земель в условиях децентрализации Киевской Руси.
- Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.
- Возвышение Москвы. Формирование Московского государства в 14-15 вв. Государственная деятельность Ивана III.
- Московское царство: система власти и управления (16 – 17 вв.)
- Московское царство: эволюция сословного строя в 16-17 вв.
- Культура Московского государства в 16-17 вв.
- Понятие о модернизации традиционного общества. Начало модернизации в России. Реформы Петра I.
- Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II: её проявления, особенности, итоги.
- Российская империя в 18-19 вв.: пути создания, особенности национальной политики самодержавия.
- Социально-политическое развитие России в первой половине 19 века.
- Реформы Александра II: предпосылки, содержание, значение.
- Социально-политическое и социально-экономическое развитие России во второй половине 19 века – начале 20 вв.
- Общественная мысль и общественное движение в России в первой половине 19 в.
- Общественная мысль и общественное движение в России во второй половине 19 в.
- Культура России в 19 в.
- «Серебряный век» русской культуры.
- Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина и их значение для модернизации России.
- Создание и деятельность политических партий в России в начале 20 в.
- Изменения в политической системе российского общества в 1900-е - феврале 1917 гг.
- Назревание в России общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Крушение монархии. Образование и деятельность Временного правительства и советов рабочих и солдатских депутатов.
- Приход коммунистов к власти в октябре 1917 г. Становление советской политической и социально-экономической системы. Деятельность коммунистической партии и советского правительства в окт. 1917 – 1920 гг.
- Гражданская война и иностранная интервенция: причины, характеристика противоборствующих сил, последствия.
- НЭП и его значение для социалистического строительства.
- Образование СССР: причины, проекты и принципы создания, итоги.
- Эволюция советской политической системы в 20-30-е годы.
- Индустриализация в СССР: цели, особенности, первые пятилетние планы, итоги.
- Коллективизация в СССР: цели, методы, итоги.
- «Культурная революция» в СССР: цели, методы, результаты.
- Внешняя политика советского государства в 20-30-е годы.
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: основные периоды и события, причины победы, итоги и уроки.
- Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. СССР и «холодная война».
- Советское государство и общество в 50- первой половине 60-х гг. Реформы Н.С.Хрущева.
- Советское государство и общество в середине 60-х - середине 80-х гг. Нарастание кризисных явлений.
- СССР в 1985-1991 гг. Политика «перестройки» М.С.Горбачёва и её итоги.
- Распад СССР: причины и последствия.
- Становление новой российской государственности и политическое развитие страны в 1992-2011 гг.
- Социально-экономическое развитие России в 1992-2011 гг.: достижения и проблемы.
Рейтинг-план по дисциплине «История»
Лекции – 16 ч.
Семинары – 16 ч.
В течение семестра оцениваются следующие виды работ:
1. Посещение лекций – 0,5 балла.
2. Посещение семинаров – 0 баллов.
3. Выступление аналитического характера с использованием документов, литературы – 0–5 баллов.
4. Выступление с дополнением – 0 – 2 балла.
5. Выступление с докладом – 0–7 баллов.
6. Рубежные контрольные работы (2) 0 – 12 баллов.
7. За значительные достижения при участии в олимпиадах и конкурсах студенческих работ – до 10 баллов.
Максимальная сумма баллов – 100.
Итоговая оценка Традиционная оценка Литерная оценка
96–100 Отлично А+
90–95 Отлично А
__________________________________________________________________
80–89 Хорошо В+
70–79 Хорошо В
_______________________________________________________________
65–69 Удовлетворительно С+
55–64 Удовлетворительно С
_______________________________________________________________
55–100 Зачтено D
______________________________________________________________
0–54 Неудовлетворительно/не зачтено F
· Для допуска к экзамену/зачету студенту необходимо набрать не менее 55% баллов, отведенных на текущую аттестацию (КТ 2). При меньшем количестве аттестационный балл ввести нельзя.
· Экзамен/зачет считается несданным при получении менее 22 баллов (менее 55 баллов – для студентов, обучающихся по классической модели заочной формы обучения). Соответственно, несмотря на суммарный балл, студенту ставится оценка «неудовлетворительно».
· В экзаменационный лист вносится балл за КТ 2 и аттестационный балл. Введенный балл за КТ 2 не может быть меньше полученного студентом ранее.