Малые и средние города. Факторы, определяющие перспективы их развития - ситуационные, ресурсные и социально-экономические. Возможные градостроительные программы и преобразования

Крупные и крупнейшие города. Проблемы структурной перестройки их экономики, ограничения численности населения, разработки новых градостроительных программ архитектурно-планировочного развития этих городов и реконструкции старых городов.

Тема №16. Проблемы развития городов различных типов.

Проблемы крупных и крупнейших городов рассмотрим на примере г. Москва. Темпы роста социально-экономического развития города позволяет в наращиваемых объемах жилищное и культурно-бытовое строительство. Правительством Москвы разработаны и утверждены крупномасштабные программыво всех отраслях экономики, концепции размещения муниципального жилья, программа развития туризма, Генеральная схема размещения крупных торговых объектов городского значения.

В соответствии с Генеральным планом исполняются программы строительства бесплатного муниципального жилья, комплексной реконструкции исторической ценности центра, строительство третьего транспортного кольца, реконструкция пятиэтажной засройки первого периода индустриального домостроения и др.

Для определения основных макроэкономических показателей разработаны предпосылки социально-экономического развития столицы. Они включают в себя индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - среднюю арифметическую индексовых индикаторов, условий образований, доходов (валовый региональный продукт) и продолжительности жизни.

Генпланом на перспективу намечено довести его до уровня стран с высокими показателями. Результаты социально-экономического развития Москвы с момента разработки Генплана подтвердили точность расчетов основных макроэкономических показателей, дающих возможность роста годового значения ВРП за 2000-2020годы в 4 раза. Чем больше доля ВРП в виде капитальных вложений будет напрвлена на выполнение городского заказа по поддержанию и развитию инфраструктуры Москвы (социальной, инженерной, транспортной, инвестиционно-строительной и институционной), тем выше эффективность экономики города.

Еще одна составляющая ИРЧП - индекс образования в настоящее время в Москве значительно выше, чем в среднем по стране, и на уровне большинства столиц экономически развитых государств. Это не снимает задачи повышения качества образования в городе, но в большей степени рост ИРЧП в перспективе находится в зависимости от роста ВРП (повышение доходов населения, развитие социальной инфраструктуры, а в конечном счете - увеличение продолжительности жизни).

Максимально возможное раскрытие совокупного потенциала (человеческого, научно-технического, экономического, финансового, инвестиционного) в производстве ВРП определено как важнейшая задача реализации Генплана Москвы. ВРП является результатом функционирования трех взаимосвязанных сфер экономики (социальной, производственной, коммерческо-деловой). Раскрытие совокупного потенциала зависит не только от величины капиталовложений, но и от многих мер, принимаемых в области управления, законотворчества, хозяйственной инициативы и дисциплины.

Необходимо определять узкие места, проводить целенаправленное, адресное и первоочередное инвестирование отраслей и сегментов хозяйственной деятельности, стимулирующих увеличение совокупного спроса.

Факторами роста ВРП являются важнейшие макроэкономические показатели: формирование и использование трудовых ресурсов, денежных вкладов населения; развитие реального сектора экономики, социальной сферы; необходимые объемы и структура финансовых средств и инвестиций. В процессе реализации социально-экономических предпосылок они детализируются и конкретизируются по отраслям и сферам городского хозяйства.. причем важны не столько количественные параметры роста, сколько качественные структурные преобразования. Так на первый план в инвестиционной сфере вместо традиционного наращивания централизованных капиталовложений выдвигаются поддержание жизнеобеспеченности города на уровне гарантированной безопасности, ликвидация отставания в развитии сфер жизнедеятельности и приоритетное развитие коммерчески выгодных отраслей и сфер экономики. В социальной сфере - существенное увеличение в структуре ВРП потребление отечественных товаров и услуг, значительный рост доходов и заработной платы. В таком же развитии находятся все крупные и крупнейшие города, только с большим ограничением численности населения по субъективным причинам (отсутствие рабочих мест, дорогое жилье, демографическая ситуация).

Россия - это не только столицы регионов и большие города. Во многом она состоит из малых и средних городов, которые составляют фундамент народонаселения. В названиях многих небольших городов закреплены вехи нашей истории и культуры. Значение таких городов определяется не только их исторической ролью. Они являются важнейшим элементом всей социально-экономической структуры государства. Сегодня в России городов с численностью населения до 10 тыс. человек насчитывается 121 или 13% от общего числа; от10 до 20 тыс. человек - 278 (30%); от 20 до 50 тыс. человек - 355 (38,2%); свыше 50 тыс. человек (но менее 100 тыс. чел.) - 175 (18,8%). В этих городах проживает 28 млн. человек или 19% всего населеня страны, в том числе активного 22%. По данным Госкомстата России здесь сосредоточены 8,3 тыс. предприятий различных отраслей промышленности, большая их часть является градообразующими.

Форсированное и непродуманное проведение экономической реформы в России повлекло за собой спад промышленного производства, рост безработицы, нарастание социально-экономического напряжения в промышленных регионах страны. Негативные тенденции особенно остро проявились на градообразующих предприятиях и в монопрофильных городах, которые в силу своей специфики и отсутствия государственной стратегии адаптации их к новым экономическим условиям оказались в наиболее тяжелом положении. В экономике малых и средних городов занято лишь 15% всех работающих по стране, в том числе промышленного производственного персонала - 21%. Поэтому, если в целом по стране занятость населения составляет 90%, то в малых и средних городах - только 59%.

Почти все малые и средние города являются районными центрами, а, значит, в них сосредоточена базовая жизненная инфраструктура для окружающих сел и поселков, большая часть объектов пищевой и сельско-хозяйственной перерабатывающей промышленности.

Наиболее общими проблемами малых и средних городов являются:

§ Несоответствие структуры народнохозяйственной базы требованиям социальноориентированной рыночной экономики;

§ Утрата специфических производственно-трудовых навыков населения и исчезновение множества самобытных производств, основанных на широком использовании местных минерально-сырьевых, лесных, сельско-хозяйственных и иных ресурсов;

§ Транспортно-коммуникационная отрванность городов от основных экономических, научных и культурных центров страны и рыночной инфраструктуры. Положение усугубляют многократно возросшие транспортные тарифы и цены на услуги связи;

§ Недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее некомплектность и нарастание процесса распада;

§ Отставание уровня развития сферы обслуживания;

§ Несоответствие структуры ЖКХ и инженерного оборудования санитарно-гигиеническим нормам;

§ Острая экологическая обстановка в центрах добычи паолезных ископаемых, химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной отраслях промышленности, теплоэнергетике.

Проблемами развития малых и средних городдов России занимались многочисленные ассоциации, союзы, объединения и Правительство РФ.

Постановлением правительства РФ от 28 июня 1996г. №762 утверждена «Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов РФ в условиях экономической реформы». Это единственный в стране правовой документ, ориентированный на комплексное решение всего спектра проблем наиболее многочисленной группы городских поселений. Программой предусматривался большой объем работ модернизации основных производственных фондов, создание новых рабочих мест за счет перемещения крупных промышленно-производственных фондов, создание новых рабочих мест за счет перемещения крупных промышленно-произвдственных объектов из крупных городов в малые с более «дешевой» рабочей силой и низкими накладными расходами.

Однако, в настоящее время практически прекратилось финансирование программы из федерального бюджета. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в малых и средних городах России не только сдерживает осуществление всех экономических реформ и демократических преобразований, но и аккумулирует политическую нестабильность в обществе. решение проблем социально-экономического развития малых и средних городов России должно основываться на следующих принципах:

§ Ориентация на саморазвитие городов, на мобилизацию их собственных возможностей и ресурсов - интеллектуальных, деловых, финансовых, производственных, сырьевых;

§ Создание комплекса благоприятных условий, способствующих мобилизации собственного потенциала городов в различных сферах социально-экономической деятельности;

§ Привлечение к решению проблем городов ресурсов страны в целом, заинтересованных организаций, предприятий, различных фондов и других инвесторов;

§ Ориентация на развитие местного самоуправления с созданием соответствующей финансовой базы и обеспечение органов местного самоуправления системой надежных правовых гарантий;

§ Ориентация на поиск нестандартных решений проблем развития городов, создание условий для технологического прорыва в экономике;

§ Выявление и максимальное использование объективных преимуществ малых и средних городских поселений (экономических, социально-культурных, экологических и др.) при одновременной целенаправленной реализации мер преодоления объективно присущих им недостатков;

§ Создание условий и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ для решения общих задач развития малых и средних городов;

§ Развитие непосредственного взаимодействия малых, средних городов и сельских населенных пунктов (финансово-экономические, социально-культурные, организауионно-управленческие и другие связи);

§ Обеспечение баланса местных, региональных, федеральных интересов, позиций различных сторон (в том числе частных лиц) в процессе развития малых и средних городов с оценкой их приоритетности;

Судьба малых и средних городов - общенациональная проблема, требующая особого внимания государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: