double arrow

Новые концепции и тенденции градостроительного развития на рубеже х1х-хх вв

В конце Х1Х-начале XX вв. в градостроительстве появляются различные концепции организации городов, населенных мест, пригородных территорий, авторы которых стреми­лись решить наиболее острые проблемы градостроительного развития эпохи промышленной революции. Основные из них, получившие отражение в трудах по истории градостроитель­ства.

Испанский инженер Артуро Сориа-и-Мата (1844-1920 гг.), основываясь на фактах роста городов вдоль железнодорожных линий и в железнодорожных узлах, выдвинул идею, которая вошла в историю градостроительства под названием "линейный город". Сориа дока­зывал, что под влиянием развития транспорта города имеют тенденцию по мере роста при­обретать линейную форму. Это подтверждалось развитием городских агломераций.

Автор концепции приступил к её реализации в 1892 г. Первый линейный город должен был возникнуть на окраинах Мадрида. Сориа концентрировал застройку у проектируемой им окружной магистрали длиной около 50 км. Поперечные улицы пересекали полосу застройки. Таким образом создавались микрорайоны со свободно стоящими зданиями и зеленью. Про­ект Сориа был воплощен в скромных масштабах. Однако принцип созданного им линейного города с окружением незастроенными территориями был нарушен. Осуществленная часть линейного города оказалась окруженной новой застройкой.

Концепция Э. Говарда отражала другие факторы. Сформировалась идея городов-садов. Он говорил, что как существующие города, так и сельская ме­стность имеют неразрывно связанные преимущества и недостатки. Преимуществом городов были возможности, предлагаемые в виде рабочих мест и различных видов городского серви­са, недостатком - плохое влияние на естественную окружающую среду. Сельская же мест­ность предлагает прекрасную окружающую среду, но не имеет тех преимуществ, которыми обладает город.

Идея Говарда заключается в том, что любой город по достижении определенных раз­меров должен остановиться в росте, а дополнительный прирост должен быть перемещен в другой - близлежащий город. Говард называл такое полицентрическое поселение "социаль­ным городом". Основная его идея - связь преимуществ города и сельской местности.

Говард предлагал несколько принципов, позволявших улучшить условия жизни: выве­сти из города промышленность или, как мини­мум, отделить ее от внутренних районов, чтобы создать здоровую окружающую среду для работы и проживания; численность городов-садов ограничить приблизительно 30-ю тыс. че­ловек; города-сады окружить широким поясом сельскохозяйственных территорий. Города мог­ли развиваться, соединяясь между собой транс­портом. Группа поселков должна расти вокруг более крупного города-сада.

В реальном развитии городов и населенных мест развитие промышленности, обуслов­ленное экономическими факторами, приводило к формированию агломераций, захватываю­щих и поглощающих идеальные поселения, которые не могли сдержать рост городов. Это наилучшим образом проиллюстрировано опытом строительства городов-садов вблизи Лондона. Первый город-сад – Лечуорт (Рис. 5). Его строительство было начато в 1904 г. Этот город значительно отличался от схемы Говарда. Общественные парки занимали в нем незначительные территории. Полоса сельскохозяйственных угодий также была не очень широкой. Город был расположен в 35 милях от Лондона. Население его росло очень медленно.

Функциональное зонирование городских территорий, в частности на промышленные зоны, жилую застройку, включая школы, общественный центр, территории отдыха, выделе­но в проектах Говарда как принцип, требующий строгого соблюдения.

Принцип иерархического строения города представляет его как иерархическую систе­му. "Новаторским было понимание большого города как системы элементов, наделенных определенными функциями и входящих, в свою очередь, в состав более крупных структур­ных единиц".

Связь между местом жительства и местом работы, значимость которой для повсе­дневной жизни людей была показана Говардом, стала одним из существенных принципов градостроительства XX в. Результатом этого стало понимание роли городов-спутников с са­мостоятельным промышленным производством, которые противопоставлялись районам-спальням на окраинах городов.

Озеленение свободного пространства территории города согласно концепции Говарда -также важный принцип, положенный в основу последующего развития градостроительства.

Индустриальный город - концепция, разработанная французским градостроителем То­ни Гарнье (1869-1948 гг.).

Структура города, по Гарнье, должна соответ­ствовать прежде всего социальному и техническому прогрессу (рис. 6). Подобно городу-саду Говар­да город Гарнье был рассчитан на 35 тыс. человек. Этот небольшой город был связан с про­мышленным комплексом, включавшим железные рудники, доменные печи, кузнечные и прокатные цеха, судостроительный, автомобильный и авиационный заводы, завод по произ­водству сельскохозяйственных машин, многие вспомогательные объекты. В проекте индуст­риального города была использована появившаяся в конце XIX в. идея гидроэлектростанции.

Предприятия размещались возле устья реки, что позволяло использовать водный транспорт. Другие районы города размещались на высокой террасе с хорошими условиями инсоляции и вдоль дороги, ведущей к промышленным предприятиям. Между комплексом промышленных предприятий и жилой застройкой размещался железнодорожный вокзал, а рядом с ним - гос­тиницы, универсальные магазины, рынок. В общегородском центре было сосредоточено большое число объектов общественного назначения - городских ведомств, а также музеи, библиотеки, выставки, оздоровительный центр, плавательные бассейны, спортивные залы, стадион и другие здания с многочисленными помещениями. По сторонам центра размеща­лись жилые районы, состоящие из более мелких жилых комплексов, застроенных преимуще­ственно 2-этажными свободно стоящими среди зелени жилыми домами. В каждом комплексе находилась школа. Свободное расположение зданий позволяло пересекать город в любом направлении.

Очень важны четкая диффе­ренциация и функциональное зонированиетерритории. Группировка промышленных предпри­ятий в несколько комплексов - принцип, который используется и в современном градостроительстве. Предприятия, которые оказывают наиболее вредное влияние на окружающую среду (доменные печи), отнесены как можно дальше от жилых районов, а менее вредные - текстиль­ные предприятия размещены вблизи жилой застройки. На территориях промышленных предприятий Гарнье создавал озелененные территории.

Концепция Ж. Энара была связана с новыми факторами реконструкции городов. Энар сделал два основных вывода:

1) сделать центр непроницаемым для транспортного движения;

2) улучшить связи центрального района с периферией города и загородными шоссе.

Энар занимался изучением и других столичных городов, в частности Лондона, Берлина, Мо­сквы. Сравнительный анализ движения в этих городах убедил Энара в том, что положитель­ный эффект для исторических центров, окруженных кольцевой улицей, возникает лишь в том случае, если ее диаметр 1-3 км, а длина радиально расходящихся улиц 12-15 км. При уменьшении диаметра уменьшается необходимость проникновения на их территорию авто­мобильного транспорта. При диаметре 1-1,5 км (Москва, Берлин, Вена) центр города может быть полностью освобожден от движения наземного транспорта. При анализе планировки Парижа выявилось, что его ядро, ограниченное Большими бульварами на севере и Сен-Жерменским бульваром на юге, слишком велико и составляет примерно 4 км в диаметре. При этом количество радиальных улиц недостаточно для разгрузки движения. Для улучше­ния планировки и решения транспортной проблемы центра Энар предлагал создать четырех­угольный центр со сторонами 1 км; провести широкий проспект параллельно улице Риволи, на западе расширить улицу Ришелье, на юге реконструировать Университетскую улицу, а на востоке использовать существующий Севастопольский бульвар. Этот план требовал круп­ных затрат, но позволял значительно разгрузить движение в центре Парижа.

Он предложил два реше­ния, которые широко применяются в градостроительстве в настоящее время:

I) узел с пересечением улиц в разных уровнях и

2) перекресток с круговым движением и подземными пере­ходами

Другой фактор, повлиявший на проектные предложения Энара, - это оздоровление го­рода. Начатое Оссманом он предлагал продолжить, создав систему зеленых массивов и раз­местив их так, чтобы каждый житель был удален от больших парков не менее чем на 1 км и на 500 м - от садов и скверов. Создать новые большие парки позволял снос старых крепост­ных сооружений Парижа. Кольцевой бульвар проектировался с застройкой и озелененными дворами, обращенными в сторону улицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: