Градостроительные концепции 20-30-х гг

Мировое градо­строительное развитие в общих процессах выделяет следующие основные тенденции:

1) расширение объектов планирования и проектирования, распространение планов раз­вития агломераций и районов - зарождение регионального планирования;

2) формирование пространственных концепций поселений на основе новых народнохо­зяйственных, социальных, строительно-технологических и других факторов;

3) развитие особой области проектирования и градостроительных преобразований - го­родских комплексов быстровозводимых жилых домов массового строительства, формирова­ние принципов планировки и застройки этих комплексов;

4) теоретическое осмысление взаимосвязей планирования и проектирования с админи­стративно-управленческими, правовыми и организационно-финансовыми механизмами реа­лизации градостроительных преобразований.

Уже в идеях Э. Говарда предполагалось расширение объекта планирования до системы населенных мест с организацией всего комплекса промышленно-сельскохозяйственного производства. Объектом планирования становился не отдельный город, а территория, объе­диненная связями производства, расселением, развитием системы городов и поселений. Э. Говард сформулировал три принципа, ставших основой расширения объекта:

1) необходимость единого тана развития группы населенных мест;

2)рассмотрение групп городов как иерархических систем расселения;

необходимость формирования управляющих систем (специальных государственных органов), ответственных за процессы развития урбанизированных районов.

2.3.1.ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Концепция Э. Глёдена состояла в решении проблем большого города путем его децен­трализации, разделения на возможно большее число малых городов. Он спроектировал аг­ломерацию, состоявшую из групп "ячеек" по 100 тыс. человек в каждой, разделенных зеле­ными массивами (см. рис. 7). Ячейка находилась от места работы не далее чем в 10-15 мин. ходьбы. Каждая ячейка имела доминирующие функции. Одни обслуживали промыш­ленность, другие - торговлю, третьи - ремесла и связанную с ними систему обучения (см. рис. 8). Концепция Глёдена в его стремлении к децентрализации города значительно опе­редила другие решения. Его ячейки представляли собой малые и средние города.

К развитию этих идей относится также градостроительная концепция Ф.Л. Райта. Райт считал, что повсеместное распространение автомобилей и электричества делает ненужной концентрацию людей в городах. В будущем, говорил он, станет возможной раз­бросанность не только жилья, но и мест приложения труда. На основе этой идеи Райт пред­ложил разрабатывать и внедрять в жизнь низкоплотные поселения, которые он называл "Бродакр-Сити". Каждый дом в этих поселениях имел не менее 0,4 га земли. Дома соединя­лись автодорогами. Вдоль дорог предлагалось организовать заправочные станции, соединен­ные с торговыми центрами.

2.3.2. «ЛУЧЕЗАРНЫЙ ГОРОД»

Новые пространственные концепции города наиболее ярко проявились в проектах и теоретических идеях Ле Корбюзье, и прежде всего в ряде проектов, получивших название "Лучезарный город ".

В проекте "Лучезарного города", представленном на конгрессе (ЛАМ в Брюсселе (1930 г.), Ле Корбюзье противопоставил органическое регулярное развитие традиционному концентрическому. Общая градостроительная концепция Ле Корбюзье может характеризо­ваться следующими основными принципами. Высотная застройка дает возможность озеле­нить территорию города. Первый этаж зданий остается без заполнения. Территория города оказывается большой прогулочной территорией для пешеходов, тем более что одни транс­портные пути спрятаны под землю, а другие подняты над нею. Эти принципы Ле Корбюзье развивал в своих работах и далее. Решая проблему освобождения земли для пешеходов и создания озелененных крыш и открытых этажей, архитектор проектировал и широко пропа­гандировал новый тип здания с несущим каркасом и монолитными перекрытиями, позво­лявшими создать свободную планировку этажей, освободить землю и некоторые уровни зда­ния для создания открытых площадок.

Композиционные приемы Ле Корбюзье основаны на эстетических принципах модер­низма. Поэтому планировочная организация городов Ле Корбюзье подчеркнуто геометризи-рованная, упорядоченная. Многократно воспеты им ясные геометрические построения, пря­мые линии, отвечающие представлениям о рациональности.

Впоследствии Ле Корбюзье отошел от жестко геометризированных планировочных схем.

В основе первых градостроительных поисков Ле Корбюзье находились все же не столько пространственно-композиционные, эстетические идеи, сколько соображения оздо­ровления жизни, создания полноценной среды для физического и духовного развития людей. Связанные с созданием этой среды развитые им представления о плотности застройки, о соз­дании озелененных, свободных, продуваемых ветром территорий для отдыха и прогулок на­селения, об организации сетей учреждений для повседневного обслуживания, о дифферен­циации пешеходного движения и транспорта, получившие отражение в градостроительных проектах и теоретических публикациях Ле Корбюзье 20-30-х гг., детально обсуждались на международных конгрессах и в значительной степени повлияли на последующее развитие градостроительства в XX в.

Основные принципы формирования нового города отражены в следующих положениях.

1. Традиционный город устарел из-за все увеличивающихся размеров и возрастающей перенаселенности центра. По мере концентрического роста города все более усложняются связи с центром, куда стремятся различные фирмы.

2. Перенаселенность может быть устранена увеличением плотности. При анализе в од­них случаях плотность требует увеличения в определенных пределах, в других - уменьше­ния. Местами возникают очень высокие плотности (до 1000 человек на акр), обусловленные значительным количеством населения в высотных зданиях. Для них Ле Корбюзье отводил до 95 % территории. При этом значительные пространства оставались незастроенными.

3. Важны распределения плотностей внутри города. В связи с развитием транспорта плотность в центре могла бы уменьшаться, а на окраинах - возрастать. Вблизи центра кон­центрировались и места расположения объектов труда. Ле Корбюзье предлагал равномерно распределять их по всему городу. Это позволило бы снизить давление на центральные дело­вые районы с последующим изменением их функций.

4. Организация города давала возможность создать новую, высокоэффективную город­скую транспортную систему, состоящую из железнодорожных линий и эстакадных автодо­рог, проложенных выше уровня земли, но ниже уровня, на котором живет население.

В основе первых градостроительных поисков Ле Корбюзье находились все же не столько пространственно-композиционные, эстетические идеи, сколько соображения оздо­ровления жизни, создания полноценной среды для физического и духовного развития людей. Связанные с созданием этой среды развитые им представления о плотности застройки, о соз­дании озелененных, свободных, продуваемых ветром территорий для отдыха и прогулок на­селения, об организации сетей учреждений для повседневного обслуживания, о дифферен­циации пешеходного движения и транспорта, получившие отражение в градостроительных проектах и теоретических публикациях Ле Корбюзье 20-30-х гг., детально обсуждались на международных конгрессах и в значительной степени повлияли на последующее развитие градостроительства в XX в.

Рис. 1. Чикаго. План современного города. Цифрами указаны основные парки, черными линиями - железные дороги

Рис. 2. Типовая планировка городов штата Иллинойс

Рис. 3. Нью-Йорк. План центрального парка: А - нижний пруд; Б - озера; В - бассейн ж

для детских корабликов; Г - старые резервуары; Д - новый резервуар; Е - так низ. $>

Харламское море; 1 - площадки для игр; 2 - детская площадка; 3 - теннисная площадка; ^

4 - фонтан и терраса; 5 - холм Богардус; 6 - холм Винцента

Рис. 4. План города-сада Э. Говарда. Вокруг города размещены сельскохозяй­ственные территории, площадь которых впятеро превышает площадь самого го­рода. Внизу фрагмент города-сада Э. Говарда и его центр. Жилая единица на 5000 жителей с обслуживанием и промышленностью. В обширном центральном парке диаметром 900 м размещаются главные общественные здания города

Рис. 5. План города-сада Лечуорт в Англии. (Б. Паркер, Р. Энвин). Планировка центральной части города.

Рис. 6. Проект индустриального города Т. Гарнье (1917 г.): 1 - гидро­электростанция; 2 - ткацкие фабрики; 3 - рудники; 4 - металлургиче­ские заводы, автомобильный завод и т.д.; 5 - завод огнеупорных мате­риалов; 6 - полигон испытаний автомобилей; 7 - обработка отходов; 8 - бойни; 9 - товарная станция металлургических заводов; 10 - пасса­жирская станция; 11 - старый город; 12 - главный железнодорожный вокзал; 13 - жилые районы; 14 - общегородской центр; 15 - начальные школы; 16 - профессиональные училища; 17 - больницы и санатории; 18 - здания общественного назначения и парк; 19 - кладбище

Рис. 7. Схема планомерного заселения. Э. Глёден, 1923 г. Сущность концепции состоит в формировании групп «городских ячеек», в значительной степени самостоятельных, разделенных территориями сельскохозяйственного назначения.

Рис. 8. Фрагмент схемы планомерного заселения Э. Глёдена. Отдель­ные городские ячейки различаются по функциям: А - административный город; В - академический город; С - город оптовой торговли; Д -реконструированный средневековый город - центр ремесел; Е - город заводов; Р - город железных дорог; О - центральные бойни с поселком для работников

Рис. 9. Современный город. Проект на 3 млн жителей. Ле Корбюзье и П. Жаннере, 1922 г.: а - план; б - вид центрального района с севера; в - перспектива


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: