Факторы, цели, условия развития новых городов в США

НОВЫЕ ГОРОДА В США.

Значительный опыт формирования новых городов был накоплен в 70-80-е гг. XX в. в США. Под новым городом в США стали понимать крупномасштабную, разностороннюю, хорошо спланированную застройку, которая включает в себя все компоненты самостоятельного города: различные типы жилых домов с широким диапазоном по стоимости и квартир­ной плате, магазины и другие торговые предприятия, промышленность и другие виды при­ложения труда, школы, парки, игровые площадки. Для такого образования требуется свобод­ная земля, которая должна находиться в ведении одного застройщика. Свободная земля мо­жет быть свободной территорией существующего города, пригородной территорией или удаленной от урбанизированных районов территорией. Во всех этих трех ситуациях в США подходят к застройке как к новому городу. Новые города бывают трех типов: новый город в городе, город-спутник, свободностоящий новый город.

Управление новым городом - понятие, возникшее в градостроительной практике США. Оно характеризует целенаправленность и комплексный характер процессов формирования новых городов для осуществления целей, которым служит его создание. Эти цели включают финансовый успех, социальную гармонию, пригодность окружающей среды, красоту, экономическую и "энергетическую" эффективность.

Опыт американских специалистов показывает, что управление развитием новых городов скорее искусство, чем наука. Этим искусством владеют прежде всего застройщики, которые зачастую руководствуются интуицией и здравым смыслом. В то же время в 70-е-80-е гг. прошлого века сложились и научные методы, находящиеся в сфере общего системологического подхода в планировании, проектировании, управлении.

После второй мировой войны ускоренное экономическое развитие страны инициирова­ло жилищное строительство и спрос на жилье. С 1940 по 1976 гг. более 47 млн семей полу­чили строительные ссуды от министерства жилищного строительства и городского развития США, что создало финансовые условия для развития жилищного строительства. Государст­венная инициатива дополнялась вливанием частных инвестиций в жилищное строительство.

Новые города особенно быстро начали расти в США в 70-е гг. XX в. Они концентрировались главным образом в быстро развивающихся штатах: Флориде, Вашингтоне, Калифор­нии. Несмотря на экономический спад середины 70-х гг. прошлого века, новые города, соз­данные по частной инициативе, продолжали развиваться. По данным исследований 1975 г.. свыше 1 млн. чел. проживали в 141 крупномасштабном спланированном жилом образовании, возведенном на 1,6 млн. акров земли. Проектная численность 38 городов составила свыше 580 тыс. чел., а число рабочих мест - 261 тысячу. Отсюда видно, что планируемое население каждого нового города невелико (в среднем около 15 тыс. чел.).

Рост городов в эти годы был связан с американской федеральной системой, при которой местные власти сами осуществляли контроль над использованием земли, находящейся в их ведении. Между тем власти не могли добиться успеха в контролиро­вании городского развития: города формировались во многом стихийно, что приводило к потере земель, которые могли бы использоваться более эффективно как природные ландшафты.

Отрицательные явления в США, связанные со стихийным формированием новых городов, состояли в следующем:

- неэффективное использование земель;

- возраставшая маятниковая миграция населения на большие расстояния;

- загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами автомобилей и увели­чение потребления энергетических ресурсов;

- неравномерность развития городов. Численность населения многих сельских районов и центральных городов продолжала снижаться, в то время как численность населения в пригородах и на территориях городов, не имевших линий метрополитена, значительно выросла, а этот рост они не могли выдержать (особенно на юге и западе США) [39].

Возникала настоятельная необходимость планировать, поддерживать и регу­лировать развитие городов, что требовало в первую очередь объединения деятельности государства и частных инвесторов.

Земли, которые подлежали застройке в пределах городов или на прилегающих к ним территориях, обычно находились в частном владении. В государственном владе­нии находилось около 1/3 всех земель страны, да и то большинство их них - в местно­стях, не подлежащих городскому развитию. В то же время законодательством штатов предусматривалось, что местные власти городов и округов обязаны заниматься разра­боткой планов и осуществлять застройку.

В 1970 г. была принята специальная федеральная программа по развитию но­вых городов, в которой предусматривалось предоставление заемной гарантии и увели­чивалось число программ с дополнительными федеральными субсидиями. Если проект развития города отвечал требованиям этой программы, подписывался кредитный дого­вор с указанием прав и обязанностей застройщика нового города и федерального пра­вительства на период реализации проекта. Затем застройщику предоставлялись долго­срочные облигационные займы, которые гарантировало правительство США. Полу­ченные по ним средства тратились на покупку земли, благоустройство участка и на­кладные расходы.

Помимо заемных гарантий выделялись специальные федеральные субсидии на создание различных объектов нового города: системы водоснабжения и канализации, сооружения по очистке сточных вод, автомагистрали, медицинские учреждения, биб­лиотеки и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: