НОВЫЕ ГОРОДА В США.
Значительный опыт формирования новых городов был накоплен в 70-80-е гг. XX в. в США. Под новым городом в США стали понимать крупномасштабную, разностороннюю, хорошо спланированную застройку, которая включает в себя все компоненты самостоятельного города: различные типы жилых домов с широким диапазоном по стоимости и квартирной плате, магазины и другие торговые предприятия, промышленность и другие виды приложения труда, школы, парки, игровые площадки. Для такого образования требуется свободная земля, которая должна находиться в ведении одного застройщика. Свободная земля может быть свободной территорией существующего города, пригородной территорией или удаленной от урбанизированных районов территорией. Во всех этих трех ситуациях в США подходят к застройке как к новому городу. Новые города бывают трех типов: новый город в городе, город-спутник, свободностоящий новый город.
Управление новым городом - понятие, возникшее в градостроительной практике США. Оно характеризует целенаправленность и комплексный характер процессов формирования новых городов для осуществления целей, которым служит его создание. Эти цели включают финансовый успех, социальную гармонию, пригодность окружающей среды, красоту, экономическую и "энергетическую" эффективность.
Опыт американских специалистов показывает, что управление развитием новых городов скорее искусство, чем наука. Этим искусством владеют прежде всего застройщики, которые зачастую руководствуются интуицией и здравым смыслом. В то же время в 70-е-80-е гг. прошлого века сложились и научные методы, находящиеся в сфере общего системологического подхода в планировании, проектировании, управлении.
После второй мировой войны ускоренное экономическое развитие страны инициировало жилищное строительство и спрос на жилье. С 1940 по 1976 гг. более 47 млн семей получили строительные ссуды от министерства жилищного строительства и городского развития США, что создало финансовые условия для развития жилищного строительства. Государственная инициатива дополнялась вливанием частных инвестиций в жилищное строительство.
Новые города особенно быстро начали расти в США в 70-е гг. XX в. Они концентрировались главным образом в быстро развивающихся штатах: Флориде, Вашингтоне, Калифорнии. Несмотря на экономический спад середины 70-х гг. прошлого века, новые города, созданные по частной инициативе, продолжали развиваться. По данным исследований 1975 г.. свыше 1 млн. чел. проживали в 141 крупномасштабном спланированном жилом образовании, возведенном на 1,6 млн. акров земли. Проектная численность 38 городов составила свыше 580 тыс. чел., а число рабочих мест - 261 тысячу. Отсюда видно, что планируемое население каждого нового города невелико (в среднем около 15 тыс. чел.).
Рост городов в эти годы был связан с американской федеральной системой, при которой местные власти сами осуществляли контроль над использованием земли, находящейся в их ведении. Между тем власти не могли добиться успеха в контролировании городского развития: города формировались во многом стихийно, что приводило к потере земель, которые могли бы использоваться более эффективно как природные ландшафты.
Отрицательные явления в США, связанные со стихийным формированием новых городов, состояли в следующем:
- неэффективное использование земель;
- возраставшая маятниковая миграция населения на большие расстояния;
- загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами автомобилей и увеличение потребления энергетических ресурсов;
- неравномерность развития городов. Численность населения многих сельских районов и центральных городов продолжала снижаться, в то время как численность населения в пригородах и на территориях городов, не имевших линий метрополитена, значительно выросла, а этот рост они не могли выдержать (особенно на юге и западе США) [39].
Возникала настоятельная необходимость планировать, поддерживать и регулировать развитие городов, что требовало в первую очередь объединения деятельности государства и частных инвесторов.
Земли, которые подлежали застройке в пределах городов или на прилегающих к ним территориях, обычно находились в частном владении. В государственном владении находилось около 1/3 всех земель страны, да и то большинство их них - в местностях, не подлежащих городскому развитию. В то же время законодательством штатов предусматривалось, что местные власти городов и округов обязаны заниматься разработкой планов и осуществлять застройку.
В 1970 г. была принята специальная федеральная программа по развитию новых городов, в которой предусматривалось предоставление заемной гарантии и увеличивалось число программ с дополнительными федеральными субсидиями. Если проект развития города отвечал требованиям этой программы, подписывался кредитный договор с указанием прав и обязанностей застройщика нового города и федерального правительства на период реализации проекта. Затем застройщику предоставлялись долгосрочные облигационные займы, которые гарантировало правительство США. Полученные по ним средства тратились на покупку земли, благоустройство участка и накладные расходы.
Помимо заемных гарантий выделялись специальные федеральные субсидии на создание различных объектов нового города: системы водоснабжения и канализации, сооружения по очистке сточных вод, автомагистрали, медицинские учреждения, библиотеки и др.