Задание №4. Анализ культурного развития России
Стражи и Долгое Служение
С отъездом своенравных кузенов, ночные эльфы обратили свое внимание к сохранности своей очаровательной родина. Друиды, ощущая, что время их спячки приближалось, подготовились ко сну и оставили своих любимых и семья. Тирэнд, ставшая Высшей Жрицей Элуны, попросила своего любимого, Малфурион, не оставлять ее ради Изумрудного Сна Исеры. Но Малфурион, обязанный честью войти в изменчивые Пути Грез, простился со жрицей и поклялся в том, что ничто не способно разъединить их, пока они хранят свою любовь.
Оставленная одна, чтобы защищать Калимдор от опасностей нового мира, Тирэнд собрал мощную силу среди своих сестер ночных эльфов. Бесстрашные, высоко обученные женщины-воины, которые вверяли себя Защите Калимдора, стали известны как Стражи. Они предпочитали патрулировать темные Ашенвальдские леса самостоятельно, хотя имели много союзников, которых могли призвать они могли призвать при необходимости.
Полубог Ценариус оставался недалеко в Лунных Рощах Хиджала. Его сыновья, известные как Хранители Рощи, наблюдали за ночными эльфами и оказывали помощь Стражам в поддержании мира на земле. Даже застенчивые дочери Ценариуса, дриады, появлялись в открытую все чаще и чаще.
Охрана Ашенваля постоянно занимала Тирэнд, но без Малфуриона на своей стороне, она не знала радости. Проходили долгие столетия, и в то время как друиды спали, ее опасения относительно второго вторжения демонов росли. Она не могла сбросить взволнованное чувство того, что Пылающий Легион мог быть все еще быть там, вне Великой Тьмы, готовя свою месть ночным эльфам и миру Азерота.
Период Русская культура XVII в.
Общественная мысль | Культурная жизнь 17 века, как, впрочем, и вся общественная жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье, когда, по словам современников, "старина и новизна перемешалися". Исследооателп приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре "нового времени". Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку. Современный исследователь русской культуры А.М.Панченко на примере развития литературы показывает истоки этого культурного феномена XVII столетия. В Смуту "словесность - была практически свободна от внелитературных запретов, от правительственного и церковного контроля", а русский писатель "пользовался "свободой слова" и правом идеологического выбора. В оценке персонажей он не зависел от их положения на лестнице социальной, церковной, государственной иерархии, даже если они занимали самые верхние ступени... Это способствовало "открытию характера" в искусстве в целом - открытии, которое стало необратимым завоеванием". |
Литература | В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. |
Архитектура | Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. |
Живопись | Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в. |
Образование, наука | Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова. |
Быт | Культура и быт русского народа в XVII веке испытали качественную трансформацию, выразившуюся в трех основных тенденциях: «обмирщение», проникновение западного влияния, мировоззренческий раскол. Первые две тенденции были в заметной степени связаны между собой, третья— была скорее их следствием. При этом и «обмирщение», и «европеизация» сопровождались движением общественного сознания к расколу. Недаром XVII век вошел в историческую литературу как «бунташный век»: волнения и бунты прошли чередой с его начала до самого конца. Даже самый общий перечень их выглядит внушительно: Смута, волнения 1648 —1650 годов в Москве, Пскове и Новгороде, «медный бунт» 1662 года, «разинщина» в 1670—1671 годах, соловецкое возмущение в 1668—1676 годах, «Хованщина» 1682 года, стрелецкий мятеж 1698 года. Позволительно утверждать, что корни волнений находились не столько в экономической и политической сферах, сколько в сфере социально-психологической. Шла ломка общественного сознания, привычного быта и обихода, страна подталкивалась к смене типа цивилизации. Волнения были отражением душевного дискомфорта целых слоев населения. |
Новые явления | На развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. |
Елизавета Петровна — российская императрица с 1741 года, дочь Петра I и Екатерины I-й. Возведена на престол гвардией. В ее царствование были достигнуты значительные успехи в развитии хозяйства, культуры России и во внешней политике, чему способствовала деятельность Михаила Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых, А. П. Бестужева-Рюмина и др.
На престол: После смерти матери (в 1727) Елизавета сблизилась с императором Петром II, который, судя по всему, был влюблен в нее. В царствование Анны Ивановны положение Елизаветы осложнилось, поскольку императрица завидовала ее красоте и видела в ней опасную политическую соперницу. В то же время она пользовалась большой симпатией жителей Петербурга, особенно гвардейских солдат и офицеров, видевших в ней наследницу Петра Великого. Министры правительницы Анны Леопольдовны советовали ей как можно скорее удалить Елизавету из Петербурга, но знавшая об этих планах цесаревна 25 ноября 1741 при помощи роты гвардейцев Преображенского полка совершила государственный переворот и узурпировала власть, на которую не имела никаких прав.
Внутр полит.Обстоятельства восшествия на престол отразились на елизаветинском царствовании. Был провозглашен курс на возврат к наследию Петра Великого, в частности, восстановлена роль Сената и некоторых других центральных учреждений. Вместе с тем в конце 1740-х — первой половине 1750-х годов по инициативе П. И. Шувалова был осуществлен ряд серьезных преобразований, важнейшим из которых стала отмена в 1754 внутренних таможен. Это привело к значительному оживлению торговых связей между различными регионами страны. Были основаны первые русские банки — Дворянский, Купеческий и Медный; осуществлена реформа налогообложения, позволившая улучшить финансовое положение страны; получила развитие тяжелая промышленность. В 1754 была создана новая комиссия для составления Уложения, которая завершила свою работу к концу царствования Елизаветы Петровны. Однако процесс преобразований был прерван Семилетней войной (1756-62).
Внеш полит: Во внешней политике правительство Елизаветы Петровны придерживалось принципов Петра Великого. В 1743 был заключен Абоский мирный трактат (мир), закрепивший итоги русско-шведской войны 1741-43. В этот период руководителем русской дипломатии был канцлер А. П. Бестужев-Рюмин, делавший упор на союз с Австрией и противодействие усилению Пруссии. Это и привело к тому, что Россия оказалась втянутой в Семилетнюю войну, участие в которой легло тяжким бременем на хозяйство страны. Однако в военном отношении действия русской армии были успешны. Она одержала ряд серьезных побед, оккупировала Восточную Пруссию и даже (на короткое время) Берлин.
Елизавета Петровна обладала практичным умом, умело руководила своим двором, маневрируя между различными политическими группировками. Однако активного участия в государственных делах она не принимала, лишь время от времени интересуясь внешней политикой. При рассмотрении важных вопросов нередко проявляла нерешительность и надолго откладывала принятие решений. Сразу после воцарения она, женщина религиозная, дала обет, что в течение ее царствования не будет смертных казней. Хотя это решение не получило законодательного оформления, императрица строго его придерживалась. Однако ее правление ознаменовалось несколькими шумными политическими процессами, в частности, Лопухиных (1743) и Бестужева-Рюмина (1758).
Елизавета Петровна (18.12.1709-25.12.1761), императрица (с 25.11.1741) Дочь Петра I и Екатерины I. Детство и юность Елизавета провела в подмосковных селах Преображенском и Измайловском. Объявленная в 1722 совершеннолетней, Елизавета стала центром разных дипломатических проектов Петр Великий думал выдать ее за Людовика XV; когда этот план не удался, царевну начали сватать за второстепенных немецких князей, пока не остановились на принце Голштинском Карле-Августе, который успел ей очень понравиться. Смерть жениха расстроила и этот брак, а за последовавшей вскоре после того кончиной Екатерины I заботы о замужестве Елизаветы совершенно прекратились. Живая и приветливая, видная и стройная, она сумела расположить к себе Петра II. С восшествием на престол Анны Ивановны Елизавета лишилась блестящего положения при дворе и была принуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе, среди преданных ей людей, особое место среди которых с 1733 занимал Алексей Разумовский. Полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, при существовании к тому же за границей внука Петра Великого, принца Голштинского, спасли Елизавету от пострижения в монастырь и от брака с герцогом Саксен-Ко-бург-Мейнингенским, но столкновения между ней и императрицей Анной Ивановной вспыхивали неоднократно. Различные дворцовые группировки всегда рассматривали Елизавету как реальную претендентку на царский трон. После смерти Анны Ивановны (1740) и прихода к власти Анны Леопольдовны отношение к Елизавете не изменилось. Цесаревну окружала атмосфера недоверия и подозрительности. Одновременно росли и ревность, и недовольство русского дворянства немецким засильем, особенно на ведущих государственных постах. Активным выразителем недовольства стала гвардия. Существенную роль сыграла и политика французского посла маркиза Шетарди и шведского барона Нолькен, предпринимавшего значительные усилия, чтобы уговорить Елизавету захватить престол (Путем возведения на престол Елизаветы первый думал отвлечь Россию от союза с Австрией, а второй - вернуть Швеции завоеванные Петром Великим земли. Посредником между иностранными резидентами и Елизаветой был ее лейб-медик Лесток). 25.11.1741 Елизавета решилась на переворот, чему способствовал приказ правительства о выводе гвардии из Санкт-Петербурга. Опираясь на заговор придворных кругов против Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича и поддержку гвардии, Елизавета Петровна вступила на престол в результате дворцового переворота. Убедившись в полном одобрении обществом совершившейся перемены, Елизавета издала 28 ноября другой манифест, где подробно и без стеснения в выражениях доказывала незаконность прав на престол Ивана VI и выставляла целый ряд обвинений против немецких временщиков и их русских друзей. Все они были отданы под суд, который определил Остерману и Миниху смертную казнь посредством четвертования, а Левенвольду, Менгдену и Головкину - просто смертную казнь. Возведенные на эшафот, они были помилованы и сосланы в Сибирь. Обеспечив за собой власть, Елизавета поспешила наградить людей, которые способствовали вступлению ее на престол или вообще были ей преданы, и составить из них новое правительство. Основными принципами внутри- и внешнеполитической деятельности провозгласила возвращение к принципам правления Петра I. Ликвидировала Кабинет министров, восстановила роль Сената, Берг- и Мануфактур-коллегии, Главного магистрата. В связи с вступлением России в Семилетнюю войну 1756-1763 учредила Конференцию при Высочайшем дворе. Внутренняя политика Елизаветы Петровны в целом отличалась стабильностью, продворянской направленностью, тенденцией к реформам в духе «просвещенного абсолютизма». В рамках созданной в 1754 Уложенной комиссии разработан ряд проектов реформ (секуляризация церковных земель, законодательное оформление привилегий дворянства и др.), осуществленных в последующие царствования Важнейшими реализованными реформами были ликвидация внутренних таможен (1754) и отмена смертной казни (1756). По предложению Шувалова происходит переориентация бюджетных поступлений с прямого на косвенное обложение, что обеспечило увеличение потока денег в государственную казну. При Елизавете осуществлялась активная поддержка промышленных и торговых начинаний, что выражалось не только в предоставлении им монополий и всяческих льгот Таможенный тариф 1757 имел ярко выраженный протекционистский характер. Кроме того, учитывая большую заинтересованность дворянства в вывозе и продаже за границей хлеба, правительство разрешило свободный вывоз хлеба за рубеж. Созданный по инициативе П.И. Шувалова Медный банк выдавал дворянам и купцам крупные ссуды по 50-100 тыс. руб. из расчета 6% годовых в рассрочку до 18 лет. В конце жизни Елизавета Петровна практически перестала заниматься государственными делами, передоверив управление П.И. и И.И. Шуваловым, М.И. и Р.И. Воронцовым и др. Большое значение приобрели ее фавориты А.Г. Разумовский и И.И. Шувалов, с первым из которых она была тайно обвенчана (1744). В области внешней политики начало царствования совпало с русско-шведской войной 1741-1743, закончившейся Абоским миром 1743, по которому к России отошла часть Финляндии. Про-французская ориентация в первые годы царствования сменилась опорой на союз с Австрией против усиливавшегося влияния Пруссии, что соответствовало внешнеполитической доктрине канцлера А.П. Бестужева-Рюмина и привело к вступлению России в Семилетнюю войну. Несмотря на недостаточную подготовленность к войне, военные действия были успешны для России. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета русской культуры и науки (в частности, деятельность М.В. Ломоносова, открытие Московского университета, основание Академии художеств, постройка значительных памятников архитектуры, в т.ч. Екатерининского дворца в Царском Селе).
Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005