double arrow

Методические рекомендации. Вопросы и задания к документам


Вопросы и задания к документам

Современный историк В.Л. Степанов об эпохе Александра III

Народник С.М. Степняк-Кравчинский о положении в Российской империи и ее будущем (1885 г.)

Из докладной записки С.Ю. Витте Николаю II (февраль 1900 г.)

Из речи К.П. Победоносцева в Совете Министров (8 марта 1881 г.)

В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг… А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа… Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг…

Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем… Так называемые представители земства только разобщают царя с народом.

Средний ежегодный прирост производительности составлял (в млн. руб.): 1878-1887 гг. – 26,1; 1888-1892 гг. – 41,6; 1893-1897 гг. – 161,2.

…Таковое возрастание промышленности в сравнительно короткий срок само по себе представляется очень значительным. По быстроте и силе этого роста Россия стоит впереди всех иностранных экономически развитых государств.., тем не менее и по отношению к потребностям населения, и по сравнению с иностранными государствами наша промышленность еще очень отстала.

Сыграв свою роль в создании политического могущества России, царизм стал теперь причиной его неуклонного разрушения. Если самодержавие не падет вследствие внутренних причин, то оно потерпит поражение в первой же серьезной войне; будут пролиты реки крови, и страна будет расчленена на куски.

Свержение самодержавия стало политической, социальной и нравственной необходимостью. Оно обязательно для блага государства и для блага народа.

Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями. Правительство должно было учитывать нужды народного хозяйства и стимулировать рост отечественной индустрии. Политика Бунге (министр финансов в 1881-1886 гг.) и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранных капиталов, упорядочивание государственного долга и денежного обращения) способствовала завершению промышленной революции в России, утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Это опровергает традиционное представление о царствовании Александра III как «эпохе контрреформ» и «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений в системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису.




1. Насколько убежденным реформатором был Александр II? Чем непосредственно была вызвана правительственная политика либерализации начала 1860-начала 1870-х гг.? Какова взаимосвязь Крестьянской реформы 1861 г. и других преобразований?

2. В чем суть и значение земской реформы 1864 г.? В каком положении по отношению к другим органам власти и управления находились земские собрания? О чем это свидетельствует?

3. Прочитайте документ 5. Какими обстоятельствами была обусловлена его разработка? В чем суть и значение данного проекта? Почему он не был реализован в ХIХ в.? Насколько правомерно неофициальное название этого документа, известного среди современников как «конституция Лорис-Меликова»?



4. Согласны ли Вы с мнением К. Победоносцева, что причины усиления революционного движения состоят в реформировании самодержавного строя (документ 6)? А, может, в ограниченном характере такого реформирования? Поясните свой ответ.

5. В чем проявилась двойственность политики Александра III и Николая II в конце ХIХ в.? Согласны ли Вы с «политическим диагнозом» Российской империи, поставленным свидетелем событий эпохи и современным историком? Свое мнение обоснуйте конкретными историческими фактами.

Тема 9: Социально-экономическое и политическое развития Росси в начале ХХ вв.

План:

1. Россия в контексте мировых проблем в начале XX в. Русско-японская война и поражение царизма.

2. Революция 1905 -1907 гг.: поиск путей общественного прогресса. Появления Советов.

3. Российский парламент: структура и особенности Государственной думы.

4. Первая мировая война как кризис общественного развития.

5. Падение самодержавия и проблема исторического выбора.

Основные понятия:Место ХХ в. во всемирной истории. Новые явления в социально-экономическом и политическом развитии стран Европы и США. Конец свободной конкуренции. Экономические противоречия. Государственное регулирование экономики. Изменения в социальной структуре. Появление рабочей аристократии.

Развитие России на рубеже XIX - ХХ вв. Проблемы модернизации страны. Особенности образования политических партий в России и их программы. Общенациональный кризис начала ХХ в. и альтернативные варианты его преодоления. Новый либерализм. Российская социал-демократия. Социалисты-революционеры. П.Б. Струве и П.Н. Милюков. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов, В.М. Чернов.

Русско-японская война - катализатор революционных процессов. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности. Идеи конституционного самодержавия, правового государства, революционной диктатуры. Основные социально-экономические и политические итоги и последствия революции. Изменения в политической системе. Начало работы Государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.

Цели: осмыслить тенденции развития и основные проблемы мировой и российской истории на рубеже XIX – ХХ вв.; проанализировать основное содержание общественно-политического и экономического развития России в начале ХХ столетия.

После изучения темы студент должен знать:

-новые явления в социально-экономическом и политическом развитии мира в конце XIX - начале XX вв.;

-состояние экономического, политического и социального развития России как страны догоняющей модернизации;

- тенденции внешнеполитического развития России;

- основное содержание и направления политической борьбы в начале ХХ в.;

- предпосылки и особенности образования российских политических партий; их программы и тактику в революции 1905-1907 гг.;

- причины, этапы и результаты первой революции в России;

- основные исторические термины и понятия.

Охарактеризуйте основные направления мирового развития на рубеже XIX-XX вв. Покажите, что развитие России проходило в русле общемировых процессов, но имело свои особенности в экономике, политической, социальной и национальной сферах.

Проанализируйте состояние российской экономики на рубеже XIX-XX вв. Укажите, что экономический подъем, начавшийся в 90-х гг. ХIХ в., сменился международным экономическим кризисом 1900-1903 гг., от которого пострадала, главным образом, тяжелая промышленность, базирующаяся на иностранных инвестициях. Затем наступила депрессия, а с 1909 г. вновь начался экономический подъем. Отметьте феодальные пережитки, свойственные экономике и политическому строю России. Какие своеобразные черты присущи российскому государственному монополистическому капитализму? Какое место в экономике страны занимали монополии? Какую роль играл иностранный капитал? Почему при значительном ввозе иностранного капитала в Россию и США, последняя заметно опережала нашу страну в экономическом развитии?

Отметьте, что 90-е гг. ХIХ в. в истории России ознаменованы еще одним важным новым явлением-созданием политических партий и организаций. Обратите внимание на теоретико-методологический аспект этого вопроса, найдите в словаре и выпишите определение «партия». Каковы объективные и субъективные предпосылки образования партий? В чем состоит функциональное назначение политической партии? Становление российской многопартийности имело свои особенности. Определите какие?

На рубеже ХIХ-ХХ вв. в России происходит формирование социал-демократических партий. Первоначально социал-демократические партии создаются на периферии, а затем в центре. Попытка создать Российскую социал-демократическую партию была предпринята в 1898 г. в Минске на I съезде РСДРП. Поясните, почему она не удалась? На II съезде РСДРП в 1903 г. были приняты программа и устав партии. Проследите, как и по каким основным вопросам и положениям проходила острая борьба при принятии Программы РСДРП? Из каких частей состояла программа партии? Какой параграф Устава партии вызвал наибольшие разногласия? Какие фракции и вследствие чего образовались в рядах РСДРП?

Обратите внимание на то, что марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделяющие крайние выводы К. Маркса о ликвидации капиталистического строя революционным путем. Это так называемые «легальные марксисты», которые признавали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного эволюционного развития страны по пути ее демократизации. Какое значение имело создание социал-демократической рабочей партии в России и, какую роль она сыграла в истории ХХ в.?

Проанализируйте истоки социал-революционизма в России. Подчеркните, что почвой для партии эсеров послужили народнические кружки и организации (в 90-е годы – неонароднические объединения и группы), уцелевшие после разгрома царским самодержавием. Далее проследите этапы становления партии социалистов-революционеров; отметьте роль в оформлении партии встречи представителей российских и заграничных кружков и организаций, которая состоялась в конце 1901 г. в Париже. Почему датой образования общероссийской политической партии социалистов-революционеров (ПСР) стал январь 1902 г., а не первый съезд партии, на котором была принята программа (конец 1905 – начало 1906 гг.)? Какое положение программы ПСР является основополагающим и почему? Сравните программы РСДРП и ПСР, определите их различия и сходство?

Подчеркните тесную связь между внутренней и внешней политикой России в нач. ХХ в. Укажите, что самодержавие внутри страны считало возможным обходиться без политических партий, свобод, независимой прессы и парламента. Самодержавие не желало добровольно идти на серьезные уступки народу. Власть царя оставалась практически неограниченной, отсутствовала обратная связь «народ – самодержавие».

Кризис самодержавия нач. ХХ в. ярко продемонстрировала русско-японская война, проигранная Россией. Определите причины войны, покажите расстановку политических сил в окружении царя, наличие двух группировок, имевших разные взгляды на формы и методы проникновения России на дальневосточный рынок – мнения С.Ю. Витте и «безобразовской» клики. Почему победила последняя? Проследите ход русско-японской войны, основные сражения на суше и на море, вскройте причины поражения России. Проанализируйте условия Портсмутского мира, оцените дипломатические способности С.Ю. Витте. Выявите роль и значение русско-японской войны в дальнейших событиях, произошедших в России.

Изучая события первой российской революции 1905 - 1907 гг. следует иметь в виду, что в основе ее лежал общенациональный кризис, который приобрел масштабный и острый характер, коренившийся в незавершенности политической и социально-экономической модернизации страны.

Российская революция нач. XX в. обладала рядом особенностей и своеобразных черт по сравнению с буржуазными европейскими революциями XIX в. На этом своеобразии и следует сосредоточить свое внимание. Определите характер революции и сопоставьте точки зрения различных политических партий по этому вопросу. Не забудьте отметить, что революция произошла в стране, вступившей в монополистическую стадию развития капитализма, где рабочий класс громогласно заявил об осознании своих интересов; в крестьянской стране (крестьяне составляли 4/5 населения), поэтому главным вопросом революции был аграрно-крестьянский; в многонациональной стране (57% населения составляли нерусские народы), поэтому важное место занимал национальный вопрос; в стране, опутанной феодальными пережитками. В ходе развития революции выявились три основные действующие политические силы. Какие это силы? Определите круг их участников, главные цели, интересы и средства борьбы.

Революция 1905-1907 гг. создала благоприятные условия для дальнейшего образования множества политических партий – общероссийских, региональных, национальных. Все они в те годы (укажите, в какие и что стало отправным пунктом) действовали вполне легально, возросла численность уже имеющихся партий. Дайте классификацию наиболее крупных политических партий, имевших общероссийское значение. Проанализируйте их основные программные положения (политические цели и задачи, решение национального вопроса, взгляды по рабочему и аграрно-крестьянскому вопросам) и особенности тактики.

В заключение этого вопроса подчеркните роль и значение политических партий в первой российской революции и последующих событиях в стране.

Важнейшим итогом первой революции в России явилось учреждение Государственной думы. Проследите правительственные шаги по пути создания российского парламента: от «булыгинской» думы (объясните такое название; почему она не была созвана?), через Манифест 17 октября (кто автор, каково его содержание и отношение к нему партий различной политической ориентации?) до выборов в первую Государственную думу. Главными объектами размышления и анализа ситуации должны стать следующие: допустило ли самодержавие отклонения от содержания Манифеста 17 октября и почему? Из каких палат состоял российский парламент и, каковы были условия их комплектования, функции и прерогативы?

После изучения вопроса о деятельности I и II Государственных дум студент должен иметь представление об их составе и преобладающих партиях, главных рассматриваемых вопросах и причинах досрочного роспуска той и другой Думы.

Проанализируйте причины поражения первой российской революции. Отметьте, что, несмотря на поражение революции 1905-1907 гг., она серьезно потрясла основы российского самодержавия. В чем конкретно это проявилось? Не забудьте подчеркнуть, что революция улучшила материальное положение рабочего классы и крестьянства (вспомните, какие шаги были сделаны правительством в этом направлении?); сделала возможной легальную деятельность партий и профсоюзов; произвела колоссальный сдвиг в сознании миллионов россиян, пробудив их к политической жизни.

Революция имела большой международный резонанс: способствовала подъему стачечной борьбы рабочих в Германии, Франции, Англии, Италии, Австро-Венгрии, Бельгии; совершению антифеодальных революций в Иране, Турции, Китае; развитию национально-освободительного движения на Балканах, в Индии.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: