double arrow

Методические рекомендации. Вопросы и задания к документам


Вопросы и задания к документам

Из программы конституционно-демократической партии (1905 г.)

VI. Аграрное законодательство.

…Увеличение площади землепользования населения обрабатывающего землю личным трудом…государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства, в потребных размерах, частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

Отчужденные земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

Упорядочение законом арендных отношений… Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на землевладельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия.

9. Из программы партии «Союз 17 октября» (1906 г.)

Помимо забот к поднятию производительности земледелия, мерами к подъему крестьянского благосостояния являются: урегулирование мелкой земельной аренды, преобразование деятельности Крестьянского поземельного банка, содействие расселению и переселению ближайшему и дальнейшему, признание государственных и удельных земель возможным фондом для удовлетворения земельной нужды крестьян и других разрядов мелких землевладельцев…и, наконец, при недостаточности этих мер, допустимое в случае государственной важности принудительное отчуждение части частновладельческих земель на справедливых условиях вознаграждения, устанавливаемых законодательной властью.




10. Из платформы партии «Союз русского народа» по выборам в I Государственную думу (1906 г.)

Хозяйственная политика должна иметь своим руководящим началом взгляд на Россию, как на страну преимущественно крестьянскую и земледельческую, и своею целью благоустройство крестьянства путем улучшения сельскохозяйственной культуры, развития кустарных промыслов и увеличения наделов малоземельных крестьян, и содействуя переселению таких крестьян и переходу земельных имуществ в руки крестьян на основании добровольных сделок.

1. Какими обстоятельствами, согласно документам 1 и 2, был вызван революционный взрыв в стране в 1905-1907 гг.? Какие еще причины первой русской революции Вы могли бы назвать?

2. Прокомментируйте документ 3. Каковы были причины русско-японской войны 1904-1905 гг.? Кого из героев и, какие сражения этой войны Вы знаете? Охарактеризуйте ее итоги и последствия.

3. Что Вы знаете о подготовке Манифеста 17 октября 1905 г. (документ 4)? Дайте его оценку.

4. Какие изменения в характере власти в России нашли отражение в новой редакции «Основных законов» (документ 5)? Какой политический режим установился в стране? Было ли в полной мере осуществлено разделение властей? Подумайте, почему и в нынешних условиях часто возникают противоречия между законодательной и исполнительной властью? В чем конкретно и как они преодолеваются?

5. Какой вопрос русской жизни был центральным в годы революции 1905-1907 гг.? Объясните, почему. Проанализируйте программные положения различных политических партий по аграрно-крестьянскому вопросу (документы 6-10). Какие(ая) партии(я), на Ваш взгляд, предлагали(а) оптимальный вариант его решения? в наибольшей степени учитывали(а) требования крестьян?



Тема 10: Становление новой системы власти после Октября 1917 г.

План:

1. Свертывание многопартийности.

2. Белое движение: социальный состав, идеология, программа.

3. Красные: программа и политическая практика.

4. Иностранная интервенция.

5. Образование СССР: состав, принципы организации.

6. Социально-экономические и культурные преобразования в 20-30-е гг.

Основные понятия: Советское государство после победы Октябрьской революции. Причины и начало гражданской войны. Иностранная интервенция: цели, масштаб, итоги. Середина 1918 г. - 1920 г.: разрастание гражданской войны. Основные события на фронтах. Белое движение: социальная база, идеология, программа, лидеры. «Красные»: социальная база, программа и политическая практика.

Политика «военного коммунизма»: причины, сущность, последствия. Содержание и результаты деятельности партий левых и правых эсеров, меньшевиков.

Причины победы советской власти и поражения белого движения. Итоги и уроки гражданской войны.

Переход к новой экономической политике: «всерьез и надолго» или «временное отступление»? Характерные черты и противоречия нэпа. Переход от продразверстки к продналогу. Допущение мелкотоварного и частнокапиталистического укладов под контролем государства, относительная свобода торговли.

Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Экономические кризисы 1923, 1925, 1927/28 гг.: причины, способы преодоления. Причины и обстоятельства слома нэпа. Проблема альтернативы развития страны на рубеже 1920-30-х гг.

Большевики и вопросы национально-государственного строительства. Образование СССР. Место и роль РСФСР в составе Союза. От федерализма к унитарности.

Ужесточение политического режима. Уничтожение остатков многопартийности, подавление оппозиции внутри РКП(б) - ВКП(б). Формирование режима личной власти Сталина. Итоги и уроки нэпа.

Цели: уяснить смысл современных подходов к анализу причин, основных событий и последствий гражданской войны в Советской России; выявить характерные черты экономической политики большевиков и белого движения, сущность и последствия политики «военного коммунизма» для развития страны; уяснить причины перехода к новой экономической политике в Советской России, сущность и последствия нэпа для развития страны; осознать тесную взаимосвязь процессов, происходивших в экономической, социально-политической, идеологической сферах, обусловивших двойственный и противоречивый характер развития страны в данный период.

После изучения темы студент должен знать:

- предпосылки гражданской войны, ее основные этапы и главные события;

- сущность и последствия проведения большевиками политики «военного коммунизма»;

- характерные черты экономической политики белого движения;

- социальную базу большевиков и белого движения, цели противоборствующих сторон и методы их достижения;

- деятельность партий левых и правых эсеров, меньшевиков в качестве «третьей силы», причины их краха;

- причины поражения белого движения;

- последствия гражданской войны для России (политические, экономические, социальные, демографические);

- основные понятия и исторические термины;

- характерные черты становления и развития идеи нэпа;

- особенности социально-экономического и политического процессов в Советском государстве в 1920-е гг.;

- сущность финансовой реформы Г. Сокольникова;

- противоречия нэпа;

- причины свертывания нэпа, итоги и значение этой политики для развития СССР.

Выясните сущность самого понятия «гражданская война». Определите причины гражданской войны в Советской России. Подумайте, можно ли было ее избежать? Когда гражданская война приобрела наибольший размах? С чем это было связано?

Обратите особое внимание на политику большевиков по отношению к крестьянству. Каковы были цели и масштаб иностранной интервенции? Какую роль в гражданской войне в России сыграл внешний фактор? Когда были ликвидированы основные фронты гражданской войны? Какие события свидетельствовали об ее окончании?

Существовали ли у белого движения реальные шансы на успех или оно было обречено на поражение с самого начала? Под этим углом зрения проанализируйте характер организации власти и управления на территориях, контролируемых белым движением, основные положения его программы и методы ее осуществления.

Особое внимание обратите на экономическую и финансовую политику белогвардейских правительств. Каковы были цели и масштаб белого террора? Подумайте, на какие силы в обществе опирались лидеры белого движения? Каковы, на Ваш взгляд, истоки его силы и слабости?

Составьте представление об альтернативах выведения страны из кризиса, которые были предложены различными общественно-политическими силами в годы гражданской войны.

Особое внимание следует обратить на сотрудничество большевиков с левыми эсерами. Что объединяло их в понимании перспектив развития России? По каким вопросам существовали между ними разногласия? Почему в конечном итоге двухпартийная система в России не состоялась? За какой вариант общественного развития выступали правые эсеры, меньшевики? В чем суть разработанных ими социально-экономических программ?

Далее проанализируйте характер взаимоотношений с этими партиями большевистского режима. Почему деятельность эсеров и меньшевиков потерпела крах?

Уясните, на какие силы в обществе опирались большевики. Попытайтесь понять, чем была вызвана политика «военного коммунизма»? Какие социально-экономические мероприятия большевиков объединены этим названием? Какие черты политики «военного коммунизма» были, на Ваш взгляд, определяющими? Против кого была направлена эта политика? Каковы ее основные результаты и последствия?

Подумайте, почему, несмотря на недовольство политикой продразверстки, крестьянство все же встало на сторону советской власти? В чем Вы видите причины победы большевиков в гражданской войне? Какое влияние оказала война на экономическое, социальное, демографическое, политическое развитие России?

Каковы были предпосылки перехода к нэпу? Чем был вызван поворот большевиков к новой экономической политике? Что свидетельствовало о кризисе внутренней политики большевиков? Каковы его причины? В чем проявился экономический кризис? Социально-политический кризис? Каковы были политические и экономические требования участников народных восстаний?

Анализируя цели и сущность нэпа, необходимо иметь в виду неоднозначность этой политики. Раскройте внутренние противоречия нэпа. Каким образом двойственность нового экономического курса большевиков отразилась в развитии аграрной, промышленной, торговой, финансовой сфер?

Обратите внимание, что отказ от политики «военного коммунизма» и переход к нэпу по существу означал переход к новой тактике построения социализма. Чем отличался продналог от продразверстки? Почему считалось допустимым развитие частнособственнического сектора? Что такое госкапитализм в Советском государстве? Как проходило возрождение кредитной и банковской системы? Покажите, как стала изменяться система централизованного управления (расширялись права предприятий, восстанавливался принцип оплаты по труду и т. п.)

Расскажите о финансовой реформе Г. Сокольникова. Какое значение для стабилизации финансового положения страны и курса рубля имела финансовая реформа 1922-1924 гг.?

Выясните, изменял ли нэп основы существовавшей в стране экономической системы? Проанализируйте итоги нэпа. Каковы причины отказа от нэпа? Отвечая на вопрос, обратите внимание на причины кризисов 1923, 1925, 1927/28 гг. и способы их преодоления. Подумайте, существовали ли альтернативы слома нэпа? Мог ли нэп дальше развиваться? В чем суть вариантов экономического развития, предложенных в ходе внутрипартийных дискуссий второй половины 1920-х гг.? Почему победила точка зрения Сталина?

Внимательно проанализируйте особенности политического развития страны в условиях нэпа. Подумайте, привела ли частичная либерализация экономики к аналогичной «перестройке» общественно-политической жизни? Что свидетельствовало о процессе становления тоталитарного режима в СССР в 1920-е г.?

Какие мнения существовали в партийно-государственном руководстве страны по вопросам национально-государственного строительства? Что в них было общего и в чем состояли принципиальные различия? Проанализируйте социально-экономические, военно-политические предпосылки образования СССР. Какие принципы были заложены в основу объединения республик? Как учитывались при этом интересы разных народов? Каково историческое значение создания СССР? Попытайтесь дать оценку национальной политике большевиков: что было положительным, какие мероприятия имели негативные последствия

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: