double arrow

Методические рекомендации. 1. Чем характеризовалась ситуация в мире в 30-е годы? Почему мир оказался перед угрозой новой войны?


Эссе

Вопросы для самоконтроля

1. Чем характеризовалась ситуация в мире в 30-е годы? Почему мир оказался перед угрозой новой войны?

2. Каково главное содержание пакта «Риббентроп – Молотов»? (1939) Какие последствия он имел?

3. Какие цели преследовала Германия в войне против СССР?

4. Чем характеризовалась экономическая ситуация в СССР накануне и в годы войны?

5. Как происходил переход советской экономики на военные рельсы в первые месяцы войны?

6. Каково значение победы Красной Армии под Москвой?

7. Что означал коренной перелом в ходе войны?

8. Почему советско-германский фронт был решающим фронтом в годы войны?

9. Каковы решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций?

10. Каковы итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войн?

11.Что такое «холодная война»? В чем состояли причины военно-экономического и политического противостояния капиталистической и социалистической систем после войны?

12. Какие задачи стояли перед экономикой страны после окончания войны? Удалось ли их решить? Какой ценой?

13.Сравните послевоенное развитие СССР с периодом первых пятилеток. Что общего в экономической политике? Насколько обоснованным было возвращение И.В. Сталина к довоенным методам руководства?

14.Когда в СССР начался процесс десталинизации? С чем это было связано и в чем конкретно проявилось?

15.Каково историческое значение XX съезда КПСС?

16.Дайте общую оценку внешней политики СССР в 1953-1964 гг. Чем она отличалась от внешней политики 1945-1952 гг.? Охарактеризуйте двойственность этой политики.

17.Каковы результаты реформ, проведенных в стране в 1953-1964 гг.? В чем проявилась их непоследовательность и противоречивость?

Сообщения:

1. Экономика и финансы СССР в годы Великой Отечественной войны.

2. Цена победы. Итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.

3. Экономика СССР после окончания войны: выбор модели и восстановление народного хозяйства.

4. Денежная реформа 1947 г.

5. Политика снижения цен в конце 40-х – начале 50-х гг.: причины, сущность, последствия.

6. Экономическая реформа 1965 года: причины, сущность, результаты.

Обязательная литература:

1. Леванов,Б.В. История России XIX – ХХ вв.: учеб. Пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 «Отечеств. история» для студентов вузов. неисторич. Специальностей/ Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С.487-571.




2. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.231-287.

3. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. Специальностей/Л.И. Семенникова. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С. 695-747.

Дополнительная литература:

1. Альтернатива 1939 года: Документы и материалы. М., 1989.

2. Арбатов, Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985): Свидетельство современника./Г.А. Арбатов. - М., 1991.

3. Алексеева, Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период./Л.Алексеева. - М., 1992.

4. Берия: конец карьеры. М., 1991.

5. Бурлацкий, Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них./Ф. Бурлацкий. - М., 1990.

6. Великая Отечественная война. 1941-1945.: Энциклопедия. М.,1985.

7. Зубкова, Е.Ю. Общество и реформы. 1946 – 1964./Е.Ю.Зубкова. – М., 1993.

8. Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т.1-4. М., 1987-1990.

9. Опенкин, Л.А. Оттепель: как это было (1953-1955 гг.)./Л.А. Опенкин. - М., 1991.

10. Хрущев, Н.С. Воспоминания. (Любое издание.)

Темы рефератов:

1. Русская православная церковь в годы войны.

2. Война и русское зарубежье.

3. СССР на международных конференциях периода второй мировой войны.



4. Альтернативы послевоенного развития СССР

5. Карибский кризис: итоги и уроки.

6. Третья волна эмиграции из СССР.

7. Возрождение российской многопартийности.

8. Политические лидеры страны (Г.Маленков, Л.Берия, В.М. Молотов, А.Н. Косыгин, А.А. Громыко и др.)

1. Роль СССР в победе над фашизмом.

2. Готовил ли Сталин превентивный удар по Гитлеру?

3. Советский коллаборационизм: предательство или борьба со сталинизмом?

4. Истоки массового героизма советских людей в войне.

5. «Маршал Победы»

6. «Холодная война»: дискуссия о причинах и «виновниках».

7. Политика «мирного сосуществования»: цели, задачи, направления, идеологические ограничители.

8. Экономика СССР в 60-70-е гг.: завершение индустриализации или «застой»?

9. Диссидентское движение в СССР и Запад.

Задачи и упражнения:

1. Выявите взаимосвязь между процессами, протекавшими в мире и в СССР в 30-е гг.

2. Составьте таблицу «Потери воюющих стран во второй мировой войне». Чем можно объяснить колоссальный масштаб потерь среди военнослужащих и населения СССР в годы войны?

3. Почему польский вопрос стал одним из главных на встречах лидеров стран антигитлеровской коалиции в 1943 – 1945 гг.? Кто и как предлагал его решать? Почему?

4. Соотнесите довоенный и послевоенный уровень жизни населения в городах и сельской местности. Что общего и чем разница между ними, на ваш взгляд?

5. Сравните подходы Берии, Маленкова и Хрущева к реформированию советской экономической и политической системы. Найдите черты сходства и различия. Заполните на основе полученных данных таблицу.

Тема: Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

План:

1. СССР и мир в середине 60-х - начале 80-х гг. Внешняя политика СССР: принципы, основные направления, этапы, итоги.

2. Советское общество в середине 60-х - начале 80-х гг.: противоречия социально-экономического и общественно-политического развития.

3. Нарастание кризиса административно-командной системы.

Анализируя международное развитие в 60-е – сер. 80-х гг., обратите внимание на позицию Запада и Советского Союза. Подумайте, внесло ли брежневское руководство кардинальные изменения в подходы к основам советской внешней политики? Какие принципы определяли внешнеполитический курс СССР в данный период? В чем его противоречивость? Каким образом были определены главные задачи и основные направления международной деятельности Советского государства? Обратите внимание на особенности развития отношений СССР с социалистическими странами.

Что свидетельствовало о назревании в мировой системе социализма глубоких противоречий? Что Вы знаете о событиях в Чехословакии в августе 1968 г.? В Польше в 70-e - начале 80-х гг.? В чем проявилась гонка вооружений? В какой период отношения Советского Союза со странами Запада развивались в русле политики «разрядки международной напряженности»? В чем сущность этой политики? Каковы были ее пределы? Охарактеризуйте результаты военно-политического и экономического сотрудничества СССР с ФРГ, США и другими капиталистическими странами в 70-е гг.

Центральным событием периода «разрядки» стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, август 1975 г.). В чем историческое значение этого Совещания? Какие последствия оно имело? Какую политику проводили СССР и страны НАТО по отношению к странам «третьего» мира? Каковы результаты советской политики в этих странах? Когда и в связи с чем заканчивается период «разрядки» и происходит резкое усиление конфронтации между СССР и США? Каковы причины и последствия ввода советских войск в Афганистан?

Начало деятельности Л.И. Брежнева было связано с реформами. Каковы основные принципы экономических реформ, проводившихся в 1965 - 1970 гг. в сфере сельского хозяйства, промышленности, управления экономикой? Изменили ли эти реформы основы экономического строя в СССР?

Охарактеризуйте итоги восьмой пятилетки. Обратите внимание на изменения в социальной сфере. Подумайте, почему эффект от реформ постепенно стал уменьшаться? В чем, на Ваш взгляд, заключались основные причины свертывания экономических преобразований в начале 70-х гг.?

Изучая вопрос о противоречиях в общественно-политической жизни, обратите внимание на особенности функционирования административно-командной системы при Брежневе. Какова была эффективность деятельности партийно-государственного аппарата? Какие возможности были у общества для того, чтобы влиять на социально-экономическую политику государства? Подчеркните тесную связь экономического развития с социальными процессами. Каковы были конкретные проявления нарастания проблем в советской экономике в 1970 – нач. 1980-х гг.?

Анализируя общественно-политическую жизнь страны, отметьте, какие обстоятельства диктовали необходимость перехода в СССР от экстенсивных к интенсивным методам развития в начале 70-х гг.? Что стало главной преградой на пути реализации этого курса? В чем проявился «застой» в СССР? Каковы его причины, характерные черты социально-экономического развития и общественно-политической жизни к нач. 1980-х гг.? Почему этот негативный процесс не удалось остановить?

Подчеркните, что кризисные явления проявлялись во всех сферах общественной жизни страны. Как изменялись: демографическая ситуация? ситуация в сфере производственной занятости? уровень жизни населения? С чем это было связано? Обратите внимание на особенности положения рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Какие перемены происходили в настроениях людей?

Что вы знаете о проявлениях «теневой экономики» в 1970-80-х гг.? Каким образом использовались «нефтедоллары» в экономике СССР? Сравните ситуацию в СССР с основными тенденциями развития мировой экономики. Что такое «научно-техническая революция»? Что указывало на то, что наметилось новое стадиальное отставание СССР от развитых стран? Почему советское государство, добившись в 60-70-е гг. в соревновании с капиталистическим миром паритета в военной области, не смогло добиться за это же время паритета в области экономики? Аргументируйте свой ответ.

Существовала ли в СССР оппозиция брежневскому руководству? Кто такие диссиденты? Когда в СССР возникло правозащитное движение? Назовите его лидеров. Какие цели они ставили перед собой? Какими методами действовали? Почему, несмотря на малочисленность, правозащитное движение получило широкий резонанс в мире? Каково, на Ваш взгляд, значение деятельности правозащитников?

В заключение охарактеризуйте попытки выведения страны из кризиса, предпринятые преемниками Брежнева. Каковы были основные направления и результаты деятельности Ю.В. Андропова, К.У. Черненко во внутренней и внешней политике? Почему им так и не удалось переломить развитие негативных тенденций в стране? В чем конкретно проявился системный кризис советского общества к середине 80-х гг.?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: