Методические рекомендации

Вопросы и задания к документам

1. Какие события послужили началом «красного террора»? Против кого эта политика была направлена? Что было главным критерием «враждебности»: Степень вины? Социальная принадлежность? Партийная принадлежность? Что Вы знаете о «белом терроре»? Против кого он был направлен? Приведите конкретные исторические факты в обоснование Вашего вывода.

2. Какой выход страны из кризиса предлагали эсеры? Чьи интересы стремилась выражать эта партия? Как данный документ характеризует тактику эсеров? Их отношение к большевистскому режиму? К белому движению?

3. Прочитайте подборку документов 4. Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать отношение народа к большевикам? белогвардейцам? Каким образом и почему изменялось настроение населения? С чем было связано «чудо решающих побед» большевиков в конце 1919 г., о котором писал Ленин?

4. Какой вывод о причинах поражения белого движения можно сделать, опираясь на факты, приведенные в документах 4 и 5?

5. Политическая программа «Национального центра» сводилась к требованиям ликвидации советского строя, восстановления государственной целостности России, учреждения военной диктатуры, как переходной формы власти до созыва Учредительного собрания, продолжения совместно с союзниками войны против Германии. На основании документа 6 охарактеризуйте содержание экономической программы данной организации. В какой период положения этой программы нашли отражение в экономических мероприятиях советского правительства?

6. Какую позицию в годы гражданской войны занимала Русская Православная Церковь? Приведите конкретные исторические факты, характеризующие политику большевиков по отношению к церкви в то время?

7. «Кронштадтцы» в 1921 г. были обвинены в «антисоветских» настроениях и репрессированы. На основе документа 9 подтвердите или опровергните это обвинение. Какое влияние оказало Кронштадтское восстание на политику большевиков?

Тема: СССР и мир: 1940 – 1960-е гг.

План:

1. Социально-экономическое и культурное развитие страны в конце 30-х – начале 40-х гг.

2. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий.

3. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира.

4. Советское общество в условиях послевоенной разрухи.

5. Внешняя политика СССР с середины 50-х годов. «Холодная война»

6. Реформирование общества в середине 60-х гг.

Цели: уяснить международную обстановку в 30-е гг. ХХ века; причины, ход и итоги второй мировой и Великой Отечественной войн; значение победы над фашизмом. Осмыслить и уяснить сущность послевоенного развития мира; выявить основные тенденции развития советского общества в 1945-1964 гг.; понять причины укрепления и проблемы развития административно-командной системы в СССР.

После изучения темы студент должен знать:

- основные события международной жизни и суть внешней политики СССР в 30-е годы;

-причины, характер и ход второй мировой и Великой Отечественной войн;

- причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны;

-меры советского руководства по превращению страны в военный лагерь;

-значение победы Красной Армии под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге;

-развитие экономики в годы войны;

-роль партизанской борьбы и движения Сопротивления в борьбе с фашизмом;

-цена победы над фашизмом, итоги и уроки Великой Отечественной и второй мировой войн.

-причины нарастания международной напряженности после завершения второй мировой войны;

-сущность политики «холодной войны»;

-основные направления и проблемы развития советского общества в послевоенный период;

-причины, основные этапы процесса десталинизации, начатого в 1953 г., а также его конкретные проявления в сфере экономики, общественно-политической жизни, внешней политике Советского государства;

-причины очередного кризиса в истории советского общества, назревшего к 1964 г.

Проанализируйте ситуацию в мире, сложившуюся в 30-е гг. Почему мир оказался перед угрозой новой войны? Какие опасные очаги военной напряженности создаются в 30-е гг. в мире? В чем конкретно проявилась агрессивная роль Германии? Какими событиями началась вторая мировая война? Выскажите свое отношение к проблеме ответственности за ее развязывание. Это тем более важно, что сегодня по данному вопросу существуют разные мнения: 1) вина целиком лежит на фашистской Германии и ее сателлитах; 2) концепция равной ответственности фашистских государств, СССР и стран западной демократии за развязывание войны; 3) трактовка войны между Германией и СССР как столкновение двух кровавых тоталитарных режимов и т.д. Какая же точка зрения верна? Свое мнение обоснуйте. Охарактеризуйте позицию западных государств. Что такое «странная война»?

Проанализируйте основные направления внешней политики СССР в конце 30-х гг. Какие главные проблемы пыталось решить советское руководство, осуществляя внешнюю политику? Почему практически ни одна инициатива СССР по предотвращению угрозы войны не оказалась реализованной? Кто несет ответственность за срыв системы коллективной безопасности? Какие просчеты и ошибки были допущены во внешней политике СССР в предвоенные годы?

Особое внимание обратите на содержание и значение для СССР пакта «Риббентроп – Молотов» (23 августа 1939 г.). Какие последствия имело подписание этого договора? Ознакомьтесь с современной точкой зрения по данному вопросу. Покажите, чем характеризовалась внешняя политика СССР после подписания договора с Германией? Что Вы знаете о советско-финляндской войне? Сложный и болезненный вопрос, который и сегодня трактуется неоднозначно в странах бывшего СССР - отношение к вопросу расширения западных границ СССР в 1939-1940-х гг. Ныне в Прибалтийских республиках этот шаг сталинского руководства расценивается как оккупация и насильственное изменение государственного строя в 1940 г. в странах Балтии. Вы согласны с такой оценкой? Свое мнение обоснуйте.

Расскажите о целях и планах фашистской Германии в войне. Возможно ли было предотвращение второй мировой войны? Используйте для аргументации своих выводов фрагменты документов из Хрестоматии и интернет - ресурсов.

Какие цели преследовала Германия в войне против СССР? Было ли нападение Германии неожиданным для руководства страны? В последнее время в печати стали появляться версии о том, что, якобы, у Сталина и его окружения были планы первыми напасть на Германию. Насколько состоятельна эта версия?

Почему война, навязанная Советскому Союзу фашизмом, вошла в историю как Великая Отечественная война?

Далее раскройте причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Каковы потери СССР в первые месяцы войны? Какой вывод сделал И.В. Сталин, анализируя неудачи СССР в первые месяцы войны?

Какие действия по превращению страны в единый военный лагерь были предприняты советским руководством в условиях начавшейся войны? Расскажите о мерах по мобилизации всех ресурсов страны на нужды войны. Сгруппируйте эти меры, выделив наиболее важные сферы деятельности: политическую, экономическую, идеологическую, внешнюю политику и военное строительство. Какие результаты были достигнуты к концу 1941 г. в перестройке работы тыла и переводе народного хозяйства СССР на военные рельсы? Приведите конкретные примеры.

Ознакомившись с основными направлениями организаторской деятельности советского руководства по превращению страны в единый боевой лагерь, рассмотрите подробнее ход основных военных действий в первый период войны. Что принято понимать под начальным периодом Великой Отечественной войны? На какие этапы подразделяется Великая Отечественная война?

Особое внимание обратите на ход и военно-политические итоги сражения под Москвой. Чем была обусловлена победа советских войск под Москвой, одержанная после пяти месяцев тяжелейших оборонительных сражений? Почему разгром фашистов у стен Москвы оценивается как начало коренного поворота в ходе войны? Как повлияла победа Красной Армии под Москвой на международные отношения и образование антигитлеровской коалиции? Когда она окончательно сложилась и какую роль сыграла в войне?

Дайте характеристику состояния советского общества в условиях войны. Покажите патриотизм советских людей, их готовность отстоять свою Родину. Что означало понятие «единство фронта и тыла»? Какие результаты принесло патриотическое движение за создание фонда обороны и сбор средств в фонд Красной Армии? Далее расскажите о развитии экономики в годы войны. Когда завершилась перестройка советской экономики на военный лад? Как удавалось наладить работу тыла? Сравните динамику экономического развития СССР и других стран-участниц второй мировой войны. Чем Вы объясните причины поразительного успеха в развитии советской военной экономики в годы войны? Известно, что уже в 1942 г. СССР завершил переход на военные рельсы, а к началу зимней кампании 1945 г. превосходил Германию в орудиях и минометах почти в 4 раза, танках и САУ - более чем в 3 раза, боевых самолетах - в 8 раз. Почему Советский Союз сумел превзойти Германию по темпам роста и масштабам военного производства? Ведь фашистская Германия подчинила целям ведения войны против СССР экономический потенциал всех оккупированных ею стран Европы? Свои выводы аргументируйте.

Расскажите о массовом героизме красноармейцев на фронте, о народных ополчениях, борьбе партизан, о деятельности подпольных организаций на оккупированной врагом территории. Приведите конкретные примеры, рассказывающие о слагаемых успехов, достигнутых советскими войсками в борьбе с фашизмом. Какую роль сыграл тоталитарно-бюрократический режим в годы войны? Чем можно объяснить высокое общественное сознание в условиях этого режима?

Характеризуя военные действия 1942 г., объясните, почему важнейшие сражения лета и осени 1942 г. развернулись под Сталинградом и на Кавказе? Какую роль сыграл приказ № 227 «Ни шагу назад!»? В чем состоит историческое значение подвига героев сталинградской обороны? Что означал коренной перелом в ходе войны? Как был осуществлен прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г.? В чем состоят военно-политические итоги Курской битвы? Какие решения были приняты на Тегеранской конференции руководителей трех держав?

Покажите, как изменился характер военных действий в связи с завершением коренного перелома в войне? Почему советско-германский фронт был решающим во второй мировой войне? Изменилась ли обстановка на этом фронте в связи с открытием летом 1944 г. второго фронта в Европе? Как в дальнейшем развивались события Великой Отечественной войны и какое влияние они оказали на ход второй мировой войны? Расскажите о завершающих битвах Великой Отечественной войны. Каковы ее главные итоги? Какие вопросы рассматривались на Потсдамской конференции руководителей СССР, США и Великобритании и каково значение ее решений?

Расскажите об итогах и уроках Великой Отечественной и второй мировой войн. Каковы их последствия для всего мира и для нашей страны? Обратите внимание на чудовищные людские потери СССР в войне. Как Вы относитесь к мнению некоторых современников о том, что, мол, напрасны были огромные жертвы в войне с фашисткой Германией, что Сталин ничем не лучше Гитлера и т д.? Разве за Сталина сражались с врагом советские люди? Какая судьба ждала народы СССР в случае победы Гитлера? Чему учит трагедия второй мировой войны? Каковы, на Ваш взгляд, основные уроки этой страшной войны?

Охарактеризуйте изменения, которые произошли в международной обстановке после второй мировой войны. На какие группы государств разделился мир? Покажите, как складывалась «мировая система социализма».

Какие события свидетельствовали о начале крушения колониальной системы? Какую политику проводило советское руководство по отношению к развивающимся странам?

Что означала идеологизация межгосударственных отношений? Как влияла она на политическую ситуацию в мире? Раскройте содержание понятий «холодная война», «железный занавес». Охарактеризуйте функции Организации Объединенных Наций (ООН). Какие еще международные организации были созданы в послевоенные годы? Каковы их задачи?

Что Вы знаете о плане Маршалла и его реализации? Почему СССР и ряд других государств не приняли его? Какое влияние на мировые судьбы в целом оказало изобретение атомного и водородного оружия? В чем проявилось нарастание противостояния между Западом и СССР? Какие изменения в международной политике Советского государства связаны с XX съездом КПСС?

Какие проблемы стояли перед советской страной при переходе к мирному строительству? С чем связывал свои надежды советский народ, вышедший из войны победителем? Оправдались ли эти надежды? Покажите, как изменилась система управления обществом после войны. В чем проявился возврат к периоду 30-х гг.? Как восстанавливался контроль над умами? Какие факты свидетельствовали об усилении сталинского диктата в области науки и культуры? Каковы причины и последствия репрессий конца 40-х – нач. 50-х гг.? Подумайте, возможен ли был альтернативный вариант развития СССР после войны?

Проанализируйте состояние советской экономики после войны. Какие приоритеты экономического развития были определены в четвертом пятилетнем плане (1946-1950 гг.)? В чем смысл ценовой политики государства в период с 1947 по 1954 г.? Обратите внимание на ее экономическое и политическое содержание. С какой целью была проведена денежная реформа 1947 г.? В чем ее суть? Каковы основные итоги четвертой пятилетки? В чем проявился трудовой героизм советских людей всех союзных республик в ходе восстановления разрушенного войной народного хозяйства? Прокомментируйте актуальную ныне в отношениях между странами СНГ территориальную проблему, которая своими корнями уходит в Хрущевские времена. В правление Н.С. Хрущева было «модным» перераспределять земли: Узбекистан передал Таджикистану свыше 5,0 млн. га, Казахстан Узбекистану - 3,5 млн. га, РСФСР передала Украине территорию Крыма. Как Вы думаете, для чего это делалось, ведь было единое государство - СССР?

Обратите внимание на то, что процесс десталинизации в СССР начался сразу после смерти Сталина. Однако наиболее значительные попытки либерализации тоталитарно-бюрократической системы были предприняты Н.С. Хрущевым в 1954-1964 гг. Важной вехой в развитии этого процесса стал XX съезд КПСС (1956 г.). Подумайте, чем можно объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни страны? В чем суть и ограниченность критики Хрущевым культа личности Сталина? Что было сделано для ликвидации последствий сталинизма? Кем и почему были определены жесткие рамки критики Сталина? Что дозволялось критиковать, а что - нет?

Далее раскройте сущность экономических реформ Н.С. Хрущева. Проанализируйте его политику в аграрном секторе экономики, в сфере промышленности, управления народным хозяйством. Какие изменения произошли в социальной сфере? Каковы, на ваш взгляд, достижения и просчеты Хрущева-реформатора? Почему попытки частичной либерализации системы потерпели крах?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: