Для получения средств на проведение индустриализации сначала стали увеличивать государственные поставки при сохранении самостоятельности крестьянских хозяйств. Увеличение поставок и колебание цен на промышленные товары привели к кризису хлебозаготовок в конце 1927. Государство возобновило принудительное изъятие хлеба у крестьян, проводили обыски амбаров, выставляли посты на дорогах, препятствовавшие провозу хлеба на городские рынки. Крестьянин-частник хорошо знал цену своему хлебу и не хотел сдавать его государству за бесценок и в ущерб своей семье.
На XV съезде партии (1927г.) провозгласили курс на коллективизацию сельского хозяйства, подчеркивая добровольные принципы ее проведения. Традиции коллективизма, долгое сохранение общины создавали определенные предпосылки для распространения кооперирования в сельскохозяйственном производстве, но формы и методы, которыми проводили коллективизацию, были далеки от добровольных. Летом 1929г. началась принудительная коллективизация, которая сопровождалась раскулачиванием. Колхозы по своей сути были не кооперативными хозяйствами, а государственными предприятиями, которые работали по государственному плану и объем производства определяли не желанием крестьян, а государственными заданиями. Первоначально колхозы строили свои отношения с государством на основе контрактации – договоров об обязательной поставке сельскохозяйственной продукции в обмен на промышленные товары; в 1933г. контрактация была заменена системой обязательной сдачи продукции государству по твердым нормам – с каждого гектара плановых посевов и по твердым ценам. Заготовку продовольствия на селе производило Всесоюзное объединение "Заготзерно". Закупочные цены покрывали стоимость "закупаемого" зерна на 10-15% и не пересматривались с 1929 по 1953г. А розничные цены на продовольствие и промышленную продукцию росли. С 1930г. для оплаты труда колхозников стали использовать трудодни, товарное наполнение которых рассчитывалось уже после выполнения государственных поставок.
Необходимо отметить, что и материально-техническая база для крупного производства не была еще создана, преобладал ручной труд и только к концу второй пятилетки 50-60% пашни обрабатывали тракторами.
Таким образом, решение "зерновой проблемы" было основной целью проведения коллективизации. За счет экспорта зерна, леса закупали технику и оборудование. 80-85% машин и оборудования на предприятиях, созданных в период индустриализации были импортными.
Кроме перераспределения средств из сельского хозяйства для финансирования проектов индустриализации активно использовали денежную эмиссию, в 1930г. восстановили государственную монополию на изготовление и реализацию водки, в цену которой включался акциз. Необходимо также отметить всеобщее ограничение потребления и снижение жизненного уровня всех слоев общества. Самым удивительным был еще один источник ресурсов – это духовная энергия трудящихся. Миллионы трудящихся были вовлечены в социалистическое соревнование, существовала обстановка массового энтузиазма, а власть целенаправленно культивировала ее.
Многие "достижения" обеспечивались ГУЛАГом. Заключенные строили каналы, новые города, добывали руду, заготовляли лес. По разным оценкам, к концу второй пятилетки в лагерях находилось до 10-15 млн. заключенных, т.е. 20-25% всех занятых в материальном производстве. Этот почти даровой труд существенно снижал затраты на производство, а особенно на строительство.
Итог такого чрезмерного напряжения сил был вполне определенным. Форсированная индустриализация позволила СССР преодолеть отставание от ведущих индустриальных стран, т.е. страна стала индустриальной. К концу 2-й пятилетки промышленность давала продукции больше, чем сельское хозяйство, причем 60% промышленной продукции составляли средства производства – продукция отраслей группы "А". Советский Союз добился технико-экономической независимости от остального мира: страна могла производить все виды продукции и развивать все виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ того времени.
Однако в хозяйстве страны были заложены глубокие диспропорции - исключительное положение тяжелой и военной промышленности в ущерб отраслям легкой и пищевой промышленности, обессиливание деревни, огромные человеческие жертвы. Эти диспропорции дали о себе знать в последующие 1950-1990-е гг.
Экономическое развитие СССР после II мировой войны
Война отбросила хозяйство страны по основным экономическим показателям на 5-10 лет назад. В промышленности довоенный объем производства был восстановлен в 1948г., а в сельском хозяйстве – лишь в 1952г. Восстановление хозяйства после войны (этот период можно обозначить как "поздний сталинизм" 1946-1953гг.) происходило в обстановке всеобщего эмоционального подъема, но при сохранении прежних методов управления общих пропорций экономики и.
Развитие оборонной и тяжелой промышленности оставалось приоритетным, здесь накапливался потенциал передовых технологий, концентрировались ресурсы. Легкая и пищевая промышленность, социально-культурная сфера получали ресурсы по остаточному принципу. В сельском хозяйстве были увеличены налоги на личные подсобные хозяйства колхозников, они по-прежнему не имели паспортов, не могли получать пенсий. Были приняты жесточайшие меры по борьбе с посягательствами на государственную и колхозную собственность. В Прибалтике, Западной Украине и Молдавии начали проводить коллективизацию, подавляя сопротивление местного сельского населения. В 1950г. был взят курс на укрупнение колхозов. Снова применили репрессивные меры.
Оценивая развитие хозяйства в более длительной перспективе, необходимо отметить, что первые пятилетки, военные годы и послевоенное восстановление были по существу периодом развития в экстремальных, чрезвычайных условиях. Все, даже самое необходимое откладывалось на потом, насущные проблемы приносились в жертву долгосрочным приоритетам. Только с 50-х годов стало ослабевать напряжение, в котором постоянно находилась экономика предыдущие четверть века – с конца 20-х годов.
Следующий период послевоенного развития называют "хрущевской оттепелью" (1954-1964гг.). Главой государства, Первым секретарем ЦК КПСС в это время был Н.С. Хрущев. Оценить однозначно его деятельность на этом посту сложно, но необходимо особенно подчеркнуть то, что он поднял и начал решать ряд важнейших для страны проблем.
Он выступил с разоблачением "культа личности" Сталина на XX съезде КПСС, затем был ослаблен идеологический пресс, освобождена основная часть политических заключенных. Это был первый и очень важный шаг на пути критического осмысления предыдущей эпохи.
На сентябрьском пленуме ЦК КПСС 1953 Хрущев Н.С. поднял проблему кризисного состояния сельского хозяйства и настаивал, что ее решение надо начинать с резкого повышения закупочных цен. Заготовительные и закупочные цены к концу 50-х годов выросли в 3 раза. С середины 50-х годов сельское хозяйство впервые за долгие годы стало рентабельным. Были снижены налоги на личные приусадебные хозяйства, отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с этих хозяйств, разрешено увеличивать их размер в 5 раз. Колхозам было предоставлено право вносить изменение в свои уставы с учетом местных условий. В несколько раз увеличивались государственные расходы на нужды деревни. Для преодоления продовольственных сложностей была реализована программа освоения 42 млн. га целинных и залежных земель. Наконец, провели реорганизацию машинно-тракторных станций с передачей сельскохозяйственной техники колхозам, что усиливало их хозяйственную самостоятельность.
Однако, как и деятельность Н.С. Хрущева в целом, его сельскохозяйственная политика была очень противоречивой. Наряду с заявлениями о необходимости инвестиций в сельское хозяйство, техника МТС передавалась колхозам на основе выкупа по высоким ценам. С 1958г. началось свертывание личного подсобного хозяйства как тормоза окончательной победы социализма на селе. Обозначив необходимость развития животноводства и увязав ее с проблемой кормопроизводства, после визита в США в 1959г. Хрущев увлекается "кукурузной эпопеей" (кукуруза и зерно дает и зеленую массу, и силос). Результатом стали продовольственные трудности и начало закупок американского зерна на золото.
В 1957г. была начата реформа системы управления экономикой. Суть реформы состояла в переходе от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства к новым формам руководства – через Совнархозы. К началу 1958 г. из 37 союзных и республиканских министерств было оставлено 4 (среднего машиностроения, химического, транспортного строительства, электростанций). Предполагалось, что Совнархозы, как органы управления хозяйством определенных территорий, обеспечат более эффективное использование местных ресурсов, чем это делается в условиях отраслевых министерств. Для координации взаимосвязей был образован Всесоюзный Совет Народного Хозяйства. При союзном и республиканском Советах Министров создавались Научно-технические комитеты, на которые были возложены задачи контроля за внедрением достижений ИТР в народное хозяйство. Совнархозы не дали ожидаемого эффекта, а децентрализация управления привела к росту контрольных органов и усложнение всей системы управления.
Еще одним важным моментом в деятельности Хрущева, стало обращение к проблемам благосостояния народа. Особенно в этой сфере выделяется массовая застройка городов дешевым жильем.
Общая промышленная политика характеризовалась особым вниманием к развитию электротехники, крупными капитальными вложениями в химическую промышленность, нефтедобычу и нефтепереработку, развитию авиационной и космической техники.
В целом 50-е годы характеризуются общим экономическим оживлением – темпы прироста национального дохода составили тогда порядка 10% в год, сельское хозяйство впервые за многие годы вырвалось из тисков убыточности, потребление не нормировалось. Главной экономической базой этого стало материальное стимулирование трудовых коллективов и отдельных работников, которое ранее практически не использовалось. Однако благотворный эффект от материального стимулирования и восстановления рентабельности основных отраслей производства был непродолжительным и к началу 60-х годов сошел на нет. С этого времени темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства стали снижаться. Основная причина состояла в том, что предпринятые меры, даже попытка перехода от отраслевого к территориальному управлению, не добавили самостоятельности предприятиям, не затронули самих основ системы.
На фоне экономических трудностей Хрущева Н.С. отстранили от власти в 1964г. по официальной формулировке "за субъективизм и волюнтаризм".
Реформа советской экономики в1965г.
Новое партийно-государственное руководство (генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин), после смещения Хрущева вернулось к отраслевой структуре управления, упразднив совнархозы и преобразовав ВСНХ в Госснаб, и наметило на двух Пленумах ЦК в 1965 г. меры по стимулированию сельского хозяйства и промышленности за счет материального поощрения. На промышленных предприятиях для экономического стимулирования решено было создавать за счет прибыли фонды развития производства, материального поощрения, улучшения социально-культурных и жилищно-бытовых условий. Среди плановых показателей деятельности предприятий первое место было отведено объему реализованной (а не валовой) продукции.Реформа 1965 г. понизила управляемость народным хозяйством, способствовала разбалансированности экономики (разрыв между стоимостными и материально-вещественными потоками), развертыванию ведомственной экспансии. Завышенные потребительские ожидания не оправдывались. С начала 70-х гг. страна вступила в период застоя - торможения экономического роста, проедания национального богатства, снижения жизненного уровня.
Кризис советской индустриальной системы
К середине 80-х годов ВВП в расчете на душу населения составлял около 37% от уровня США, что позволяло СССР претендовать на статус развивающейся страны. Прирост производительности труда приблизился к нулевой отметке. На единицу национального дохода в советской экономике расходовалось в 1,5 – 2 раза больше электроэнергии, топлива, металла и других ресурсов, чем промышленно развитых стран. В сущности только в военно-стратегической области огромными усилиями поддерживался паритет с США.
Назревший к середине 1980-х годов кризис советской экономике имел системный характер. В его основе лежали следующие факторы:
- исчерпание потенциала индустриальной додели, возможностей ее адаптации к изменяющимся целям и ресурсным условиям, что проявилось в стагфляционных тенденциях и структурном кризисе воспроизводства;
- усиление отчуждения общества от государственно-ведомственного капитала и утрата мотивации, снижение социальной мобильности, неравновесие социального партнерства между управляющими и управляемыми;
- распад системы государственного планирования, обострение борьбы ведомственно-корпоративных интересов, деформация приоритетов социального и экономического развития.
Особенность российских модернизаций - со временем исчерпывать себя и перерастать в кризис - сказалась в 80-90-е гг. в полной мере. Нынешние кризисные явления неразрывно связаны с теми условиями, в которых формировалась советская экономика в 50-60-е гг., с упущенными шансами на модернизацию страны в годы "оттепели".
С 1985 года советское правительство начало проводить преобразования, получившие название "курса ускорения". Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4% в год, что было крайне сложно в условиях сложившихся пропорций советской экономики, снижения нефть и продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста надо было обеспечить существенный рост производительности труда путем внедрения прогрессивного оборудования, что потребовало увеличения темпов роста машиностроения в 1,5-2 раза, сосредоточения инвестиционных ресурсов именно в этой отрасли. В это же время зазвучал призыв активизировать человеческий фактор, как важнейший ресурс ускорения. Снова попытались использовать энергию эмоционального подъема и лозунгов. Таким образом, вновь попытались воздействовать, не затрагивая глубинных противоречий системы.
Затем понятие "ускорение" заменилось термином "перестройка". Однако, экономическая "перестройка" началась с июня 1987 г., когда был принят "Закон о государственном предприятии". Производители получали право самостоятельно формировать годовые планы в рамках пятилетних заданий и нормативов, но при этом сохранялось принудительное выполнение госзаказа. Предприятия получили большую свободу по использованию прибыли. Важным элементом преобразований стало предоставление госпредприятиям права устанавливать договорные цены на часть своей продукции. Фактически доходы предприятий стали выходить из-под административного контроля, а иных механизмов контроля за ценами и эффективностью деятельности предприятий не было. Сохранялась "мягкая" бюджетная политика, при которой предприятия могли получать средства на покрытие убытков. Следующим послаблением хозяйственного режима стало развитие арендных отношений. Закон об аренде (апрель 1989 г.) предусматривал аренду предприятия трудовым коллективом с последующим выкупом. В период с 1989 по 1991 годы появилось стремление предприятий освободиться из-под влияния министерств. Скрытый структурный кризис еще сдерживался за счет экспорта и внешних заимствований, но к началу 1991 года начались сложности по обслуживанию внешнего долга, пришлось пойти на сокращение импорта, и далее последовал глобальный спад производства. Кризис подогревал политическую борьбу, политическая борьба подогревала кризис. Последовал распад СССР.
После августа 1991 г. в России был выбран монетаристский путь реформы в шоковом варианте и сделаны следующие преобразования:
- разовое введение с 1 января 1992г. свободных цен;
- либерализация торговли товарами народного потребления и средствами производства;
- переход к многообразию форм собственности через приватизацию государственных предприятий и жилья.
Неоспоримым итогом этих преобразований стало то, живем мы теперь совершенно другой стране. Наверно не стоит подробно характеризовать ту сложную ситуацию, которая сохраняется в экономике России в течение десятилетия реформ, но необходимо отметить, что это результат проявления многих факторов, среди которых и упущенное время для проведения постепенных реформ, и масштабность проблем, назревших в старой системе, и определенная увлеченность методами быстрых преобразований, и подмена людьми, занимающими высокие государственные посты, государственных интересов личными интересами, и других.
Глава 16. Япония
Еще до 60-х гг. XIX в. в Японии в отличие от Англии, США, Германии и некоторых других стран продолжалось господство феодальных отношений. К этому времени хозяйство Японии переживало упадок: феодальные поместья приносили самураям мало доходов, развитие торговли сдерживалось политикой самоизоляции от внешнего мира, проводимой с 1630 г. Однако появились отдельные элементы капиталистических отношений: рассеянные мануфактуры в деревне и пригороде, а в городах – централизованные по производству хлопчатобумажных и шелковых тканей. В целом страна сильно отстала не только в хозяйственном, но и военно-политическом плане. В1853г. США, Англия, Голландия, Россия навязали Японии выгодные для себя торговые договоры, а правительство ничего не могло противопоставить их деятельности.
Незавершенная буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую капиталистическую эру в истории Японии. Новый кабинет министров провозгласил основные права и свободы и провел ряд реформ.
В результате аграрной реформы 1872-73 гг. земельные участки были переданы тем, кто ее обрабатывает на условиях аренды; за счет поземельного налога (3% от оценочной стоимости земли) выплачивали компенсации дайме и самураям (феодалы, землевладельцы); запрещалось продавать землю иностранцам. Аграрная реформа способствовала росту товаризации сельского хозяйства.
Были провозглашены свобода торговли и предпринимательства, включая создание предприятий иностранцами, отменены ремесленные корпорации, клановые монополии и внутренние таможни. К началу проведения реформ 40% мужчин уже были грамотными, правительство провозгласило задачу достижения сплошной грамотности.
Японские реформаторы обратились к западному опыту военного дела, организации промышленности, образования и здравоохранения. Так как реформы проводились очень быстро, то крупных частных капиталов для создания новых современных предприятий в стране не было. Поэтому государство создавало за казенный счет "образцовые" судоверфи, оружейные арсеналы, предприятия металлургической и строительной промышленности. Частные предприятия были в основном небольшие, основанные на ручном труде, по существу это были мануфактуры. Основная сфера применения частного капитала – переработка сельскохозяйственного сырья, торговля.
С 1880 г. государственные предприятия были розданы частным предпринимателям, большей частью крупнейшим торговым домам – Мицуи, Мицубиси, Сумимото и др. Постепенно в стране сложилась система правительственной поддержки частного бизнеса – патернализм.
С 1895 г. в Японии началась реализация десятилетней программы усиления армии. Уровень военных расходов в стране стал самым высоким в мире – 36%. В результате промышленность еще достаточно слабая оказалась перегруженной военным производством. В 1910-х годах Япония начинает территориальную экспансию в восточно-азиатском регионе. Такой интерес к территориям и рынкам был обусловлен скорее реакционными профеодальными настроениями, а не экономической необходимостью, поскольку в этот период экономически рынки сбыта и источники сырья ей еще были не нужны.
Окончательное господство монополий сложилось уже после Первой мировой войны. Однако японские монополии – дзайбацу – возникли не на основе концентрации производства под влиянием конкурентной борьбы, а в результате передачи государственных предприятий в частные руки.
Таким образом, в одних и тех же хронологических рамках в Японии были совмещены мануфактурная, промышленная и монополистическая стадии развития капитализма.
В период между двумя войнами сохраняется ориентация промышленности страны на выпуск товаров военного назначения, она проявляет интерес и к азиатским рынкам сбыта. Но японские товары на данном этапе хозяйственного развития имели славу дешевых товаров низкого качества, они не могли конкурировать с продукцией европейских и американских фирм и занимали свободные ниши на азиатском рынке.
После капитуляции Японии во Второй мировой войне американские оккупационные власти провели в стране ряд реформ. С целью демилитаризации и демократизации новая конституция запрещала существование армии. Были распущены дзайбацу и принято антимонопольное законодательство, введено трудовое законодательство, предусматривавшее 8-чавовой рабочий день, страхование по безработице и при несчастных случаях; поощрялись создание профсоюзов, охвативших до 60% рабочей силы Японии (сравнительно с 30% в среднем по западным странам), и система пожизненного найма.
Но, пожалуй, решающее значение для "посева" впечатляющего экономического роста Японии имели создание в 1949 г. Министерства внутренней торговли и промышленности (МВТП) и война в Kopee 1950-1953 гг., обеспечившая трех миллиардные интендантские заказы Японии как геополитическому бастиону США в противостоянии с "миром социализма". МВТП стало проводить целенаправленную политику структурной перестройки и экономического роста. Оно осуществляло практически полный контроль над восстановлением промышленности Японии и развитием внешнеторговых отношений - импорт, закупки лицензий, валютные операции, иностранные капиталовложения, льготные долгосрочные займы и правительственные субсидии. Приоритет был отдан таким промышленным отраслям, как сталелитейная, машино- и судостроение, торговый флот, энергетика, химия. По мере развития структурной перестройки отраслевые приоритеты менялись. Вначале 60-х годов акцент в государственной политике смещается в такие отрасли, как автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия; в конце 60-х особое внимание уделялось электротехнике и электронике. В результате к концу 50-х Япония достигла мирового первенства в судостроении, сталелитейной промышленности; к концу 60-х она становится второй автомобильной державой мира; в 70-е годы - мировым лидером в производстве телевизоров, радиоприемников, в 80-е годы на долю Японии приходилось около 2/3 мирового производства промышленных роботов, около ¾ сверх больших интегральных схем, около 50% станков с ЧПУ и продуктов тонкой керамики, около 90% выпуска видеомагнитофонов.
Помимо заимствования изобретений и новых технологий и опыта других стран по организации производства, японцы целенаправленно использовали свои национальные особенности – трудолюбие, пунктуальность, лояльность фирме, традиции пожизненного найма, были разработаны методики группового стимулирования труда, система контроля качества и др. Японские предприятия стали образцом эффективной организации производства, а японские товары образцом качества.
Таким образом, Япония, бедная с гипертрофированной военной индустрией страна, превратилась в великую экономическую державу. Она занимает одно из первых мест в мире по развитию производительных сил, научно-техническому потенциалу, накопленному материальному богатству и уровню жизни населения. Тот факт, что страна сделала такой рывок вперед, не имея для этого никаких исключительных, благоприятных условий, и стали называть " японским экономическим чудом".
Основная
1. Березин И.С. Краткая история экономического развития. Учеб. пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1998. – 288 с.
2. Бор М.З. История мировой экономики: конспект лекций. – М.: Издательство "Дело и Сервис", 1998. – 288 с.
3. Государство и экономика капиталистических стран в 80-х годах – М.: Наука, 1989. – 270 с.
4. Гусейнов Р. История экономики России. Учеб. пособие. – М.: ИВЦ "Маркетинг", ООО "Издательство ЮКЭА", 1999. – 352 с.
5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. – М.: "Издательство ПРИОР", 1998. – 688 с.
6. Ивочкина Н.В. Возникновение бумажно-денежного обращения в Китае: Эпохи Тан и Сун. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990. – 191 с.
7. История народного хозяйства СССР: Курс лекций. – М.,1960.
8. История экономики: Учебник / Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 384 с.
9. История мировой экономики. Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, 1995.
10. История мировой экономики. Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 727 с.: ил.
11. История экономики: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.М. Критского. – СПб.: СПбГИЭА, 1999. – 140 с.
12. Ковалев И.Н. История экономики и экономических учений. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 544 с.
13. Конотопов М.В., Сметание С.И. история экономики: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. – 2-е изд. – 367 с.
14. Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 128 с.
15. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. II (капитализм). – М.: Госполитиздат, 1956.
16. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. III (социализм). – М.: Госполитиздат, 1956.
17. Очерки экономической истории России I п. XIX в. – М.: Изд. соц.-экон. литер., 1959.
18. Павлов В.А. История российской политической экономии: Пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
19. Петренко И.Я. и др. Экономика крестьянского хозяйства. – М., 1995
20. Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. Курс лекций / Под ред. Д.Д. Столярова. – М.: ИМУ, 1982.
21. Полянский Ф.Я. Экономическая история зарубежных стран. Период империализма (1870-1917 г.г.): Курс лекций. Выпуск первый. – М.: Изд-во Московского университета. – 1973. – 175 с.
22. Романенко И.В. История экономики: Конспект лекций. – СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2000, - 48 с.
23. Струмилин С.Г. Избранные произведения. – М.: Наука, 1968.
24. Струмилин С.Г. Избранные произведения. В 5-ти томах. – М.: ИРН/СССР, 1963.
25. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учеб. пособие. / Под ред. проф. М.Н. Чепурина. Издание 2-е, стереотипное. – М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстициформ", 1998. – 432 с.
26. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. – М., 1989.
27. Экономика зарубежных стран: Капиталистические и развивающиеся страны: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / В.П. Колесов, В.Ф. Железова, М.Н. Осьмова и др.; Ред. колл.: В.П. Колесова и др. – М.: Высш. шк., 1990. – 479 с.
28. Экономическая история капиталистических стран. Учеб. пособие / Под ред. В.Т. Чунтулова. – М.: Высш. шк., 1985.
Дополнительная
29. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XVI – XVIII в.в., в 3-х томах. – М.: Прогресс, 1986, 1988, 1992.
30. Ван дер Вес Г. История мировой экономики. 1945 – 1990 г.г. – М.: Наука, 1994.
31. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Грачевский А.С. История нового времени. – М.: Республика, 1995.
32. Кумишер И. История экономического быта Западной Европы. – М.: Наука, 1992.
33. Машдович И.Н., Машдович В.И. Очерки по истории географических открытий. – М.: Просвещение, 1983.
34. Нарочинский А.Я. Начало промышленного переворота в Англии. – М.: Экономика, 1991.
35. Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. – М.: Наука, 1985.
36. Сироткин В.Г. Великие реформаторы России. – М.: Знание, 1991.
37. Эрхард Л. Благосостояние для всех. – М.: Начала-Пресс, 1991.
38. Япония: смена модели экономического роста. – М.: Наука, 1990.
39. Журналы:
- Российский экономический журнал.
- Вопросы экономики.
- Экономист.
- Финансы.
- Деньги и кредит, и др.
[1] В дородовой период существовало первобытное человеческое стадо.
1 При рабовладении крестьянин и трудился и воевал.
[3] Биологический урожай – это урожай до жатвы, а амбарный – после жатвы.