double arrow

ВОПРОСЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ 6 страница


В 1880-1890-х годах начался мощный промышленный подъем. Важную роль в этот период сыграла деятельность С.Ю.Витте (министр финансов с 1892г.). Он настаивал, что России надо преодолеть промышленное отставание от Запада, причем сделать это быстро. В качестве источников средств для индустриализации он указывал привлечение иностранного капитала в виде инвестиций и замов, накопление внутренних ресурсов ( казенная винная монополия и косвенные налоги), обязательным элементом государственной политики в этот период называл таможенное ограждение российской промышленности от конкуренции иностранных товаров, поощрение экспорта . В результате введения запретительного таможенного тарифа внутренние цены на промышленную продукцию оказывались высокими и обеспечивали более высокую доходность на вложенный капитал ( до 20 %), чем это было возможно в Европе (до 8 %). Это сделало привлекательным ввоз капитала в Россию. В ходе денежной реформы 1895-1897г. был осуществлен переход к золотому стандарту и восстановлена устойчивость национальной валюты. В конце 90-х годов в страну хлынул поток иностранных инвестиций из Германии, Франции, Бельгии, Англии и других стран.

На рубеже веков в хозяйстве страны появляются признаки монополистического капитализма. Так в 1890-ых годах в отраслях, обслуживающих железнодорожное строительство, появились первые монополии "Союз Рельсовых фабрикантов", "Союз фабрикантов рельсовых скреплений". Затем в ходе мирового экономического кризиса 1900-1903 гг. начался отток части капиталов на Запад, а на российском рынке сформировался дефицит наличных денег. За отсутствием средств последовал кризис сбыта, и стали создаваться объединения по совместному сбыту продукции – "Продамет", "Продуголь", "Кровля" и т.п. Появились объединения в форме трестов и концернов – это объединения в хлопчатобумажной промышленности Второва, Рябушинского, Стахеева; международные монополии – нефтяной трест Нобелей, "Русская генеральная нефтяная корпорация".

В финансовой сфере тоже были определенные успехи. Так Центральный банк в России был государственным, тогда как в других странах главные банки были еще акционерными. Коммерческие банки создавались в основном с участием иностранного капитала. Сформировались и финансовые группы Путилова, Второва, Рябушинских.

Россия имела определенные территориальные интересы. Последние территориальные приобретения относятся к 1860-ым годам, когда были завоеваны среднеазиатские ханства. А в конце XIX – начале XX века участвовала в разделе китайского рынка, имела интересы по открытию проливов Босфор и Дарданелла, которые контролировала Турция, для торговли хлебом, и на этой основе принимала участие в Первой мировой войне.

Необходимо отметить, что и на этом этапе в России государство продолжает играть активную роль в экономике. Так 2/3 железных дорого были казенными, государство контролировало огромный земельный фонд ( 60% лесов) и много промышленных предприятий, особенно военных.

На фоне экономического подъема вновь обострились проблемы в сельском хозяйстве. В 1902 г. было создано "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности" под председательством С.Ю.Витте. Оно пришло к выводу, что передельная община сильно тормозит развитие производства в сельском хозяйстве. Практические действия по преодолению этих пережитков начал П.А.Столыпин. Основные положения аграрной реформы предусматривали следующие меры:

- уравнение крестьян в гражданских правах, они могли менять место жительства и род занятий без согласия общины;

- менялся порядок землеустройства – в непередельных общины, таких было примерно четверть, земельные участки крестьян закреплялись в частную собственность; в передельных общинах предусматривалось право объединения всех полос в единый участок и укрепление его в частной собственности - отруб - при сохранении дома в деревне; выселение на удаленные участки и закрепление их в собственность – хутор; решение проблемы сельского перенаселения европейской части путем переселения крестьян в Сибирь и освоения там целинных земель.

Выходили из общины в основном бедняки, т.е. те, кто имел устойчивый заработок на стороне и практически перестал быть крестьянином. Выходили из общины кулаки, которые получили возможность развивать свое хозяйство с ориентацией на рынок. Всего покинули общину примерно 25% крестьян. Остальные не спешили, так как общинные наделы нельзя было отобрать, даже при любых долгах, и у крестьян теплилась надежда стать "справным" хозяином.

Невозможно определенно сказать, что основная задача – закрепить в деревне капиталистические отношения - была реализована в ходе аграрной реформы. Однако определенные положительные тенденции она имела:

- произошло расшатывание общинных отношений;

- сформировался слой крепких кулацких хозяйств с использованием земли на условиях частной собственности;

- произошло пополнение рынка наемной рабочей силы.

Итак, в конце XIX – начале XX века экономическое развитие России происходило очень бурно, хотя и сохранялось многолетнее отставание других европейских стран. Однако в последовавших войнах и революциях начала века страна растеряла свой экономический потенциал.

Начиная войну в августе 1914 г., царское правительство обещало победу к рождественским праздникам. Однако боевые действия затянулись, и первые же месяцы войны обнаружили военно-техническую и экономическую неподготовленность России.

Решающим фактором во время войны стал военно-промышленный потенциал. Несмотря на значительные предвоенные успехи в промышленном развитии, военно-промышленный потенциал России был слабым, поскольку возможности военных предприятий, а также сопутствующих и обслуживающих отраслей не обеспечивали текущие потребности фронта, а по уровню обеспеченности основными видами вооружения русская армия сильно уступала немецкой. Военная промышленность испытывала острый ресурсный голод: потребность в стали и цветных металлах вчетверо превышала выплавку. Транспортная система России оказалась не в состоянии обеспечить военные нагрузки. Хозяйственная система страны раздробилась на отрезанные друг от друга районы. В городах севера и промышленного центра России начались трудности с продовольствием и даже голод, в то время как на Дону, на Урале, в Сибири скопились значительные запасы продовольствия. Донбасс был завален невывезенным углем, а столицы мерзли из-за нехватки топлива.

Поглощение военной необходимостью почти половины трудоспособных мужчин и почти четверти лошадей нанесло ощутимый урон сельскому хозяйству. Сократились посевные площади, уменьшился сбор продовольственного зерна.

Война потребовала огромных государственных расходов. Военные расходы покрывались за счет особых источников – внешние и внутренние займы, бумажно-денежная эмиссия. Поэтому стоимость бумажного рубля к 1917 г. снизилась в четыре раза, началась инфляция.

Попытка разместить военные заказы в странах-союзницах и США оказалась безрезультатной. Поэтому России пришлось обеспечивать себя вооружением за счет собственных производственных возможностей.

Масштабы боевых действий оказались несопоставимыми с войнами предыдущего века. Эта война, да и последующие войны XX века, потребовала мобилизации промышленности, т.е. перевода всей промышленности на обслуживание в первую очередь потребностей фронта и военных предприятий. При этом главным заказчиком и потребителем промышленной продукции становится государство. Поэтому создаются специальные государственные органы для координации всех отраслей хозяйства, и роль государства в экономике многократно возрастает.

В 1915 г. были созданы специальные органы государственного регулирования «Особые совещания» по обороне, по перевозкам, по топливу, по продовольствию. С целью мобилизации крупной промышленности для военно-хозяйственных нужд были созданы военно-промышленные комитеты из представителей промышленной буржуазии, на Всероссийский союз земств и городов (Земгор) была возложена задача по организации кустарных промыслов на выполнение военных заказов по производству одежды, сбруи, обуви и т.п.

Деятельность особых совещаний позволила решить ряд проблем. В промышленности путем кооперации военных и невоенных предприятий в группы по выполнению военных заказов удалось увеличить производство вооружения и скоординировать работу промышленности. К 1917 г. военное производство возросло в 2-3 раза, и к концу войны промышленность уже вполне удовлетворяла потребности фронта в оружии и боеприпасах.

Особое совещание по перевозкам координировало перемещение грузов, организовало строительство вторых путей и новых железных дорог. В результате пропускная способность железных дорог увеличилась в 1,5 раза, и острый транспортный кризис был снят.

Продовольственные сложности в городах промышленного центра и севера были обусловлены не только сложностями транспортной системы, но прежде всего разрушением товарооборота между городом и деревней. Переведенная на военные рельсы промышленность резко сократила производство товаров для деревни, а продавать хлеб и оставлять деньги до лучших времен было нецелесообразно, началась инфляция, поэтому деревня меньше поставляла хлеба в города. Особое совещание по продовольствию закупало хлеб в деревнях, выменивало его на специально выделенные для этого промышленные товары, устанавливало нормированное потребление в городах по карточкам и твердым ценам, а в 1916 г. даже перешло к принудительной заготовке и реквизиции хлебных запасов, что означало введение продразверстки.

В целом хозяйственные трудности военного времени и неудачи на фронте создали благоприятную почву для распространения негативных настроений по отношению к власти. Такие настроения накапливались во всех слоях слоях общества, но при этом в разных социальных группах получили распространение разные идеи и представления о будущем переустройстве общества. Необходимо отметить, что самая многочисленная часть российского общества – крестьянство оказалась восприимчива к социалистическим идеям, благоприятной основой для которых стали общинные традиции и коллективистское мировоззрение.

После отречения Николая II в марте 1917 г. и перехода власти к временному правительству, ему предстояло управлять страной до принятия конституции и формирования постоянных органов власти. Но сразу после Февральской революции в стране наряду с органами государственной власти стали создаваться Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые избирали постоянно действующие органы исполнительные комитеты. Советы находились под влиянием меньшевиков и эсеров, реальная власть на местах по существу находилась в их руках, и Временное правительство могло действовать только при их поддержке.

В течение весны и лета 1917 г. общая ситуация в экономике страны продолжала ухудшаться - продолжалась война, падало промышленное производство, усилился топливный голод и обострились продовольственные проблемы. В результате на II съезде Советов в Петрограде 24-25 октября 1917 г., провозгласив антивоенные и антибуржуазные лозунги, к власти пришили большевики.

Экономическое развитие после 1917г.

Советская власть установилась на основной части Российской империи с конца октября 1917г. по март 1918г. Установление советской власти в центре и на местах означало разрушение всей дореволюционной системы управления и создание нового государственного аппарата, началась и коренная перестройка всей хозяйственной жизни страны.

Первые декреты были посвящены решению самых наболевших вопросов, а также тем, которые представлялись главными большевикам. Это вопрос о земле, о собственности на средства производства, о системе управления страной и др. Среди первых декретов - Декрет о земле, Декрет о 8-часовом рабочем дне, Декрет об отмене сословий и гражданских чинов, Декрет об аннулировании государственных займов царского и временного правительств и др.

В основу декрета о земле была положена программа партии эсэров. Так как крестьянство не поддержало большевиков во время выборов в Учредительное собрание, они поняли, что их представления по решению аграрного вопроса через национализацию земли и обобществление производства не находят понимания в деревне. По принятому варианту декрета частной собственности на землю лишались все слои общества, кроме крестьянства, были ликвидированы ежегодные платежи помещикам и сельской буржуазии за аренду земли, был аннулирован долг крестьянскому поземельному банку. На основе этого документа в деревне начался передел земли. Хотя власть поддерживала бедняков, предел коснулся только помещичьих и церковных земель, а земли зажиточных крестьян не были затронуты. В итоге количество земли , приходящееся на одну семью, увеличилось примерно на 60 %.

Другой вопрос, на котором необходимо остановиться – это национализация. Первоначально предполагали национализировать банки, железные дороги и некоторые предприятия крупной промышленности. Национализация может проводиться на основе конфискации, т.е. безвозмездного изъятия объектов в пользу государства, или на основе компенсации, когда собственнику компенсируют стоимость этих объектов. Сначала правительство применяло и тот, и другой подход. Но собственники не всегда соглашались на предлагаемые условия, надеясь на неустойчивость новой власти, и в то же время на местах процесс стал выходить из-под контроля. Рабочие организации, возглавляемые коммунистами, и местные власти самостоятельно проводили конфискацию предприятий у местных владельцев, насильно устраняя их от управления производством.

Уже к лету 1918г. обстановка в экономике ухудшилась. Появилась угроза полной остановки производства, взаимодействие между городом и деревней тоже выстраивалось очень сложно. Сначала правительство сделало попытку наладить снабжение городов на основе обмена с деревней, поставляя туда товары повседневного спроса. Но товарные запасы в городах оказались небольшим, наладить производство пока не удавалось, и этот обмен закончился неудачей. В городах обострились производственные проблемы. В мае 1918 г. правительство объявило о введении продовольственной диктатуры, в деревню были посланы вооруженные продотряды из числа рабочих-коммунистов и солдат для реквизиции хлебных излишков. Продотряды опирались на комитеты деревенской бедноты (комбеды), созданные с июня 1918 г., которым было поручено распределять среди бедняков хлеб, промышленные товары, оказывать содействие местной власти и продотрядам в изъятии излишков хлеба у кулаков.

Все эти шаги усилили сопротивление внутри общества проводимым изменениям, и к лету 1918 г. противостояние различных слоев населения приобретает общероссийские масштабы. После решения Антанты о борьбе с большевиками и образования Добровольческой белой армии в различных частях страны начались широкомасштабные боевые действия. Политика, проводимая правительством во время войны, получила название «военного коммунизма».

Основные черты политики "военного коммунизма"

Политика "военного коммунизма" сформировалась как система вынужденных мер по мобилизации ресурсов в условиях чрезвычайной ситуации Гражданской войны и иностранной интервенции

Центральное место в этом процессе заняла продразверстка - установление прямого продуктообмена между городом и деревней с использованием внеэкономических и военных мер. Цель ее - аккумулирование продовольствия в государственных фондах для обеспечения нужд армии и рабочих, занятых на оборонных предприятиях.

В январе 1919г. Совнарком издает декрет об обязательной сдаче крестьянами государству всех излишков хлеба и фуража. Государственные органы давали планы по изъятию хлеба производящими губерниями. Те распределяли (разверстывали) задания по своим уездам, волостям, селениям, крестьянским дворам. Зерно изымали продотряды с помощью комбедов. За эти поставки предусматривалась плата по твердым ценам. Но в условиях быстрого обеспечения денег, это означало конфискацию продовольствия. Частная торговля хлебом запрещалась.

Государство не сдерживало проведение широкой национализации предприятий, с числом рабочих более 10 и более 5 и с использованием механических двигателей. Все оборонные предприятия и железнодорожный транспорт переведены на военное положение.

Выстраивается централизованная система управления промышленностью. ВСНХ подчинялись 50 главных управлений ( Главков ), которые получили полномочия по управлению отдельными отраслями. На предприятиях повсеместно была введена военная дисциплина и единоначалие, не допускалось никакой хозяйственной самостоятельности, все решения принимались директором, только по согласованию с Главками.

Теоретики "военного коммунизма" – Бухарин, Преображенский, Ларин и другие – постоянно подчеркивали, что "коммунистическое общество не будет знать денег", деньги обречены на исчезновение. Исходя из этого, правительство переходит к обесценению денег путем их неограниченной эмиссии, однако надо отметить, что это был практический единственный источник средств для Советского правительства. Денег было напечатано так много, что они обесценились в десятки тысяч раз и почти полностью потеряли покупательную способность.

Без единицы измерения ценности и средства обмена в повседневной жизни обойтись было невозможно. Их роль чаще всего выполняли хлеб и соль. Таким образом, экономика переходит к натуральному обмену и между предприятиями, оплаты труда производилась натурой.

Была объявлена всеобщая трудовая повинность для людей в возрасте от 16 до 55 лет (январь 1918г.). Граждане трудоспособные и неработающие должны были встать на учет в отделах распределения рабочей силы, где им давали направление на работу. К концу 1918г. стало обычным делом призывать рабочих и специалистов различных отраслей на государственную службу. С этого момента они передавались под юрисдикцию военного трибунала. Таким образом, шла "милитаризация" гражданской службы.

Вводится карточная система распределения продовольствия и промышленных товаров повседневного спроса. Повсеместно заработная плата рабочим и служащим на 70-90% выдавалась продовольствием или промтоварными пайками, или производимой продукцией. Были отменены денежные налоги с населения, а также плата за жилье, транспорт, коммунальные услуги.

Таким образом, все основные виды ресурсов государство сконцентрировало в своих руках.

Последствия I Мировой войны, гражданской войны и "военного коммунизма" были для страны катастрофическими. Промышленное производство в 1920г. снизилось по сравнению с 1913г. в 7 раз, сельскохозяйственное – на 40%. Погибло в боях, от белого и красного террора, голода и эпидемий 8 млн. человек. Голод весной – летом 1921г. унес жизни 5 млн. человек (засуха в Поволжье и конфискация по продразверстке семян зерна).

Особенностью участия крестьянства в Гражданской войне было то, что оно часто выступало как третья сила – под советскими, но антикоммунистическими лозунгами (в представлении крестьян Советская власть дала землю, комбеды отбирали хлеб по продразверстке). Два последних крупных восстания такого рода – Крондштадский мятеж в марте 1921г. и движение в Тамбовской губернии под предводительством эсера Антонова были подавлены, но способствовали переоценке Лениным ситуации и результатов проведения политики "военного коммунизма".

Новая экономическая политика

Исходя из этих уроков, Советское правительство стало пересматривать внутреннюю экономическую политику, освобождая ее в некоторой степени от тотального государственного регулирования.

На X Съезде РКП(б) в марте 1921г. принято решение о замене продразверстки продналогом (декрет "О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом"). Продналог устанавливался как доля от произведенной продукции. При этом учитывался объем урожая, имущественное положение семьи, число членов семьи. Налог был много меньше продразверстки и устанавливался до сева. Продукцию, оставшуюся в хозяйствах после уплаты налога, можно было продавать государству или на рынке по свободным ценам. Кроме того, было разрешено брать землю в аренду и нанимать рабочих, хотя существовали и ограничения. После этих преобразований у крестьянина появился стимул к производству и к 1925г. посевные площади достигали довоенного уровня.

Промышленность переживала трудные времена и правительство сделало некоторые послабления и в этой сфере.

- Была разрешена аренда мелких и средних промышленных и торговых предприятий. Фактически эти предприятия принадлежали государству, но производственная деятельность осуществлялась частными предпринимателями на условиях самоокупаемости (количество рабочих на таких предприятиях приблизительно 20-300 чел.).

- Были денационализированы некоторые предприятия. Разрешалось открывать новые частные предприятия с числом рабочих не более 20 чел.

- Создавались смешанные акционерные общества с участием частного и государственного капитала. Это позволило оживить промышленное производство, особенно в легкой и пищевой промышленности. К середине 20-х годов на долю частного сектора приходилось от 20 до 25% объема производства промышленной продукции.

- Одним из признаков НЭПа стало развитие концессий. Это были предприятия, действующие на основе договора долгосрочной аренды между государством и иностранными фирмами. В некоторых отраслях удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ (с участием иностранного капитала) был весьма заметным. В середине 20-х годов такие предприятия обеспечивали 60%- добытого свинца и серебра; 85%- марганца; 30% - золота; 22% - производства одежды и галантереи. Кроме капиталов в рамках сотрудничества с другими странами в нашу страну приезжали работать иностранные специалисты- инженеры, квалифицированные рабочие на условиях контракта или эмиграции. Иностранные фирмы принимали у себя советских инженеров на стажировку.

Таким образом, говорить о том, что Советский Союз в этот период находился в условиях международной блокады, экономической изоляции в целом нельзя. Но иностранные предприниматели не очень надеялись на стабильность Советской власти, еще помнили об аннулировании государственных долгах и конфискации имущества иностранцев, поэтому не спешили с крупными капиталовложениями. В общем были правы – как только зарубежное оборудование и технологии осваивали наши специалисты, Советское правительство разрывало договоры о концессиях и других формах сотрудничества.

Быстро была восстановлена внутренняя торговля. В сфере розничной торговли широкое распространение получил частный капитал, в сфере оптовой торговли преобладали государственные торговые организации. Сохранилась монополия государства на внешнюю торговлю.

Произошли изменения и в системе управления экономикой. Отказались от чрезмерной централизации – упразднили главки, их функции на местах передали крупным районным управлениям и губернским Совнархозам. Однако в этот период отмечается проведение принудительной монополизации – создавались тресты и синдикаты. К 1922г. приблизительно 90% предприятий было объединено в тресты (40% центрального и 60% местного подчинения). Хотя ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприятий и трестов, такое укрупнение хозяйственных единиц можно рассматривать как сигнал будущего резкого изменения политики правительства.

В промышленности и в других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введена тарифная система, по которой зарплата выплачивалась в зависимости от квалификации рабочего и от количества произведенной продукции, сняты ограничения на рост зарплата при увеличении выручки, т.е. отменялась уравниловка в оплате труда. Ликвидированы ограничения на перемену места работы (связанные с всеобщей трудовой повинностью), разрешен свободный наем рабочей силы. Были созданы биржи труда.

Нормальное развитие торговли и свободного обмена было невозможно без создания устойчивой денежной системы и стабилизации рубля. С конца 1922-1924гг. была проведена денежная реформа под руководством министра финансов Г. Сокольникова и с привлечением опытных финансистов. Реформа проводилась на основе золотого стандарта. К 1924 г. курс советского рубля стал устойчивым, инфляция была подавлена.

Была проведена налоговая реформа, которая предусматривала введение налогообложения прибыли предприятий, снижение налогов с населения; постепенный переход к денежному налогообложению крестьянства (замена натуральных налогов денежными); введение налогов на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и др., т.е. косвенного налогообложения.

В этот период происходило возрождение кредитной системы. В1921г. – возобновил работу Госбанк, упраздненный в 1918г. Постепенно создаются специальные банки: Торгово-промышленный, Электробанк, Внешторгбанк и другие для обслуживания предприятий соответствующих сфер хозяйственной деятельности. Стали создаваться акционерные банки, среди акционеров которых были Госбанк, кооперативы, тресты и синдикаты, частные лица и даже иностранные граждане. К 1926г. в стране существовал 61 банк. Часто одни и те же предприятия, тресты кредитовались из нескольких банков, т.е. в банковской сфере существовала конкуренция за клиентов. Широкое распространение получил коммерческий кредит – кредитование предприятиями друг друга, оформляемое векселями, а затем осуществлялся банковский учет векселей.

Нарком финансов Сокольников Г. выступал за некоторую либерализацию внешней торговли, за предоставление трестам прав выхода на мировой рынок под контролем Наркомвнешторга. К осени 1922г. стало ясно, что внешнеторговый оборот значительно отстает от общих темпов хозяйственного подъема (экспорт 1922г. составлял 3% от экспорта 1913 г). Но В.И. Ленин выступал резко против ослабления государственной монополии на внешнюю торговлю, с одной стороны, опасались угрозы контрабанды; с другой, боялись усиления крестьянства и других производителей.

В целом в стране были достигнуты высокие экономические показатели, к 1926г. по объему производства многих товаров страна достигла и превзошла уровень 1913г.

Индустриализация: цели, источники средств, пути осуществления

В результате осуществления НЭПа страна восстановила хозяйство, добившись довоенного уровня производства, но по-прежнему оставалась аграрной – 80% населения было занято в сельском хозяйстве и только 10% - в промышленности. Промышленность страны была оснащена преимущественно оборудованием иностранного производства, не были развиты многие отрасли машиностроения (это и производство сельскохозяйственной техники, и оборудование для различных отраслей промышленности, и такие новые отрасли, как производство самолетов, автомобилей, некоторые виды химического производства). Поэтому главной стратегической задачей стало проведение индустриализации, т.е. создание основных современных отраслей промышленности. Решать ее надо было независимо от социального устройства общества.

В целом руководство страны понимало тогда важность этой задачи и делало некоторые попытки начать ее раньше. Еще в начале 1920-х годов был разработан план ГОЭЛРО, и началась его реализация. В 1923 г. сделали попытку расширить строительство новых промышленных предприятий. Но в условиях разрухи возможности для решения таких задач были ограниченны.

В 1925г. на XIV Съезде РКП(б) был утвержден "курс на индустриализацию" и соответственно встала проблема накопления. Чтобы создавать современные промышленные объекты, необходимо вложить в их строительство и заморозить на какое-то время большие объемы средств. Как получить эти средства? По этому вопросу, а также по вопросу о темпах и методах индустриализации среди руководителей партии и государства развернулись дебаты.

"Новая оппозиция" (Е. Преображенский, Г. Зиновьев, Л. Каменев) выдвинули доктрину "первоначального социального накопления" за счет несоветских секторов хозяйства ,т.е. в основном за счет крестьянства, путем "ножниц цен" на промышленные и сельскохозяйственные товары, налогообложения и денежной эмиссии, настаивали на принудительных методах изъятия сельскохозяйственной продукции.

Другая часть руководителей партии - "Правые уклонисты" (Н. Бухарин, А. Рыков, Н. Томский) придерживалась принципов "хозрасчетного социализма". Они выступали за сохранение элементов рыночных отношений между городом и деревней, предлагали поддерживать индивидуальные хозяйства, путем повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и налогов на "кулаков", считали, что в первую очередь надо развивать легкую промышленность, выступали против ускоренных темпов индустриализации и принудительного кооперирования крестьян.

В силу ряда объективных и субъективных причин выбор был сделан в пользу ускоренной индустриализации. Начиная с 1925г. руководство страны целенаправленно отказывается от элементов рынка и хозрасчета и переходит к централизованному распределению ресурсов.

В 1926г. впервые после денежной реформы 1922-1924гг. для финансирования некоторых предприятий промышленности была использована денежная эмиссия. С 1927г. для промышленных предприятий стал устанавливаться производственный план. Тресты утратили свою хозяйственную самостоятельность и превратились в промежуточное звено системы управления. Синдикаты уже не занимались оптовой торговлей промышленными товарами, они осуществляли централизованное распределение по фондам и нарядам. В первом пятилетнем плане основная масса инвестиций планировалась не за счет собственных средств предприятий, а за счет государственного бюджета, и к 1932г. кредитные отношения окончательно уступили место централизованному финансированию.

Основным источником средств для осуществления индустриализации стало сельское хозяйство. Деревня была резервом рабочей силы (и для грандиозных строек и для промышленных предприятий), обеспечивала город продовольствием и основным сельскохозяйственным сырьем, производила один из основных экспортных товаров – зерно.


Сейчас читают про: