Одновременно шел процесс концентрации банковского капитала – 9 крупнейших банков контролировали 85% кредитных ресурсов. Руководство этих банков было представлено в 751 промышленной компании. Банки часто брали на себя синдикатные функции, создавая общества по сбыту промышленной продукции. Но Германский финансовый капитал значительно уступал английскому и французскому.
Сложившийся в середине XIX в. союз немецкой буржуазии и феодалов к началу XX в. перешел в буржуазно-юнкерский империализм, отличавшийся исключительной реакционностью и агрессией. Монополии полностью господствовали в промышленности и финансах, но в германском государстве и обществе основные посты по-прежнему принадлежали помещикам-юнкерам. Из них формировалось имперское правительство, аппарат управления, офицерский корпус.
Несоответствие развития производства платежным возможностям внутреннего рынка, а так же необеспеченность страны некоторыми видами промышленного сырья (особенно нефтью) способствовали активному выходу немецких монополий на мировой рынок. Германия активно экспортирует электротехнические изделия, продукцию химической промышленности и машиностроения. Германские монополии приняли участие и в международных монополистических соглашениях: 1907 г. договор о сотрудничестве между АЭГ и американской "Дженерал электрик"; международный картель торгового судоходства с "Международной компанией морской торговли" Моргана. К 1910 г. насчитывалось около 100 международных соглашений с участием Германии.
Вывоз капитала во внешнеэкономической политике Германии играл подчиненную роль. Направления экспорта германского капитала часто совпадало с направлениями экспорта промышленных изделий и обычно имело целью обеспечение их сбыта, хотя в начале XIX в. увеличились производственные инвестиции немецких фирм в других странах, например, в России. В целом промышленность страны испытывала нехватку некоторых видов промышленного сырья, и 60% ее импорта составляло сырье.
Таким образом, к XX в. германская промышленность, особенно тяжелая, переросла рамки внутреннего рынка, она не имела достаточных запасов сырья и рынков сбыта своей продукции. У Германии не было и обширных колоний, которые бы обеспечивали промышленность дешевым сырьем, и куда можно было бы ввозить беспошлинные промышленные товары. Поэтому у нее в особенно резкой форме обозначилось стремление к захвату ценных источников сырья. Но Германия «запоздала» к разделу мира, и ее интересы сталкивались с интересами других стран, особенно Англии, уже утратившей промышленное лидерство. В результате в Германии закрепляется идея "нехватки жизненного пространства", и начинается подготовка к борьбе за передел мира и приобретение новых территорий.
Экономика Германии в период между двумя мировыми войнами
Первая мировая война завершилась, не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, но принеся бедствия народам многих стран. По условиям Версальского мирного договора Германия лишилась Эльзаса и Лотарингии и на 15 лет права эксплуатации Саарского угольного бассейна, а следовательно значительной части годовой добычи железной руды, каменного угля и производства стали. Часть бывших окраин Германской империи перешла к Бельгии, Дании, Польше и Литве, а также она лишилась своих заморских владений. В отношении вооруженных сил вводились существенные ограничения. Кроме того Германия обязана была возместить убытки, понесенные державами победительницами, в виде репараций, сумма которых составила 132 млрд. золотых марок.
Наряду с тяжестью условий Версальского мирного договора война повлекла с собой значительные людские потери, огромные военные расходы, из строя выходило изношенное и устаревшее оборудование. Общий объем промышленного производства по сравнению с 1913г. сократился на 43%. Все признаки сильнейшего экономического кризиса были налицо: снижение объема производства, сужение внутреннего рынка, сильный рост цен и гиперинфляция, снижение почти на четверть заработной платы и массовая безработица.
Поверженная Германия вступила согласно решению мирового сообщества в эпоху послевоенного экономического возрождения. Первой наиболее радикальной мерой стала денежная реформа (1923г.), проведенная в целях прекращения инфляции. Но вскоре страны Запада проявили глубокую заинтересованность в скорейшем восстановлении хозяйства Германии и прежде всего ее военно-экономического потенциала. В августе 1924г., на Лондонской конференции держав-победительниц была принята программа ослабления условий репараций, так называемый "план Дауэса". Далее последовали Локарнские договоры (1925 г.), которые обеспечили смягчение ряда ограничений: отмену военного контроля над германской военной индустрией и народным хозяйством, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации. В этот период значительно усилилось участие западных капиталов в промышленности Германии в виде займов, прямых инвестиций, скупки акций. Всего она получила в виде кредитов от США и Великобритании до 21 млрд. марок.
Во второй половине 20-х годов промышленное производство страны оживилось, и к концу десятилетия был превышен довоенный уровень промышленного производства. Восстановились и позиции германских фирм на мировом рынке. Например, из 300 международных монополистических объединений германский финансовый капитал участвовал в 200. Таким образом, американские и английские займы, иностранные инвестиции определили быстрое восстановление хозяйства на новой технической основе. Этому способствовали также высокий уровень научно-технической мысли, высокая квалификация рабочей силы Германии, внедрение в производство методов "научной организации труда".
В июне 1929г. в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен новым репарационным планом – планом Юнга, который определил новые льготы для Германии (снизили общий объем репараций, объем ежегодных платежей).
Однако, германская экономика, как и экономика других стран мира, подверглась испытаниям, вызванным Великой депрессией 1929-1933г.
Кризис в Германии был более сильным, чем в других странах Европы. К 1932 г. промышленное производство в Германии, по сравнению с 1929 г., сократилось на 40%, число полностью и частично безработных достигло 8 млн. человек. На фоне всеобщей нестабильности к власти в начале 1933 г. пришли нацисты.
Они сформулировали цель развития страны и лозунги, которые объединили усилия всех слоев населения для ее достижения. Их экономическая программа была целиком сориентирована на подготовку к войне за "жизненное пространство для нации", что соответствовало интересам монополий и общественным настроениям. Это означало милитаризацию хозяйства и курс на автаркию - самообеспечение всеми необходимыми ресурсами. Для перевода всей экономики на военные рельсы был создан сложный аппарат государственного регулирования. Его основу составил "фюрер-принцип" - подчинение всех секторов хозяйства и групп предприятии приказам уполномоченных чиновников. В 1933 г. был принят "Закон о принудительном картелировании мелких и средних предприятий", а в 1934 г. - "Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства". Министр экономики Я.Шахт получал полномочия на создание, роспуск или слияние хозяйственных объединений и назначение их руководителей.
Закон "Об организации национального труда" (1934) запрещал профсоюзы стачки, свободный переход рабочих с одного предприятия на другое, объединение рабочих и фабрикантов в единый "Немецкий трудовой фронт", регулировавший по согласованию с министерством экономики заработную плату. Для населения от 18 до 25 лет была в 1935 г. введена трудовая повинность; к 1938 г. она стала всеобщей. особое направление составляла идеологическая работа с населением, особенно с молодежью, что позволило к 1939 г. вырастить людей с необходимыми взглядами на устройство мира и место своей страны в нем.
Для регулирования сельского хозяйства было создано "имперское сословие по продовольствию"; земледельцы были объявлены "солдатами фронта питания". Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции.
В 1936 г. началось осуществление 4-летнего плана мобилизации ресурсов для обеспечения полной боеготовности Вермахта - вооруженных сил нацистской Германии. Предприятия, признанные решающими в военном отношении, в первую очередь обеспечивались кредитами, сырьем, рабочей силой. В то же время были запрещены инвестиции в текстильные и ряд других отраслей. Выдвинув лозунг "Пушки вместо масла", правительство ограничило ввоз продовольствия и жестко регламентировало внешнеторговые отношения и расходование иностранной валюты для закупок стратегического сырья. Недостаток нефти, каучука, цветных металлов и других видов ресурсов Германия стремилась восполнить энергичными мерами по налаживанию производства синтетических материалов - искусственного каучука, пластмасс, химического волокна- и т.д. Милитаризация экономики вела к увеличению масштабов государственного предпринимательства. Государственный сектор возрос и за счет "ариизации" промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу. Удельный вес военных отраслей в совокупной промышленной продукции к 1939г. 80%. Мощная промышленность и последовательная концентрация всех ресурсов страны в руках государства подготовили германскую агрессию в Европе.
"Немецкое экономическое чудо"
Вторая мировая война стала крупнейшей экономической катастрофой. В тяжелом экономическом положении оказались практически все страны-участницы. На общем фоне послевоенного состояния западноевропейских стран немецкая действительность выглядела особенно удручающей. Разрушенные города, уничтоженные бомбежками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство, массовая безработица. Пустые полки магазинов, карточная система, сильнейшая спекуляция. Огромный государственный долг, масса денег в обращении, не имеющая товарного покрытия. Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни страны. Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления.
Для оздоровления экономики Германии явно требовались решительные меры, которые были реализованы по замыслу и под руководством Л.Эрхарда. Его концепция получила название "социального рыночного хозяйства", под которым понималось:
- приоритет в экономической политике государства делался на установление форм и правил действия хозяйствующих субъектов (рамочное регулирование);
- нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц;
- преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.
Л. Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками и изъяв практически за день огромную массу необепеченных денег. Далее последовала реформа цен – отменялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами, над заработной платой. Одновременно создавались условия для восстановления производства. Центральный банк выделил инвестиционные кредиты, снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Важную роль в возрождении промышленности, как и после Первой мировой войны, сыграла помощь, полученная Германией по плану Маршалла. Необходимо отметить, что восстановление промышленности происходило на основе новой технологической базы. Кроме денежно-кредитной политики государство использовало также и политику расходов – оно дотировало производство важнейших продуктов питания, жилищное строительство. Восстановление хозяйства происходило очень быстро – уже к 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., при этом отмечался рост благосостояния всех слоев населения. Такое стремительное возрождение экономики Германии после Второй мировой войны получило название "немецкого чуда".
Зарождение государственности и феодальных отношений у восточных славян
Период IX-XII в. характеризуется формированием государственности у восточных славян и зарождением феодальных отношений.
Согласно археологическим и письменным памятникам в VIII-IX вв. у восточных славян существовали территориальные княжества – "земли". Наиболее сильными были Новгородское на севере и Киевское на юге. В 882 г. новгородский князь Олег объединил Новгородское, Смоленское, и Киевское княжества в единое государство Киевская Русь. В последующие годы киевские князья активно присоединяли земли других княжеств, и X в. Киевская Русь стала одним из самых могущественных государств в средневековой Европе. Основным документом, отражающим государственное устройство и хозяйственные порядки в этот период, была "Русская правда" свод законов, изданный при Ярославе Мудром.
Первоначально великие киевские князья собирали дань – полюдье с подвластных им земель, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников – "посадников", дружинников. Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и оброка в пользу владельца земли, т.е. феодальной ренты.
Как известно, феодальное землевладение предполагает полную собственность феодала на земельные угодья и неполную крестьянина. В Киевской Руси такие отношения формировались очень медленно. Одна из причин этого – наличие свободных земель, куда могли уйти общинники. Большинство населения состояло из свободных крестьян-смердов. Кроме уплаты дани, они несли и другие повинности: содержали дружину князя во время передвижения по стране, во время войны участвовали за свой счет в ополчении. Уже первые князья сосредоточили в своих руках довольно крупные земельные владения и не хотели возвращать их в совместную собственность, стали передавать по наследству – возникла "вотчина" ("отчина", "дедина"). В XI в. наряду с княжескими формируются и боярские вотчины. Это происходило несколькими путями. Во-первых, князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани. Со временем эти земли становились наследственными владениями бояр. Во-вторых, князья награждали дружинников за службу государственной землей. В-третьих, князья отдавали своим приближенным и местной знати (земским боярам) часть своих владений. При этом сохранялась добровольность несения службы. Дружинники князя и земские бояре составили на Руси класс феодалов.
В этот период сохранялось и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой отношений в обществе. Рабами становились военнопленные, свободные общинники за долги. Князья расселяли рабов на пустующих землях, т.е. последние получали возможность вести свое хозяйство.
На Руси в этот период было много городов. Самый крупный Киев, в период расцвета его население насчитывало 100 тыс. чел. Через Киев проходил водный путь "из варяг в греки" – от Балтийского к Черному морю и дальше в Византию. Крупным центром международной торговли с Северной Европой был Великий Новгород. Большими городами были также Псков, Ладога, Полоцк, Чернигов, Смоленск, Переяславль, Ростов, Суздаль, Муром, Ярославль и др. В ремесленном производстве отмечался высокий уровень специализации, но цеховых отношений еще не было.
Киевская Русь вела обширную торговлю с прибалтийскими государствами, с Персией, Аравией (по волжскому пути "из варяг в арабы"), с Германией, Францией, Англией. Русь вывозила воск, мед, смолу, меха, льняную пряжу, рыбу, а также ремесленные изделия – изделия из железа, резную кость, и другие, ввозила в основном предметы роскоши – шелковые ткани, сукно, бархат, золото, серебро, пряности, вино.
Долгое время на Руси деньгами служили дорогие меха (денежная единица "куна", от слова куница). Имели хождение золотые и серебряные монеты арабских и европейских стран. С конца X в. начали чеканить свои монеты, но основная денежная единица – слитки серебра определенного веса и формы - гривны.
В тексте "Русской правды" встречаются такие понятия как "одолжение по дружбе", " отдача денег в рост", "процент", "торговля в кредит", "барыш", определяются порядки взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т.п. Можно сделать вывод, что уже в XI в. на Руси существовали достаточно развитые кредитные отношения.
В целом, в начале XII в. Киевская Русь достигла своего наивысшего развития. Феодальные порядки получили законодательное оформление, князья и бояре имели большую самостоятельность во всех делах, но закрепощения крестьян еще не завершилось. Начиная с 1130-х г. Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств.
Причин, определивших развитие страны по пути феодальной раздробленности, было несколько. Этому способствовали установленная Ярославом Мудрым система престолонаследия, натуральный характер экономики. Однако вряд ли эти факторы были ключевыми, потому что усобицы на Руси были и раньше, натуральный характер хозяйства сохранился и в период объединения земель вокруг Москвы. Следовательно, главные причины разобщенности лежали в иной плоскости. Среди таких факторов необходимо отметить рост боярских вотчин. К XII в. вотчины стали более сильными, их владельцы имели устойчивый доход, стали более независимыми. Бояре нередко отказывались от службы киевскому князю. Это было возможно, так как вотчина была наследственной. В итоге они все чаще поддерживали местного князя, надеясь на его помощь в урегулировании отношений со смердами, горожанами, на защиту в борьбе с воинственными соседями. Среди других внутренних причин раздробленности можно назвать отсутствие осознания своего национального единства у всех слоев общества и у населения отдельных территорий, противопоставления себя соседним народам. С начала XIII в. добавился еще один важный экономический фактор. В результате крестовых походов пришел в упадок торговый путь "из варяг в греки". Киев потерял доходы от внешней торговли, которые составляли экономическую основу сильной централизованной власти, единого войска.
Набеги кочевников с юга и востока явились причиной и следствием упадка Киевской Руси. После Батыева нашествия 1237-1243гг. разоренные русские земли вошли в состав Золотой орды.
В условия монголо-татарского владычества экономическое развитие Руси в целом замедлилось. Хозяйство на значительной части территории государства было разорено во время вторжения, потребовалось время на его восстановление, восполнение людских потерь. Выплата дани в пользу орды, усобицы являлись сдерживающими факторами развития в это период. Поскольку монголы достаточно терпимо относились ко все религия, русская православная церковь пользовалась особыми льготными грамотами, которые обеспечивали неприкосновенность церковного имущества, освобождалась от уплаты дани и других повинностей.
Активизируется процесс переселения земледельцев из разоренных земель на север и северо-восток страны (междуречье Оки и Волги). Условия для земледелия здесь были более сложными чем в юго-западных землях, это способствовало усилению общины, развитию механизмов совместного пользования землей, круговой поруки. Здесь начали создаваться иные формы отношений между князьями и населением. В этих землях сначала князь начинал владеть малолюдными земельными пространствами, а потом пускали к себе колонистов, т.е. князь изначально выступал как собственник земли. Торговля и ремесло не имели здесь такого распространения как на юге, и хозяйство было натуральным. Основная форма повинностей крестьян - натуральный оброк. Величина оброка определялась обычаями и заранее оговаривалась сторонами. Кроме того, существовала барщина, но она еще не играла заметной роли в доходах вотчины и поместья. Таким образом, сохраняется определенная свобода крестьян.
Хотя продолжает господствовать вотчинное хозяйство, все более заметное место стало занимать поместное землевладение. Князья, бояре, монастыри все чаще приглашали к себе на воинскую службу различных людей, предоставляя им участки земли – поместья - в условное пользование на период службы собственнику земли. Появляется также такая форма землепользования как «кормление», т.е. служилые люди получали право собирать налоги («кормы») с крестьян на определенной территории.
Экономическое развитие Русского централизованного государства (XV-XVI в.)
В начале XIV в. усилился процесс объединения земель в единое централизованное государство, который закончился в XVI в. Объединительный процесс был закономерным для всех европейских стран, но там он завершился раньше в конце XIV – начале XV вв. В странах Западной Европы преодоление феодальной раздробленности проходило в условиях зарождения рыночной экономики, которая предполагает активные хозяйственные связи между регионам. Развитие городов, ремесленного производства, торговли вело к разрушению феодальной замкнутости и жесткой вассальной иерархии, к отмене внутренних таможенных пошлин. У городов и сильной королевской власти появилась взаимная заинтересованность.
Экономические и политические причины объединения Руси были иные. Политической основой стало освобождение страны от монголо-татарского ига, а экономической – укрепление и развитие феодальных отношений. В 1328 г. ярлык на великое княжение получил представитель московского княжеского дома – Иван Калита, и с этого времени началась жесткая целенаправленная политика по собиранию русских земель вокруг Москвы. Итог этому процессу подвело правление великого князя московского Ивана III, который уже именовал себя «Божией милостью государем всея Руси»
С начала XIV в. в развитии России обозначились две основные тенденции, определившие развитие страны в последующие периоды – это переход к самодержавной власти и окончательное утверждение крепостного права.
Иван III еще не имел абсолютных полномочий самодержца. При царе был учрежден высший совещательный орган Боярская дума. Члены ее назначались великим князем в соответствии с правилами местничества, т.е. по степени родовитости, знатности семьи. Любое решение царя не имело силы без одобрения Боярской думой. Хотя бояре и удельные князья присягали великому князю, они могли не соглашаться с указами Ивана III, грозили уйти со своими дружинами в свои уделы, что заставляло великого князя лавировать, идти на уступки.
В привилегированном положении находилась церковь. Ей принадлежало более трети всех богатств страны, она была крупнейшим землевладельцем, главным ростовщиком. Иван III и сын его Василий III так и не решились на радикальные реформы церкви, так как рассчитывали на ее поддержку в борьбе с боярской оппозицией.
На протяжении XVI в. основную опору царю в обществе составляли дворяне, так как они нуждались в сильной власти, которая наделяла их поместьями. Таким образом, царская власть проводила по отношению к феодалам двоякую политику, поддерживая одних и ограничивая интересы других.
Дальнейшее укрепление власти произошло во время царствования Ивана Грозного. Во-первых, Иван IV был венчан на царство, что уравняло его с другими западно-европейскими монархами и возвысило над княжеско-боярской знатью. В первую половину его царствования в стране устанавливается сословно-представительная монархия. В 1549 г. был сформирован совещательный орган – Земский Собор, туда вошли представители не только земельной аристократии, духовенство, дворянство, но и купечество, богатые горожане.
За этот период своего правления Иван IV провел ряд важных изменений в обществе:
- в 1549 г. принято решение об освобождении дворян из-под юрисдикции бояр и переходе их в подчинение государя;
- в 1556 г. было принято «Уложение о службе», которое регламентировало службу дворян, количество земли, раздаваемое в пользование за службу, вводило обязательную службу бояр-вотчинников;
- в середине 1550-х годов была окончательно отменена система кормлений. Вся судебная, налоговая и другая деятельность на местах передавалась в руки выборных местных старост из зажиточных крестьян на селе и купечества в городе. Такая структура усилила централизацию власти;
- сильно пострадали интересы церкви, впредь она могла расширять свои владения только с согласия государя.
В 1560-х годах произошел резкий поворот в выборе средств осуществления внутренней политики. В1565 г. царь объявил о переходе к особым условиям правления, суть которых состояла в предоставлении ему неограниченных полномочий. Теперь он мог объявить государственным изменником любого и нищего, и знатного, учинить опалу или казнить, отобрать земли в государев удел (опричнину). Остальные территории объявлялись земщиной. Бояре, князья выселялись с земель, взятых в опричнину, на земли земщины, обычно это окраины страны. На их землях расселялись служилые люди государя, опричники. К землям опричнины относилась почти половина всей территории страны. Опричники составили государев двор, это было войско, основанное на беспрекословном подчинении царю. Страну охватила волна массового террора, которому подверглись даже высшие чины церкви.
В целом страна понесла большие людские потери, особенно среди семейств государственных деятелей, карательные операции сопровождались разграблением имений, городов, что привело к сильному экономическому кризису. Но основным результатом тиранства стало создание крепкой самодержавной власти. В1572 г. царь упразднил опричнину, но Боярская дума, Земский собор стали лишь фиктивными представительными органами. Хотя в этот же период вводится сан думного дворянина «для введения в Думу сановников отличных умом, хотя и не знатных родом».
Переход к самодержавию завершился уже во время правления первых царей династии Романовых. Соборное уложение 1649 г. окончательно оформило переход власти от бояр к дворянству, из ведения Боярской думы был изъят ряд важных государственных дел и передан в исключительную компетенцию царя. Начиная с 1653 г. прекратил свою деятельность Земский собор. Была проведена церковная реформа, в результате которой церковь устранялась от вмешательства в дела управления государством.
Другой важный процесс, который происходил параллельно формированию самодержавной власти, - это закрепощение крестьян. В период феодальной раздробленности, монголо-татарского ига, собирания русских земель вокруг Москвы крестьяне в массе своей не были крепостными. По договору с землевладельцами они занимали определенные участки земли и платили за них установленный оброк, а также исполняли некоторые повинности, но в соответствии с законами и обычаями крестьяне имели право перехода от одного хозяина к другому.
Распространение поместного землевладения приводило к росту повинностей. Дворяне, чьи поместья были невелики, увеличивали оброк, отработки, и, являясь владельцами временными, они не слишком заботились о земледельцах. Следствием этого стало переселение крестьян из поместий в другие районы, где повинности за пользование землей были более легкими. Отсюда потребность в прикреплении крестьян к земле. По мере формирования единого государства у московских великих князей растет заинтересованность в прикреплении населения к тяглу, в упорядочении отношений землепользования на всей территории государства.
Принятием в 1497 г. свода законов Ивана III положил начало государственному оформлению крепостного права. Частновладельческим крестьянам было дозволено менять хозяина лишь в течение одной недели до и после Юрьева дня, при условии выполнения всех повинностей и уплаты "пожилого" (платеж за проживание и пользование землей феодала). Крестьянин, ушедший без уплаты "пожилого" или не в срок около Юрьева дня, считался беглым, он подлежал розыску и возвращению прежнему владельцу.
Следующий шаг по закрепощению был сделан во время царствования Ивана Грозного. В условиях хозяйственного кризиса, вызванного опричниной, неурожайными годами, разорением южных земель набегами крымского хана, крестьяне бежали из центра страны на плодородные окраины, пустели пашенные хозяйства, дворы помещиков и вотчинников, пустели и города, из которых уходило торгово-промышленное население. Для борьбы с массовым выходом трудового народа из внутренних областей 1581 г. были введены заповедные лета, во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день, также эта мера применялась и к посадскому населению городов.
В 1592 г. по результатам переписи земель и населения были составлены "писцовые книги", где указывалась принадлежность крестьян землевладельцам на период переписи. В1597 г. был издан указ "Об урочных летах", который устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян и посадских людей. Если беглецы скрывались более пяти лет, то они уже не подлежали обязательному возврату к прежним владельцам.
Окончательное закрепощение крестьян произошло в соответствии с Соборным уложением 1649 г. Крестьяне с наделами земли и имуществом объявлялись собственностью феодала, устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Помещикам передавалась практически неограниченная судебная и административная власть над крестьянами. Они полностью распоряжались личностью крестьянина, продавали, закладывали, бесконтрольно облагали повинностями, подвергали физическим наказаниям.
В целом по стране уже в XVI в. большая часть сельскохозяйственных угодий находилась в руках землевладельцев и церкви, только в бассейне рек Печоры и Северной Двины почти не было феодальных владений. Населявшие эти земли черносошенные крестьяне подчинялись непосредственно государству. В отличие от частновладельческих они несли повинности только в пользу государства. На юге страны по течению Дона, Терека, Яика сформировалось особое сословие – казаки, которые считали себя вольными людьми. Они вели сельское хозяйство, занимались промыслами и составляли особое войско по охране границ от набегов.