double arrow

Экологическая катастрофа


Разум и воля людей, приобретенные знания и труд сделали жизнь современных людей совершенно не похожей на жизнь далеких предков. Благодаря строительству современных жилищ, созданию современной одежды и бытовой техники, изобретению телевизоров и компьютеров жизнь людей стала легче, интереснее, продолжительнее. Сегодня трудно представить себе человеческое общество без самолетов, ракет, кораблей, компьютеров. Миллионы автомобилей, сотни тысяч самолетов и морских судов, тысячи искусственных спутников Земли позволяют людям преодолевать любые расстояния, но они все оказывают и сильное «давление» на природу, загрязняют и истощают ее. Достижения людей в освоении природы стали угрожать самой природе.

Сотни тысяч лет природа казалась человеку неумолимой грозной силой, пока сам он был слаб. Но, создав мощные орудия воздействия на природу, человек превратился по отношению к ним в великана, который поставил задачу стать ее покорителем. В наше время это господство привело к опасной болезни природы.

Все меньше чистого воздуха в городах, – его отравляют заводы и фабрики, выхлопные газы автомобилей, различные химические вещества и т.д. Все больше запретов на купание в водоемах, потому что загрязненная разными отходами вода угрожает здоровью человека. В ней погибает все живое.

Увеличение добычи угля, железа, газа и других богатств природы истощают недра земли. Ученые считают, что этих даров природы хватит только на несколько десятилетий. Чрезмерная вырубка деревьев приводит к сокращению лесов, которые дают Земле необходимый для жизни кислород. Увеличивается площадь пустынь. Загрязнение атмосферы влечет за собой потепление климата на земле, а это может привести к быстрому таянию ледников, значительному повышению уровня воды в мировом океане и другим тяжелым последствиям для жизни людей и для всего живого на земле. Все это очень тревожно, не правда ли?

Несмотря на всю серьезность положения, в отчаяние впадать не надо. В истории человеческого общества уже не раз бывали такие ситуации, когда деятельность человека приводила к тяжелому положению природы. Но разум человека находил выход из этих ситуаций и этим спасал и ее, и себя.

«Жить согласно природе!» – этот девиз был известен еще в глубокой древности. Но человек на то и человек, что он вырывается из-под власти природы и создает свою, «вторую природу». При этом он несет ответственность за свою деятельность.

Вопросы к теме:

1. Что такое глобализация?

2. Какие глобальные проблемы выделяют исследователи?

3. В чём феномен антиглобализма?


[1] Техне ‑ (от греч. τέχνη: технэ, техне, tehne, techne)- Это – "ремесло", искусство, не только человеческое, но и божественное, космологическое. Космос – это тоже величайшая "техне". Значит, греки не различали искусство и ремесло? Но не следует подходить к античности с рамками новоевропейского человека. Конечно, художник другой эпохи будет обижен, если вы назовете его искусство ремеслом. "Я не ремесленник, я художник", – скажет он. А грек гордился тем, что он ремесленник! Вот этот внеличностный характер и лишает "техне" значения такого высокого искусства, которое выше всякого ремесла. Вместе с тем и ремесло лишается своего внешнего и слишком материального и бессодержательного значения. Ремесло – это одухотворенная, одушевленная вещь, оно не отличается от искусства. "Техне" – это, во-первых, ремесло, во-вторых, искусство и, в-третьих, наука. Получается, что грек не отличает ремесла и искусства от науки? Да, потому что науку он понимает практически. Конечно, чистое умозрение возможно, но это – абстракция. Реальная наука не есть чистое умозрение, это всегда практика. Поэтому научная "техне" недалеко ушла от ремесленной или от художественной "техне". Цит. по: А.Ф. Лосев.Двенадцать тезисов об античной культуре ((в составе заключения к книге: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература: Учебник для высшей школы / Под ред. А.А. Тахо-Годи. 5-е изд., дораб. М.: ЧеРо, 1997. 543 с.).

[2] Archer M.S. Culture and Agency. Cambridge, 1996. P. 1.

[3] См. СЕМИОТИКА в глоссарии.

[4] Гирц К. Интерпретация культуры. – М.: РОССПЭН, 2004. С. 11.

[5] Williams R. Cultyre. Glasgow, 1981. P. 13.

[6] Иглтон Т. Идея культуры. Пер. с англ. – М.: Издат-во ВШЭ, 2012. С. 56.

[7] Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. С. 18.

[8] Hall S. Culture and the State // Open University. The State and Popular Culture. Milton Keynes, 1982. P. 7.

[9] Williams R. The Long revolution. L., 1961. P. 42.

[10] Иглтон Т. Указ. соч., с. 62.

[11] Иглтон Т. Указ. соч., с. 82‑83.

[12] Там же.

[13] КУЛЬТУРА в "Большом толковом словаре русского языка"[13] 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
2. археол. Совокупность археологических памятников определённой эпохи в развитии первобытного общества.
3. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью.
4. Высокий уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни.
5. Просвещённость, образованность, начитанность.
6. спец. Разведение, выращивание какого-либо растения, культивирование.
7. обычно мн. Виды, разновидности разводимых, культивируемых растений.
8. биол. Микроорганизмы (совокупность микроорганизмов), выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде.

КУЛЬТУРНЫЙ
1. только полн. к Культура (2-3, 5 зн).
Культурный слой земли (археол.; образующийся из органических и строительных остатков на местах человеческих поселений).
2. Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий высокому уровню культуры. Культурный отдых.
3. Владеющий определёнными навыками поведения в обществе, воспитанный. Культурный человек.
4. только полн. Связанный с распространением культуры, просвещения.
5. только полн. Разводимый, выращиваемый (о растении, противоп. дикий, дикорастущий).
6. только полн. Обрабатываемый, возделываемый (о почве, земле).

[14] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 243–244.

[15] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. – С. 89.

[16] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. – С. 128

[17] Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. – С. 34 – 35.

[18] Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Цит. по: Хрестоматия по культурологии / Под ред А. А. Радугина. М.: Центр, 1998. – С. 105.

[19] Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. – С. 97.

[20] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч.: В 2 т. Т.1. – С. 59.

[21] Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – С. 430.

[22] Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Н. А. Бердяев. Царство духа и царство кесаря. – М., 1995. – С. 73–74.

[23] Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М., 1990. – С. 253.

[24] Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. – С. 93.

[25] Бердяев Н. А. Новое Средневековье. – М., 1990. – С. 32.

[26] Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992. – С. 92.

[27] Тоффлер А. Третья волна. М., 1999. – С. 92.

[28] Определение С.Е. Ячина. См.: Ячин С.Е. Культура критического разума. _ Владивосток: Изд. ДВГТУ, 1996. – 280 с. (с. 42).

[29] Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.

[30] Иглтон Терри. Идея культуры (пер. с англ.) – М.: Издат. дом ВШЭ, 2012. – с. 8.

[31] Там же, с. 11.

[32] Там же, с. 13.

[33] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. – 415 с.

[34] Williams R. Keywords. L., 1976. P. 76‑82.

[35] См. глоссарий.

[36] См. Приложения – хрестоматию.

[37] См. АКСИОЛОГИЯ в глоссарии.

[38] Иеремия Бентам (англ. Jeremy Bentham, 1748 — 1832) — английский социолог, юрист, один из крупнейших теоретиков политического либерализма, родоначальник одного из направлений в английской философии — утилитаризма.

[39] Иглтон Т. Идея культуры. Пер. с англ. – М., Изд-во ВШЭ, 2012. С. 22‑23.

[40] Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977. С. 205.

[41] Young R.Y.C. Colonial Desire. L.; N.–Y., 1995. P. 53.

[42] Хоум Г. Основания критики. М., 1977. с. 549.

[43] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1911. С. 62; 54; 129.

[44] Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М., 1910. С. 287.

[45] Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / В кн.: Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ в.: Антология. М., 2003. С. 212.

[46] Там же. С. 15; 29.

[47] Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / В кн.: Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ в.: Антология. М., 2003. С. 113.

[48] Там же. С. 163.

[49] Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / В кн.: Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ в.: Антология. М., 2003. С. 121.

[50] Гильдебранд Д. фон. Метафизика коммуникации. Исследование сущности и ценности общественных отношений. СПб., 2000.

[51] Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974;.Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009.

[52] Докучаев И.И. Культура в системе бытия // Человек, общество и культура: проблемы исторического развития. Материалы научно-практической конференции. Комсомольск-на-Амуре, 2005. с. 3–6.

[53] Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. 2004. № 7. С. 87.

[54] Конев В.А. Культурное пространство и его ценностная архитектоника // Философия ценностей: Материалы российской конференции. Курган, 2004. С. 26.

[55] Конев В.А. Культурное пространство и его ценностная архитектоника // Философия ценностей: Материалы российской конференции. Курган, 2004. С. 27–29.

[56] Долгин А. Прагматика культуры. М., 2002.

[57] Киселёв Г.С. "Вторая Вселенная": драма свободы. Вопросы философии. 2010. № 3. С. 9.

[58] Круглова Л.К. Теория культуры как ответ на вызов современности: теоретический и практический потенциал антропологического принципа в философии культуры и культурологии / В кн.: Общественное признание философии. М., 2006. С. 449–466.

[59] См. об этом: Гречаный В.В. Категория ценности: философский и лингво-семантический анализ. СПб., 1993; Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997; Докучаев И.И. Ценности как кардинальный вид артефактов культуры // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С. 161–170.

[60] См. об этом: Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996; Черных В.Ю. Аксиология истории России. Пермь, 1999.

[61] Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб., 2009. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 2000.

[62] Ячин С.Е. Слово и феномен. Владивосток, 2005.

[63] Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М, 1994. С. 286.

[64] Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / В кн.: Эстетическое самосознание русской культуры: 20-е годы ХХ в.: Антология. М., 2003. С. 163.

[65] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. С. 331.

[66] Там же. С. 334.

[67] Там же. С. 344.

[68] Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии. Филос. основы мировоззрения. Авт. курс. В 3 ч. СПб., 1997‑1999. URL: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/sagat_fs_garmonii/fs_garmonii_03_2.htm. (дата обращения: 12.11.2010).

[69] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

[70] Барт Р. Семантика вещи // Р. Барт. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С.416-426.

[71] Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1968.

[72] Данной точки зрения придерживаются авторы учебного пособия «Теория и история мировой культуры» / сост. П.Б. Клевцов. – СПб., Издат-во СПбКО, 2008. – с. 15.

[73] Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: © 1999-2001 Вадим Викторович Долгов dolgov@udm.ru

[74] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000.- с.134-137.

[75] Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.144.

[76] Там же. - с.381.

[77] Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в европейской культурной традиции. СПб., 1996. С. 10.

[78] Так, например, мужскую и женскую культуры в соответствии с различными картинами мира выделяет К.Б. Соколов. См. об этом: Соколов К.Б. Семья как фактор формирования и сохранения субкультурных формирований // В кн.: Цветущая сложность: Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004. С. 342‑359.

[79] Оригинальную концепцию организации культурного пространства в дихотомии "центр‑периферия" разработал В. Россман [Россман В. Мистерия центра: Идентичность и организация социального пространства в современных и традиционных обществах // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 42‑57].

[80] Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в европейской культурной традиции. СПб., 1996. С. 17.

[81] Спиркин А.Г. Человек, культура, традиция. М., 1978. С. 8.

[82] Маркарян Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных наук. Ереван, 1977. С. 194.

[83] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. С. 159‑160.

[84] Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтологическая динамика. Автореф. … д.ф.н. Ростов-на-Д., 2006. С. 8.

[85] Культурология. ХХ век. Словарь. В 2-х т. Том. 2. СПб., 1998. С. 265.

[86] Культурология. ХХ век. Словарь. В 2-х т. Том. 2. СПб., 1998. С. 265.

[87] Найдорф М.И. К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации // Вопросы культурологии. 2008. № 10. С. 5.

[88] Найдорф М.И. К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации // Вопросы культурологии. 2008. № 10. С. 4‑5.

[89] Найдорф М.И. К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации // Вопросы культурологии. 2008. № 10. С. 4.

[90] См. об этом, например: История Красоты / Под ред. У. Эко. М., 2005.; История Уродства / Под ред. У. Эко. М., 2007.

[91] Карасёв Л.В. Сегодня и завтра // Постмодернизм и культура. Материалы "круглого стола". Вопросы философии. 1993. № 3. С. 12.

[92] Lyotard J.-F. The Postmodern Condition. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1984. P. 37.

[93] Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. HIbbd. 1. Koln; Berlin, 1964. S. 1.

[94] Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951. S. 551.

[95] Там же.

[96] Там же.

[97] Евлампиев И.И. Человек и его будущее в философии Ницше. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24990. (дата обращения: 12.05.2010).

[98] Большая Советская Энциклопедия. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24990 (дата обращения ‑ 1.05.2010).

[99] Малявин В. Предприниматель и корпорация // К философии корпоративного развития. М., 2006. С. 106.

[100] См. об этом: Дробышева Е.Э. Аксиология постмодерна: ирония. СПб., 2008.

[101] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. С. 160.

[102] Там же. С. 167.

[103] См. об этом: Барт Р. Миф сегодня // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994; Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000; Мафессоли М. Околдованность мира или божественное социальное // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М., 1991.

[104] Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. № 4. С. 259.

[105] Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. СПб., 2001. С. 3.

[106] Шилз Э. Теория массового общества / Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. М.: 2000. С. 239.

[107] Березовая Л.Г. Массовая культура: концептуализация понятия // Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность. М., 2004. С. 164–168.

[108] Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

[109] Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые или О культуре массовой и немассовой // Социс. 1990. № 8. С. 106–111.

[110] Шилз Э. Теория массового общества / Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. М.: 2000. С. 239.

[111] Захаров А.В. Возможен ли симбиоз традиционной и массовой культуры? // В кн.: Массовая культура на рубеже веков // Сб. статей. М.; СПб., 2005. С. 11–13.

[112] Дианова В.М. Массовая художественная культура ХХ века сквозь призму теоретического наследия // Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. СПб., 2001. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/dianova/masscult_09.html. (дата обращения: 15.01.2009).

[113] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // ОНС. 1998. № 6. С. 138–148.

[114] Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987.

[115] Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Автореф. … д.ф.н. М., 2003.

[116] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб., 2001. С. 252.

[117] Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 22.

[118] Там же. С. 98.

[119] Самохвалова В.И. Язык масскульта и современная мифология // Массовая культура и массовое искусство: "за" и "против". М., 2003. – С. 148–204.

[120] Шилз Э. Теория массового общества / Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. М.: 2000. С. 229.

[121] Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества // Автореф. дисс. … д. ф. н. М., 2003. С. 19.

[122] Бычков В.В., Вл. Вл. Иванов, Маньковская Н.Б. Триалог // Эстетика: вчера, сегодня, завтра. Вып. 2. М., 2006. С. 162‑238.

[123] Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2002. С. 159.

[124] Лиотар Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998.

[125] Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. М.: 2000. С. 261‑262.

[126] Поэты–концептуалисты: избранное. Дм. А. Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. М.: 2002. С. 79.

[127] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 15; 9.

[128] Докучаев И.И., Костюрина Н.Ю. Канон в советской культуре 1930-х-1950-х годов. Комсомольск-на Амуре, 2006. С. 33.

[129] Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. М.: 2000. С. 273.

[130] Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. М.: 2000. С. 278.

[131] Иглтон Т. Идея культуры. Пер. с англ. – М.: Издат-во ВШЭ, 2012. С. 81.

[132] Поляков А.Ф. Китч как феномен массовой культуры. Улан-Удэ, 2006. С. 4‑5.

[133] Докучаев И.И., Костюрина Н.Ю. Канон в советской культуре 1930-х-1950-х годов. Комсомольск-на Амуре, 2006. С. 5.

[134] Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества // Автореф. дисс. … д. ф. н. М., 2003. С. 25‑26.

[135] Чуковский К.И. Нат. Пинкертон // К.И. Чуковский. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. М.,1969. С. 127.

[136] Крупнин Г.Н. Интернет: новые опыты о человеческом / В кн.: Массовая культура России конца ХХ в. (фрагменты к…). Часть 1. СПб., 2001. С. 141.

[137] Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. М.: 2000. С. 275.

[138] Крупнин Г.Н. Интернет: новые опыты о человеческом / В кн.: Массовая культура России к ХХ в. (фрагменты к…). Часть 1. СПб., 2001. С. 138–139.

[139] Одним из основателей этого направления является В.В. Савчук.[Савчук В.В. Конверсия искусства. СПб., 2001. С. 20].

[140] Акопян К.З., Захаров А.В., Кагармицкая С.Я. Массовая культура. М., 2004. С. 6‑19.

[141] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. СПб., 2001. С. 252.

[142] Березовая Л.Г. Массовая культура: концептуализация понятия // Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность. М., 2004. С. 169.

[143] Голицын Г.А. Элитарные субкультуры и рефлексия // Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. СПб., 2004. с. 312‑342.

[144] Хассан И. Культура постмодернизма // Современная западно-европейская и американская эстетика. М., 2002. С. 122.

[145] Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 105.

[146] Колесов Д.В. Человек и толпа. М.; Воронеж, 2001. С. 233.

[147] Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб., 2004. С. 23.

[148] Моделирование // Философский словарь. URL: http://ksana-k.narod.ru/Book/Filosof/main.html. (дата обращения: 15.09.2007).

[149] Колесов Д.В. Человек и толпа. М.; Воронеж, 2001. С. 218.

[150] Комисаренко С.С. Российская элита как предмет отечественной культурологии // Вопросы культурологии. 2007. № 7. С. 16.

[151] См., например: Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006; Костина А.В. Зрелище как актуальная культурная форма переходной эпохи: концепция динамики культуры Н.А. Хренова // Вопросы культурологии. 2007 № 2. С. 65–74.

[152] Костина А.В. Зрелище как актуальная культурная форма переходной эпохи: концепция динамики культуры Н.А. Хренова // Вопросы культурологии. 2007 № 2. С. 65‑69.

[153] Горалик Л. Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи. М., 2005. С. 116.

[154] Горалик Л. Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи. М., 2005. С. 139.

[155] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. С. 12; 187.

[156] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. С. 96.

[157]. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2006. С. 70.

[158] Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии. 1990. № 7. С. 174.

[159] Поляков А.Ф. Китч как феномен массовой культуры. Улан-Удэ, 2006. С. 18.

[160] Докучаев И.И., Костюрина Н.Ю. Канон в советской культуре 1930-х-1950-х годов. Комсомольск-на Амуре, 2006. С. 35.

[161] Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек / Пер. К.В. Душенко // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. М.: 2000. С. 274‑275.

[162] Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // ОНС. 1998. № 6. С. 148.

[163] Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней: © 1999-2001 Вадим Викторович Долгов dolgov@udm.ru

[164] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.

[165] Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:Центр, 2001.с.-81-86.

[166] Религия // Википедия

[167] Soper K. What is Nature? Oxford, 1995. P. 65.

[168] Benedict R. Patterns of Culture. L., 1961. P. 4.

[169] Иглтон Т. Идея культуры (пер. с англ.) – М.: Издат. дом ВШЭ, 2012. – с. 90.

[170] Иглтон Т. Идея культуры (пер. с англ.) – М.: Издат. дом ВШЭ, 2012. – с. 95.

[171] Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований ИФ РАН, 1994. С. 310.

[172] Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.147.

[173] Культурология: ХХ век: Словарь. - С.Пб.: Университетская книга, 1997. - с.239-241.

[174] Цит. по: Kearney R. Visions of Europe. Dublin, 1992. P. 83.

[175] Иглтон Т. Идея культуры (пер. с англ.) – М.: Издат. дом ВШЭ, 2012. – с. 104.

[176] Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.117-118.

[177] Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

[178] Концепт «повседневность» берется здесь предельно расширительно, в предлагаемом контексте он маркирует собой все многообразие устойчивых жизнеустроительных практик, составляющих пространство существования человека. История повседневности является привлекательным исследовательским материалом в силу своей универсальности, всеохватности – с одной стороны, и метафизической неисчерпаемости – с другой. Несмотря на кажущуюся ясность проблематики, этот пласт культуры обладает для исследователя богатейшим потенциалом. В рамках данной статьи мы лишь обозначаем наш интерес к аксиологии повседневности.


Сейчас читают про: