double arrow

ПОСЛЕСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА


Библиография к главам

Книги обычно указываются здесь в той же последовательности, в какой в каждой из глав рассмотрено творчество художников и другие вопросы, подробнее анализируемые в данных книгах.

1 ЗАГАДОЧНЫЕ ИСТОКИ

Anthony Forge. Primitive Art and Society (London: Oxford U.P., 1973)

Douglas Fraser. Primitive Art. (London: Thames and Hudson, 1962)

Franz Boas. Primitive Art. (New York: Peter Smith, 1962)

2 ИСКУССТВО ДЛЯ ВЕЧНОСТИ

Heinrich Schafer. Von agyptischer Kunst. Ein Grundlage (Wiesbaden: Harrassowitz, 1963)

Kurt Lang, Max Hitmer. Aegypten. Architektur, Plastik, Malerei in drei Jahrtausenden (Munchen: Hirmer, 1955; 2-е изд., Munchen: Deutscher Taschenbuch, 1976)

Henri Frankfort. The Art and Architecture of the Ancient Orient (Harmondsworth: Penguin, 1954; 4-е изд., 1970)

3 ВЕЛИКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Gisela M.A. Richter. A Handbook of Greek Art (London: Phaidon, 1959; 9-е изд., Oxford, 1987; переизд. London, 1994)

Martin Robertson. A History of Greek Art (2 vols., Cambridge U.P., 1975)

Andrew Stewart. Greek Sculpture (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1990)

John Boardman. The Parthenon and its Sculptures (London: Thames and Hudson, 1985)

Bernard Ashmole. Architect and Sculptor in Classical Greece J.J. Pollitt. Art and Experience in Classical Greece (Cambridge U.P., 1972)

R.V. Cook. Greek Painted Pottery (London: Methuen, 1960; 2-е изд., 1972)

Claude Rolley. Greek Bronzes (London: Sotheby's, 1986)

4 ЦАРСТВО ПРЕКРАСНОГО

Margarete Bieber. Sculpture of the Hellenistic Age (New York: Columbia U.P., 1955; переработ. изд., 1961)

J. Onians. Art and Thought in the Hellenistic Age (London: Thames and Hudson, 1979)

J.J. Pollitt. Art in the Hellenistic Age (Cambridge U.P., 1986)




5 ПОКОРИТЕЛИ МИРА

Ranuccio Bianchi Bandinelli. Rome: the Centre of Power (London: Thames and Hudson, 1970)

Он же. Rome: the Late Empire (London: Thames and Hudson, 1971)

Richard Brilliant. Roman Art: From the Republic to Constantine (London: Phaidon, 1974)

William Macdonald. The Pantheon (Harmondsworth: Penguin, 1976)

Diana E.E. Kleiner. Roman Sculpture (New Haven-London: Yale U.P., 1993)

Roger Ling. Roman Painting (Cambridge U.P., 1991)

6РАСХОЖДЕНИЕ ПУТЕЙ

Richard Krautheimer. Rome, Profile of a City, 312-1308 (Princeton U.P., 1980)

Otto Demus. Byzantine Art and the West (London: Weidenfeld and Nicolson, 1970)

Ernst Kitzinger. Byzantine Art in the Making (London: Faber, 1977)

Он же. Early Medieval Art in the British Museum (London: British Museum, 1940; John Beckwith. The Art of Constantinople (London: Phaidon, 1961; 2-е изд., 1968)

Richard Krautheimer. Early Christian and Byzantine Art and Architecture (Harmondsworth: Penguin, 1965; 4-е изд., 1986)

7 ВЗГЛЯД НА ВОСТОК

Jerrilyn D. Dodds, ed. Al-Andalus. The Art of Islamic Spain (New York: Metropolitan Museum of Art, 1992)

Oleg Grabar. The Alhambra (London: Allen Lane, 1978)

Он же. The Formation of Islamic Art (New Haven-London: Yale U.P., 1973; переработ. изд. 1987)

Godfrey Goodwin. History of Ottoman Architecture (London: Thames and Hudson, 1971; переизд. 1987)

Basil Gray. Persian Painting (London: Batsford, 1947; переизд. 1961)

R.W. Ferrier, ed. The Arts of Persia (New Haven-London: Yale U.P., 1989)

J.C. Harle. Art and Architecture of the Indian Subcontinent (Harmondsworth: Penguin, 1986)

T. Richard Burton. Hindu Art (London: British Museum, 1992)

James Cahill. Chinese Painting (Geneva: Skira, 1960; переизд. New York: Skira/Rizzoli, 1977)

W. Willtees. Foundations of Chinese Art (London: Thames and Hudson, 1965)

William Watson. Style in the Arts of China (Harmondsworth: Penguin, 1974)

Michael Sullivan. Symbols of Eternity (Oxford U.P., 1980)

Он же. The Arts of China (Berkeley: California U.P., 1967; 3-е изд., 1984)

Wen C. Fong. Beyond Representation (New Haven-London: Yale U.P., 1992)

8 ИСКУССТВО В ПЛАВИЛЬНОМ КОТЛЕ

David Wilson. Anglo-Saxon Art (London: Thames and Hudson, 1984)

Он же. The Bayeux Tapestry (London: Thames and Hudson, 1985)

Janet Backhouse. The Lindisfarne Gospels (Oxford: Phaidon, 1981; переизд. London, 1994)

Jean Hubert et al. L'Empire Carolingien. (Paris: Gallimard, 1968)

9 ЦЕРКОВЬ ВОИНСТВУЮЩАЯ

Meyer Schapiro. Romanesque Art (London: Chatto and Windus, 1977)

George Zarnecki, ed. English Romanesque Art 10661200 (London: Royal Academy, 1984)



Hanns Swarzenski. Monuments of Romanesque Art: the Art of Church Treasures in North-Western Europe (London: Faber, 1954; 2-е изд., 1967)

Otto Pacht. Book Illumination in the Middle Ages (London: Harvey Miller, 1986)

Christopher de Hamel. A History of Illuminated Manuscripts (Oxford: Phaidon, 1986; 2-е изд., London, 1994)

J.J.G. Alexander. Medieval Illuminators and their Methods (New Haven-London: Yale U.P., 1992)

10 ЦЕРКОВЬ ТОРЖЕСТВУЮЩАЯ

Henri Focillon. L'Art d'Occident. Le moyen age roman et gothique. (Paris: Colin, 1947)

Joan Evans. Art in Medieval France (London: Oxford U.P., 1948)

Robert Branner. Chartres Cathedral (London: Thames and Hudson, 1969; переизд. New York: W.W. Norton, 1980)

Max Hirmer, Willibald Sauerlander. Gotische Skulptur in Frankreich. 11401270 (Munchen: Hirmer, 1970)

Jean Bony. Cathedrals gothiques en France (Paris: Braun, 1954)

James H. Stubblebine. Giotto, the Arena Chapel Frescoes (London: Thames and Hudson, 1966; 2-е изд., 1993)

Jonathan Alexander, Paul Binski, ed. Age of Chivalry: Art in Plantagenet England 12001400 (London: Royal Academy, 1987)

11 ПРИДВОРНЫЕ И ГОРОЖАНЕ

Jean Bony. The English Decorated Style (Oxford: Phaidon, 1979)

Andrew Martindale. Simone Martini (Oxford: Phaidon, 1988)

Millard Meiss. French Painting in the Time of Jean de Berry: The Limbourgs and their Contemporaries (2 vols., New York: Braziller, 1974)

Jean Longnon et al. The Tres Riches Heures of the Duc de Berry (London: Thames and Hudson, 1969; переизд. 1989)

12 ЗАВОЕВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.

Eugenio Battisti. Brunelleschi: the Complete Work (London: Thames and Hudson, 1981)

Bruce Cole. Masaccio and the Art of Early Renaissance Florence (Bloomington: Indiana U.P., 1980)

Umberto Baldini, Ornella Casazza. La Capella Brancacci (Milano: Olivetti; Electa, 1990)

Paul Joannides. Masaccio and Masolino (London: Phaidon, 1993)

H.W. Janson. The Sculpture of Donatello (Princeton U.P., 1957)

Bonnie A. Bennett, David G. Wilkins. Donatello (Oxford: Phaidon, 1984)



Kathleen Morand. Claus Sluter: Artist of the Court of Burgundy (London: Harvey Miller, 1991)

Elizabeth Dhanens. Hubert and Jan van Eyck (Antwerp: Fonds Mercator, 1980)

Erwin Panofsky. Early Netherlandish Painting: Its Origin and Character (2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1953; переизд. New York: Harper and Row, 1971)

13 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: I

Franco Borsi. L.B. Alberti: L'opera completa (Milano: Electa, 1980)

Richard Krautheimer. Lorenzo Ghiberti (Princeton U.P., 1956; пересмотр. изд., 1970)

John Pope-Hennessy. Fra Angelico (London: Phaidon, 1952; 2-е изд., 1974). Русск. перев.:

Джон Поуп-Хеннесси. Фра Анджелико (М.: Слово/Slovo, 1995)

Он же. Uccello (London: Phaidon, 1950; 2-е изд., 1969)

Ronald Lightbown. Mantegna (Oxford: Phaidon-Christie's, 1986)

Jane Martineau, ed. Andrea Mantegna (London: Thames and Hudson, 1992)

Kenneth Clark. Piero della Francesca (London: Phaidon, 1951; 2-е изд., 1969)

Ronald Lightbown. Piero della Francesca (New York: Abbeville, 1992)

L.D. Ettlinger. Antonio and Piero Pollaiuolo (Oxford: Phaidon, 1978)

H. Horne. Botticelli: Painter of Florence (London: Bell, 1908; переработ. изд.: Sandro Botticelli: Life and Work. London: Thames and Hudson, 1989)

О картинах Весна и Рождение Венеры см. мою статью Botticelli's Mythologies Symbolic Images (London: Phaidon, 1972; 3-е изд., Oxford, 1985; переизд. London, 1995)

14 ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО: II

John Harvey. The Perpendicular Style (London: Batsford, 1978)

Martin Davies. Rogier van der Weyden: An Essay, with a Critical Catalogue of Paintings ascribed to him and to Robert Campin (London: Phaidon, 1972)

Michael Baxandall. The Limewood Sculptors of Renaissance Germany (New Haven London: Yale U.P., 1980)

Jan Bialostocki. The Art of the Renaissance in EasternEurope (Oxford: Phaidon, 1976)

15 ДОСТИГНУТАЯ ГАРМОНИЯ

Arnaldo Bruschi. Bramante. Bari: Laterza, 1973 Kenneth Clark. Leonardo da Vinci (Cambridge U.P., 1939; переработ. изд., Harmondsworth: Penguin, 1988)

A.E. Popham, ed. Leonardo da Vinci: Drawings (London: Cape, 1946; переработ. изд., 1973)

Martin Kemp. Leonardo da Vinci: The Marvellous Works of Nature and Man (London: Dent, 1981)

См. также эссе в моих книгах: The Heritage of Apelles (Oxford: Phaidon, 1976; переизд. London, 1993), pp. 3956, и New Light on Old Masters (Oxford: Phaidon, 1986; переизд. London, 1993), pp. 3288.

Herbert von Einem. Michelangelo. Bildhauer, Maler, Baumeister (Berlin: Mann, 1973)

Howard Hibbard. Michelangelo (Harmondsworth: Penguin, 1975; 2-е изд., 1985).

См. особенно введения здесь и в предыдущей книге. Johannes Wilde. Michelangelo: Six Lectures (Oxford U.P., 1978)

Ludwig Goldscheider. Michelangelo: Paintings, Sculpture, Architecture (London: Phaidon, 1953; 6-е изд., 1995)

Michael Hirst. Michelangelo and his Drawings (New Haven-London: Yale U.P., 1988)

Полные каталоги произведений Микеланджело см.: Frederick Hartt. The Paintings of Michelangelo (New York: Abrams, 1964)

Он же. Michelangelo: The Complete Sculpture (New York: Abrams, 1970)

Он же. Michelangelo Drawings (New York: Abrams, 1970)

О Сикстинской капелле см.: Charles Seymour, ed. Michelangelo: the Sistine Ceiling (New York: W.W. Norton, 1972)

Carlo Pietrangeli, ed. The Sistine Chapel: Michelangelo Rediscovered (London: Muller, Blond and White, 1986)

John Pope-Hennessy. Raphael (London: Phaidon, 1970)

Roger Jones, Nicholas Penny. Raphael (New Haven-London: Yale U.P., 1983)

Luitpold Dussler. Raphael: Kritisches Verzeichnis der Gemalde, Wandbilder und Bildteppiche (Munchen, 1966)

Paul Joannides. The Drawings of Raphael with a Complete Catalogue (Oxford: Phaidon, 1983)

О Станца делла Сеньятура см. статью в моей книге: Symbolic Images (London: Phaidon, 1972; 3-е изд., Oxford, 1985; переизд. London, 1995), pp. 85-101;

О Мадонне в кресле см. статью в моей книге: Norm and Form (London: Phaidon, 1966; 4-е изд.,Oxford, 1985; переизд. London, 1995), pp. 6480.

16 СВЕТ И ЦВЕТ

Deborah Howard. Jacopo Sansovino (New Haven-London: Yale U.P., 1975)

Bruce Boucher. The Sculpture of Jacopo Sansovino (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1992)

Johannes Wilde. Venetian Art from Bellini to Titian (Oxford U.P., 1974)

Giles Robertson. Giovanni Bellini (Oxford U.P., 1968)

Terisio Pignatti. Giorgione: Complete Edition (London: Phaidon, 1971)

Harold Wethey. The Paintings of Titian (3 vols., London: Phaidon, 19691975)

Charles Hope. Titian (London: Jupiter, 1980)

Cecil Gould. The Paintings of Correggio (London: Faber, 1976)

A.T. Popham. Correggio's Drawings (London: British Academy, 1957)

17 РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОВОГО СТИЛЯ

Erwin Panofsky. The Life and Art of Albrecht Durer (Princeton U.P., 1943; 4-е изд., 1955; переизд. 1971)

Nikolaus Pevsner, Michael Veier. Grunewald (London: Thames and Hudson, 1948)

G. Scheja. The Isenheim Altarpiece (Cologne: DuMont; New York: Abrams, 1969)

Max J. Friedlander. Die Gemalde von Lucas Cranach (Berlin: Deutscher Verein fur Kunstwissenschaft, 1932)

Walter S. Gibson. Hieronymus Bosch (London: Thames and Hudson, 1973) см. также статью в моей книге: The Heritage of Apelles (Oxford: Phaidon, 1976; переизд. London, 1993), pp. 7990.

R.H. Marijnissen. Hieronymus Bosch: The Complete Works (Antwerp: Tatard, 1987)

18 КРИЗИС ИСКУССТВА

James Ackerman. Palladio (Harmondsworth: Penguin, 1966)

John Sherman. Mannerism (Harmondsworth: Penguin, 1967)

John Pope-Hennessy. Cellini (London: Macmillan, 1985)

Sydney J. Freedberg. Parmigianino: His Works in Painting (2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1950)

A.T. Popham. Catalogue of the Drawings of Parmigianino (3 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1971)

Charles Avery. Giambologna (Oxford: Phaidon-Christie's, 1987; переизд. London: Phaidon, 1993)

Hans Tietze. Tintoretto: The Paintings and Drawings (London: Phaidon, 1948)

Harold E. Wethey. El Greco and his School (2 vols., Princeton U.P., 1962)

John Rowlands. Holbein: The Paintings of Hans Holbein the Younger (Oxford: Phaidon, 1985)

Roy Strong. The English Renaissance Miniature (London: Thames and Hudson, 1983) статьи о Николасе Хильярде и Исааке Оливере.

Fritz Grossmann. Peeter Brueghel. Die Gemalde (Koln: Phaidon, 1955)

Ludwig Munz. Brueghel: The Drawings. Transl. from the German manuscript (London: Phaidon, 1961)

19 ВИДЕНИЕ И ВИДЕНИЯ

Rudolf Wittkower. Art and Architecture in Italy 16001750 (Harmondsworth: Penguin, 1958; 3-е изд., 1973)

Ellis Waterhouse. Italian Baroque Painting(London: Phaidon, 1962; 2-е изд., 1969)

Donald Posner. Annibale Carracci: A Study in the Reform of Italian Painting around 1590 (2 vols., London: Phaidon, 1971)

Walter Friedlander. Caravaggio Studies (Princeton U.P., 1955)

Howard Hibbard. Caravaggio (London: Thames and Hudson, 1983)

D. Stephen Pepper. Guido Reni: A Complete Catalogue of his Works with an Introductory Text (Oxford: Phaidon, 1984)

Anthony Blunt. The Paintings of Poussin (3 vols., London: Phaidon, 19661967)

Marcel Rothlisberger. Claude Lorrain: The Paintings (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1961)

Julius S. Held. Rubens: Selected Drawings (3 vols., London: Phaidon, 1959; 2-е изд. в одном томе, Oxford, 1986)

Он же. The Oil Sketches of Peter Paul Rubens: A Critical Catalogue (2 vols., Princeton U.P., 1980)

Corpus Rubenianum Ludwig Burchard (London: Phaidon; London: Harvey Miller, 1968 планируется 27 томов, 15 из которых уже изданы)

Michael Jaffe. Rubens and Italy (Oxford: Phaidon, 1977)

Christopher White. Peter Paul Rubens: Man and Artist (New Haven-London: Yale U.P., 1987)

Christopher Brown. Van Dyck (Oxford: Phaidon, 1982)

Jonathan Brown. Velazquez (New Haven-London: Yale U.P., 1986)

Enriqueta Harris. Velazquez (Oxford: Phaidon, 1982)

Jonathan Brown. The Golden Age of Painting in Spain (New Haven-London: Yale U.P., 1991)

20 ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ

Katharine Fremantle. The Baroque Town Hall of Amsterdam (Utrecht: Dekker and Gumbert, 1959)

Seymour Slive. Trans Hals (3 vols., London: Phaidon, 1970-4)

Он же. Jacob van Ruisdael (New York: Abbeville, 1981)

Gary Schwarz. Rembrandt: His Life, his Paintings (Harmondsworth: Penguin, 1985)

Jakob Rosenberg. Rembrandt: Life and Work (2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1948; 4-е изд., Oxford: Phaidon, 1980)

A. Bredius. Rembrandt: Complete Edition of the Paintings (Vienna: Phaidon, 1935; 4-е, переработ. изд., London: Phaidon, 1971)

Otto Benesch. The Drawings of Rembrandt (6 vols., London: Phaidon, 1954-7; переработ. изд., 1973)

Christopher White, K.G. Boon. Rembrandt's Etchings: An Illustrated Critical Catalogue (2 vols., Amsterdam: Van Ghendt, 1969)

Christopher Brown, Jan Kelch, Pieter van Thiel. Rembrandt: The Master and his Workshop (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1991)

Baruch D. Kirschenbaum. The Religious and Historical Paintings of Jan Steen (Oxford: Phaidon, 1977)

Wolfgang Stechow. Dutch Landscape Painting of the Seventeenth Century (London: Phaidon, 1966; 3-е изд., Oxford, 1981)

Svetlana Alpers. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century (London: John Murray, 1983)

Lawrence Gowing. Vermeer (London: Faber, 1952)

Albert Blankert. Vermeer of Delft: Complete Edition of the Paintings (Oxford: Phaidon, 1978)

John Michael Montias. Vermeer and his Milieu (Princeton U.P., 1989)

21 ВЛАСТЬ И СЛАВА: I

Anthony Blunt, ed. Baroque and Rococo Architecture and Decoration (London: Elek, 1978)

Он же. Borromini (Harmondsworth: Penguin, 1979; нов. изд. Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1990)

Rudolf Wittkower. Gian Lorenzo Bernini (London: Phaidon, 1955; 3-е изд., Oxford, 1981)

Robert Enggass. The Paintings of Baciccio: Giovanni Battista Gaulli 16391709 (University Park: Pennsylvania State U.P., 1964)

Michael Levey. Giambattista Tiepolo (New Haven-London: Yale U.P., 1986)

Он же. Painting in Eighteenth Century Venice (London: Phaidon, 1959; 3-е изд., New Haven-London: Yale U.P., 1994)

Julius S. Held, Donald Posner. Seventeenth and Eighteenth Century Art (NewYork-London: Abrams, 1972)

22 ВЛАСТЬ И СЛАВА: II

G. Walton. Louis XIV and Versailles (Harmondsworth: Penguin, 1986)

Anthony Blunt. Art and Architecture in France 15001700 (Harmondsworth: Penguin, 1953; 4-е изд., 1980)

Henry-Russell Hitchcock. Rococo Architecture in Southern Germany (London: Phaidon, 1968)

Eberhard Hempel. Baroque Art and Architecture in Central Europe (Harmondsworth: Penguin, 1965)

Marianne Roland Michel. Watteau: Un artiste au XVIII-e siecle (Paris: Flammarion, 1984)

Donald Posner. Antoine Watteau (London: Weidenfeld and Nicolson, 1984)

23 ВЕК РАЗУМА

Kerry Downes. Sir Christopher Wren (London: Granada, 1982)

Ronald Paulson. Hogarth: His Life, Art and Times (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1971; сокращен. изд. в одном томе, 1974)

David Blindman. Hogarth (London: Thames and Hudson, 1981)

Ellis Waterhouse. Reynolds (London: Phaidon, 1973)

Nicolas Penny, ed. Reynolds (London: Royal Academy, 1986)

John Hayes. Gainsborough: Paintings and Drawings (London: Phaidon, 1975; переизд. Oxford, 1978)

Он же. The Landscape Paintings of Thomas Gainsborough: A Critical Text and Catalogue Raisonne (2 vols., London: Sotheby's, 1982)

Он же. The Drawings of Thomas Gainsborough (2 vols., London: Zwemmer, 1970)

Он же. Thomas Gainsborough (London: Tate Gallery, 1980)

Georges Wildenstein. Chardin, a Catalogue Raisonne (Oxford: Cassirer, 1969)

Philip Conisbee. Chardin (Oxford: Phaidon, 1986)

H.H. Arnason. The Sculptures of Houdon (London: Phaidon, 1975)

Jean-Pierre Cuzin. Jean-Honore Fragonard: Vie et oeuvre; catalogue complet des peintures (Fribourg: Suisse, 1987)

Oliver Millar. Zoffany and his Tribuna (London: Routledge and Kegan Paul, 1967)

24 РАЗРЫВ ТРАДИЦИИ

J. Mordaunt Crook. The Dilemma of Style (London: John Murray, 1987)

J.D. Prown. John Singleton Copley (2 vols., Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1966)

Anita Brookner. Jacques-Louis David (London: Chatto and Windus, 1980)

Paul Gassier, Juliet Wilson. The Life and Complete Work of Francisco Goya (New York: Reynal, 1971; переработ. изд., 1981)

Janis Tomlinson. Goya (London: Phaidon, 1994)

David Bindman. Blake as an Artist (Oxford: Phaidon, 1977)

Martin Butlin. The Paintings and Drawings of William Blake (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1981)

Martin Butlin, Evelyn Joll. The Paintings of J.M.W. Turner, a Catalogue (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1977; переработ. изд., 1984)

Andrew Wilton. The Life and Work of J.V.W. Turner (London: Academy, 1979)

Graham Reynolds. The Late Paintings and Drawings of John Constable (2 vols., New Haven-London: Yale U.P., 1984)

Malcolm Cormack. Constable (Oxford: Phaidon, 1986)

Walter Friedlander. From David to Delacroix (Cambridge, Mass.: Harvard U.P., 1952)

William Vaughan. German Romantic Painting (New Haven-London: Yale U.P., 1980)

Helmut Borsch-Supan. Caspar David Friedrich (London: Thames and Hudson, 1974; 4-е изд., Munich: Prestel, 1990)

Hugh Honour. Neo-classicism (Harmondsworth: Penguin, 1968)

Он же. Romanticism (Harmondsworth: Penguin, 1981)

Kenneth Clark. The Romantic Rebellion (London: Sotheby's, 1986)

25ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Robert Rosenblum. Ingres (London: Thames and Hudson, 1967)

Robert Rosenblum, H.W. Janson. The Art of the Nineteenth Century (London: Thames and Hudson, 1984)

Lee Johnson. The Paintings of Eugene Delacroix (6 vols., Oxford U.P., 19811989)

Michael Clarke. Corot and the Art of Landscape (London: British Museum, 1991)

Peter Galassi. Corot in Italy: Open-Air Painting and the Classical Landscape Tradition (New Haven-London: Yale U.P., 1991)

Robert Herbert. Millet (Paris: Grand Palais; London: Hayward Gallery, 1975)

Courbet (Paris: Grand Palais; London: Royal Academy, 1977)

Linda Nochkin. Realism (Harmondsworth: Penguin, 1971)

Virginia Surtees. The Paintings and Drawings of Dante Gabriel Rossetti (Oxford U.P., 1971)

Albert Boime. The Academy and French Painting in the Nineteenth Century (London: Phaidon, 1971; переизд. New Haven-London: Yale U.P., 1986)

Manet (Paris: Grand Palais; New York: Metropolitan Museum of Art, 1983) John House. Monet (Oxford: Phaidon, 1977; 3-е изд., London, 1991)

Paul Hayes Tucker. Monet in the 90s: The Series Paintings (New Haven London: Yale U.P., 1989)

Renoir (Paris: Grand Palais; London: Hayward Gallery; Boston: Museum of Fine Arts, 1985)

Pissarro (London: Hayward Gallery; Paris: Grand Palais; Boston: Museum of Fine Arts, 1981)

J. Hillier. The Japanese Print: A New Approach (London: Bell, 1960)

Richard Lane. Hokusai: Life and Word (London: Barrie and Jenkins, 1989)

Jean Sutherland Boggs et al. Degas (Paris: Grand Palais; Ottawa: National Gallery of Canada; New York: Metropolitan Museum of Art, 1988)

John Rewald. The History of Impressionism (New York: Museum of Modern Art, 1946; 4-е изд., London: Secker and Warburg, 1973).

Русск. перевод: Джон Ревалд. История импрессионизма. Перев. А.Н. Изергиной (Л.-М.: Искусство, 1959; 2-е изд.: перев. П.В. Мелковой под ред. М.А. Бессоновой; М.: Республика, 1995)

Robert L. Herbert. Impressionism: Art, Leisure and Parisian Society (New Haven-London:Yale U.P., 1988)

Albert Elsen. Rodin (New York: Metropolitan Museum of Art, 1963)

Catherine Lampert. Rodin: Sculptures and Drawings (London: Hayward Gallery, 1986)

Andrew Maclaren Young, ed. The Paintings of James McNeill Whistler (New Haven-London: Yale U.P., 1980)

K.E. Maison. Honore Daumier: Catalogue of the paintings, Watercolours and Drawings (2 vols., London: Thames and Hudson, 1968)

Quentin Bell. Victorian Artists (London: Routledge and Kegan Paul, 1967) Graham Reynolds. Victorian Painting (London: Studio Vista, 1966)

26 В ПОИСКАХ НОВЫХ НОРМ

Robert Schmutzler. Art Nouveau Jugendstil (Teufen: Niggli, 1962)

Roger Fry. Cezanne: A Study of his Development (London: Hogarth Press, 1927; нов. изд., Chicago U.P., 1989)

William Rubin, ed. Cezanne. The Late Work (London: Thames and Hudson, 1978)

John Rewald. Cezanne: The Watercolours (London: Thames and Hudson, 1983)

John Russell. Seurat (London: Thames and Hudson, 1965)

Richard Thomson. Seurat (Oxford: Phaidon, 1985; переизд. 1990)

Ronald Pickvance. Van Gogh in Aries (New York: Metropolitan Museum of Art, 1984)

Он же. Van Gogh in Saint Remy and Auvers (New York: Metropolitan Museum of Art, 1986)

Michel Hoog. Gauguin (London: Thames and Hudson, 1987)

Gauguin (Paris: Grand Palais; Chicago: Art Institute; Washington: National Gallery of Art, 1988)

Nicolas Watkins. Bonnard (London: Phaidon, 1994)

Gotz Adriani. Toulouse-Lautrec (London: Thames and Hudson, 1987)

Он же. Post-Impressionism: From Van Gogh to Gauguin (New York: Museum of Modern Art, 1956; 3-е изд., London: Secker and Warburg, 1978)

27 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

Robert Rosenblum. Cubism and Twentieth-Century Art (London: Thames and Hudson, 1960; переработ. изд., New York: Abrams, 1992)

John Golding. Cubism: A History and an Analysis, 19071914 (London: Faber, 1959; 3-е изд., 1988)

Bernard S. Myers. Expressionism (London: Thames and Hudson, 1963)

Walter Grosskamp, ed. German Art in the Twentieth Century: Painting and Sculpture 19051985 (London: Royal Academy, 1985)

Hans Maria Wingler. The Bauhaus (Cambridge, Mass.: MIT Press, 1969)

H. Bayer, W. Gropius, I. Gropius, Hrsg. Bauhaus 19191928 (Teufen: Niggli, 1959)

William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900 (Oxford: Phaidon, 1980; 2-е изд., 1989; переизд. London, 1994)

Robert Hughes. The Shock of the New: Art and the Century of Change (London: BBC, 1980; переработ. и расширен. изд., 1991)

William Rubin, ed. Primitivism in 20th Century Art: Affinity of the tribal and the Modern (2 vols., New York: Museum of Modern Art, 1984)

Reinhold Heller. Munch: His Life and Work (London: John Murray, 1984)

C.D. Zigrosser. Prints and Drawings of Kathe Kollwitz (London: Constable; New York: Dover, 1969)

Werner Haftmann. Emil Nolde. (5 Aufl., Koln: Du Mont Schauberg, 1966)

Richard Calvocoressi, ed. Oskar Kokoschka 18861980 (London: Tate Gallery, 1987)

Peter Vergo. Art in Vienna 18981918: Klimt, Kokoschka, Schiele and their Contemporaries (London: Phaidon, 1975; 3-е изд., 1993, переизд. 1994)

Paul Overy. Kandinsky: The Language of the Eye (London: Elek, 1969)

Hans Kroethel, Joan K. Benjamin. Kandinsky: Catalogue Raisonne of the Oil Paintings (2 vol., London: Sotheby's, 1982-4)

Will Grohmann. Wassily Kandinsky: Life and Work (New York: Abrams, 1958)

Sixten Ringbom. The Sounding Cosmos (Abo: Academia, 1970)

Jack Flam. Matisse: The Man and his Art, 18691918 (London: Thames and Hudson, 1986)

John Elderfield, ed. Henri Matisse (New York: Museum of Modern Art, 1992)

Pablo Picasso: A Retrospective (New York: Museum of Modern Art, 1980)

Timothy Hilton. Picasso (London: Thames and Hudson, 1975)

Richard Verdi. Klee and Nature (London: Zwemmer, 1984)

Margaret Plant. Paul Klee: Figures and Faces (London: Thames and Hudson, 1978)

Ulrich Luckhardt. Lyonel Feininger (Munchen: Prextel, 1989)

Pontus Hulten, Natalia Dumitresco, Alexandre Istrati. Brancusi (London: Faber, 1988)

John Milner. Mondrian (London: Phaidon, 1992)

Norbert Lynton. Ben Nicholson (London: Phaidon, 1993)

Le Douanier Rousseau (New York: Museum of Modern Art, 1985)

Susan Compton, ed. British Art in the Twentieth Century: The Modern Movement (London: Royal Academy, 1987)

Joan M. Marter. Alexander Calder, 18981976 (Cambridge U.P., 1991)

Alan Bowness, ed. Henry Moore: Sculptures and Drawings (6 vols., London: Lund Humphries, 1965-7)

Susan Compton, ed. Chagall (London: Royal Academy, 1985)

David Sylvester, ed. Rene Magritte, Catalogue Raisonne (2 vols., Houston: The Menil Foundation; London: Philip Wilson, 19921993)

Yves Bonnefoy. Giacometti (New York: Abbeville, 1991)

Robert Descharnes. Dali de Gala: Le monde de Salvador Dali (Paris: Bibliotheque de arts, 1962); русск. перевод: Р. Дешарн, Н. Дешарн.

Сальвадор Дали. Лозанна: Эдита, 1996) Dawn Ades. Salvador Dali (London: Thames and Hudson, 1982)

28 ИСТОРИЯ БЕЗ КОНЦА

John Elderfield. Kurt Schwitters (London: Thames and Hudson, 1985)

Irving Sandler. Abstract Expressionism: The Triumph of American Painting (London: Pall Mall, 1970)

Ellen G. Landau. Jackson Pollock (London: Thames and Hudson, 1989)

James Johnson Sweeney. Pierre Soulages (Neuchatel: Ides et Calendes, 1972)

Douglas Cooper. Nicolas de Stael (London: Weidenfeld and Nicolson, 1962)

Patrick Waldburg, Herbert Read, Giovanni de San Luzzaro, eds. Complete Works of Marino Marini (New York: Tudor Publishing, 1971)

Marilena Pasquali, ed. Giorgio Morandi 18901964 (London: Electa, 1989)

Hugh Adams. Art of the Sixties (Oxford: Phaidon, 1978)

Charles Jencks, Maggie Keswick. Architecture Today (London: Academy, 1988)

Lawrence Gowing. Lucian Freud (London: Thames and Hudson, 1982)

Naomi Rosenblum. A World History of Photography (New York: Abbeville, 1989)

Henri Cartier-Bresson, photographe (Paris: Delpire, 1980)

Hockney on Photography: Conversations with Paul Joyce (London: Jonathan Cape, 1988)

Maurice Tuchman, Stephanie Barron, eds. David Hockney: A Retrospective (Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art; London: Thames and Hudson, 1988)

Читатель познакомился с Историей искусства Эрнста Гомбриха книгой подлинно популярной, не только по намерениям, четко обозначенным автором в предисловии и последовательно выдержанным в тексте, но и своим огромным успехом во всем мире.

Замысел общедоступного изложения безусловно удался. Эта книга приобщила к искусству миллионы людей, надеемся, что и в нашей стране она сослужит добрую службу всем, кто, попав в музей, заинтересовался загадками разных стилей и направлений, творчеством великих мастеров.

Скажем несколько слов об авторе. Эрнст Ханс Гомбрих, выдающийся историк и теоретик искусства, родился в 1909 году в Вене. Незадолго до присоединения Австрии к нацистской Германии он эмигрировал в Англию, где долгие годы работал в авторитетнейшем Институте Варбурга, возглавляя его в качестве директора с 1959 по 1976 год. Среди его научных трудов следует прежде всего назвать две теоретические работы Искусство и иллюзия. Опыт психологического изучения изображения (1960) и Чувство порядка. Опыт психологического изучения декоративного искусства (1979), а также глубокие исследования по искусству эпохи Возрождения, собранные в книгах Норма и форма (1966), Символические образы (1972), Наследие Апеллеса (1976), Новый взгляд на старых мастеров (1986). Научные достижения Гомбриха широко признаны и высоко оценены. Он является членом нескольких академий, обладателем многих почетных званий и наград. Отметим лишь две из них рыцарское звание, которое дается королевой Великобритании за выдающиеся заслуги, и премию имени великого гуманиста Эразма Роттердамского, которой Гомбрих удостоен за просветительскую деятельность, то есть в первую очередь за настоящую книгу.

В гуманитарных науках как, впрочем, и в любых других нельзя достичь крупных успехов, не приведя знания о своем предмете в связную систему, не выработав теории, объясняющей известные факты. Читатель, наверное, обратил внимание на то, как логично выглядит в изложении Гомбриха история искусства, как естественно, в силу некой внутренней необходимости, развиваются стили и направления. Перед нами развертывается картина творческой эволюции, отчасти сходной с эволюцией органического мира в дарвиновском описании: здесь роль наследственности выполняет традиция, изменчивость создается новаторскими находками, среди которых происходит отбор наиболее ценные открытия отдельных художников включаются в свод общего достояния, и обновленная традиция порождает новые проблемы, требующие индивидуальных решений. При этом Гомбрих сильно ограничивает роль внешних факторов общественного строя, социальной среды, доминирующих в ней представлений, идейных течений и тому подобного. В его понимании общество, являясь институциональным обрамлением художественной деятельности, задает ей первоначальные ориентиры, цели, но движущие силы исторического процесса порождаются ею самой, определяя логику саморазвития искусства. Приведем только один пример. Как Гомбрих объясняет слом единой традиции на рубеже XVIIIXIX веков, ее раскол на множество направлений? Любой искусствовед многое мог бы сказать по этому поводу, обратившись к социальным и культурным реалиям времени. Английский ученый сознательно ограничился лишь двумя аспектами, относящимися к собственно художественной жизни: изменения в системе образования и роль выставок, появившихся в XVIII веке. С какой ясностью предстает в его анализе суть случившихся перемен: с возникновением академического образования цепочка непосредственной передачи опыта от мастера к ученику прервалась, традиция предстала в качестве отчужденного от художника, застывшего образца совершенного стиля, что подталкивало к поискам иных стилевых систем, а скопление произведений в одном месте (на выставках) еще больше усиливало потребность в оригинальной, отклоняющейся от академической нормы манере.

И в этой книге, и во многих статьях Гомбрих неоднократно заявляет о своем недоверии к концепциям духа времени, то есть тем социологическим и культурологическим методам, которые выводят явления искусства из общественных условий, точнее из условностей мышления, присущих той или иной формации. В Истории искусства проступают лишь общие контуры научной теории, которая в полном объеме была изложена десять лет спустя, в Искусстве и иллюзии. Эта книга стала событием в искусствознании и эстетике, вызвав многолетние, и весьма плодотворные, дискуссии среди специалистов.

Гомбрих последователь (не сказать ли больше единомышленник?) философа Карла Поппера, создавшего в теории познания целое направление, известное под названием критического рационализма.[5] По Попперу, познавательные процессы в первую очередь, формирование научного знания протекают не как накопление фактов, за которым следует обобщающая их теория, а, скорее, в обратном порядке: сначала выдвигается теоретическая гипотеза, истинность которой затем проверяется данными наблюдений и экспериментов. Причем поиск этих данных должен идти не по линии подтверждения гипотезы, а по линии ее опровержения. Верность, работоспособность теоретической конструкции определяются не наличием подтверждающих ее фактов (их всегда можно найти), а отсутствием фактов опровергающих. Принципу ведра, черпающего нужные факты, Поппер противопоставляет принцип прожектора, исследующего окружающий мир в поисках контраргументов. Так осуществляется прогресс науки, таким путем движется человеческое познание вообще методом проб и ошибок, предположений и опровержений. Совершенно очевидно, что в этом процессе испытания гипотез и их отбраковки ведущая роль принадлежит критическому мышлению. Метод рациональной критики, по Попперу, преодолевает концептуальные каркасы любого уровня, поднимаясь над любыми условностями той или иной культуры мифологическим истолкованием мира, религиозными запретами и предписаниями, упорством ментальных обычаев и общественных идеологий.

В Искусстве и иллюзии Гомбрих показывает, что зрительное восприятие простейший, базисный акт человеческого познания осуществляется по той же программе. Отпечаток на сетчатке глаза не более чем совокупность цветных пятен. Чтобы возникло видение объекта, необходима деятельность мозга, хранящего память о прошлом опыте. В ответ на световые раздражители мозг выдвигает некое предположение-догадку, называет объект и затем сличает эту пробную модель с данными непосредственных ощущений. Все ошибочные предположения отбрасываются, и только в случае детального совпадения объект-гипотезы с отпечатком на ретине возникает осмысленное видение, плывущие перед глазами цвета складываются в узнаваемые формы предметов. Если суть дела в таком беглом изложении не вполне ясна, мы отсылаем читателя к книге Р. Л. Грегори Разумный глаз (М., 1972), где поисковый, прогностический характер человеческого зрения раскрывается подробно и увлекательно.[6]

В психологии зрения Гомбрих видит постоянную величину, некую константу, предшествующую любому культурному опыту, любым типам мышления. Она-то и направляет развитие изобразительного творчества, определяет историю мимесиса (подражания природе) в живописи и скульптуре.

В своей теории Гомбрих опирается на существующее различие между двумя способами изображения, хорошо известное всем преподавателям и учащимся художественных школ: один из них передает то, что мы знаем (или полагаем, что знаем) о предмете, другой то, что мы видим в данный момент. Здесь читателю было бы небесполезно вернуться к гомбриховскому анализу картины Манэ Скачки в Лонгшане (илл. 335). Указанное различие раскрывается также в изложении принципов египетского искусства, основанного, по наблюдениям автора, в большей мере на знании, чем на зрительном восприятии (см. анализ илл. 33 и 34) и в дальнейшем сопоставлении его с искусством греческой классики. Вспомним, как в главах Великое пробуждение и Царство красоты Гомбрих описывает переход от первоначальной, унаследованной от египетского искусства схемы к полнокровному образу высокоразвитого мимесиса. Каноничная схема и есть пробная модель (гипотеза), которая затем подвергается испытанию в опыте наблюдения натуры и, в соответствии с ним, непрерывно корректируется, шаг за шагом приближаясь к реальности. При этом схема, как предварительная конструкция, не устраняется, сохраняя свою роль внутреннего каркаса, костяка жизнеподобного образа. Сходный процесс натурализации средневековой схематики происходил в новоевропейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Здесь определились два пути, два разных метода итальянский (преобразование структуры) и северный (преобразование поверхности), особенности которых Гомбрих подробно прослеживает в своей книге.

Таким образом мгновенный процесс зрительного восприятия словно повторяется в замедленном темпе в истории становления реалистического изображения. Развитие миметического начала в искусстве, потенциально заложенное в психологии видения, воспроизводит его последовательность: от предварительной схемы, суммирующей предшествующий опыт, к ее апробированию и уточнению. Такое движение возможно только при особой, критической позиции художника. Если мастера Древнего Востока, Средних веков видели свою задачу в воссоздании канона, повторении прежнего образца, то художник античности и, особенно, художник новоевропейской формации, отстраняясь от собственного произведения, придирчиво рассматривает его, выискивая недостатки, неточности, открывая способы их преодоления. Здесь есть действительное сходство с научными методами, когда, выдвигая объясняющую гипотезу, ученый (а вместе с ним и все научное сообщество) испытывает ее на верность путем беспощадной критики, попытками ее опровержения в экспериментах. Такое критическое начало по Попперу и по Гомбриху и составляет существо западной классической традиции, которая реализует себя не в повторении раз найденного образца, а в постоянном преодолении собственных постулатов, предварительных установок и предубеждений. Западная культура это культура спора, дискуссии, соревнования различных идей, концепций, индивидуальных решений.

Обратим внимание на вводный раздел главы об искусстве Высокого Возрождения (Достигнутая гармония). Предпосылки Возрождения широко освещались в искусствоведческой литературе. Гомбрих останавливается лишь на одной из них, которую считает главной формировании среды, стимулирующей соревновательное начало. В соперничество втягиваются города, владетельные князья, художники и их заказчики. В этой атмосфере, поощряющей и мелкое тщеславие выскочек, и притязания гениев, не возникает суеты бессмысленных метаний, ибо, как и в любом состязании, успех определяется едиными для всех участников объективными критериями. В Истории искусства Гомбрих усматривает такой критерий в натуре, в Искусстве и иллюзии он развивает и уточняет свою позицию: здесь в главе Размышления о греческой революции, он еще раз возвращается к вопросу о художественном развитии в Древней Греции, показывая, как изменившаяся социальная функция изобразительного искусства нацелила его на подражание природе. Речь идет не о природе в себе, а о том, как она дана нам в зрительном восприятии, базисные свойства которого также определены самой природой. Именно с этим связано критическое отношение Гомбриха к современному искусству. В результате достижений импрессионизма, а также изобретения фотографии стали неизбежными поиски альтернативных функций художественного образа, но, при всем разнообразии и остроумии найденных решений, они все большей отдалялись от рациональных норм, подрывая критерии оценки.

Из вышеизложенного должно стать ясным, почему для Гомбриха неприемлемы те культурологические подходы, при которых человеческое сознание предстает замкнутым в изолированных друг от друга кодах и языках, наглухо закрывающих доступ к реальности, исключающих преемственность и плодотворный диалог между разными культурам. Вслед за Поппером он выступает решительным противником концепций безграничного релятивизма, уравнивающих любые способы интерпретации мира, отвергающих самую возможность объективного знания.

Однако изобразительное, миметическое начало, при всей его важности, не исчерпывает содержания художественного творчества. Ему противостоит начало формальное, определяющее стройность, гармоничную организованность художественного произведения. Эти противоположности пребывают в состоянии неустойчивого равновесия, в разные эпохи доминирует то одна, то другая из них. Гомбрих уделяет большое внимание композиционным проблемам в искусстве Возрождения, когда они приобрели особую остроту в связи с бурным развитием мимесиса. И, как наверное заметил внимательный читатель, английский историк объясняет отсутствие однозначного прогресса в искусстве именно наличием в нем двух полюсов, чем оно и отличается от науки, которая стремится только к одному познанию истины. Если миметическое начало подробно рассматривается в Искусстве и иллюзии, то закономерностям формальной организации посвящена другая книга Чувство порядка, задуманная как дополнение и продолжение первой. Здесь объектом психологического исследования становятся декоративные искусства, орнаментика, то есть та сфера, в которой царят симметрия, ритм, геометрическая регулярность, а изобразительный аспект сводится к минимуму. В этой книге Гомбрих также исходит из свойств человеческого восприятия, присущей ему способности организовывать видимые объекты в правильные, упорядоченные системы.

Из всего вышеизложенного следует, что История искусства Гомбриха предлагает не просто популярный пересказ общеизвестных фактов, но и их интерпретацию в свете определенного мировоззрения. Читатель легко убедится в этом, обратившись к работам других искусствоведов. Ярко выраженная концепция нисколько не снижает просветительской ценности книги, но, напротив придает ей дополнительный интерес, побуждая к соучастию в мыслительной работе автора, одного из выдающихся ученых современности.

Валентина Крючкова







Сейчас читают про: