double arrow

Внутренняя политика Александра I


Россия в царствование Павла I (1796-1801)

Екатерина II в кабинете М.В. Ломоносова, первого русского поэта и ученого. 1764 г.

Культура России во второй половине XVIII в.

Вторая половина столетия определила XVIII в. как век Просвещения в России.

Просвещение. Выдающимся событием стало основание в 1755 г. в Москве по инициативе и проекту М. В. Ломоносова первого русского университета. В 1764 г. начал действовать Смольный институт благородных девиц в Петербурге, а в конце 70-х гг. при Московском университете был создан Благородный пансион — первый из учебных заведений, подобные которому появились затем и в других городах. Открылась коммерческая школа для купечества, являвшаяся примером сословной школы. Цифирные школы были преобразованы в солдатские и превращены в сословные школы солдатских детей, готовившие унтер-офицеров. К специальным учебным заведениям относились медицинские, горные, штурманские, землемерные, ремесленные школы, школа водоходства, готовившая лоцманов и шлюзовых мастеров. Из художественных классов Московского университета образовалась Академия художеств, готовившая архитекторов, художников и скульпторов. В конце века открылась Медико-хирургическая академия. В 80-х гг. началось создание общеобразовательных школ, что явилось важным шагом в деле повышения образования в стране.




Наука. Особая роль в становлении и развитии русской национальной науки принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711—1765).

Михаил Васильевич Ломоносов. 1711 – 1765 гг.

Научную деятельность Ломоносова отличало стремление тесно связать теорию и практику, что особенно ярко проявилось в работах по физике, химии, минералогии, металлургии.

Литература. Ведущим литературным направлением оставался классицизм, испытавший сильное влияние просветительских идей. В многочисленных одах М.В.Ломоносова, его поэме и трагедиях воплотились сильные стороны русского классицизма. Г.Р.Державин воспевал дворянскую Россию, ее военные и дипломатические успехи, прославлял героическую борьбу народа за независимость. Крупным представителем сатирико-обличительного направления в литературе был Д. И. Фонвизин. В его комедиях — “Бригадир” и “Недоросль” — дана яркая картина жизни и быта помещиков того времени. Беспощадным обличителем крепостничества выступил в своем “Путешествии из Петербурга в Москву” А. Н. Радищев. Одним из родоначальников сентиментализма в русской литературе стал Н. М. Карамзин (повесть “Бедная Лиза”).

Павел 1 занял императорский трон в 42 года. Природная нервозность и подозрительность отразились на его политике. Он жестоко регламентировал частную жизнь общества. Карал всех, кто нарушал его установки. Болee 700 человек, в основном дворян, были арестованы. Ужесточалась цензура. Свыше 600 изданий были запрещены. Поклонник прусских порядков, Павел главное внимание сосредоточил на армии, парадах и смотрах. Недовольные увольнялись. Из высших чинов были уволены 7 фельдмаршалов и более 300 генералов. Многим все это представлялось наступлением “царства ужаса”.



В конце 1790-х гг. в высших военных, дипломатических и чиновничьих кругах начал зреть политический заговор. В нем участвовала столичная дворянская знать, гвардейское офицерство. 12 марта 1801 г. Павел был убит. Мотивы заговора коренились в резком недовольстве внутренней и внешней политикой императора.

Александр (1801—1825) был старшим сыном императора Павла. Он ликвидировал указы Павла 1 (освободил 600 заключенных, восстановил права дворянству, отменил запрет на выезд за границу и книгопечатание).

В 1802 г. была проведена реформа Сената, утвердившая судебные и контрольные функции. Тогда же (в 1802) вместо петровских коллегий были учреждены восемь министерств, упорядочено отраслевое управление, основанное на персональной ответственности назначенных императором министров. Особое положение занимало министерство внутренних дел. Александр 1 издал новое Положение об устройстве учебных заведений (1803). Были открыты Дерптский (1802), Виленский (1803), Казанский (1804) и Харьковский университеты. Университеты получили автономию, имели право избирать ректора и профессоров. В 1811 г. был основан элитарный Царскосельский лицей, обучавший и воспитывавший дворян для гражданской службы во всех центральных ведомствах.



Император Александр I. 1801 – 1825 гг.

Александр прекратил раздачу казенных крестьян в собственность. В 1801 г. расширился круг земельных собственников: право владеть землей получили купцы, мещане и государственные крестьяне. В 1803 г. был издан Указ “О вольных хлебопашцах”, на основании которого помещики могли по своему желанию за выкуп освобождать своих крепостных с земельным наделом.

В 1808—1810 гг. по поручению царя над проектом русской конституции работал М. М. Сперанский. Однако сильное сопротивление этой идее заставило царя пожертвовать Сперанским, который в 1812 г. был отправлен в ссылку. В 1815 г. он даровал конституцию Царству Польскому, еще раньше (1809) Финляндии. К концу царствования Александром овладели пессимистические, мистические настроения, желание оставить власть.

Контрольные вопросы:

1. Россия накануне петровских преобразований.

2. Внешняя политика России в конце XVII - первой четверти VIII в.

3. Северная война (1700-1721 гг.).

4. Эпоха “дворцовых переворотов”. Развитие России в середине XVIII в.

5. Культура России в первой половине XVIII в.

6. Политика “просвещенного абсолютизма” Екатерины II.

7. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).

8. Внешняя политика России во 2-й половине XVIII в.

9. Культура России во 2-й половине XVIII в.

10. Россия в царствование Павла I (1796-1801 гг.).

11. Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.).







Сейчас читают про: