История Пермского края

Почти 300 000 лет назад на территории современного Пермского края появился первый человек. Жили люди по берегам рек Камы и Чусовой. В 6 тысячелетии до н э на берегах Камы и Волги сложилась основа для будущих финно-угорских народов Евразии. В 1 тысячелетии до н э там сложилась единая финноязычная общность – ананьинская культура. В 1 тысячелетии н э единство ананьинцев стало распадаться на ряд племен, которые в 1 половине 2 тысячелетия н э превратились в древние народности, в том числе предки современных коми-пермяков. С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур – предков удмуртов и коми-зырян.

Уже в первом тысячелетии новой эры эта территория была активно включена в торговые отношения, в том числе с отдаленными народностями через сарматские и тюркоязычные степи. В обмен на предметы роскоши и оружие вывозили лес, пушнину и хлеб. С X века здесь торговали булгарские купцы, а одним из главных предметов экспорта становится соль. С XI-XII веков часть юга современного Пермского края, где проживал народ чулпан входила в состав Волжской Булгарии. Булгары селились вместе с пермяками и частично смешивались с ними.

С XIV века интерес к пермским землям стали проявлять новгородские купцы, которые за пушниной и данью неоднократно направляли сюда дружины ушкуйников. Постепенно Новгородское княжество закрепилось на этой территории, однако с начала XV века на эти территории начала посягать Москва, что было частью большого процесса образования единого русского государства. Именно при участии московских князей в Перми Великой в начале XV века стали появляться первые русские поселения. Боярин Анфал Никитин в 1401-09 годах основал в верхнем течении Камы укрепленный «Анфаловский городок».

Вслед за этим вологодские посадские люди Калинниковы построили варницы по притоку реки Камы реке Боровой и начали масштабное солеварение. Именно этот промысел, перенесенный около 1430 года на соседний приток Камы реку Усолку, родил новое поселение – Соль-Камская (Соликамск). В 1451 году вычегодско-вынская летопись впервые упомянула главный город Перми Велимкой – Чердынь. В это аремя появляются новые московские наместники – Ярмолич. В 1455 году в Чердынь приезжает епископ Питирим,который пытался крестить чердыньцев, но неудачно – он был убит вогулами, сопротивлявшимися принятию христианства.

Вскоре после этого на пермской земле началось строительство храмов, первым стал Иоанно Богословский монастырь в Чердыни. Эти мероприятия однако еще не обеспечивали прочной власти Москвы в Перми Великой. Пермские земли подвергались набегам со стороны Сибирского и Казанского ханств. Наместник также не стремился выполнять волю Москвы – во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века он отказался участвовать в походе, без санкции московского князя заключал военные союзы с соседями, в частности с вятчанами против вогулов, не разрывал связей с Великим Новгородом.

После похода на Новгород в 1471 году Иван III организовал поход на Пермь Великую. Весной 1472 года московское войско под командованием стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен князя Михаила Ермолаевича. Это событие получило название «Чердыньский поход». После этого Великая Пермь окончательно вошла в состав Московского княжества.

В 1505 году князь Василий III прислал из Москвы нового наместника – В. А. Кобра. Его правление определяла особая уставная грамота. Позднее в Чердыни наместников заменили воеводами, подчинявшимися Новгородскому приказу.

С XVI века на пермской земле стали возникать вотчинные городки. Главным образом развивался город Соликамск, основным промыслом которого было солеварение. Эта отрасль промышленности стала источником богатства Строгановых, взявших под защиту эти и зауральские земли. Именно из строгановских крепостей в 1581 году двинулся отряд Ермака на Сибирь. Через Пермский край проходили крупнейшие дороги, особенно после включения в состав России Казанского княжества. В 1597 году был открыт магистральный русский путь через Урал – «бабиновская дорога» из Соликамска в Верхотурье.

В XVII веке важным опорным пунктом в военном, хозяйственном и культурном освоении Среднего Урала окончательно стал Соликамск. Вокруг него возникло большое количество мелких русских поселений, обеспечивавших рабочими руками солеварни. Благодаря этому постепенно русские в чердыньском уезде начали преобладать по численности над коренным населением.

Одновременно из этих районов раннего русского заселения шел отток на другие территории Среднего Урала, в основном во вновь образованный Кунгурский уезд. Только что (1663 год) построенный город Кунгур благодаря географическому положению и благоприятным природным условиям привлекал пришлое крестьянское население. Кроме русских там компактно селились удмурты и татары. В отдельных районах Великой Перми в бассейне реки Тувы земли были закреплены за башкирскими племенами и родами. Там вновь пришедшим народам можно было только арендовать земли.

В XVIII веке в первой его четверти на территории Перми Великой жило около 46 000 человек, 64,5% были русскими. Опыт заселения территорий и освоения природной среды пригодился при создании и совершенствовании горнозаводского хозяйства. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей.

Бурное развитие региона при Петре. В связи с Северной войной – ром развитие. Начин создаваться первые мануфактуры. В 1704 году в Кунгурском уезде выходец из Уфы Фёдор Молодой основал вододействующий завод, на котором перековывались в полосы крестьянские крицы (крицы – очень загрязнённый металл, который можно добыть из земли, болота, самая примитивная обработка).

Ещё через год, в 1705г право на разработку меди в Кунгурском уезде получил Никита Демидов. С самого начала 18 века в административном делении и управлении Пермскими землями проходили значительные изменения.

В 1708 году Соликамский уезд был включён в состав Сибирской губернии, а кунгурский в Казанскую губернию. В 1722 году Соликамск стал центром крупной провинции, границы которой примерно совпадали с современными границами Пермского края – в ее состав был включены Чердынь и Кунгур.

Центр экономической жизни всё активнее перемещался на Юг (из столицы Соликамска) на берега рек Чусовой и Сылвы, где от Кунгура шёл прямой короткий путь на Екатеринбург. Кунгур, как центр медеплавильной и железоделательной промышленности Западного Урала. Наконец в 1735 году был открыт знаменитый Сибирский тракт, в который входил отрезок от Кунгура до Екатеринбурга. Это была самая короткая, безопасная, прямая дорога к Тобольску, центру Сибирской Губернии. Это так же повышало значение Кунгура.

В 1728 году Соликамская провинция была переведена в состав Казанской губернии. В 1738 году центр провинции был перенесён в Кунгур. Кунгур превратился в один из самых выдающихся городов Урала по своему экономическому и политическому значению. Значение Кунгура ещё больше увеличилось, когда в 1759 году сюда было перенесено управление Пермским горным округом.

Но ещё в первой четверти XVII века у Кунгура стал появляться конкурент. В числе первых металлургических предприятий Среднего Урала возник Егашихинский медеплавильный завод. Предварительную разработку и выбор места осуществлял географ, историк, горный деятель Василий Никитич Татищев, который был направлен на Урал по распоряжению Берг-коллегии. В мае 1723 года началось строительство завода, который в последствии назвали Егашихинским. Реку Егашиху перегородили плотиной, для образования запруды нужной для промышленности. Вскоре завод стал давать металл.

В дальнейшем, в данном районе было построено ещё несколько других заводов, среди которых Егашихинский занял центральное положение (всего в XVIII веке на территории Пермской земли было построено 28 железоделательных и 28 медеплавильных заводов).

До 1759 года при Егашихинском заводе существовала администрация горного округа. Постепенно, вокруг завода стали создаваться небольшие рабочие постройки, затем переросшие в крупный город. Этот завод и дал начало городу Перми, официальная дата основания которой – 1723 год.

Завод проработал 65 лет. За это время запасы меди истощились, завод закрыли, но заводской посёлок рос и развивался, первоначально за счёт того, что тут находилась администрация округа. + Расположенный на перепутье важных дорог посёлок отличался от прочих мест. По реке Чусовой шли караваны судов с медью и железом, которые по Каме попадали в Волгу (оттуда на Каспий или в Балтику). Данные суда останавливались на Егашихинской пристани, где обновлялись команды, обновлялись запасы провизии. Здесь же Чусовые лоцманы менялись Камскими. Всё это делало Егашиху важной этапной пристанью водному пути с Урала в Центр России. Через данный район шли товары в Сибирь.

Всё это в дальнейшем сделало Егашиху административным центром новообразованного наместничества. В 1780 году соответствующий указ подписала Екатерина II. В соответствии с этим указом на месте рабочего посёлка Екатерина предписывала организовать центр наместничества и назвать будущий губернский город – Пермь.

Официальное открытие города и наместничества проходило 18 октября 1781 года в торжественной обстановке. Первым губернатором Перми стал генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. Первым городским головой избран купец из Кунгура Никита? Обрамович Попов.

Для того, чтобы в городе было купечество и мещанство из которых формировалось городское самоуправление. К моменту открытия города сюда были переселены 16 семей из Кунгура, 12 из Соликамска и 6 чердынских купцов.

Первоначально Пермь мало напоминала город. Здесь не было каменных строений, мощёных улиц, да и размерами город больше напоминал деревню. Однако, в это же время (80-е годы XVIII века) в Петербурге был утверждён генеральный план строительства города Перми. За последующие 30 лет город кардинально изменил свой облик. В лесу, окружавшем бывший городской посёлок, прорубались широкие просеки, которые позднее становились улицы.

Центр Перми сформировался вокруг площади Петропавловского собора. Были построены казённые здания для наместника, губернатора, вице губернатора, присутственных мест, а так же квартиры для чиновников (все эти здания сразу строились каменными). Численность Перми быстро росла. В губернский город приехали на жительство многочисленные купцы (выгодное географическое положение), а сама Пермь стала резиденцией местного чиновничества, торговым центром и важным речным портом.

Окраинное положение Перми в Европейской части России с конца XVIII и весь XIX век использовали этот город как место ссылки неугодных подданных. Жил Герцен (2 дня), Сперанский, Короленко, участники Польского восстания 1830 года и т.д.

Окончательно Пермское наместничество получило статус губернии в соответствии с указом императора Павла I от 12 декабря 1796 года. Губернатором назначен Модерах, пробывший на своём посту до 1811 года оставил заметный след в Пермской губернии и в самой Перми. Дополнение к Плану города Модерах выполнял сам. Он осуществлялся в течении всего XIX века.

В начале XIX века рост Перми несколько замедлился из-за начавшегося застоя в горной промышленности Урала. Созданное в середине века пароходство вновь усилило значение Перми, как города, расположенного на торговых путях. Главную роль стал играть водный транспорт

В навигацию 1851 года по Каме уже курсировало 11 пароходов, а ещё через 7 лет начались регулярные пассажирские рейсы Пермь – Нижний Новгород, пользующиеся большим спросом. К 1860 году открылась пассажирская линия от Перми до Чердыни. В это время по Каме курсировало уже 43 парохода.

В данный период в городе возникали судостроительные и другие заводы, например фосфоридный завод Тупицина очень скоро вытеснил привозной английский фосфор и сам стал экспортировать свою продукцию. Так же, в конце XIX века в Перми и ближайших окрестностях расширяли производство предприятия металлургического плана. Крупнейший из них – Мотовилихинский завод.

Последняя четверть XIX века так же была ознаменована бурным строительством железных дорог. 24 августа 1878 года состоялось открытие Уральской железной дороги от Перми до Чусовской. Конец XIX века стал в Пермской губернии периодом активного ж/д строительства. Так в 1874-78 годах была введена в строй линия Пермь-Екатеринбург. В 1897-98 годах была проложена Пермь-Котласская железная дорога, которая, в дальнейшем, соединила уральский район с европейской Россией. Большая роль в строительстве этой ж/д Витте. Состовная часть Транссиба.

В связи со строительством заводов, фабрик наблюдался приток рабочей силы, за счёт которой и увеличивалась численность населения Перми. Если в начале века в Перми проживало около 4 000 человек, к концу века число жителей возросло до 28 000 человек. Это повлияло и на внешний облик города. Мощёные булыжные улицы, водопровод (конец XIX века), вокзал, новые жилые кварталы. В 1901 году в Перми была построена электростанция – одна из первых электростанций в России.

До конца XIX века Пермская губерния насчитывала свыше 110 горных заводов, на которых выплавляли сталь, железо. Основной поставщик меди в России. Прогрессировало солеварение. К концу XIX века солеварный промысел Пермской губернии составлял 1 четверть общероссийского объёма.

Развитие солевого промысла, уральская ж/д стимулировало добычу каменного угля. Кизеловский бассейн – на Востоке области – долгое время это единственный район добычи каменного угля на Урале. Кроме того Западный Урал являлся крупнейшим районом, в котором эксплуатировались месторождения платины. К концу XIX века вдвое увеличилась добыча золота.

К концу XIX века на Пермских предприятиях завершился промышленный переворот. Но, как и повсеместно в России, в этом процессе огромную роль играл иностранный капитал (англичане, французы, немцы). В 1908-10 годах на Пермских заводах начался промышленный подъём, что привело к тому, что заводы Пермской губернии стали выпускать качественно иную продукцию. Например, на заводе в Нытве стали изготавливать плуги, молотилки. Большую роль пермские заводы сыграли и для обеспечения армии в годы Первой Мировой Войны. Например Добрянский завод специализировался на выпуске снарядной стали, Чусовской завод – снаряды и колючей проволоки, касок. По прежнему большое значение играл солевой промысел (20% от общего объёма добытой в России соли).

На территории Пермской губернии имелось месторождение каменного угля. В начале XX века значение Кизеловского каменноугольного бассейна возросло, оно осталось единственным на Урале. Добыча угля стимулировалась развитием металлургии и железнодорожного и водного транспорта. В 1899 году в Кизеле побывал Менделеев, высоко оценивший кизеловский уголь и порекомендовавший использовать этот уголь в промышленности.

В начале XX века развилась машиностроительная отрасль. Наиболее универсальными предприятиями стали Мотовилихинский и Пожевской заводы, а также пермские железнодорожные мастерские. Мотовилихинский завод являлся артиллерийским. Строителем нового завода стал металлург и механик Н. В. Воронцов. При строительстве артиллерийского завода применялись последние достижения техники. Был изготовлен 50-тонный паровой молот, предназначенный для производства стволов. Орудия Мотовилихи не уступали орудиям Круппа.

Пермские артиллерийские заводы были крупнейшими производителями орудий в Европе. Велось также производство станков и оборудования для металлургии на заказ и для нужд завода. Велось также производство пароходов – было построено 60 судов.

Крупнейшим событием в истории Перми стала постройка в 1897-98 годах железнодорожного моста через Каму.

В декабре 1905 года в Мотовилихе были крупные выступления рабочих. В 1914 году в следствие разлива Камы произошло крупнейшее наводнение. Вода поднялась на 11 метров. Пострадал город, мотовилихинский завод.

Пермь также была культурным центром. В 1870 году в Перми открылся оперный театр. К началу XX века в Перми было более 20 средних образовательных и профессиональных учреждений, а в 1916 году на базе эвакуированного из Тарту университета был основан первый на Урале Пермский университет, последний, основанный в Российской империи.

Пермский край в XX веке

2 марта 1917 года в Пермь из Пертограда поступили первые сведения о февральской революции, 5 марта был сформирован комитет общественной безопасности, в который вошли в основном кадеты и эсеры.

26 октября 1917 года Перми достигли известия об Октябрьской революции, 27 октября городская дума, за исключением фракции социал-демократов осудила захват власти большевиками. К концу месяца ситуация изменилась и 17 декабря 1917 года в здании оперного тетра состоялся первый губернский съезд советов, провозгласивший советскую власть в губернии.

Власть большевиков в Перми была свергнута в декабре 1918 года в связи с наступлением Колчака. 9 декабря 1918 года войска Колчака заняли Лысьму, в середине декабря – Чусовую, 21 декабря был взят Кунгур, 24 декабря войска Пепеляева заняли Пермь, однако были остановлены.

Для выяснения причин оставления Перми была назначена специальная комиссия в составе Дзержинского и Сталина. По ее выводам были приняты меры по укреплению 3 армии, проведены кадровые изменения.

В середине января были предприняты попытки выбить колчаковцев из Перми, но неудачно. Весной 1919 года Колчак возобновил наступление и занял Воткинск, Ижевск и Глазов. Однако в середине апреля 1919 года началось контрнаступление РККА. В начале июня были взяты Сарапул и Ижевск, затем Глазов. 1 июля были отбиты Пермь и Кунгур.

Еще до окончания гражданской войны Пермская губерния была разделена на Екатеринбургскую и Пермскую. В 1923 году на Урале в результате районирования была образована Уральская область, в которую вошли бывшие Пермская, Екатеринбургская, Тюменская и Челябинская губернии. В 1925 году был выделен Коми-Пермяцкий округ – первый национальный округ в стране.

В годы Нэпа в Пермской области происходило восстановление хозяйства. По итогам переписи населения, проведенной в 1926 году, население Перми составило 84 804 человека. Перепись 1939 года показала,что население города выросло более чем в 3 раза и составило 306 000 человек.

В 1929 году в Прикамье одновременно с началом коллективизации начала формироваться система Вишерских лагерей НКВД. В 1931 году дал первую продукцию Вишерский ЦБК, в 1932 году запустили первую очередь Березняковского химкомбината. В 1933 году началось строительство Соликамского магниевого комбината. В Перми в 30-е годы строились и модернизировались авиамоторный, судостроительный, химический заводы. Город рос за счет включения в его состав соседних населенных пунктов. В конце 20-х годов в состав города вошла Мотовилиха. В 1831 году Мотовилиха стала самостоятельным населенным пунктом под названием Молотовск, а в 1938 году – вновь стала районом Перми.

В 1934 году Уральская область была раздроблена на 3 единицы, Пермская область все еще входила в состав Свердловской области до 3 октября 1938 года. В 1940-57 годах город и область носили имя Молотова (Молотов и Молотовская область)

Во второй половине 1941 и 1 половине 1942 года в Молотовскую область было эвакуировано 124 предприятия и 320 000 человек. В области было призвано в армию 500 000 человек, из них более 100 000 погибли. После войны в Пермском крае получили бурное развитие химическая отрасль, цветная металлургия, началось освоение месторождений нефти и так далее. Во 2 половине 40-х годов только в Перми вошли в строй агрегатный, велосипедный, маргариновый, телефонный заводы, табачная фабрика, домостроительный комбинат. В 50-е годы: Камская ГЭС, НПЗ, завод аппаратуры дальней связи, кабельный завод и так далее. В 60-е годы: приборостроительныЙ, электротехнический заводы, полиграфический комбинат, швейная фабрика, несколько ТЭЦ.

1 ноября 1967 года было открыто движение по Коммунальному мосту - автомобильно-пешеходному мосту через Каму длиной в 1 км, связавший центр города с правым берегом Камы. 22 января 1971 года Пермь была награждена орденом Ленина.

В 1990 году в Перми произошел «табачный бунт», когда жители города протестовали против дефицита.

В настоящее время Пермский край располагает запасами нефти, газа, угля, калийно-магниевых солей, поваренной соли,торфа, золота, алмазов, строительных материалов. Сохраняет значение Кизеловский угольный бассейн. Основными отраслями промышленности является машиностроение, химическая промышленность, нефтехимия, лесная промышленность, нефтедобыча и переработка, относительно развито сельское хозяйство – мясомолочное скотоводство, птицеводство, пушной промысел.

29 марта 2004 года был подписан ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа». С 1 декабря 2005 года в новом субъекте действует единая исполнительная власть. 3 декабря 2006 года процесс объединения был завершен выборами в заксобрание края.

Конец 2000-х годов был омрачен рядом происшествий. 14 декабря 2008 на территории города потерпел крушение самолет «Боинг-737», погибло 82 пассажира и 6 членов экипажа. 5 декабря 2009 года произошел пожар в ночном клубе, погибло 156 человек, пострадало 78.

Интересные факты о Перми:

1) Пермский герб присутствовал на одном из 6 щитов с большого герба Российской империи 1882 года.

2) В Перми были изданы первые советские марки.

3) В честь города назван Пермский геологический период, выделенный в 1841 году британским геологом Родериком Бурченсом в районе города.

4) В «Трех сестрах» Чехова главные героини также жили в Перми.

5) Река, которая больше походит на ручей, отделяющая жилой квартал от центральной части города от Егошихинского кладбища, называется Стикс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: