Петроглифы – наскальные рисунки

История Республики Татарстан.

Республика Татарстан, столица Казань. Население на 2002 г. 3800043 00 человек, из них 53% татар, 39,5% русских. Площадь 68 000 кВ км. Административно-территориальное деление – 43 района. Заселение территории современной республики Татарстан началось еще в эпоху палеолита (100 000 лет назад). В 8-3 вв. до н.э. на значительной территории среднего Поволжья и Прикамья обитали племена аннаньинской культуры. Аннаньинская культуру сменила Пьяноборская культура. В то же самое время, археологи установили, что Именьковская культура 4 века н.э. принадлежит уже тюркским племенам. В 552 г. был создан Тюркский каганат, его первый правитель Бумын принял титул ил-хан или каган. Однако Бумын скончался в 552 г. На похороны Бумын кагана прибыли представители многочисленных народов, среди них и племенной союз отуз-татар. О них, а также о племенном союзе топуз-татар извещают древнетюркские письменные памятники на могильном камне 7-8 веков. В официальной татарской историографии это первые исторические сведения о татарах. Первые государства на территории Татарстана возникло в конце 9 – начале 10 века – Волжская Булгария. Длительное время оно оставалось единственным развитым государством на крайнем востоке Европе. Его основное население составляли булгары, выходцы из Приазовья, которые подчинили себе местные финно-угорские и тюрко-язычные племена. Волжская Булгария занимала обширную территорию: северная граница проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге, восточная доходила до реки Белой, южные пределы доходили до Самарской излучины Волги в районе Жигулевских гор. Самые крупные города Волжской Булгарии – Булгар, Биляр, Сувар. Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью лесом, кожей, обувью. Город Булгар в 10-14 вв. застраивался каменными и кирпичными зданиями, в городе был водопровод. Первоначально булгары были язычниками, в 922 г. приезжает посольство из Багдада, и съезд булгарских племен принимает государственную религию ислам. С принятием ислама древнетюркская письменность сменяется арабской, а с начала 10 века в булгарских селениях уже имелись школы. У булгар были свои ученые и поэты. В ½ 12 века жил Якуб ибн-Нагман, составивший историю Булгарии. Ученый Бурхан ибн-Болгари написал книги о риторике и о лекарствах. Кул Гали «Сказание об Иисусе». Осенью 1223 г. на Волжскую Булгарию обрушились монголы Батыя. На месте прежнего государства было образовано одно из десяти административных делений Золотой Орды с центром в городе Булгар. В итоге сложных этнических процессов на захваченных территориях образовалась национальная общность – татары. В начале 14 века при хане Узбеке монголы приняли илам. В 30-40 гг. 15 века Золотая Орда распадается, и на ее обширной территории создаются отдельные государства – Булгария, Джукитау, Казань. В среднем течении Волги от реки Сура на Западе и до реки Белой на востоке от смешения булгар и тюрок стала складываться казанско-татарская народность, послужившая основой Казанского ханства. 15 век, ½ 16 века были периодом расцветом Средневолжского государства и его столицы. После смерти Мухаммеда Эмина в 1518 г. за казанский престол сразились казанская, московская и крымская феодальные группы. В 1521 г. победу одержал пришедший с военным отрядом из Крыма хан Сахиб-Гирей, который принял в 1524 г. вассальную зависимость от Турции. Его сменил и более 20 лет правил Сафа-Гирей. После смерти этого хана управление государством перешло в руки его жены Сююмбике. Именно в период ее правления началась серия русских походов на Казань. Первый из них, совершенный зимой 1549-1550 гг. не увенчался успехом. После этого Иван Грозный основал на реке Свияге крепость Свияжск. В Казани происходит усиление московской группировки, которые приводят к власти наместника при сохранении казанской феодальной знати. Но вскоре проявилось недовольство местных феодалов, и на престол был возведен астраханский царевич Едигер, которого поддерживали крымские, астраханские, ногайские ханы и турецкий султан. В августе 1552 г. армия Ивана Грозного осадила Казань. С середины августа до октября казанцы выдерживали осаду. 2 октября 1552 г. Казань пала, подверглась разграблению. В 1552 г. Казанское ханство официально вошло в состав России. Войны с Москвой 1569, 1574, 1579, 1584. Активно боролся хан Шейх-Гари. В 1556 г. руководством русским церковным мастером Яковлевым были построены белокаменные части нового Казанского кремля со Спасской башней, Тайницкой башней и Благовещенским собором. Оставшиеся деревянные стены Кремля были заменены на кирпичные в 17 веке. В 1593 г. вышел указ царя Федора Ивановича, который запретил строить новые мечети на казанской земле и предписал разрушать оставшиеся. В историографии Татарстана ведется горячая дискуссия между булгаристами и татаристами. Первые призывают переименовать татар в булгар, вторые считают, что современные татары не могут быть отождествлены со средневековыми татарами. После смерти Ивана Грозного Казанское ханство было преобразовано в Казанское воеводство. Данный регион не отличался спокойствием. Самое крупное выступление в 17 веке возглавил Тюлекей Батыр (1682-1684). В петровские времена восстал его сын Кусюм Тюлекеев (1705-1711). В 1708 г. по указу Петра на месте воеводства создаются многонациональная казанская губерния с центром в Казани. В ¼ 18 века здесь активно развивается промышленность. В 1713 – основано адмиралтейство, в 1714 – суконная фабрика, цифирные училища. В 1735-1740 г. сын и внук Кусюма Окай и Абдула подняли новое восстание. Спустя 13 лет было выступление народных масс под предводительством Батырша Абдула Галиев. Правление Екатерины II ознаменовалось снятием запрета на строительство мечетей. В Казани было построено первая мечеть, но это не удержало население края от участия в крестьянской войне Пугачева в 1773-1775 гг. В ответ на выступление народных масс царское правительство усиленно русифицировало территорию, занималось христианизацией. Всячески ограничивались имущественные права мусульман. В 1804 г. в Казани был открыт университет. Конец 19-начало 20 века отмечено строительством многих замечательных зданий – это Азимовская мечеть, ряд зданий, которые были возведены по проектам архитектора Мюфке. В 1906 г. был построен жилой особняк, в 1908 г. здание, в котором сейчас находится Республиканская национальная библиотека. С 1874 г. в Казани стал функционировать оперный театр. В рамках оперного театра развивалась татарская опера, комедия. В 1906 г. родился национальный татарский театр (премьера спектакля «Жалкое дитя»). Перед первой мировой войной в Казани проживало более 2 млн. человек. Из них русских было 1 млн. 100 тыс., татар менее 400 тыс., чувашей 350 тыс., много было марийцев, мордвы, удмуртов. В начале 20 века Казань и губерния стали заметным явлением в экономике России, особенно в сфере промышленности. В 1896 г. на территории края действовало 176 заводов и фабрик. В 1904 г. здесь уже насчитывалось более 320 предприятий. С 1896 по 1914 гг. число занятых рабочих увеличилось с 10,5 тыс. до 21 тыс. человек. Заметным явлением было татарское купечество, которые занимались торговлей национальными товарами. Наибольший удельный вес занимала легкая пищевая промышленность, росло производство на мукомольных, кожевенных, деревообделочных предприятиях, по выпуску валенной обуви. Центром валяльной отрасли был Кукмор. Динамично развивалась химическая промышленность. Видные химики казанского университета внедрили на заводы ряд новшеств (Завод братьев Крестовниковых). Металлообрабатывающая промышленность не получила особого развития. Общий объем промышленности был 6%. Наиболее крупными предприятиями были мыловаренный, глицериновый химический завод братьев Крестовниковых, текстильные и кожевенные заводы и фабрики Алофузова. На этих предприятиях выпускалось более половины продукции губернии, и каждый второй трудился на них. Продолжала развиваться мелкая промышленность (более 3500 тыс.), на них было занято 6 тыс. рабочих. Развитию промышленной и торговой деятельности в крае способствовало открытие в начале 90х гг. 19 века движение поездов от Москвы до Свияжска и от Казани до Зеленого Дола. В 1914 г. был пущен в строй ж/д мост через Волгу, названный Романовским. Все крупнейшие волжские судоходные компании имели здесь свои пристани, судоремонтные заводы, перевалочные склады. Возросло значение Казани как важного торгового центра в Поволжье. За 20 лет, с 1891 втрое увеличился волжский грузооборот Казани. С казанской пристани отправлялось до 3 тыс. судов с товарами на сумму свыше 10 млн. рублей. Казань в начале 20 века была самым крупным городом Поволжья. Ее население к 1917 г. увеличилось по сравнению с 1897 г. более чем в 1,5 раза и составило 206600 человек. Остальные 12 городов губернии уступали по численности, по промышленному потенциалу. В городах проживало всего 6% татарского населения.

Развитие Татарстана с 1917 г.

В Казанской губернии революционные события 1917 г. не носили столь бурного характера, как в Петрограде. В начале марта на казанских улицах состоялись многочисленные демонстрации. Революционные настроения проявили солдаты 3х полков, которые арестовали своих командиров. Были разоружены полиция и жандармерия. 4 марта восставшими солдатами был разгромлен окружной штаб, был арестован и отстранен Сандецкий. Всего было отстранено более 100 представителей командования. В начале марта в Казани были созданы советы рабочих и солдатских депутатов. 2 марта на свое заседание собралась Казанская городская дума по предложению городского головы Ворониной. Через три дня расширенный состав городской думы с участием рабочих избрали свой местный КОБ, а затем в течение марта подобные комитеты были образованы во всех уездных городах. Представителями Временного правительства на местах были его комиссары. 8 марта губернским комиссаром был назначен бывший председатель казанской земской управы Молостлов. В тот же день на объединенном собрании рабочих и солдатских депутатов были избраны президиум и председатель. Весной-летом 1917 г. в Казани начали формироваться общественные группы татар, чувашей, марийцев и некоторых других народов. Цель – культурно-национальная автономия. 25-26 октября 1917 г. произошло восстание большевиков. Новая власть утверждалась в городах и уездах постепенно и довольно безболезненно. В марте 1918 г. советская власть была установлена на всей территории Казанской губернии. События ГВ – самостоятельно!!!!!!!!!!!!!!

Учреждение 27 мая 1920 г. Татарская автономная советская социалистическая республика. Она включала территории большей части Казанской губернии, а также несколько уездов и волостей Симбирской, Самарской, Уфимской и Вятской губернии. С 1927 г. республика вступила на путь индустриализации. До начала 1 пятилетки было реконструировано более 20 предприятий легкой и строительной промышленности. На развитие индустрии предусматривалось направить почти 100 млн. рублей. Результатом 1 пятилетки должно было стать превращение Татарии из аграрной республики в аграрно-индустриальную. В первый год пятилетки началось строительство целого ряда промышленных предприятий. Это крупнейшее в стране меховое предприятие, валяльно-войлочная фабрика, механизированный хлебозавод, ТЭЦ-1. Был сдан в эксплуатацию предприятие «Казанский холодильник», который был самым мощным и оснащенным предприятием в России. Был сдан фанерный завод «Зеленодольск». В Татарстане была построена масса новых предприятий. Было сдано в эксплуатацию 24 крупных фабрик и заводов: авиационный, моторный, вторая очередь ТЭЦ-1, завод синтетического каучука, фабрика кинопленок. Татарстан стал одним из развитых индустриальных регионов страны. Более ¾ всей продукции приходилось на долю промышленности. Возрос удельный вес городского населения. Почти в 3,5 раза увеличилось число рабочих, занятых на предприятиях крупной промышленности (82,5 тыс.). Общая численность промышленных рабочих составляла более 100 тыс. человек.

Петроглифы - изображения, выбитые на камнях. Эти рисунки находят на камнях, высоких скалах и в глубоких пещерах и свидетельствуют об образе жизни и окружающей среде в то время, когда не существовало еще письменности. Наскальные рисунки сделаны в двух древних технических стилях. Первый стиль был силуэтом или тенью, типичной для многих древних картин. Удары делались металлическим или каменным инструментом и выбивали всю поверхность камня на глубину до 2 мм. Некоторые изображения были сделаны тупым инструментом, которые удалили только тонкий загорелый слой камня, что было типично для более поздних периодов. Другой технический стиль использовал инструменты с острыми краями и частые удары ими производили глубокие линии, создавая гравировку на камне. Неправильно думать, что древние люди изображали только животных, на которые они охотились. Много ученых думают, что наскальные рисунки изображают мифологические образы, и что сознание древних живописцев было ограничено их знанием окружающей природы и общества.
На территории Кыргызстана найдено множество петроглифов.

Ак-Чункур. Ак-Чункур, в переводе с кыргызского - Белая Пещера и название, вероятно, отражает факт, что она находится в известняковых холмах Сары-Джаз (Золотая Долина) Тянь-Шанских гор. Рисунки датируются каменным веком и имеют изображения людей, животных и некоторых абстрактных символов.

Араван. Расположен в 23 км к западу от Оша. Петроглифы датируются 1 в до н.э., выбиты на почти вертикальной скале рядом с кладбищем и представляют солнечные символы и легендарных ферганских лошадей, которые очень ценились китайским императором Ву-Ди во втором столетии до н.э. Раскопки у подножия скалы показали на жертвоприношения животных. В настоящее время здесь также приносят в жертву лошадей у ближайшего источника, и этот участок является местом паломничества, где находится небольшая мечеть. Фактически, здесь гораздо больше современных надписей на стенах чем древних петроглифов на скале, так как местное суеверие предполагает, что если свое имя написать на скалах, это принесет удачу. Это пример влияния доисламских методов анимиста, которые преобладают в Центрально-Азиатском исламе.
Считают, что около санатория Араван имеется множество пещер с петроглифами.

Башня Бурана. Музей под открытым небом, на территории которого собрано множество петроглифов и балбалов, со всей Чуйской долины. Это позволило сохранить часть исторических памятников, иначе они бы исчезли в связи с расселением населения и обработки земли.

Чолпон-Ата. В поле, немного выше города имеется множество петроглифов, датируемых от 5 века до н.э - они были вероятно сделаны сакскими племенами и их предшественниками, прибывшими в эту область. Есть рисунки животных (козерог, волки, олени) и охотников.

Ош. В центре города Ош находится Сулейман-гора, которая считается святым местом. Она имеет множество петроглифов и поскольку расположена в пределах самого города, обеспечивает свободный подход к реликвиям. Петроглифы имеют широкое разнообразие геометрических линий и символов, есть солнечные изображения, а также животные - козероги, лошади и птицы. Есть также изображения на стенах лабиринта внутри горы.

Саймалуу-Таш, небольшое плато.В переводе - узорчатый, рисованный камень. Петроглифы Саймалуу-Таш располагаются высоко в горах Ферганского хребта, недалеко от перевала Кугарт, на высоте более 3000 м над уровнем моря, в стороне от дорог и очень труднодоступны. Урочище открыто для посещения только один месяц в году (август). В остальное время массив находится под снегом.
Здесь выявлено десятки тысяч камней с рисунками. Начало его существования - энеолит и ранняя бронза, расцвет падает на эпохи бронзы и раннего железа, немало рисунков оставлено в период средневековья.
Наскальные рисунки выбиты на отдельных камнях, гладких поверхностях обломочных пород базальта, покрытых толстой коркой загарного слоя темно-коричневого или иссиня-черного цвета. Выбивка производилась бронзовыми и железными инструментами, путем точечного скола.
Петроглифы были открыты в 1902 г. во время топографической съемки.
На рисунках изображены животные, повозки, сельскохозяйственные действия, ритуальные танцы. Огромное количество солнечных изображений предлагают, что культ солнца был обычным явлением в данном регионе.
Рисунки Саймалуу-Таш распространены по обе стороны Ферганского хребта. На северо-восточном склоне насчитывается 91900 изображений. На юго-западном 15625. Центр их скопления отмечен на восточном склоне хребта, около небольшого ледникового озера, которое, видимо, почиталось как священное.

Таласская долина. Здесь существует несколько участков с петроглифами.

Тене-Таш. В месте слияния реки Чонор в реку Талас на огромных гранитных скалах находятся рисунки и силуэты диких и домашних животных.

Курган-Таш. Петроглифы расположены на правом берегу реки Курган-Таш и включают в себя почти 200 рисунков точечной техники. Самые ранние рисунки относятся ко времени Бронзового века (2-ое тысячелетие до н.э) и изображают животных в форме двух треугольников.
Много наскальных рисунков можно найти у реки Урмарал, особенно в ее верхних пределах. Самая интересная группа рисунков находится на так называемой Яркой Скале, 60 метров длиной и 8-10 метров высотой, которая закрывает почти половину ущелья Каман-Суу, защищая его от холодных северных ветров. Здесь есть рисунки верблюда, оленей и женского оленя с двумя коническими горбами, лошади, человека и странными символами и знаками. Самые популярные животные - быки и козлы - символы вечной силы и стойкости.
Несмотря на то, что рисунки животных найдены во многих местах Таласской долины, рисунков, изображающих человека, очень немного.

Чумыш. Недалеко от Бишкека, (20 км) – на реке Чу и фактически на территории Казахстана (нужна виза) по южным склонам Чумышских скал встречаются наскальные изображения и рисунки, датируемые бронзовым веком.
Чаще все они маленькие и их нелегко найти.

Иссык-Ата. Курорт в одноименном ущелье. На его территории на камне весом свыше 400 тонн выбит Будда.

Тамга-Таш, озеро Иссык-Куль. 5 км от поселка Тамга на большой скале находится тибетская надпись.

Также есть петроглифы в Кюркюрёо-Суу (15 в. до н.э. -8 в. н.э.), Калмак-Ашуу (5 в. до н.э. -10 в. н.э.), Чийим-Таш (6 -8 в.в.), Куганды, Ит-Агар, Чаар-Таш, Кёк-Дёбё, Кочкор, Кара-Джар, и др.

5. Бронзовый век - один из крупных периодов в истории человечества, когда ведущую роль начинают играть орудия труда и оружие из бронзы.В степной зоне Евразии он датируется концом III - началом I вв. до н.э., т.е. продолжался около полутора тысяч лет. Бронза — сплав меди с другими металлами. Качественная бронза по твердости и прочности превосходит медь и не уступает обычной стали.

Центральный Казахстан был одним из основных районов становления и развитияандроновских племен. Скопление различных памятников этого периода на сравнительно ограниченной территории, их внешний вид, техника сооружения, уровень производства свидетельствуют о высокоразвитой культуре, которую можно назвать классической андроновской. «Именно носители андроновской культуры стали основным населением казахских степей в эпоху бронзы». В Карагандинской области выявлены поселения андроновцев и более 500 курганов, датирующихся эпохой бронзы и ранних кочевий.

Наиболее ранние материалы эпохи бронзы (конец III тысячелетия до нашей эры) найдены в могильнике Карагаш в Каркаралинском районе. В одном из погребений этого могильника был захоронен мужчина с медным ножом, бритвой и глиняными сосудами.

С начала II тысячелетия до н. э. и до XIV—XIII веков до н. э. (период средней бронзы) в Казахстане существовали культуры андроновской культурно-исторической общности — атасуская (алакульская) и нуринская (федоровская). Население среднего периода эпохи бронзы условно принято называть андроновским.

Андроновцы создали высокий уровень культуры, их общество возглавлялось военными вождями, имевшими на вооружении боевые колесницы. Остатки такой колесницы были найдены в могильнике Сатан в верховьях реки Талды в Каркаралинском районе. Древний воин был захоронен вместе с колесницей, имевшей пару колес диаметром около метра, обод был деревянным и соединялся со ступицей десятью спицами. На таких колесницах андроновские воины сражались с врагами. Стоя на быстро мчавшейся колеснице, они расстреливали противников из лука.

У андроновцев была сложная общественная организация, реконструируемая по археологическим данным. Высокий социальный статус вождей и старейшин закреплялся и после их смерти, им воздвигали монументальные надмогильные сооружения - курганы. Так, в могильнике Аксу-Аюлы-2 самый большой курган имел диаметр 17,5 метров. Под ним находилась двойная каменная ограда, включавшая две погребальные камеры, обложенные каменными плитами. Аналогичные курганы известны в могильнике Ортау-2 на реке Атасу. Рядовых андроновцев хоронили в оградах небольших размеров. В андроновском обществе важную роль играли металлурги и кузнецы, снабжавшие население металлом.

Андроновцы жили в условиях засушливого климата, осваивая преимущественно территории в поймах рек. Им было известно земледелие, но обеспечивали свои потребности они в основном за счет домашнего скотоводства.

С древнейших времен в степях Казахстана огромная роль отводилась скотоводству. В эпоху бронзы главными хозяйственными животными были овцы и коровы. Лошади были важнейшим транспортным средством.

Культура андроновцев имеет очень много параллелей с культурой древних ариев, известных по источникам — Ригведе и Авесте. Вероятно, из среды андроновцев Казахстана и вышли те арии, которые более трех тысяч лет назад мигрировали на территорию Индостана, где заложили основы древнеиндийской цивилизации. Другая часть андроновских племен осталась на землях Казахстана, приняв участие в сложнейшем формировании культур последующих эпох.

Богатые запасы медных руд Центрального Казахстана стали основой для развития мощного очага металлургии андроновской культуры.

На среднем этапе бронзового века население Казахстана придерживалось пастушеской или придомной, формы скотоводства.

В период поздней бронзы (XIII—IX вв. до н.э.) в Центральном Казахстане существовала бегазы-дандыбаевская культура, которая сформировалась на основе андроновской культуры. Археологами изучены бегазы-дандыбаевские могильники Дандыбай, Бегазы, Айбас-Дарасы, Бугулы, Сангыру-1 и Сангыру-3; поселения Атасу-1, Акмустафа, Мыржик, Каркаралы-1, Каркаралы-2, Каркаралы-3 (Суыкбулак), Кент, Бугулы-1, Бугулы-2, Шортандыбулак и другие.

Люди бегазы-дандыбаевской эпохи перешли от пастушеского скотоводства к отгонному, которое являлось более эффективной формой экономического развития. Этот переход обеспечил предпосылки и условия формирования своеобразной степной цивилизации, созданной бегазы-дандыбаевским обществом. В эту эпоху появляются особо крупные поселения — прототипы древнейших городов. Лучше всего исследовано древнее поселение Кент в одноименных горах в Каркаралинском районе.

Эта культура получила название по характерным могильникам Дандыбай и Бегазы в Карагандинской области.

Могильник Бегазы находится в 30 км от поселка Актогай на правом берегу реки Бегазы. В комплекс могильника входит большое количество погребений разного времени и характера. Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Особый интерес представляют надмогильные сооружения из камня. Бегазинские монументы представляют собой одно или двухкамерные постройки квадратной формы, стороны которых строго ориентированы по сторонам света. Стены внутреннего квадрата врыты в грунт и облицованы плоскими гранитными плитами, установленными вертикально или горизонтально, выложены из камня.

Племена этой культуры населяли территорию от восточных склонов Уральских гор до предгорий Алтая. Одним из главных признаков бегазы-дандыбаевской культуры является керамика, получившая название валиковая. Валик - налепной поясок из глины, который украшал горловину керамического сосуда. Валик, как хронологический эпохальный признак, был распространен очень широко по Евразийскому степному поясу от Алтая до Балканского полуострова. Валиковая керамика найдена во всех погребениях и поселениях бегазы-дандыбаевской культуры.

На поселениях Кент, Шортандыбулак, Бугулы-2 найдена керамическая посуда, сочетающая признаки ранние (федоровско-нуринские) и поздние (валиковые). Она свидетельствует о происхождении бегазы-дандыбаевской валиковой посуды от андроновской и преемственности андроновского и дандыбаевского населения. Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

В бегазы-дандыбаевскую эпоху произошли существенные изменения в жизни людей. На смену комплексному скотоводческо-земледельческому хозяйству андроновцев пришло отгонное (яйлажное) скотоводство. При этой форме скотоводства пастбища распределяются на зимние и летние, либо зимой скот находится на стойловом содержании в поселке, а летом отгоняется на летовки. При этом способе хозяйствования со скотом на летние пастбища уходит все население поселка или его большая часть.

Жители Сарыарки в бегазы-дандыбаевское время разводили коров, лошадей, мелкий рогатый скот, держали собак. Объектами охоты были сайга, архар, кулан, кабан, марал, лось, волк, корсак, сурок, бобр, крупные птицы. Основу остеологических коллекций поселений составляют кости крупного и мелкого рогатого скота и лошади. Остатки дикой фауны не превышают 2%. Охота имела подсобное значение. Мясомолочной пищей бегазы-дандыбаевцев обеспечивала скотоводческая экономика.

«Не так высока была и подвижность бегазы-дандыбаевцев. Они жили по берегам рек и крупных ручьев в жилищах стационарного типа. Обычно в поселке было от 4-5 до 20 жилищ. Для их постройки выкапывали котлован глубиной около 0,5 м. Его стены укрепляли вертикальными каменными плитами, плиточной кладкой или плетнем из тала.

Очень важные результаты были получены при исследованиях памятников в Кентском горнолесном массиве, где было открыто грандиозное поселение Кент. Его площадь по правому берегу р. Кызылкеныш - 150 000 кв. м. Вместе с поселениями Алат, Алат-1, Алат-2, расположенными на левом берегу напротив Кента, общая площадь составляет 300 000 кв. м.

Начало формы

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: