o
В 1918 г. в Англии принят Акт Фишера – закон, по которому продлевался срок обязательного обучения до 14 лет.
o
В 1926–1928 гг. в Англии введены интеллектуальные тесты для выпускников начальной школы.
o
В 1920–1930-е гг. – в период между двумя мировыми войнами –на Западе и в США шел интенсивный поиск педагогических путей создания оптимальных условий для полноценного развития личности в условиях индустриального общества, учеными и педагогами-практиками разрабатывались разнообразные системы обучения, направленные на решение данной задачи.
В 1919–1920 гг. в американском городке Виннетка Карлтоном Уошберном была разработана система индивидуального обучения, получившая название «Виннетка-план».
В первой половине учебного дня прорабатывался обязательный учебный материал, во второй – учащиеся занимались групповой внеучебной деятельностью по интересам. В Англии применялся «Говард-план»: обеспечение максимальной гибкости при выборе учащимися учебных курсов при сохранении обязательного образовательного стандарта с тем, чтобы приблизить обучение к интересам школьников.
В 1919 г. в немецком городке Штутгарте открылась Вальдорфская школа. (опиравшаяся на идеи свободного воспитания, специфика обучения в Вальдорфской школе: один и тот же предмет изучается по так называемым «эпохам» – ежегодно в одно и то же время)
В 1920–1930-е гг. в Германии распространяется «Йен-план», разработанный профессором Йенского университета Петером Петерсеном.
По «Йен-плану» школа заменялась воспитательной общиной, где тесно взаимодействовали дети, учителя и родители.
Основные отличия «Йен-плана» от традиционной школы
Традиционная школа | Йен-план |
Классно-урочная система | Замена класса гетерогенной возрастной группой |
Четко зафиксированный школьный интерьер | «Подвижный» школьный интерьер |
Балльная система оценки | Введение новых форм оценки (характеристики и пр.) |
Невмешательство родителей в УВП в стенах школы | Активное включение родителей в жизнь школы |
Предметный принцип изучения учебного материала | Учебные интегрированные курсы |
Фронтальное обучение | Самостоятельное изучение учебного материала по индивидуальным учебным планам |
Четкое планирование (учителем) | Работа по недельным планам (группа), по индивидуальному плану (ученик) |
Доминирование одного вида деятельности (обучение) | Сочетание различных видов деятельности |
Ведущая роль учителя | Учитель – консультант, советчик, помощник |
После Второй мировой войны происходит диверсификация и дифференциация образования как в Европе, так и в США.
Распространение получают интегрированные программы обучения.
Идет модернизация классно-урочной системы.
Внедряются технические средства обучения.
Человек становится подлинной общественной ценностью
В середине 20 в. произошел переход от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу. В условиях становления постиндустриального общества происходит переход ведущей роли от материально-вещественных элементов производства к духовно-идеальным, от овеществленного труда к живому.
Новый образовательный идеал: человек с развитой индивидуальностью, способный к критическому постижению и преобразованию мира, к самореализации себя в социуме.
четыре ведущие тенденции, уходящие в модели школ рубежа 19–20 столетий:
1.
овладения базовым образованием, основанным на умениях чтения, письма, счета.
2.
направление, ставящее своей задачей развить у школьников такие качества, которые позволят им успешно адаптироваться к существующим общественным условиям;
3.
направления, делающие акцент на самореализации врожденного потенциала ребенка,
4.
направление, рассматривающее школу как институт преобразования общества на основах углубления демократии и дальнейшей гуманизации.
«гуманистическая педагогика» (К. Роджерс и А. Маслоу.)
Образование должно отвечать интересам и потребностям каждого конкретного человека
Школа должна помочь ребенку «заглянуть в себя»
акцент на атмосфере теплоты
стремление установить конструктивные межличностные отношения в классе
совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного прогресса и способов его оценки
В 1950–1960-е гг. распространение получила концепция программированного обучения. В странах Западной Европы и США осуществляется реформирование систем образования.
ВЫВОД
В начале 20 в. шли разработка теорий, направленных на развитие активности, творчества, индивидуальности школьников; разработка и внедрение новых образовательных программ.
С 1960-х гг. провозглашение принципов демократизации и гуманизации образования, развитие образовательных учреждений разного типа.
С 1980-х гг. осуществлялось внедрение новых образовательных технологий, связанных с применением компьютеров и использованием Интернет.