double arrow

Поэты греческой архаики


В 8-6 вв. до н.э. в Греции успешно развивались не только ремесло и торговля, но и культура. Аристократия поклонялась красоте. Современниками тиранов и великих мыслителей были знаменитые поэты. В 7 в. до н.э. уже никто уже не сочинял большие поэмы. Поэты нового времени слагали песни двух видов. Первый – длинные торжественные песни, предназначавшиеся для пиров (от них произошел жанр оды, который дожил вплоть до 18 века, когда в нем творили Ломоносов и Державин). Второй – задушевные песни для исполнения в узком кругу. В обоих случаях стихи не декламировались, а исполнялись под аккомпанемент лиры. Основные виды –это элнгия, ямб и лирика.

1.Элегия – вид лирики, формальным признаком которого является простейшая строфическая форма –элегический дистих, сочетание гекзаметра и пентаметра. По содержанию, элегии были весьма разнообразны: от близких к эпосу произведений Каллина и Тиртея до выражавших политические и и нравственные взгляды автора элегий Солона. В них впервые упоминается тема гражданской морали, которая станет позже ведущей в трагедиях.

Феогнид. Ярким примером политически тенденциозной элегии можно считать сборник стихов Феогнида –поэта 6 века, происходившего из города мегара. Это стихи аристократа, ненавидящего демос и делящий весь мир на «добрых» и «дурных». Эти морально-нравственные категории в его языке приобретают социальный характер: под добрыми и дурными он понимает аристократию и демос. Но вместе с тем в его сборнике есть ряд стихов традиционного морально-нравственного содержаия

2. Ямб. Ямбическая поэзия связана с древнегреческой земледельческой культовой поэзией, отличается острообличительным характером и высокой степенью субъективизма.

Архилох Величайшим ямбическим поэтом был Архилох с острова Пароса (7 в). Даже дошедшие до нас маленькие фрагменты дают представление о его яркой индивидуальности, мощной одаренности и сложной судьбе поэта, почти всю жизнь проведшего на чужбине, в походах и войнах, познавшего все на свете, в том числе, предательства друзей. Лирический герой близок личности поэта, и это характерно для эпохи распада родовых отношений. Социальное одиночество лирическкого героя обусловлено вырванностью из привычного родового строя. Такое мировоззрение явно отличается от эпического, характерного для поэтов предыдущей эпохи

3.Мелика – развивалась в формах хоровой и сольной лирики. Это была песенная поэзия , в которой эмоциоанльное воздействие достигалось соединением слов, ритма, музыки, стихов. До нас сохранились лишь тексты, мелодии не дошли. Различные формы и жанры мелики были связаны с различными диалектами, но главным центром мелики был остров Лесбос, где жила древнегреческая поэтесса Сапфо. Эта женщина поэт происходила с острова Лесбос у берегов Малой Азии. Она имела аристократические корни и возглавляла школу, где юные девушки обучались благородным искусствам. Лирика Сапфо посвящена любви. Говоря о ней Сапфо испытывала глубокое чувство преклонения перед телесной и духовной красотой. О ее жизни сохранилось мало сведений. Известно, что у нее была семья, которая во время восстания Демоса против знати жила в изгнании. Есть предание, что поэтесса погибла, бросившись со скалы в море из-за несчастной любви к красавцу Фаону.

4.Хоровая лирика. Арион. Это поэт также происходил с острова Лесбос, но в отличие от Сапфо, он писал хоровые песни, а о таких поэтах слагались мифы, рассказывающие об их близости богам. Об Арионе, сочинившем первый Дифирамб (гимн в честь Диониса), сохранилось такое преданье. Однажды он решил отправиться на корабле в Коринф, к своему другу поэту Периандру. Моряки, позарившись на деньги певца, решили его убить. Догадавшись об этом, Арион попросил спеть в последний раз, а потом, исполнив свою самую прекрасную песнь, бросился в море. Там его подхватил дельфин, очарованный его пением, и донес на своей спине д береге Пелопоннеса.

Пиндар. Этот поэт происходил из Беотии и жил в Фивах. По преданию, он родился в праздник Аполлона. Однажды в детстве он уснул в лесу, на горе Геликон, известным местом обитания Муз. Во время сна к нему в рот залетел пчелиный рой, после чего он получил дар сочинять сладостные песни. Говорили, что песни Пиндара восхищали самих богов: некие путники рассказывали, что видели в лесу бога Пана, распевавшего песни Пиндара, а после смерти поэта сама Персефона заказала ему написать погребальный гимн. Пиндар жил в конце 6-начале 5 в. до н.э. Он принадлежал к знатной семье и всю жизнь писал торжественные гимны в честь спортсменов - аристократов - победителе Олимпийских и других игр. Его поэзию все любили и при жизни, а спустя годы после его смерти, каждый день перед закрытием храма, «приглашал» поэта в гости к божеству. Дважды горели Фивы – родина Пиндара. Но дом поэт оставался в целости и сохранности: в первый раз его пощадил спартанский царь Павсаний, второй – Александр Македонский. Позже, когда были составлены списки девяти самых великих поэтов 7-6 веков, на первом месте оказались Пиндар и Сапфо.


Сейчас читают про: