Ионийские философы и Пифагор

МИЛЕТСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА.

История греческой философии начинается с Фалеса, уроженца процветавшего малоазийского торгового города Милета. Милет был богатым торговым городом, что обуславливало его богатые контакты со многими народами, но прежде всего с восточными странами, малоазийские территории традиционно испытывали большое влияние Востока, и милетская школа была вызвана к жизни благодаря контакту греческого духа с Вавилонией, Египтом.

ФАЛЕС

Лучшим свидетельством, позволяющим определить время жизни Фалеса, является то, что он предсказал солнечное затмение 585 года. Но предсказание затмения не было свидетельством чрезвычайной гениальности Фалеса, ведь Милет находился в союзнических отношениях с Лидией, поддерживающей культурные связи с Вавилонией (вавилонские астрономы открыли, что затмения повторяются примерно через каждые 19 лет, это знание основывалось лишь на наблюдении – ни Фалес, ни вавилонские астрономы не знали, чем обусловлена цикличность затмений).

Сохранились свидетельства о том, что Фалес ездил в Египет и привез оттуда для греков сведения по геометрии. Вероятно он открыл, как, исходя из наблюдений с двух прибрежных пунктов, определить расстояние до корабля в море, а также как, зная длину тени пирамиды, найти ее высоту. Ему приписывается и ряд других геометрических теорем.

Фалес прославился своим высказыванием о том, что «вода есть наилучшее». По его мнению именно вода была первичной субстанцией, а все остальное образуется из нее, Земля также покоится на воде. Возможно, это абсурдное на наш взгляд положение (которое впрочем следует рассматривать в качестве научной гипотезы) обусловлено тем, что воду легче всего представить во всех трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

О самом Фалесе известно довольно мало, но о его последователях сохранилось значительно больше информации и логично предположить, что многое они восприняли от Фалеса.

АНАКСИМАНДР

Утверждал, что все вещи состоят из единой первичной субстанции, но это не вода и не какая-либо другая известная нам субстанция. Первосубстанция бесконечна, вечна и «объемлет все миры», кстати он считал, что наш мир – лишь один из многих. Первосубстанция превращается в различные известные нам субстанции, а те переходят друг в друга,

В метафизике Анаксимандра важную роль играет понятие «справедливости» - по Анаксимандру земля, огонь и вода должны находиться в мире в некоторой пропорции, но каждый элемент все время стремится расширить свои владения, при этом существует некий естественный закон, который постоянно восстанавливает равновесие (например: там, где был огонь, остается пепел, то есть земля). Из этого же вытекает утверждение о том, что первосубстанцией не может быть ни один из известных нам элементов (стремящихся расширить свои владения) – ведь если бы один из элементов был основным – он бы поглотил все остальные элементы. Таким образом, первичная субстанция нейтральна.

По Анаксимандру существует вечное движение, в ходе которого когда-то произошло образование миров. Землю Анаксимандр представлял в форме цилиндра. Миры возникли не в результате творения (как например в христианской теологии), а в результате развития: живые существа произошли от влажного элемента, выпаренного солнцем, человек произошел от рыб.

АНАКСИМЕН

Последний философ милетской триады. Земля, по Анаксимену – диск, который объемлет воздух, который является главной субстанцией. Душа состоит из воздуха, огонь – разреженный воздух; сгущаясь воздух становиться сначала водой, затем землей, и в конце концов камнем. Эта теория делает все различия между различными субстанциями количественными различиями, зависящими исключительно от степени сгущения.

Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Поставленные милетскими философами вопросы заслуживали внимания, их смелость воодушевила последующих исследователей. Следующая стадия развития греческой философии связана с греческими городами в Южной Италии – она более религиозна и менее научна по своему духу, чем милетская школа.

ПИФАГОР

Пифагор был уроженцем острова Самоса, расцвет его деятельности приходился приблизительно на 523 год до н.э. Во времена Пифагора на Самосе правил тиран Поликрат, правление которого было не по душе Пифагору и он покинул Самос. Есть основания утверждать, что Пифагор побывал в Египте, но в конце концов он обосновался в городе Кретон в южной Италии. В Кретоне Пифагор основал из своих учеников союз, который существовал до тех пор, пока жители города не взбунтовались против Пифагора, и он перебрался в Метапонт (тоже в Южной Италии), где прожил до конца жизни.

Пифагор – одна из самых интересных и загадочных личностей в истории философии: с одной стороны именно с Пифагора начинается математика как доказательный дедуктивный метод, с другой стороны все учение Пифагора пронизано мистицизмом.

Пифагор основал учение, главные положения которой заключались в вере в переселение душ (т.е. душа бессмертна и переселяется в другие живые существа) и греховности употребления в пищу бобов. Философия Пифагора относит все ценности к невидимому единству в Боге и проклинает видимый мир как ложный и иллюзорный, как мутную среду, в которой лучи божественного света преломляются и рассеиваются.

Пифагор проповедовал созерцательный образ жизни, считая наивысшими из живущих людей, посвятивших себя беспристрастной науке. Именно с этим связано увлечение Пифагора и его последователей математикой. Пифагор придал слову «теория» то значение которое оно имеет в наши дни. Теория – первоначально орфический термин (орфизм – реформаторское движение внутри культа Диониса) означавший «страстное и сочувственное созерцание» был понят Пифагором, как созерцание интеллектуальное, к которому мы прибегаем также в математическом познании.

Пифагор открыл связь между арифметикой и музыкой и вообще утверждал, что «все вещи суть числа». Положение, согласно которому сумма квадратов сторон прямоугольного треугольника, прилегавших к прямому углу, равна квадрату третьей стороны было величайшим открытием Пифагора или его ближайших учеников (уже египтяне знали, что треугольник, стороны которого равны 3,4, и 5 является прямоугольным, греки же открыли доказательство общей теоремы).

Математика является главным источником веры в вечную и точную истину. В философии Пифагора причудливым образом смешалась наука и религия: математические объекты, например числа, являются вечными и вневременными, а подобные вечные объекты могут быть истолкованы как мысли Бога. С Пифагора началось сочетание математики и теологии, что было характерно в последующем для греческой религиозной философии, Средневековья и Нового времени вплоть до Канта, для этих философов было характерно сочетание религии и рассуждения, морального вдохновения и логического восхищения тем, что является вневременным – сочетание, которое берет начало от Пифагора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: