Отеческий строй древних Афин. Реформы Солона и Клисфена

Афины в 8-6 вв до н.э. Институты государственности в Афинах сложились позже Пелопоннесса, но Афины постепенно стали важнейшим центром государственности и олицетворением полисной системы. Ее зарождение происходило через трансформацию родовых учреждений, роль военных завоеваний в этом процессе была минимальной. Такой характер становления привел к возникновению развитой социально-политической системы со сплоченным гражданским коллективом – основой демократии. Об этом периоде сохранилось значительное количество письменных источников. Племенная группа афинян говорила на ионийском диалекте. В гомеровские времена население родовых общин, управляемых басилеями и советами старейшин, делилось на 4 филы, каждая из которых состояла из 3 фратрий, а те – из десятков родов.

в 9-8 вв. до н.э. наблюдается разложение родового строя, социальная дифференцияция и появление первых признаков государственности. Рождение полиса началось с Преобладания Афин, расположенных в центре плодородной долины с запасами качественной глины. Вместе с тем город обладал мощными природными укреплениями. Объединение, по преданию, было совершено Тезеем, который уничтожил органы управления во всех родовых поселках, учредил совет басилеев в Афинах, провозгласил культ Афины общеаттическим и учредил Панафинеи. В Афины были перенесены святилища Посейдона (из приморских районов Аттики) и Деметры (Из Элевсина). Постепенно выделилось 3 социальных группы: эвпатриды – родовая знать, геоморы – земледельцы, демиурги –ремесленники. В политической сфере на смену племенному вождю басилею приходитколлегия должностнх лиц-архонтов, а совет старейшин преобразуется в совет Ареопага, состоящий из отслуживших срок архонтов. Все эти должностные лица происходили из родовой знати, но само по себе их появление наносило удар по родовому строю.

В 8-7 вв. решающие позиции захватывают Эвпатриды, они присваивают себе земли бывших соплеменников, которые, лишившись земли, беднели и попадали в зависимость от родовой знати. Укрепление ее значения и консолидация в господствующий слой общества, распоряжение органами управления означало разложение родового общества и вместе с тем заимствование его элементов для выстраивания новой системы. В 621 году архонтом Драконтом была произведена запись действующих правовых мер с включением в законодательство новых законов: отменялось право кровной мести, вводились новые правила судопроизводства, устанавливалось различие между умышленным и непредумышленным убийством, оформлялось право частной собственности, за его нарушение вводилась смертная казнь. Законы Драконта защищали интересы эвпатридов, но положение большинства афинян оставалось весьма тяжелым, так как у них не было земли, и они находились в порабощении, обрабатывая земли богачей, на условиях аренды отдавая 17% урожая. Если аренду не могли выплатить, то попадали целыми семьями в долговую зависимость. Социальные противоречия в Афинах 7 века были очень сильны, и эвпатриды были вынуждены избрать архонтом Солона.

Реформы Солона. Эвпатрид по происхождению, много торговал и знал нужды торговцев и ремесленников. Решил оживлять экономику: совершенствовать земледелие, развивать ремесло, расширять торговлю, способствовать стабильному процветанию среднего класса, а также реформировать политику и привлекать широкие массы к власти. Реформы затронули почти все слои афинского общества.

Экономика Регуляция водоснабжения на территории Аттики, развитие оливководство через разрешение о вывозе из Аттики на продажу, ряд предписаний по посадке деревьев. Законы, поощряющие занятия ремеслом, введение более удобной, чем фидоновская, эвбейской системы весов. Провел борьбу против непроизводительных расходов: запртетил строительство роскошных гробниц и богатые погребения.Реформа в сфере долговых отношений. Кассация долгов, сделанных под заклад земли, запрет на долговую кабалу, ограничение ссудного процента. Все это с одной стороны ослабляло родовую аристократию, с другой- ориентировало крупные хозяйства не на труд соплеменников, а на труд военнопленных рабов.

Социальная сфера. Разделение всего свободного коренного населения Афин на 4 разряда по количеству мер зерна, вина или масла дохода (500 мер - пятисотники, 300 - всадники, 200 – зевгиты, менее 200 – феты). Пятисотники и всадники служили в коннице и избирались на высшие должности, зевгиты – в тяжелой пехоте, феты только могли голосовать в народном собрании. Таким образом, величина частной собственности, а не род, определяет статус. Деление на филы, фратрии и роды сохранилось, но оно потеряло свое значение. Введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников, введение земельного максимума.

Военная сфера. Установление связи военной организации с новым социальным делением, а не с родовым происхождением. Основная военная сила – тяжелая пехота, набираемая из зевгитов. Все это приводит к активизации народного собрания, где теперь обсуждаются государственные дела и принимаются законы. Новый Политическая сфера

Совет из 400 человек по 100 от каждой филы ограничил роль Ареопага, который руководит подготовкой дел для обсуждения на народном собрании, разбирает текущие дела.

Гелиея - новый государственный орган– коллегия судей, включавшая фетов. Проверяет отчеты должностных лиц, разбор конфликтов. Самая демократичная.

Руководство финансовой деятельностью осуществляют казначеи, полеты (сдавали в аренду гоимущество), колакреты (следили за затратами на жертвоприношения). Полицейские функции исполняет коллегия из 11 человек. В целом, такая организация государственной власти, чтобы в нем могли участвовать широкие слои. Это и есть демократия. Солон заложил ее основы, а расцвет придется на 5-4 вв. до н.э.

Тирания. Хотя основы полисной демократии уже заложены, родовая знать - все еще очень сильна. После смерти Солона в 560 г. до н.э. за власть борются три группировки, возглавляемые представителями знатных родов, в итоге побеждают диакрии во главе Писистратом, провозгласившим себя верховным правителем Полиса(560-527).

Внутрення политика Он решил принять меры по укреплению своей власти. Большая часть знатных родов сохранила свои богатства. Обеспечил беднякам льготные ссуды для обеспечения земледельческих работ, учредил разъездные суды, но вместе с тем ввел весьма обременительный10 % налог на урожай. Поощрял занятия ремеслом, при нем на Акрополе начали масштабно строить. Устроил водопровод. Поощрял морскую торговлю и кораблестроение, расцвет чернофигурной керамики. Поощрял литераторов (Анакреонт и Симонид), устраивал общественные празднества, делает культ Диониса государственным, что закладывает основы аттической трагедии и комедии.

Внешняя политика. Стремление к контролю над проливами и продвижению в Причерноморье овладел фракийскими рудниками в Пангее, утвердился на Лемносе и Имбросе. Захватил Сигей. Мильтиад обосновался в Херсонесе Фракийском и поддерживал там интересы Афин. Писистрат дружил с тиранами Наксоса и и Самоса, Фсессалией, Аргосом и Коринфом.

Сыновья Писистрата унаследовали власть после смерти отца, но не смогли ее удержать. В 514 году до н.э. убит Гипарх, а Гиппий усиливает режим, что вызывает недовольство. Знатному роду Алкмеонидов, находящемуся в изгнании во времена писистратидов, удается склонить на свою сторону дельфийский оракул и Спарту. В 510 г. До н.э. они осадили укрепленные Афины, Гиппий сдается и бежит в Персию. Это и стало концом тирании в Афинах. Она была кратковременной, но имела большое влияние. Хотя тираны и заботились лишь о своей власти, они умело лавировали между социальными силами, и это оказало положительное влияние на формирование афинского общества.

Клисфен. Свержение тирании вызвало вспышку внутренней борьбы, в результате которой к власти пришел род алкменидов во главе с Клисфеном. Он подготовил ряд реформ, направленных на окончательное оформление полисного строя. Свои реформы он провел с 508 по 500 г.до.н.э.

Административное деление Аттики. Раньше уходило корнями в социальную структуру (деление на родовые поместья). Клисфен делит на 10 областей (филов), каждая из которых включает 3 района из нескольких демов. Каждый из трех районов филы расположен в различных частях Аттики (город, приморская полоса, внутренняя часть). Родовые коллективы оказались расбросаны по тритям..

В связи с рзвитием торговли и присоединением новых земель в городе возникает сословие метеков – выходцев из других городов, не обладавшими правами афинских граждан, не имевшими участков, но могущими открыть лавку или построить корабль. Клиссфен, чтобы уилисть значение городского демоса, разрешает метекам и отпущенникам владеть землей. Для этого нужны были земли и афиняне в 506 г. до н.э разгромили напавших на них Халкидян и захватилиХалкиды, куда были заселены 4 тыс. безземельных граждан. Получив землю, они обепечили себе доход афинского зевгита.

Все органы управлени комплектовались в соответсвии с новым представительством. Совет 400 был упразднен, вместо него учрежден Совет 500 (по 50 человек от каждой новой филы, внутри которой кандидаты избирались по емам и тритиям. Введены новые должности 10 аподектов (сборщиков взносов) и 10 стратегов (военных руководителей). Новый совет заседал регулярно и занимася текущим управлением. Ареопаг превратился в судебную инстанцию.

Для охраны власти введен остракизм - голосование на черепках против людей, угрожавших государственнму порядку.

Клисфен завершил дело, начатое Солоном, теперь вся общественная структура зиждилась на государственных, а не кровно -родственных началах. Основой нового строя стала частная собственность, территориальный принцип административного деления, использование труда рабов-иноплеменников, вовлечение широких слоев населения в дела госудаственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: