Последний период войны. Поражение Афин

Век Перикла» - институты афинской демократии в сер. 5 в. до н.э.

Как политическая система афинская демократия сформировалась к сер 5 в, то есть во время правления Перикла, и просуществовала до к. 4 в. Перикл (ок. 494 – 429 г. до н.э.) родился в семье аристократов, однако стал сторонником демократии. При нем Афины достигли наивысшего расцвета. Был сформирован флот, отстроен Акрополь. С 444 по 429 г. Перикл был первым стратегом Афин. В 429 г. он умер, вероятно, от эпидемии холеры.

Законодательная власть была представлена Народным собранием (экклесией) и Советом 500 (Буле).
Народное собрание (экклесия). В него могли входить все граждане-мужчины старше 20 лет. В 451 г. при Перикле был принят закон о гражданстве: гражданином является только тот, чьи родители – граждане и состоят в законном браке. Участие в НС было правом, но не обязанностью, кворума не было, за исключением особо важных вопросов, решаемых не менее 6 тыс. человек. Основной принцип демократии – свобода выбора. Ты можешь не участвовать в обсуждении закона, но если его приняли, то выполнять ты его обязан. НС заседало 40 раз в год, но могли устраиваться чрезвычайные созывы. Повестку дня формировал Совет, НС принимало законы, решения о начале и конце войны.
Совет 500 (Буле). Каждая из 10 фил выдвигала определенное количество кандидатов, затем жребием выбирались по 50 чел от филы на годовой срок. Представители каждой филы по очереди были дежурными и формировали повестку. Исходя из повестки, принималось предварительное решение, которое выносилось на НС. Совет работал ежедневно, кроме праздников. Совет контролировал финансы, военную сферу, международные отношения и религию. Члены Совета получали жалование.

Исполнительная власть была представлена магистрат ами. Особенности. 1 Коллегиальность (за определенную сферу жизни отвечала коллегия из 10 магистратов, по челу от филы). 2. Выборность. Магистраты избирались жеребьевкой из всех граждан старше 30 лет. Но военные должности выбирались прямым голосованием. 3. Отчетность. Магистрат обязан отчитаться перед тем, как покинуть свою должность. 4. Краткосрочность. Магистраты выбирались на 1 год без возможности повторного выбора. Так боролись с коррупцией. 5. Оплачиваемость.
Особое значение было у коллегии 10 стратегов, которые командовали армией в военное время. Стратегом можно было быть больше 1 раза (Перикл 15 лет им был).

Финансы. Основные доходы шли от портовых и рыночных пошлин, сдачи в аренду общественного имущества. На деньги фороса – взносов от членов 1ого афинского морского союза был построен афинский флот. Казна города хранилась в опистодоме Парфенона.

Традиционные органы. Афиняне берегли традиционные институты государственности и не отменяли их. Это были Коллегия архонтов и Ареопаг.
Коллегия архонтов. Состояла из 9 человек. Эпоним, по имени которого назывался год, заботился о семейных делах граждан. Басилей занимался религиозными праздниками. Полемарх изначально отвечал за военную сферу, затем переключился на метеков и иностранцев. Еще 6 фесмофетов записывали и хранили законы, контролировали суд. До 487 г. архонтов избирали, затем назначали по жребию. После истечения срока архонты входили в Ареопаг.
Ареопаг. Изначально исполнял роль Совета, но с 462 г. большая часть его полномочий перешла к Народному собранию и гелиее. Тогда он стал заниматься дела по предумышленным убийствам и религиозным вопросам. Членство в Ареопаге пожизненное, он рассматривался как хранитель традиций Афин.

Гелиея – суд присяжных, созданный Солоном в 6 в. до н.э. Гелиастом (судьей) мог быть гражданин старше 30 лет с хорошей репутацией. Каждый год назначались 6 тыс. судей. Прокуроров и адвокатов не было. Список судей на каждый день выбирался с утра жеребьевкой, что исключало возможность подкупа.

Остракизм – суд черепков. Раз в год на черепках в народном собрании писали имена представляющих угрозу порядку людей. Если кто-то набирал больше 6 тыс. голосов, его выгоняли на 10 лет из Аттики.

10. Пелопоннесская война (431 – 404 гг. до н.э.) и ее последствия.
В 431 году до н.э. Пелопонесский союз во главе со Спартой объявил войну Афинам. Спарта обладала войском в 60 тыс. гоплитов, Афины – 30 тыс., но у Афин еще было 300 быстроходных триер. Выделяют 3 периода войны:

Архидамова война 431 - 421 гг. до н.э.

Сицилийская экспедиция 415 – 413 гг. до н.э.

Декелейская война 413 – 404 гг. до н.э.

Особенности войны. Она велась одновременно в разных областях (в Аттике, Пелопоннесе, Сицилии). Эта война стала одной из самых продолжительных, ожесточенных и разрушительных в истории Греции.
Весной 431 г. до н.э. отряд 300 фиванцев напал на союзника Афин г. Платеи. Однако платейцы их разгромили и казнили.

Архидамова война (431 – 421 г).
Спартанцы решили вторгнуться в Аттику, поход возглавил царь Архидам, в честь которого назван поход. Спартанцы опустошали Аттику, но местные жители не пострадали, Перикл своевременно эвакуировал всех в укрепленные безопасные места. Пелопоннесцы не смогли спровоцировать афинян на открытое сражение и покинули Аттику из-за нехватки еды. Афиняне же отправили эскадру в 100 кораблей с Периклом к Пелопоннесу, в Мегариду, и разорили ее.
В 430 г. до н.э. пелопоннесцы с Архидамом снова вторгаются в Аттику. Вспыхнула эпидемия холеры, занесенная с востока. Афиняне несли большие потери, падал и их воинственный настрой. Пелопоннесцы, боясь заразиться, покинули Аттику.
В 429 г до н.э. Перикла снова избирают стратегом, но он заболел и умер. Афинам удалось взять г. Потидеи.
В 428 г. спартанцы в третий раз опустошают Аттику. Аристократы Митилены на о. Лесбос восстали против Афин, но спартанцы не успели им помочь. Начался голод и народ заставил правителей сдать город Афинам.
Демосфен с 30 кораблями афинян поплыл воевать против этолийев, но неудачно. Пришлось вернуться обратно в Афины.
В 425 г. спартанцы снова вторгаются в Аттику. Демосфен укрепился с афинянами в Пилосе. В сражении спартанцы проиграли и отправили в Афины предложение заключить перемирие. Но афиняне отказались, к ним приплыл Клеон с подкреплением. В плен были взяты 300 спартанцев. Афины заявили, что при вторжении пелопоннесцев в Аттику пленных убьют.
Неудачи Афин продолжались. В 424 г. спартанцы открыли новый театр военных действий во Фракии. Так поступить придумал молодой спартанский полководец Брасид. Он рассчитывал привлечь там на свою сторону недовольных афинских союзников. Афины доверили защищать себя стратегу Фукидиду (тому самому, который историком в итоге стал), но Фукидид опоздал на защиту г. Амфиполя, Брасиад его взял раньше.В 424 было заключено годовое перемирие Афин и Спарты. В 422 г. Клеон убедил афинян продолжить сражение во Фракии. Однако Брасид его, как обычно, победил. Оба полководца после сражения умерли, снова начались мирные переговоры, закончившиеся Никиев ым (от афинян его заключал Никий) мир ом в 421 г. Война считалась законченной, все споры отдавались на решение суда, пленные возвращались домой.

Сицилийская экспедиция (415 – 413).
У Аргоса истекал договор о нейтралитете со Спартой. Коринф, входивший в Пелопоннесский союз, но недовольный перемирием, заключил оборонительный союз с Аргосом против Спарты. Спарта же заключила союз с Беотией, бывшей в Аттике, в 420 г. В этом же году афинян сторонник войны Алкивиад стал стратегом. Ему противостоял Никий, не хотевший войны. Алкивиад хотел захватить плодородную Сицилию. В 415 нашелся повод – послы Эгесты просили помочь против Селинута и Сиракуз. Сиракузам помогла Спарта, Афины потерпели катастрофическое поражение, потеряли весь флот и почти всю армию.

Декелейская война (413 – 404 г).
Алкивиад перебежал в Спарту и посоветовал им захватить Декелею, чтобы оттуда совершать набеги.
Но потом Алкивиад обещает вернуться в Афины и добиться помощи персов, если в Афинах свергнут радикальную демократию. В 411 г. софист Антифонт стал идеологом переворота. Была установлена олигархия, пытавшаяся заключить мир со Спартой. Но Фрасибул и Фрасил объявили демократию высшей ценностью и установили контроль над войсками. В этот момент Эвбея восстала и отдалась Спарте. Афиняне пытались ее отстоять, но проиграли. Управление Аттикой передали 5 тыс. гражданам 1ых 3х классов, было решено вернуть Алкивиада.

Алкивиад решил возвращаться с победами. Ему удалось победить при Абидосе, у Кизика и вернуть Халкедон и Византий. В 410 в Афинах восстановили демократию. Алкивиад поплыл покорять Ионию. Персидский царь Кир помогал спартанскому полководцу Лисандру, на его деньги строился пелопонесский флот. У г. Фокеи афиняне проиграли, обвинили Алкивиада, избрали нового стратега. Когда афинский флот стоял у р. Эгоспотамы, корабли были вытащены на берег, моряки разошлись, тут-то Лисандр со спартанцами и напал. Афиняне потеряли последние силы, почти всех соперников. Лисандр поставил декархии (советы десяти) во всех афинских городах. В 405 г. Афины были блокированы и сдались.

Условия мира. 1. Роспуск Афинского морского союза. 2. Скопать оборонительные стены Афин. 3. Доуничтожить флот. 4. Заменить демократию аристократией. 5. Вернуть в Афины всех изгнанников – бывших врагов демократии.

11. Крушение гегемонии Спарты в Элладе в IV в. до н. э.
По результатам Пелопоннесской войны, начиная с 404 года до н. э., в Греции устанавливается период так называемой «спартанской гегемонии». Большинство полисов вынуждено подчиниться Спарте, как самой могущественной эллинской державе. Повсюду, при поддержке Спарты, к власти приходят про-спартанские олигархические партии. Города, не подчиняющиеся лакедемонской гегемонии или восстающие против нее, обеспечивают себе спартанские карательные военные операции против них, в результате чего многие из них были уничтожены. В большинстве городов-государств были расквартированы спартанские гарнизоны. Это вызывает недовольство во многих греческих полисах. В Афинах про-спартанская олигархическая партия была свергнута через год, после поражения в войне (в 403 г. до н. э.), и с тех пор Афины всячески поддерживали большинство анти-лакедемонских выступлений в Элладе.

В декабре 379 г. до н. э. в беотийских Фивах, при поддержке Афин, произошел анти-спартанский демократический переворот. Сторонники олигархической партии были перебиты, убит был также и ее лидер Леонтиад. Спартанский гарнизон, осажденной в Кадмее (крепость в центре Фив), вскоре вынужден был сдаться. Началась война союза Фив и Афин со Спартой и Пелопоннесским союзом, в ходе которой Фивы объединили Беотию в восстановленный древний Беотийский союз, и уничтожили большую часть военных сил Спарты в битве при Левктрах в 371 г. до н. э. Последующее вторжение фиванцев в обескровленный Пелопоннес привело к отделению Мессении от Спарты и распаду «про-спартанского блока».

Война кончилась лишь в 362 г. до н. э. Разоренная и обескровленная Спарта навсегда потеряла статус великой державы. Эпоха гегемонии Спарты в Элладе сменилась эпохой гегемонии Фив Беотийских. Разрозненные греческие полисы были разорены и ослаблены долгими и изнурительными войнами, чем можно объяснить быстрое покорение Греции македонянами через три десятка лет.
12. Объединение Греции под властью Македонии. Филипп и Демосфен

Еще с V в. до н. э. на севере современной Греции появляется Македонское царство, со столицей в Пелле. В греко-персидских войнах оно выступало на стороне Персии, в Пелопоннесской – на стороне Спарты.
В 359 г. до н. э. к власти в Македонии приходит царь Филипп II. Покорив многочисленные племена пеонов и фракийцев, он укрепил свою власть и расширил территорию Македонии, присоединив к ней Фракию и эгейские прибрежные греческие полисы. В 338 г. до н. э. он разбил объединенную армию греческих городов-государств в битве при Херонее в Беотии, после чего большая часть материковой Эллады (кроме Спарты) признала гегемонию Филиппа. Но царь не установил прямого управления над Элладой, боясь реваншистско-сепаратистских настроений греков, а объединил ее в подконтрольный ему Коринфский союз.

В то время в большинстве греческих полисов существовали как про-македонские, так и анти-македонские партии. Одним из виднейших противников Филиппа, а позднее и Александра был афинский оратор Демосфен (384 – 322 гг. до н. э.). С ранних лет он прослыл знатоком ораторского искусства. Еще до войны с Македонией, он убеждал афинян в угрозе, исходящей от них. Именно он убедил соотечественников на участие в битве при Херонее.

В 336 г. до н. э. был убит Филипп II, и новость об этом, облетевшая всю Элладу, сподвигла Фивы и Афины вновь объединиться в борьбе за независимость. Но взявший власть в свои руки, молодой сын Филиппа Александр III (Великий) разбил союзников, сравняв с землей Фивы (335 г до н. э.). Лишь бывший в милости у Александра афинский оратор Демад, противник Демосфена, смог спасти свой родной город от подобной участи.

13. Греческий классический полис: основные типы социальной и политической структуры, формы собственности.
Полис — форма государства, представлявшая собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, а также социально-экономическая организация при которой эти землевладельцы и ремесленники будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Примерно соответствует современному понятию «свободное народное государство» и является антагонистом «деспотии».

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, рабы.

Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (монархия была типична для греческих полисов в период архаики) и др. В демократических полисах власть принадлежала народному собранию, в аристократических — совету знати, в олигархических — цензовому собранию. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания, совета и магистратов (стратеги, полемархи; аристократические магистраты — басилевсы, архонты; народные уполномоченные — агораномы), правосудие осуществляли выборные суды вооружёнными силами являлись армии набираемые из всех граждан. Решения народа, совета и судов, приказы магистратов и армейских командиров носили обязательный характер, при этом сами граждане обладали личной, экономической и политической свободой. В связи с тем что законотворчество и правосудие осуществляли не профессиональные юристы, а выборные из народа люди, правом полиса являлось народное правосознание, наиболее важные положения которого были оформлены как писаные законы, при этом в отличие от обычаев все положения народного правосознания имело обязательную силу для граждан и должностных лиц. В некоторых полисах за отправление должностей членов советов, судей, магистратов и армейских командиров полагалось жалование. Пример: люди, занимающие общественные и государственные должности в Афинах, стали получать жалование только с середины V в. до н. э.
14. Александр Македонский: судьба и деяния
Александр родился в 356 г. до н. э. в семье Филиппа II, царя Македонии, и его жены Олимпиады, дочери эпирского царя.

При вступлении на трон Александр (336 г. до н. э.) первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с другими возможными соперниками. Как правило, они обвинялись в заговоре и действиях по заданию Персии. Знать и македонский народ Александр привлек на свою сторону отменой налогов. При этом казна после правления Филиппа была практически пуста, а долги достигали 500 талантов. Расправившись с оппозицией в Македонии и Элладе, он назначил Антипатра своим наместником в Европе и оставив ему 12 тысяч пехотинцев и 1500 конных, ранней весной 334 г. до н. э. во главе соединённых сил Македонии, греческих городов-государств (кроме Спарты, отказавшейся от участия) и союзных фракийцев выступил в поход против персов. Момент для начала кампании был выбран очень удачно, поскольку персидский флот всё ещё находился в портах Малой Азии и не мог препятствовать переправе армии. В мае он переправился через Геллеспонт в Малую Азию в районе местоположения легендарной Трои. По преданию, подплывая к другому берегу, Александр метнул в сторону Азии копьё, что символизировало, что всё завоёванное будет принадлежать царю.
В битве при Гранике, что у Трои, в 334 г. до н. э., отряды персидских сатрапов (наместников), преимущественно конные (числом до 20 тысяч), были рассеяны, персидская пехота разбежалась, а греческие гоплиты-наёмники были окружены и истреблены (2 тысячи взято в плен). Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю. Комендант города Сарды Митрен сдал город несмотря на то, что он был прекрасно укреплён, а расположенная на горе цитадель и вовсе была практически неприступна. Благодаря этой измене Александр без боя заполучил одну из самых сильных крепостей в Малой Азии и богатейшую казну. В благодарность царь ввёл Митрена в своё ближайшее окружение, а вскоре назначил сатрапом Армении. Жители Эфеса также сдали город без боя: перед приходом Александра они свергли про-персидскую верхушку и восстановили у себя демократию. На место персидских сатрапов Александр назначал македонцев, греков или, как в случае с Митреном, лояльных лично ему персов. В течение 334 до н. э. и до осени 333 до н. э. Александр покорил всю Малую Азию.
Едва выйдя за пределы Малой Азии из Киликии, Александр под Иссами столкнулся в сражении с персидским царём Дарием III в ноябре 333 до н. э. Местность благоприятствовала Александру, огромное войско персов оказалось зажатым в узкой теснине между морем и горами. Битва при Иссе завершилась полным разгромом Дария, сам он бежал с поля боя, бросив в лагере семью, которая досталась в качестве приза македонянам. Македонские отряды захватили в Дамаске часть сокровищ персидского царя и много знатных пленников.

Победа при Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром. Из городов Финикии только неприступный Тир, расположенный на острове, отказался признавать власть Александра. Однако в июле 332 до н. э. после 7-месячной осады неприступный город-крепость пал после штурма с моря. С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать, и Александр мог беспрепятственно получать подкрепления по морю.
Египет, вооружённые отряды которого были уничтожены в битве при Иссе, был сдан без всякого сопротивления. Александр не касался местных обычаев и религиозных верований, в целом сохранил систему управления Египтом, поддержав её македонскими гарнизонами. В Египте Александр пробыл полгода с декабря 332 до н. э. по май 331 до н. э. Там он основал город Александрию, который вскоре стал одним из главных культурных центров древнего мира и крупнейшим городом Египта (в настоящее время второй по величине город Египта). Впервые Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу, главному богу (чтобы получить признание в Египте как царь, Александр принял египетскую традицию, согласно которой восхождение фараона на престол считалось подтверждением его происхождения от верховного божества).

Укрепившись достаточно на завоёванной территории, Александр решил углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии, где персидский царь Дарий успел собрать новую огромную армию.
Летом 331 до н. э. Александр форсировал реки Евфрат и Тигр и оказался на подступах к Мидии, сердцу Персидской державы. На большой равнине (на территории совр. Иракского Курдистана), специально подготовленной для действия больших масс кавалерии, македонян поджидал царь Дарий. 1 октября 331 до н. э. состоялось грандиозная битва при Гавгамелах, в ходе которой войска персов и подвластных им народов были разбиты. Царь Дарий, как и в предыдущей битве, бежал с поля боя, хотя его отряды ещё сражались, и исход сражения был вовсе не определён.

Александр двинулся к югу, где древний Вавилон и Сузы, одна из столиц Персидской империи, открыли ему свои ворота. Персидские сатрапы, потеряв веру в Дария, стали переходить на службу к царю Азии, как стали называть Александра.

Из Суз Александр через горные переходы направился к Персеполю, центру исконно персидской земли. После неудачной попытки прорваться с ходу Александр с частью своего войска обошёл отряды сатрапа Персии Ариобарзана, и в январе 330 до н. э. Персеполь пал. Македонская армия отдыхала в городе до конца весны, а перед уходом дворец персидских царей был сожжён. По знаменитой легенде пожар организовала гетера Таис Афинская, любовница военачальника Птолемея, подзадорив пьяную компанию Александра с его друзьями.

В мае 330 до н. э. Александр возобновил преследование Дария, сначала в Мидии, а затем в Парфии. В июле 330 до н. э. царь Дарий был убит в результате заговора своих военачальников. Бактрийский сатрап Бесс, убивший Дария, назвал себя новым царем Персидской империи под именем Артаксеркс. Бесс пытался организовать сопротивление в восточных сатрапиях, но был захвачен соратниками и выдан Александру в июне 329 до н. э.

Став властителем Азии, Александр перестал смотреть на персов как на покорённый народ, пытался уравнять победителей с побеждёнными и соединить их обычаи в единое целое. Принятые Александром меры вначале касались внешних форм вроде восточных одежд, гарема, персидских придворных церемоний. Впрочем, он не требовал их соблюдения от македонян. Александр пытался править персами так, как их прежние цари. В историографии не существует единого мнения о титулатуре Александра — принятием титула «царь Азии» новый царь либо мог указывать на преемственность своего государства с империей Ахеменидов, либо же, наоборот, мог подчёркивать противоположность новой державы и Персии, поскольку не использовал такие титулы Ахеменидов, как «царь царей» и другие.

Первые жалобы на Александра появились к осени 330 до н. э. Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром.
В Согдиане Александр основал город Александрию Эсхата (совр. Худжанд), в настоящее время второй по величине город Таджикистана. В Бактрии на древних развалинах заложил город Александрию в Арахосии (совр. Кандагар), в настоящее время второй по величине город Афганистана. Там же в Бактрии зимой 328/327 до н. э. или летом 327 до н. э. Александр женился на Роксане, дочери местного вельможи (возможно, сатрапа) Оксиарта. Этот союз позволил привлечь местную аристократию на сторону царя. После свадьбы, закрепившей македонское господство в Бактрии и Согдиане, царь начал подготовку к походу в Индию.
Поход в Индию столкнул уставшую от бесконечного похода македонскую армию с болезнями, а трудность ведения войны в непривычных македонянам и грекам природных условиях только ухудшали ситуацию. Яростное сопротивление местного населения, а также тяжелое ранение Александра, вынудило его отправляться назад. Летом 325 до н. э. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль океанского побережья. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее сражений — в дороге от зноя и жажды погибло множество македонцев.
В марте 324 до н. э. Александр вступил в город Сузы (на юге Ирана), где он и его армия предались отдыху после 10-летнего военного похода. Обеспечив себе владычество над завоёванными землями, Александр приступил к окончательному устройству своей непрочной империи. Первым делом он разобрался с сатрапами на местах, казнил многих за плохое управление.

Одним из его шагов по направлению к созданию единого государства из разнородных по культуре подданных была грандиозная свадьба, на которой он взял в жёны Статиру, старшую дочь царя Дария, захваченную в плен после битвы при Иссе, и Парисат, дочь персидского царя Артаксеркса III.Своих друзей Александр также одарил жёнами из знатных персидских фамилий. А всего, по свидетельству Арриана, до 10 тысяч македонян взяли себе жён из местных, все они получили подарки от царя.

Серьёзная реформа произошла в армии: была подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга численностью в 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. э., когда простые солдаты обвинили царя чуть ли не в предательстве. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца, кроме Александра.

В феврале 323 до н. э. Александр остановился в Вавилоне, где стал планировать новые завоевательные войны. Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе угадывалась экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства. Но его планам не суждено было сбыться: в 323 до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках
15. Греко-восточные царства эпохи эллинизма. Монархия и полис в Египте и Сирии.
Из-за того, что Александр не назначил наследников перед смертью, его империи было суждено недолго просуществовать. Империя Александра фактически распалась уже в 321 до н. э. после гибели регента Пердикки в столкновении со своими бывшими соратниками. Эллинистический мир вступил в полосу войн диадохов, закончившуюся со смертью последних «наследников» в 281 до н. э. Все члены семьи Александра и близкие к нему люди стали жертвами борьбы за власть. Были убиты сводный брат Александра Арридей, который некоторое время был царём-марионеткой под именем Филиппа III; мать Александра Олимпиада; сестра Александра Клеопатра. В 311 до н. э. сын Александра от Роксаны, Александр IV, был убит в 14-летнем возрасте вместе с матерью диадохом Кассандром; тогда же диадох Полиперхон убил и Геракла, сына Александра от наложницы.

После битвы при Ипсе (301 г. до н. э.) окончательно обозначились три крупных эллинистических царства: Египет, где правили потомки полководца Птолемея – Птолемеи, Сирия, где правили потомки Селевка – Селевкиды, и Македония, где правили Антигониды.
Изначально, крупнейшим царством была Сирия, которая включала в себя Левант, собственно Сирию, Месопотамию, Великую Армению, Киликию, Персию, Мидию, Согдиану, Бактрию, а также большую часть юго-восточной Малой Азии.
Селевк был выдающимся администратором и просвещенным правителем. Он основал до 75 городов, в числе которых насчитывалось 16 Антиохий (по имени его отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей; другие города были названы по имени Александра, македонских или греческих городов, или в память военных побед.

Большинство основанных Селевком городов пользовались самоуправлением, подобно греческим, но были области, в которых население платило дань племенным князьям. Селевкия на Тигре была главным торговым центром на пути, соединяющем Средиземное море с Индией. Западная часть Малой Азии также принадлежала Селевкидам, за исключением Вифинии, Пергама и некоторых других областей и городов. К числу главных городов этой части монархии принадлежали Лампсак и Смирна. Селевкиды были продолжателями Александра Великого в деле эллинизации Азии. С течением времени противодействие греческих элементов населения азиатскому режиму привело к тому, что сирийская монархия распалась на ряд городских общин и утратила свое могущество.
Египет достался Птолемею I (правил в 323 — 283 до н. э.), который провозгласил себя царём в 305 году до н. э. Основанная Птолемеем династия правила Египтом до самого его завоевания римлянами.
Птолемея I принято характеризовать как умного талантливого политика. На это указывает и то, что он единственный из диадохов умер естественной смертью. Он объявил, что Александр Македонский — покровитель его рода, подтверждением чему служил тот факт, что Александр был захоронен в Александрии. Культ Александра распространился по всему Египту. Затем, в 270 году до н. э. умерла жена Птолемея II — Арсиноя II, — которая вскоре была обожествлена. Последующие правители становились богами уже при своей жизни, вскоре после восшествия на престол. Этот культ, во-первых, был унаследован от Древнего Египта, а во-вторых, сознательно укреплялся династией Птолемеев, чтобы доказать свою легитимность и усилить власть. При сыне Птолемея I Птолемее II (правил в 283—246 годах до н. э.) Египет возвысился и достиг наибольшего могущества при Птолемее III (правил в 246—222 годах до н. э.). Державе Птолемеев принадлежали Киренаика, Кипр, Палестина, Южная Сирия, западная часть Малой Азии, побережье Фракии и Геллеспонта, острова Эгейского моря.
В Эллинистическом Египте, в отличие от Державы Селевкидов, полисы не играли значительной роли. Во всём государстве их было лишь три: Александрия, Навкратис (старая греческая колония) и Птолемаида (основана Птолемеем I). В то же время значимы были древние египетские города, хотя и не имевшие самоуправления: Мемфис, Фивы, Гермополь, Гераклеополь и другие. Полисы не принадлежали к хоре и не входили в управление нома. Граждане полиса составляли городскую общину и объединялись в филы и демы, подобно тому, как это было в Греции. В Навкратисе и Птолемаиде они избирали совет города и некоторых должностных лиц. В Александрии, так как она была столицей, городского совета не было. Это был город огромного числа национальностей: здесь жили македоняне, греки, фракийцы, критяне, иранцы, выходцы из Малой Азии, иудеи, сирийцы и египтяне. Последние были лишены каких-либо политических прав. Остальное же население объединялось по этническому признаку в политевмы — способ управления государством, политический принцип; управление государством; государственное устройство), независимые друг от друга и подчинявшиеся лишь царской администрации. Степень их самоуправления была неодинаковой.
В продолжение эллинистического периода Египет теряет свою культурную самобытность и постепенно вливается в общеэллинистический мир, становясь его неотъемлемой частью. Главным научно-культурным центром этого периода становится Александрия, а её ядром была известная Александрийская библиотека (крупнейшая в эллинистическом мире), образовавшаяся на базе Мусейона и объединявшая, наряду с Пергамской, виднейших учёных и писателей той эпохи. В двух этих библиотеках складывались подчас совершенно различные научные школы, соперничавшие между собой.
Монументальное искусство Древнего Египта осталось в далёком прошлом. Однако и в эллинистическую эпоху было построено несколько поразительных строений. Главным из них является Фаросский маяк — одно из «семи чудес света». Маяк был построен архитектором Состратом Книдским около 280 года до н. э. на острове Фарос, чтобы освещать кораблям вход в гавань, и своей высотой превышал 100 метров. Возможно, это был первый маяк в истории человечества и вне сомнения, это было величайшее создание античного мира. Строение простояло полторы тысячи лет, а затем было разрушено.
16. Греческий театр и великие драматурги Эллады.

В основу греческой драмы (буквально «действие») легли древние обрядовые игры, связанные с культом бога Диониса. Театрализованные шествия с пением посвященных этому богу гимнов (дифирамбов) дали развитее драматическому диалогу и сценическому движению. Согласно Аристотелю, из дифирамбов выросла греческая трагедия, а из весёлых фаллических песен, исполняемых сельской процессией (комосом), - комедия.

Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства, занявшим особое место в жизни древних греков. В архаический период театральные представления давались в разных местах, в V в. до н. э. появляется специально предназначенная для сценических действий площадка. Как правило, она выбиралась у подножия пологого холма, склоны которого обрабатывались в виде каменных ступенек, на которых рассаживались зрители (места для зрителей назывались театрон от слова т е аомай — смотрю). Ступени располагались полукругом, разделялись на ярусы, возвышающиеся друг за другом, и сектора, разделенные проходами, как на современных стадионах.

Само сценическое действие проходило на утрамбованной круглой площадке, впоследствии вымощенной мраморными плитами и называемой орхестрой. В центре орхестры находился жертвенник Дионису. На орхестре выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась палатка, где актеры переодевались, откуда они выходили на публику. Эта палатка называлась скена. Впоследствии вместо небольшой и теряющейся на фоне обширной орхестры палатки для переодевания стали строить постоянное высокое сооружение, на выступающей к зрителям стене которого рисовались декорации, изображавшие, как правило, фасад дворца, храма, крепостные стены, городскую улицу или площадь.

Сценическое действие разыгрывалось как диалог между одним актером и хором. В V в. до н. э. на сцену были введены еще два актера, и сценическое действие усложнилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в масках, которые покрывали не только лицо, но и голову. Маски изображали людей самого различного типа, возраста, общественного положения, даже передавали душевное состояние и нравственные качества. Меняя маски, один актер мог по ходу действия играть несколько разных ролей, правда, маска лишала возможности видеть мимику актера, но данное обстоятельство компенсировалось его выразительными телодвижениями. Мифологические герои или боги изображались значительно более крупными, чем обыкновенные люди, для этого актеры надевали специальную обувь с высокими подошвами-котурнами, носили высокий головной убор и подкладывали под одежду прокладки, чтобы казаться мощнее. Они играли в длинных одеяниях, в которые, по преданию, облачались в древности цари и жрецы.

Греческие театры были рассчитаны практически на все население города и насчитывали несколько десятков тысяч мест. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, знаменитый театр в Эпидавре — 20 тыс. мест. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые «театральные деньги», который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли купить театральные билеты. И этот фонд не трогали даже при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.

В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых ставились животрепещущие вопросы современной жизни. Поскольку в театрах присутствовала обычно большая часть гражданского населения, зрители бурно одобряли или порицали автора. Греческие драматурги попадали, таким образом, в центр внимания своего полиса, и это, естественно, стало мощным стимулом для их творчества. V в. до н. э.— время необычайного расцвета классической греческой драматургии, появления титанов греческой и мировой литературы, великих трагиков Эсхила, Софокла и Эврипида, автора бессмертных комедий Аристофана. Их творчество знаменовало новый этап в мировом литературном процессе.

Отцом греческой трагедии считается Эсхил из Элевсина (525—456 гг. до н. э.). Эсхилу приписывали создание 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные — «Персы» (472 г. до н. э.), «Прикованный Прометей» (470 г. до н. э.) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э.), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды». Сюжетами трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов. Только в «Персах» речь шла о реальных событиях — победе греков над персами в морской битве при Саламине. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, вносит новые сюжетные линии, наполняет рассказ идеями своего времени. Эсхил отражает в своих произведениях торжество полисного порядка и его идеологии, он прославляет мужество, волю, патриотизм греков, противопоставляя им высокомерие и чванство восточного деспота Ксеркса в трагедии «Персы», он воспевает бесстрашие героев, ради людей готовых поспорить с самими богами, торжество цивилизованной жизни в «Прикованном Прометее» и вместе с тем в самых мрачных красках рисует деспотизм и тиранию Зевса. В трилогии «Орестея» его творчество пронизано философскими рассуждениями о смысле человеческого существования, отношениях людей и богов. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе. Здесь нет места тем тягчайшим преступлениям, которыми насыщена предшествующая дополисная эпоха. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

В творчестве Софокла из Афин поднимаются важнейшие вопросы бытия (496— 406 гг. до н. э.). Софокл, по преданию, написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Среди них самыми знаменитыми стали две: «Царь Эдип» (429— 425 гг. до н. э.) и «Антигона» (442 г. до н. э.). В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. В образах фиванского царя Эдипа и его дочери Антигоны Софокл намечает свое решение этой темы. Эдип — мудрый, добродетельный и справедливый царь, любимый своим народом, но тем не менее он игрушка в руках могущественных богов. Боги судили ему вести преступную жизнь: убить своего отца, жениться на матери и родить странные существа, которые были ему детьми, но вместе с тем и братьями. Пророчество сбывается, хотя Эдип, кажется, сделал все, чтобы его отвратить. И когда наступает жестокое прозрение, Эдип не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов. Он сломлен, но не раздавлен. Он бросает вызов богам. Ослепив себя, он уходит из Фив и скитается по Греции, стремясь очиститься от наложенного роком преступления. Ушедший из мира, старый и больной, но не сломленный нравственно Эдип достигает духовного очищения, находит последнее пристанище в предместье Афин Колоне, становится героем-покровителем Колона. Эдип силой своего страдания сумел преодолеть тяжелые удары судьбы, намеченной богами, и тем победил их. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельности его сил, возможности противостоять неотвратимой судьбе.

В творчестве Эврипида с Саламина (480—406 гг. до н. э.) греческая драма обогатилась новыми достижениями. Наиболее прославленной пьесой Эврипида, в которой отразилось его новаторство, является знаменитая «Медея», поставленная в 431 г. до н. э. В пьесе речь идет о страшной мести Медеи, дочери колхидского царя, которую предводитель аргонавтов Ясон увез из Колхиды в Грецию и здесь бросил на произвол судьбы, вступив в выгодный брак с дочерью коринфского царя. Оскорбленная до глубины души вероломством Ясона, которому она помогла добыть золотое руно, которого спасла от гибели ценой смерти своего брата, ради него оставила свою страну, Медея вынашивает планы жестокой мести. Совершенно неожиданно для себя самой Медея приходит к мысли об убийстве своих детей от Ясона. Эврипид психологически тонко фисует страшное смятение чувств любящей матери и жестокой мстительницы. В этой пьесе Эврипид разрабатывает несколько принципиально новых художественных приемов. Образ Медеи дан в развитии — любящая жена, нежная мать превращается в ненавидящую своего мужа женщину и убийцу своих собственных детей. Человек у Эврипида меняется внутренне, его раздираемая противоречивыми страстями душа страдает, и какая из этих страстей одержит верх, к каким страшным последствиям это приведет, человек и сам не знает. Непредсказуемый результат борьбы страстей в душе человека и есть его судьба. В творчестве Эврипида получила разработку замечательная художественная идея об исследовании внутреннего мира человека, бушующих там низменных и высоких страстях. Подобная трактовка образов стала художественным открытием Еврипида и оказала огромное воздействие на последующие судьбы греческой и мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Еврипида (из 92), т. е. больше, чем пьес Эсхила и Софокла вместе взятых.

В целом творчество афинских трагиков V в. до н. э. стало замечательным художественным открытием древнего мира, определило многие направления дальнейшего движения мировой литературы.

Большой популярностью пользовался и жанр комедии. Комедия родилась из непринужденных, иногда очень вольных карнавальных песен и плясок во время веселых сельских праздников в честь бога Диониса — сельских Дионисий. Наиболее благоприятные условия для создания комедий сложились в демократических Афинах, где допускалась большая свобода критики как отдельных лиц, так и законов и учреждений. К тому же публичный характер заседаний Народного собрания, Совета 500, коллегий должностных лиц давал авторам комедий богатый материал. Так как во второй половине V в. до н. э. политические проблемы стали центральными в общественной жизни афинского государства, активно и открыто обсуждались широкими массами гражданства, то в ранних афинских комедиях стали преобладать политические сюжеты.

Политическая комедия достигла своего высшего расцвета в творчестве великого афинского драматурга Аристофана (445— 388 гг. до н. э.). Сохранилось 11 комедий, в которых он дает описание самых различных слоев населения, поднимает многие злободневные проблемы афинского общества: отношение к союзникам, вопросы войны и мира, коррупции должностных лиц и бездарности полководцев. Он высмеивает глупость некоторых решений Народных собраний, краснобаев-софистов и философа Сократа, заседательскую суету и любовь к сутяжничеству, говорит о неравномерном распределении богатств и трудной жизни афинских земледельцев. Аристофан не ставил в своих комедиях глубоких философских вопросов, как великие трагики, но зато он дал реалистическое описание многих сторон афинской жизни, его комедии являются ценным историческим источником эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: