Характеристика личности подзащитного играет очень важную роль в защитительной речи. Она позволяет вскрыть морально-этические и социально-психологические механизмы поведения подзащитного, помогает суду и всем присутствующим в зале по-новому взглянуть на те или иные обстоятельства данного дела.
Центральное место в характеристике личности подзащитного занимает анализ мотивов совершенного преступления или обоснование отсутствия таких мотивов.
Эту мысль ярко и образно выразил Ф. Н. Плевако в защитительной речи по делу Н. А. Лукашевича, обвиняемого в убийстве мачехи:
«Опьяняют душу человеческую не одно вино. Опьяняют еще и страсти: гнев, вражда, ненависть, ревность, месть и многие другие, между которыми бывают даже благородные побуждения. Поэтому нет ничего труднее, как анализировать душу и сердце человека. Здесь нужно тщательно разобрать, какое чувство закоренилось в груди, откуда это чувство яви лось, когда и как оно развивалось. Конечно, рассудительный человек должен избегать стоять на такой дороге, где ему грозит какая-нибудь опасность. Но вот что бывает: иногда то или иное злое чувство искусственно развивают даже те самые лица, против которых оно направлено. В деле Лукашевича замечательно ясно обрисовалось, как это чувство сеяли другие; Н. А. представлял собою только почву, на которой щедрой рукой разбрасывали разного рода семена, семена того, что могло только угнетать его душу. <...> Меч ему принес отец, точили его друзья, плохие друзья — гувернантки и бонны, которые каждую минуту приносили все необходимое, чтобы меч не затупился в его руках. <...> Это редкий случай, что жертва сама пришла, сама искала возможности, чтобы из человека сделать зверя».
Задача защитника нарисовать правдивый портрет подсудимого, отметить те стороны его характера, которые позволяют лучше понять его поведение. Необходимо выделить такие черты личности подзащитного, которые помогут создать о нем благоприятное впечатление.
Чтобы поддержать своего подзащитного, как-то оправдать его, ораторы в своей речи ссылаются на тяжелые жизненные обстоятельства, с которыми столкнулся обвиняемый, говорят об отсутствии у него достаточного образования, общей культуры, профессионального опыта, о различного рода психических отклонениях, болезнях и т. п.
Характеризуя своего подзащитного, ораторы нередко особое внимание судей обращают на то, как вел себя человек в критической ситуации после происшедшего. Приведем пример из речи И. М. Кисенишского по делу В. Г. Маркова.
«Весьма показательно психологическое состояние и нравственное поведение Маркова сразу же после катастрофы. В объяснительной записке Правительственной Комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы Марков писал: «Я глубоко переживаю эту трагедию и как капитан, и как человек. С момента, когда я оказался на берегу, я не могу спать и есть. Передо мной все время картина этой страшной катастрофы и человеческого горя. Анализируя происшедшие события, я спрашиваю себя — почему это произошло, все, ведь, было согласовано, я был уверен, что при малейшем изменении обстановки получу немедленную информацию от вахтенного помощника. Однако мне нельзя было ни на что надеяться, мне надо было, несмотря ни на что, оставаться на мостике, и, быть может, мой многолетний опыт помог бы избежать этой трагедии. В осмыслении всего происшедшего я самокритичен в оценке своих поступков»...
Посмотрите: ни малейшего оправдания, бескомпромиссная самокритичность, состояние глубокого психологического стресса, надлежащая нравственная оценка случившегося!
И еще один немаловажный момент, относящийся уже не только к человеческой, но и к профессионально-этической характеристике капитана Маркова.
Согласно ст. 106 Устава службы на судах морского флота, капитан корабля в случае катастрофы покидает судно последним.
Марков, как известно, находился на капитанском мостике до полного затопления судна. Он успел дать указания вахтенному помощнику спасти судовые документы и вахтенный журнал, дал команду членам экипажа и пассажирам покинуть судно, а сам вместе с кораблем ушел под воду последним...
Волею судеб он остался жив, был выброшен воздушной подушкой на поверхность, доплыл до ближайшего плота, втащил в него двух тонущих женщин, а затем подобрал еще несколько человек, которые были спасены им от неминуемой гибели...
Заповедь капитана, таким образом, Марков выполнил, он не нарушил святой капитанской традиции и ушел под воду вместе с потерпевшим катастрофу кораблем! Такова личность Маркова, его социальный, профессиональный и нравственный облик»
Заключение. Это одна из наиболее важных частей защитительной речи. Заключение речи должно быть по возможности кратким, но ярким, воспроизводящим основные положения защиты. В заключительной части подводятся итоги анализа фактических и юридических обстоятельств дела, формулируются окончательные выводы по делу, повторяется главная мысль зашиты. В этой части речи защитник обращается к суду с просьбой решить вопрос соответствующим образом (оправдать подсудимого, смягчить меру наказания, применить условное осуждение и т. п.). Конкретную меру наказания называть не рекомендуется. Довольно часто защитники в конце речи взывают к чувству справедливости и милосердия тех, от кого зависит постановление приговора.
«Граждане судьи!
В скором времени вы удалитесь на приговор, в котором будут решены все вопросы, связанные с обстоятельствами заслушанного вами дела, с судьбой причастных к нему лиц.
В нелегкой обстановке тяжелых переживаний людей, пострадавших от трагической катастрофы, в условиях неминуемых собственных переживаний вы сохраняли выдержку, терпение, высокую работоспособность, проявили глубокую сосредоточенность и компетентность, большой такт и человеческое участие к горю людей, продемонстрировали стремление глубоко разобраться, понять и оценить обстоятельства этого трудного дела.
Всем понятна та большая человеческая трагедия, которая произошла в результате этой катастрофы, те беды и страдания, которые постигли потерпевших, потерявших своих близких и родных...
Однако самой большой ошибкой в этом деле было бы стремление искать утешение этой человеческой трагедии в безумной и неоправданной мести, в искусственном создании улик, в тенденциозной трактовке обстоятельств, в.попытке покарать невиновных...
Не утешение это, а глубокое человеческое заблуждение, неуважение к святой памяти погибших, пренебрежение к интересам правосудия, законности, справедливости!
Защита надеется, что такая ошибка не будет допущена и вопросы о доказанности конкретных эпизодов обвинения, степени причастности каждого подсудимого к событиям и обстоятельствам дела, вопросы индивидуализации ответственности и вины будут решены Верховным судом объективно, мудро и справедливо!» (Из речи И. М. Кисенишского по делу В. Г. Маркова)