double arrow

Екатерина 2 как личность и политик


Екатерина II, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничить крепостное право.

30 июля 1767 г.в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из‑за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена.

Время правления Екатерины принято называть эпохой «просвещенного абсолютизма». Русский историк Н.И. Кареев суть просвещенного абсолютизма определял следующим образом: соглашение «между абсолютной государственной властью и рационалистическим просвещением», имевшим «известные преобразовательные цели». Это соглашение основывалось на идее о том, что государство возникает в результате общественного договора, а отсюда появляются взаимные обязательства монарха и подданных. Обязанность государства – проводить реформы, ведущие к благоденствию подданных. Успешность проведения реформ во многом зависит от просвещения народа, поэтому необходимо воспитать граждан, которые бы сознательно выполняли свои обязанности перед государством.

В царствование Екатерины II крепостное право достигло наивысшего развития. Хотя сама императрица понимала вред и безнравственность рабского положения значительной части крестьянства, страх потерять поддержку дворянства заставлял ее проводить политику прежде всего в интересах дворян. В этом направлении развивалось и законодательство о крестьянах, происходило дальнейшее усиление власти помещиков над крепостными. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление – восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773–1775). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. После подавления пугачевского движения политика Екатерины стала носить более консервативный характер. Проведенная в 1775 г. областная реформа, увеличив число губерний в России до 50, передала власть на местах полностью в руки дворянства, усилила административный контроль над крестьянством. Через десять лет (1785) была издана Жалованная грамота дворянству, которая еще больше расширила его привилегии. Одновременно была издана грамота городам, предоставлявшая ряд льгот купцам и ремесленникам.




В правление Екатерины своего наивысшего развития достигла крепостническая система хозяйства и появились первые признаки ее разложения. Важнейшим из них был подрыв дворянской собственности на землю. Во второй половине ХVIII в. все больше земли сосредотачивалось в руках купцов и разбогатевших крестьян, причем не только в северных и восточных районах России, но и в губерниях, считавшихся цитаделью дворянского землевладения. Своего предела достигала эксплуатация крестьян в черноземных губерниях. Здесь помещики нередко переводили своих крестьян на месячину, тем самым подрывая основы крепостничества – хозяйство владельческих крестьян. В нечерноземных губерниях развивалось отходничество крестьян на заработки в город, их отрыв от сельскохозяйственных занятий. Развитие товарных отношений постепенно привело к изменению форм феодальной ренты. Уменьшился удельный вес натуральных платежей крестьян, возрос денежный оброк. С расширением товарных отношений сохранение крепостнических порядков становилось тормозом в дальнейшем развитии промышленности и сельского хозяйства.

36. «Наказ» Екатерины 2 и работа Уложенной комиссии.

«Наказ» Екатерины II — концепция просвещённого абсолютизма, изложенная Екатериной II в качестве наставления для кодификационной (Уложенной) комиссии. В «Наказе», первоначально состоящем из 506 статей, были сформулированы основные принципы политики и правовой системы.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: