double arrow

Масонство в России

Восстание Е.Пугачева.

Крестьянская война 1773—1775 годов— восстание яицких казаков, переросшее в полномасштабную крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия. Восстание началось 17 сентября 1773 года с Бударинского форпоста и продолжалось вплоть до середины 1775 года, несмотря на военное поражение казацкой армии и пленение Пугачёва в сентябре 1774 года.

Ужесточение эксплуатации и крепостного права в России в период царствования Екатерины II привело к тому, что в 60-70-е годы по стране прокатилась волна антифеодальных выступлений крестьян, казаков, приписного и работного люда. Наибольшего размаха они приобрели в 70-е годы, а самое мощное из них вошло в историю России под названием крестьянской войны под предводительством Е.Пугачева.

В1771 г. волнения охватили земли яицких казаков, живших по реке Яик (совр. Урал). Правительство стало вводить армейские порядки в казацких полках и ограничивать казацкое самоуправление. Волнения казаков были подавлены, однако в их среде зрела ненависть, которая выплеснулась в январе 1772 г. в результате деятельности следственной комиссии, разбиравшей жа-лобы. Этот взрывоопасный регион и выбрал Пугачев для организации и похода против властей.

В 1773 г. Пугачев совершил побег из казанской тюрьмы и направился на восток, на реку Яик, где и провозгласил себя якобы спасшимся от смерти императором Петром III. «Манифест» Петра III, в котором Пугачев жаловал казакам земли, сенокосы, деньги, привлек к нему значительную часть недовольного казачества. С этого момента начался первый этап войны. После не-удачи под Яицким городком с небольшим отрядом уцелевших сторонников он двинулся к Оренбургу. Город был осажден восставшими. Правительство подтянуло к Оренбургу войска, которые нанесли бунтовщикам сильное поражение. Отступивший к Самаре Пугачев вскоре вновь потерпел поражение и с небольшим отрядом скрылся на Урале.

На апрель-июнь 1774 г, пришелся второй этап крестьянской войны. После ряда боев отряды восставших двинулись на Казань. В начале июля пугачевцы овладели Казанью, однако они не смогли противостоять подошедшей регулярной армии. Пугачев с небольшим отрядом переправился на правый берег Волги и начал отступление на юг.

Именно с этого момента война достигла наивысшего размаха и приобрела ярко выраженный антикрепостнический характер. Она охватила все Поволжье и грозила перекинуться в центральные районы страны. Против Пугачева были выдвинуты отборные армейские части. Стихийность и локальность, характерные для крестьянских войн, облегчили борьбу с восставшими. Под ударами правительственных войск Пугачев отходил на юг, стремясь прорвать л в казачьи

районы Дона и Яика. Под Царицыном его отряды были разбиты, а на пути к Яику сам Пугачев был захвачен и выдан властям зажиточными казаками. В 1775 г. он был казнен в Москве.

Причинами поражения крестьянской войны были ее царистский характер и наивный монархизм, стихийность, локальность, плохое воору-' жение, разобщенность. К тому же в этом движении участвовали различные категории населения, каждая из которых стремилась добиться исключительно своих целей.

Масонство проникло в Россию очень скоро после того, как вылилось в определенные формы на Западе. Оно пришло из Англии. Существует мнение, что масонские ложи возникли в России в последние годы века после возвращения Петра 1 из заграничной поездки.

Документальные данные о первых русских масонских ложах относятся к 1731 году. Именно в этом году гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным Великим Мастером «для всей России».

А. Пыпин в своем труде «Русское масонство», и первая четверть в. пишет, что масонство в России, по преданию ввел сам Петр.

Наиболее известной личностью в масонском движении столетия, несомненно, был Н.И.Новиков /1744-1818/. В Петербурге в 1775 году Новиков по предложению нескольких видных масонов был посвящен в ложе «Астрея». Новиков потребовал, чтобы ему были открыты сразу три степени, ибо хотел убедиться, что в них нет ничего противного его совести. Желание его было удовлетворено. Кроме ложи «Астрея» он посещал другую петербургскую ложу «Урания». Специально для Новикова была организована ложа по Рейхелевской системе под названием «Латона». Тогда же он был посвящен в четвертую степень, а в 1778 году принял шведский седьмой градус.

Т.А.Бакунина пишет, что «несмотря на то, что Новиков вначале отнесся к масонской организации недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям. Он сделался самым ярким выразителем благотворительно-христианского направления в масонстве, которое навсегда связалось с его именем. Бакунин Т.А.

Одним из «патриархов» русского масонства принято считать И.П,Елагина /1725-1793/. Обер-гофмейстер, действительный, тайный советник в 1750 году открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе. Его посвящение состоялось во французской рыцарской ложе. Так называемая елагинская или английская, масонская система была далека как от политики, так и углубленных нравственных работ. По многим свидетельствам Елагин был ревностным масоном, провинциальным Великим Мастером всей России Масонства. Масонство при Елагине было одной из первых попыток самостоятельной деятельности общества, и в этом смысле оно должно было неизбежно отразить в себе общее положение вещей.

С одной стороны, идея «духовного строительства», взаимного нравственного, совершенствования и поддержки, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании русских вольных каменщиков в их особой чистоте. И вся масонская работа с первых шагов до момента запрещения в 1822 году была освещена «исканием истины, даже когда дело шло лишь о ритуалах, степенях или других тайных познаниях».

С другой - «В течение двух столетий передовая интеллигенция шла под знаменем мятежа против божеских и человеческих установлений. Она шла от рационализма к пантеизму и закончила атеизмом и построением Вавилонской башни… Петр 1 стал жертвой и орудием страшной разрушительной силы, потому что не знал истинной сущности братства…»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: