ЖИВОПИСЬ В ДЕТСКОМ САДУ
В вальдорфском детском саду важнейшую роль играет элемент ритма дня, недели и года. «Свободная игра» в группе имеет свое четкое место утром каждого дня так же, как и сказка, пение и совместная трапеза. Все другие занятия, как правило, проводятся после «свободной игры». Каждый день имеет свой собственный характер. Например, в понедельник будет рисование, во вторник - лепка и т.д. Всегда в один и тот же день каждую неделю. Все повторяется в определенном ритме. И это дает детям то, на что можно опереться. Они знают, где они находятся, имея хорошо простроенные, ежедневно и еженедельно чередующиеся концентрацию и расслабление.
Таким же образом входит и живопись в еженедельный ритм. Дети дошкольного возраста имеют естественную потребность выразить себя, заполнить себя цветом. Они наслаждаются, делая цвета светлее или темнее. Дети удивлены, когда цвета выпрыгивают на бумагу. Предметы, окружающие их, имеют фиксированный цвет, однако на бумаге цвета движутся свободно, появляясь и исчезая. Таким образом, живопись - интенсивное переживание и ключ к инстинктивному пониманию того, как цвета возникают и изменяются.
Подражание взрослому у ребенка дошкольного возраста лежит в основе педагогического принципа в преподавании живописи в детском саду. Ребенок следует за рисующей «тетей». Дети естественным образом подражают рисункам «тети» потому, что испытывают к ней симпатию. После утренних приготовлений, она сразу же начинает рисовать в то время, пока дети заходят в группу. Даже тогда, когда они снимают свою одежду, они видят, что их воспитатель занят работой. Здороваясь, она продолжает рисовать как можно дольше. В конце концов, дети останавливаются и начинают рассматривать ее работу. Они видят движение так, как оно происходит: раздача красок, баночек с водой, кисточек и бумаги, внимание, которое учитель уделяет цвету, и как на бумаге возникают новые цвета или вдруг просто так исчезают. Все это имеет волшебное свойство, так похоже на сказку...
Это стимулирует потребность ребенка рисовать. «Я бы хотел порисовать!» - «И я!». Воспитатель прерывает свою работу, и вместе они все подготавливают. Так из подражания воспитателю начинается работа. Очень важно оставить детям выбор: присоединиться ли к рисованию, или стоять и смотреть. Ведь вся деятельность, связанная с цветами, требует «силы», которая по-настоящему высвобождается только после 7-ми лет6. Душе маленького ребенка иногда не хватает пространства, чтобы принять цвета, которые из-за их различных свойств могут вызвать напряжение, отвергаемое ребенком. Для некоторых детей достаточно просто наблюдения за игрой цвета.
В детском саду мы не говорим об «уроках» живописи. Существует много других видов деятельности, в которых дошкольник подражает работе и игре воспитателя, его жестам и пению. Дети также могут помогать в подготовке: смешивание и размешивание красок, наполнение стаканчиков водой, расстановка стульчиков и столов и т.д. Особенно более взрослые дети вскоре научаются тому, как все должно быть подготовлено для живописи. Воспитатель всегда подает пример.
Возможно также пригласить художника, дабы создавать настроение живописи у детей точно так же, как мастер по ремонту велосипедов, кузнец, или пекарь может работать в группе во время эпохи мастеров. Дети будут подражать всем действиям, приготовлениям и приемам работы живописца с большим интересом. Они будут наблюдать преданность своему делу и энтузиазм художника. «Да, я хочу быть художником точно так же как он, когда я вырасту», - говорит воспитателю один из детей.
Если ряд детей не проявляет интереса к живописи (и часто не следует за примером в других занятиях), воспитателю стоит подумать о небольшой истории, пытаясь таким образом побудить этих детей присоединиться к другим. Содержание истории может быть непосредственно связано со всем, что вовле кается в живопись. Конечно, наиболее важным фактом является то, что дети в этом возрасте уже имеют способность занять себя рисованием.[7]
То, что дети рисуют в детском саду, должно оставаться открытым. Три чистых цвета: желтый, красный и синий - в их распоряжении. (См. также первое и второе базовые упражнения для учителей.) Наставления не даются. Цветовая игра на бумаге и в стаканчиках с водой — это каждый раз маленькое приключение. Часто дети комментируют свои рисунки, необычайно волнуясь. После занятий они часто заталкивают своих родителей в группы, стремясь показать им, что вышло на рисунках. Они даже не полностью высохли, но все же производят очень живое впечатление. Никогда не спрашивайте, что там нарисовано, если ребенок сам Вам не объясняет. Делание, переживание - наиболее важный аспект для ребенка дошкольного возраста.