Драма в цветовом переживании

ЖИВОПИСЬ В 3 КЛАССЕ

Базовое упражнение 4 для учителей

Рисунки, которые мы сейчас будем обсуждать, относятся к тем трем примерам, которые Штайнер предложил в первой лек­ции для художников9. На бумаге мы начинаем рисовать зеленым и затем на него наносим красный: два - три пятна, окруженных зеленым. То же самое мы делаем на другом листе бумаги, но толь­ко синим. Возникает синий в зеленом. Затем - третий раз с неж­ным розовым, который Штайнер называет цветом цветка перси­ка. Три разных цвета внутри зеленого. Все это пробуждает три различных реакции. Рисование хорошо очерченных цветовых пространств возле зеленого требует определенных особенных уме­ний. Лучше всего рисовать зеленый путем смешивания лимонно­го желтого и синего прусского. На самом деле так мы рисуем ком­плементарные цвета (зеленый-красный) и монотонные цвета (си­ний-зеленый), а также цвет, хорошо сочетающийся с зеленым -цвет цветка персика. Штайнер таким образом комментирует раз­личные впечатления: «Представьте, что вы видите следующее: по зеленому полю гуляют красные люди или по зеленому полю гу­ляют люди цвета цветка персика или даже синие люди гуляют по тому же полю, и во всех трех случаях наши переживания совер­шенно различны. Глядя на первую сцену, вы бы сказали: я вижу тех красных людей на зеленом; на зеленом поле они вносят жизнь в это совершенно зеленое поле. Благодаря этим гуляющим красным людям, зеленое поле становится еще зеленее. Зеленый становится еще более насыщенным, еще более живым, благодаря этим красным людям. Меня приводит в бешенство, когда я смотрю на этих красных людей, просто на то, как они здесь стоят. За­тем я говорю: вообще это бессмысленно, и так быть не может. На самом деле, я должен рисовать этих красных людей как вспыш­ки молний, и они должны двигаться. Спокойные красные фигу­ры на зеленом поле вызывают напряжение из-за их покоя, из-за того, что они, благодаря своему красному цвету, уже находятся в движении. Они вызывают что-то такое на этом поле, что, в об­щем-то, не может оставаться в покое. Значит, в конце концов, я получаю весьма неоднозначное переживание, если я действитель­но хочу обосновать подобную мысль». Давайте остановимся на минуту. Тенденция, описанная выше, описывает типичное поня­тие комплементарности цветов. Исходя из этого наблюдения и описания, сейчас еще раз можно сделать это упражнение, но так, чтобы красный действительно действовал по отношению к зеле­ному из собственного свечения, подобно фигурам, содержащим качества красного.

Продолжим описание Рудольфом Штайнером цвета цветка персика на зеленом. «Это вполне возможно. Люди цвета цветка персика могут находиться здесь достаточно спокойно. Даже если они будут стоять здесь часами, их это не побеспокоит. Мои чувс­тва говорят мне, что у людей персикового цвета нет особенных взаимоотношений с этим полем, они не делают его зеленее, чем оно уже есть, они совершенно нейтральны во взаимоотношениях с этим полем. Они могут находиться, где им угодно и это меня не волнует. Им подходит любое место. У них нет внутренней связи с зеленым полем». Из этого примера следует следующее упраж­нение для учителей: по кругу нарисуйте пятна персикового цве­та в форме дуги и найдите в этом наиболее возможный покой и гармонию по отношению к окружению. Этот цвет запечатлевает­ся на зеленом.

«Сейчас я хочу обратиться к третьему примеру. Я смотрю на синих людей на зеленом поле. То, что мы видим, невозможно ни удержать, ни вытерпеть, поскольку синее на зеленом ослабляет целостность зеленого поля. Зеленый цвет поля становится скуч­ным и это поле уже совершенно не зеленое. Давайте попробуем представить следующее: по зеленому полю блуждают синие люди или какие-либо другие существа - духи, населяющие это поле.

Попробуйте это запечатлеть. Поле перестает быть зеленым и да­же приобретает синеватый оттенок. И если бы эти зеленые люди должны были бы остаться дольше на этом зеленом цвете, зеленый просто ускользнул бы от меня. И тогда я бы подумал, что синие люди пытаются унести поле в какую-то глубокую пропасть. Зеле­ное поле не может оставаться самим собой, если на нем синие лю­ди, поскольку они его поднимают и убегают вместе с ним. Так мы можем переживать цвет. И мы должны быть способны иметь это цветовое переживание, иначе мы не поймем, что же такое мир цвета вообще. Воображение - это отличный, прекрасный инстру­мент, но все же мы должны экспериментировать, если хотим са­мостоятельно сделать такое открытие». Из сказанного выше ста­новится очевидным то, что синий «оттягивает» зеленый так, что зеленый «всасывается» в глубокую дыру. В упражнении мы мо­жем рисовать таким образом, что синий тащит зеленый на глуби­ну. (Записано, главным образом, со слов Джона Салтера и Пау­лин Верле). Эти упражнения приводят нас к работе с цветом. Три цвета в их взаимоотношении к зеленому. В работе с классом мы сталкиваемся с множеством возможностей в этой области.

Каждый раз нам надо спрашивать самих себя: как работает цвет, и какие формы, какие тенденции и какие направления он выражает. Все эти переживания напрямую связаны с задачей жи­вописи во 2-м и 3-м классах.

В 3-м классе ученики завершают особенный этап в живопи­си. Этап, в котором цвет, как душевное настроение, имеет прева­лирующее звучание. Основная тема, Ветхий Завет, дает возмож­ность придать определенную драматичность душевным настрое­ниям. Ряд событий, от трагических историй и до радостей жиз­ни, здесь равноправны. Сотворение земли, потоп и Ноев ковчег, Иосиф на дне колодца и его высокая миссия при Египетском дво­ре. Долгие, полные приключений, скитания еврейского народа под духовным предводительством Моисея. Юный Давид, сражаю­щий Голиафа, и множество других, наполненных образами, отрывков вдохновляют урок живописи и приводят к цветовому изображению, помогая не впадать в объяснения (т.е. в работу «го­ловой»). Драма из мира цвета переходит в мир чувств ребенка. Замечаний, подобных таким, как: «Это, в общем-то, не похоже на...», нужно избегать, подчеркивая цветовое содержание работы, ее характер и жест.

Продолжается работа, начатая в 1 классе: драма в цветовой композиции, основанная на контрасте цветов с различными ка­чествами, в цветовых переходах и тонких цветовых нюансов или резких границ цветовых пространств. Дети частично контролиру­ют ограничение цветового пространства и переходы цветов. Сей­час у них есть необходимые навыки справляться с водой, крас­кой, бумагой и кистью. Эти умения уже находятся в их руках.

Цветовые круги, в которых цвета перетекают из одного в дру­гой или, напротив, граничат друг с другом, являются любимой темой. Становится более захватывающим, когда часть цветового круга ограничена, а другие цвета нарисованы посредством плав­ных переходов. Так пространства могут двигаться вдоль цветово­го круга путем серии упражнений. Каждый раз в цветовом круге возникает новый эффект. Дети открывают то, как важны ограни­ченные пространства по отношению к цветам, переходящим друг в друга. Фиксированное противостоит текущему, движущий эле­мент противоположен спящему. Каждый цвет приобретает свою собственную форму, свой жест и все это продолжает создавать единое целое. Это все еще подходит для ученика 3 класса. Мир все еще переживается как единство, хоть это уже и скоро исчез­нет. Ребенок 8-9-ти лет ребенок все еще с легкостью присоединя­ется ко всему, что происходит в классе. Нет еще критической по­зиции. Он воспринимает учителя как авторитет, хозяина или хо­зяйку, который ведет за собой класс в течение всего школьного дня. Дисциплина уже не должна быть больше проблемой.

Истории Сотворения мира - это просто подарок для урока жи­вописи. Каждый новый день первой недели Сотворения мира привносит новые элементы. Дети все еще находят их в настроени­ях, жестах и движениях, которые несет в себе цвет. Желтый боль­ше направлен на периферию, имея свой центр внутри. Синий нап­равлен внутрь, ощущает свое движение к центру. Он может погрузиться в себя самого. Красный движется в своих пределах как наружу, так и внутрь. Смешанные цвета несут в себе нюансы этих движений. Разделение земли, воды, воздуха и огня не должно быть пока еще изображено натуралистично. В таком виде оно не будет обращено к душе ребенка. Волевой импульс приходит лишь где-то в 4 классе. В 3 классе мы представляем Сотворение мира, исходя непосредственно из самих цветов. Какой из них имеет тен­денцию образовывать фиксированные формы? Какой любит быть незаметным и тонким, изображая воздух и воду? В принципе, все цвета могут рассматриваться таким образом. И синий может при­меняться легко, а желтый может иметь фиксированную, ограни­ченную, тяжелую форму. Дети могут сами искать эти цвета. Они создают свой собственный мир, выполняя задания.

Здесь следует другая рекомендация для учителей. Рисование дня Творения может иметь легкий карминовый красный в своей основе, например, весь лист бумаги покрывается легким крас­ным. Довольно неожиданно «основа» не имеет такого определя­ющего фактора в конечном результате, как можно было бы пред­положить. Она исчезает для глаз, однако ее эффект все еще ос­тается. Когда мы читаем о первоначальной фазе развития наше­го мира у Рудольфа Штайнера, то узнаем, что первый описыва­емый период был в условиях тепла, движущегося внутри себя, и внутреннее тепло являлось основой для будущего развития[9]. Изображение основы, к которой вы обращаетесь, дает много но­вых цветовых возможностей. Оттенки желтого и синего привно­сят в живопись существенные изменения. Дети сами начинают открывать разнообразные эффекты, которые эти полутона име­ют. Это имеет, однако, и другое преимущество. На начало урока это создает значительную степень покоя в классе. Почти безза­ботно дети создают нужное настроение на бумаге. А учителю вы­падает возможность понаблюдать за тем, как именно дети рабо­тают кистью. Дети имеют тенденцию проходить «сквозь» бума­гу, вместо того, чтобы идти по ней. Идея заключается в том, что­бы творить из цвета, а не создавать «что-то». В конце концов, Творение 3-го дня, например - это не просто ландшафт с гори­зонтом. Это было бы несправедливо по отношению к образу, ко­торый мы так богато нарисовали словами. Нужно быть готовым хорошо сформулировать указания и оставить достаточно недос­казанного так, чтобы сохранить полноту образа.

В зависимости от уровня учеников во второй половине 3 клас­са можно начать рисовать фигуры. От качества и движения цвета на самом деле лишь небольшой шаг к созданию фигуры, фигуры человека. Но это может быть также и западня, как для класса, так и для учителя, когда элемент изображения чрезмерно подчеркнут. Фигуры, которые, подобно силуэтам, возникают на бумаге, могут свести «на нет» многие навыки и художественные процессы, ко­торые мы взращивали до сих пор. Смысл не в рисовании малень­ких кукол. Вдохновение, исходящее из великих образов Ветхого Завета, может помочь и учителю, и детям - как подготовка души к началу художественного многоцветного процесса.

Требуется определенная мера предосторожности, чтобы поз­волить душевному движению, отраженному в словах, стать дви­жением души, которое принимает цвет. Тогда изображение поя­вится само собой. Это не обязательно должна быть фигура чело­века. Пока не обсуждаются детали лица, рук или ног. Вовлекает­ся движение цвета или оно выражает душевное настроение дейс­твующих лиц, скажем, Ветхого Завета. Гнев, радость, сомнение и печаль часто приходят из историй. Бездействие, мечтание и про­буждение может также стать мотивом для работы. Желтый, си­ний и красный, их настроения и движения - настроение Рождес­тва, тема, которая может использоваться во всех классах.

История об Иосифе, брошенном в колодец его братьями, мог­ла бы быть удачным введением в рисование фигуры. «Как чувс­твует себя Иосиф? Какой цвет лучше всего может выразить его настроение?» Как только это фундаментальное цветовое настрое­ние установлено, весь лист может быть мягко покрыт краской. Поверх этого мы рисуем фигуру такого же цвета в одной части листа, делая при этом внутренний жест, слегка склонный к грус­тному настроению. Возникает настроение монотонности. Это мо­жет быть синий на синем. Выбор такого же цвета для фигуры, как и фон, дает преимущество того, что фигура не «выпрыгива­ет» из общего целого, а воспринимается в целостности. Контуры фигуры не так сильно противопоставляются ее окружению. Та­ким образом избегаются также и неудачи. После того, как фигура нарисована, дети сами могут по-своему усилить фон. Синий цвет в истории «Иосиф на дне колодца» может устремиться к пурпурно-красному или зелено-желтому. Под фигурой можно ри­совать более темными цветами так, чтобы не позволить фигуре расплыться и дать ей что-то, за что можно удержаться. Мы раз­личаем три стадии на этом пути:

- определение цветового настроения для основы;

- изображение движения цвета;

- уравновешивание фона.

Мрачное настроение Иосифа на дне колодца очень отличает­ся от счастливого и сияющего настроения в изображении Иосифа королевским наместником. Цвета говорят сами за себя. Другой пример: Моисей, спускаясь с горы с десятью заповедями, видит людей, поклоняющихся золотому тельцу. «Моисей не сердится, нет, мы говорим о гневе Моисея. Дети, каков цвет гнева Моисея? Какое движение делает этот цвет или что этот цвет хочет?» Дви­жение вовлекается в беседу, и дети выбирают цвета.

Задача для детей становится еще более сложной, если мы выбираем для фигуры цвет, соседний в цветовом кругу с тем цветом, который мы выбрали как основное настроение. Напри­мер, фиолетовая фигура на красном или синем фоне, или жел­то-золотая фигура в зеленом или оранжевом окружении. В за­висимости от потенциала класса, комбинации могут быть, как называет их Гете, из цветов характера. Желтый с синим, крас­ный с желтым. Дети посчитают рискованным поместить зеле­ный рядом с фиолетовым, но почему бы и нет? Мы можем сде­лать так, что изо всех этих цветовых тонов появятся фигуры ге­роев Ветхого Завета или, возможно, изображение одного из праздников года. Рисование нескольких фигур вместе компле­ментарными цветами - задача, которая будет выполняться в 4 и 5 классах. Правильное наблюдение, надлежащее понимание недостатков класса устанавливает темп. Все задачи, основанные на изображении фигуры человека от Авраама до Зевса (5 класс), через несколько лет обучения могут быть охвачены на эпохах. Очень важно удостовериться, что фигуры не становятся похожи на трафарет на фоне, а остаются в окружении цветовых движе­ний. Цвет не должен быть обрезан так, словно из бумаги вырезали силуэт. Это станет фиксированным образом в жизни чувств ребенка. Целостность, гармония в рисунке должны постоянно запечатлеваться в памяти. Чередуя задачи, позволяя детям пов­торять упражнения «по-другому» и, рассматривая их впоследс­твии вместе, мы развиваем их способность наблюдения, направ­ляем их в душевные процессы[10].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: