ЖИВОПИСЬ В 3 КЛАССЕ
Базовое упражнение 4 для учителей
Рисунки, которые мы сейчас будем обсуждать, относятся к тем трем примерам, которые Штайнер предложил в первой лекции для художников9. На бумаге мы начинаем рисовать зеленым и затем на него наносим красный: два - три пятна, окруженных зеленым. То же самое мы делаем на другом листе бумаги, но только синим. Возникает синий в зеленом. Затем - третий раз с нежным розовым, который Штайнер называет цветом цветка персика. Три разных цвета внутри зеленого. Все это пробуждает три различных реакции. Рисование хорошо очерченных цветовых пространств возле зеленого требует определенных особенных умений. Лучше всего рисовать зеленый путем смешивания лимонного желтого и синего прусского. На самом деле так мы рисуем комплементарные цвета (зеленый-красный) и монотонные цвета (синий-зеленый), а также цвет, хорошо сочетающийся с зеленым -цвет цветка персика. Штайнер таким образом комментирует различные впечатления: «Представьте, что вы видите следующее: по зеленому полю гуляют красные люди или по зеленому полю гуляют люди цвета цветка персика или даже синие люди гуляют по тому же полю, и во всех трех случаях наши переживания совершенно различны. Глядя на первую сцену, вы бы сказали: я вижу тех красных людей на зеленом; на зеленом поле они вносят жизнь в это совершенно зеленое поле. Благодаря этим гуляющим красным людям, зеленое поле становится еще зеленее. Зеленый становится еще более насыщенным, еще более живым, благодаря этим красным людям. Меня приводит в бешенство, когда я смотрю на этих красных людей, просто на то, как они здесь стоят. Затем я говорю: вообще это бессмысленно, и так быть не может. На самом деле, я должен рисовать этих красных людей как вспышки молний, и они должны двигаться. Спокойные красные фигуры на зеленом поле вызывают напряжение из-за их покоя, из-за того, что они, благодаря своему красному цвету, уже находятся в движении. Они вызывают что-то такое на этом поле, что, в общем-то, не может оставаться в покое. Значит, в конце концов, я получаю весьма неоднозначное переживание, если я действительно хочу обосновать подобную мысль». Давайте остановимся на минуту. Тенденция, описанная выше, описывает типичное понятие комплементарности цветов. Исходя из этого наблюдения и описания, сейчас еще раз можно сделать это упражнение, но так, чтобы красный действительно действовал по отношению к зеленому из собственного свечения, подобно фигурам, содержащим качества красного.
Продолжим описание Рудольфом Штайнером цвета цветка персика на зеленом. «Это вполне возможно. Люди цвета цветка персика могут находиться здесь достаточно спокойно. Даже если они будут стоять здесь часами, их это не побеспокоит. Мои чувства говорят мне, что у людей персикового цвета нет особенных взаимоотношений с этим полем, они не делают его зеленее, чем оно уже есть, они совершенно нейтральны во взаимоотношениях с этим полем. Они могут находиться, где им угодно и это меня не волнует. Им подходит любое место. У них нет внутренней связи с зеленым полем». Из этого примера следует следующее упражнение для учителей: по кругу нарисуйте пятна персикового цвета в форме дуги и найдите в этом наиболее возможный покой и гармонию по отношению к окружению. Этот цвет запечатлевается на зеленом.
«Сейчас я хочу обратиться к третьему примеру. Я смотрю на синих людей на зеленом поле. То, что мы видим, невозможно ни удержать, ни вытерпеть, поскольку синее на зеленом ослабляет целостность зеленого поля. Зеленый цвет поля становится скучным и это поле уже совершенно не зеленое. Давайте попробуем представить следующее: по зеленому полю блуждают синие люди или какие-либо другие существа - духи, населяющие это поле.
Попробуйте это запечатлеть. Поле перестает быть зеленым и даже приобретает синеватый оттенок. И если бы эти зеленые люди должны были бы остаться дольше на этом зеленом цвете, зеленый просто ускользнул бы от меня. И тогда я бы подумал, что синие люди пытаются унести поле в какую-то глубокую пропасть. Зеленое поле не может оставаться самим собой, если на нем синие люди, поскольку они его поднимают и убегают вместе с ним. Так мы можем переживать цвет. И мы должны быть способны иметь это цветовое переживание, иначе мы не поймем, что же такое мир цвета вообще. Воображение - это отличный, прекрасный инструмент, но все же мы должны экспериментировать, если хотим самостоятельно сделать такое открытие». Из сказанного выше становится очевидным то, что синий «оттягивает» зеленый так, что зеленый «всасывается» в глубокую дыру. В упражнении мы можем рисовать таким образом, что синий тащит зеленый на глубину. (Записано, главным образом, со слов Джона Салтера и Паулин Верле). Эти упражнения приводят нас к работе с цветом. Три цвета в их взаимоотношении к зеленому. В работе с классом мы сталкиваемся с множеством возможностей в этой области.
Каждый раз нам надо спрашивать самих себя: как работает цвет, и какие формы, какие тенденции и какие направления он выражает. Все эти переживания напрямую связаны с задачей живописи во 2-м и 3-м классах.
В 3-м классе ученики завершают особенный этап в живописи. Этап, в котором цвет, как душевное настроение, имеет превалирующее звучание. Основная тема, Ветхий Завет, дает возможность придать определенную драматичность душевным настроениям. Ряд событий, от трагических историй и до радостей жизни, здесь равноправны. Сотворение земли, потоп и Ноев ковчег, Иосиф на дне колодца и его высокая миссия при Египетском дворе. Долгие, полные приключений, скитания еврейского народа под духовным предводительством Моисея. Юный Давид, сражающий Голиафа, и множество других, наполненных образами, отрывков вдохновляют урок живописи и приводят к цветовому изображению, помогая не впадать в объяснения (т.е. в работу «головой»). Драма из мира цвета переходит в мир чувств ребенка. Замечаний, подобных таким, как: «Это, в общем-то, не похоже на...», нужно избегать, подчеркивая цветовое содержание работы, ее характер и жест.
Продолжается работа, начатая в 1 классе: драма в цветовой композиции, основанная на контрасте цветов с различными качествами, в цветовых переходах и тонких цветовых нюансов или резких границ цветовых пространств. Дети частично контролируют ограничение цветового пространства и переходы цветов. Сейчас у них есть необходимые навыки справляться с водой, краской, бумагой и кистью. Эти умения уже находятся в их руках.
Цветовые круги, в которых цвета перетекают из одного в другой или, напротив, граничат друг с другом, являются любимой темой. Становится более захватывающим, когда часть цветового круга ограничена, а другие цвета нарисованы посредством плавных переходов. Так пространства могут двигаться вдоль цветового круга путем серии упражнений. Каждый раз в цветовом круге возникает новый эффект. Дети открывают то, как важны ограниченные пространства по отношению к цветам, переходящим друг в друга. Фиксированное противостоит текущему, движущий элемент противоположен спящему. Каждый цвет приобретает свою собственную форму, свой жест и все это продолжает создавать единое целое. Это все еще подходит для ученика 3 класса. Мир все еще переживается как единство, хоть это уже и скоро исчезнет. Ребенок 8-9-ти лет ребенок все еще с легкостью присоединяется ко всему, что происходит в классе. Нет еще критической позиции. Он воспринимает учителя как авторитет, хозяина или хозяйку, который ведет за собой класс в течение всего школьного дня. Дисциплина уже не должна быть больше проблемой.
Истории Сотворения мира - это просто подарок для урока живописи. Каждый новый день первой недели Сотворения мира привносит новые элементы. Дети все еще находят их в настроениях, жестах и движениях, которые несет в себе цвет. Желтый больше направлен на периферию, имея свой центр внутри. Синий направлен внутрь, ощущает свое движение к центру. Он может погрузиться в себя самого. Красный движется в своих пределах как наружу, так и внутрь. Смешанные цвета несут в себе нюансы этих движений. Разделение земли, воды, воздуха и огня не должно быть пока еще изображено натуралистично. В таком виде оно не будет обращено к душе ребенка. Волевой импульс приходит лишь где-то в 4 классе. В 3 классе мы представляем Сотворение мира, исходя непосредственно из самих цветов. Какой из них имеет тенденцию образовывать фиксированные формы? Какой любит быть незаметным и тонким, изображая воздух и воду? В принципе, все цвета могут рассматриваться таким образом. И синий может применяться легко, а желтый может иметь фиксированную, ограниченную, тяжелую форму. Дети могут сами искать эти цвета. Они создают свой собственный мир, выполняя задания.
Здесь следует другая рекомендация для учителей. Рисование дня Творения может иметь легкий карминовый красный в своей основе, например, весь лист бумаги покрывается легким красным. Довольно неожиданно «основа» не имеет такого определяющего фактора в конечном результате, как можно было бы предположить. Она исчезает для глаз, однако ее эффект все еще остается. Когда мы читаем о первоначальной фазе развития нашего мира у Рудольфа Штайнера, то узнаем, что первый описываемый период был в условиях тепла, движущегося внутри себя, и внутреннее тепло являлось основой для будущего развития[9]. Изображение основы, к которой вы обращаетесь, дает много новых цветовых возможностей. Оттенки желтого и синего привносят в живопись существенные изменения. Дети сами начинают открывать разнообразные эффекты, которые эти полутона имеют. Это имеет, однако, и другое преимущество. На начало урока это создает значительную степень покоя в классе. Почти беззаботно дети создают нужное настроение на бумаге. А учителю выпадает возможность понаблюдать за тем, как именно дети работают кистью. Дети имеют тенденцию проходить «сквозь» бумагу, вместо того, чтобы идти по ней. Идея заключается в том, чтобы творить из цвета, а не создавать «что-то». В конце концов, Творение 3-го дня, например - это не просто ландшафт с горизонтом. Это было бы несправедливо по отношению к образу, который мы так богато нарисовали словами. Нужно быть готовым хорошо сформулировать указания и оставить достаточно недосказанного так, чтобы сохранить полноту образа.
В зависимости от уровня учеников во второй половине 3 класса можно начать рисовать фигуры. От качества и движения цвета на самом деле лишь небольшой шаг к созданию фигуры, фигуры человека. Но это может быть также и западня, как для класса, так и для учителя, когда элемент изображения чрезмерно подчеркнут. Фигуры, которые, подобно силуэтам, возникают на бумаге, могут свести «на нет» многие навыки и художественные процессы, которые мы взращивали до сих пор. Смысл не в рисовании маленьких кукол. Вдохновение, исходящее из великих образов Ветхого Завета, может помочь и учителю, и детям - как подготовка души к началу художественного многоцветного процесса.
Требуется определенная мера предосторожности, чтобы позволить душевному движению, отраженному в словах, стать движением души, которое принимает цвет. Тогда изображение появится само собой. Это не обязательно должна быть фигура человека. Пока не обсуждаются детали лица, рук или ног. Вовлекается движение цвета или оно выражает душевное настроение действующих лиц, скажем, Ветхого Завета. Гнев, радость, сомнение и печаль часто приходят из историй. Бездействие, мечтание и пробуждение может также стать мотивом для работы. Желтый, синий и красный, их настроения и движения - настроение Рождества, тема, которая может использоваться во всех классах.
История об Иосифе, брошенном в колодец его братьями, могла бы быть удачным введением в рисование фигуры. «Как чувствует себя Иосиф? Какой цвет лучше всего может выразить его настроение?» Как только это фундаментальное цветовое настроение установлено, весь лист может быть мягко покрыт краской. Поверх этого мы рисуем фигуру такого же цвета в одной части листа, делая при этом внутренний жест, слегка склонный к грустному настроению. Возникает настроение монотонности. Это может быть синий на синем. Выбор такого же цвета для фигуры, как и фон, дает преимущество того, что фигура не «выпрыгивает» из общего целого, а воспринимается в целостности. Контуры фигуры не так сильно противопоставляются ее окружению. Таким образом избегаются также и неудачи. После того, как фигура нарисована, дети сами могут по-своему усилить фон. Синий цвет в истории «Иосиф на дне колодца» может устремиться к пурпурно-красному или зелено-желтому. Под фигурой можно рисовать более темными цветами так, чтобы не позволить фигуре расплыться и дать ей что-то, за что можно удержаться. Мы различаем три стадии на этом пути:
- определение цветового настроения для основы;
- изображение движения цвета;
- уравновешивание фона.
Мрачное настроение Иосифа на дне колодца очень отличается от счастливого и сияющего настроения в изображении Иосифа королевским наместником. Цвета говорят сами за себя. Другой пример: Моисей, спускаясь с горы с десятью заповедями, видит людей, поклоняющихся золотому тельцу. «Моисей не сердится, нет, мы говорим о гневе Моисея. Дети, каков цвет гнева Моисея? Какое движение делает этот цвет или что этот цвет хочет?» Движение вовлекается в беседу, и дети выбирают цвета.
Задача для детей становится еще более сложной, если мы выбираем для фигуры цвет, соседний в цветовом кругу с тем цветом, который мы выбрали как основное настроение. Например, фиолетовая фигура на красном или синем фоне, или желто-золотая фигура в зеленом или оранжевом окружении. В зависимости от потенциала класса, комбинации могут быть, как называет их Гете, из цветов характера. Желтый с синим, красный с желтым. Дети посчитают рискованным поместить зеленый рядом с фиолетовым, но почему бы и нет? Мы можем сделать так, что изо всех этих цветовых тонов появятся фигуры героев Ветхого Завета или, возможно, изображение одного из праздников года. Рисование нескольких фигур вместе комплементарными цветами - задача, которая будет выполняться в 4 и 5 классах. Правильное наблюдение, надлежащее понимание недостатков класса устанавливает темп. Все задачи, основанные на изображении фигуры человека от Авраама до Зевса (5 класс), через несколько лет обучения могут быть охвачены на эпохах. Очень важно удостовериться, что фигуры не становятся похожи на трафарет на фоне, а остаются в окружении цветовых движений. Цвет не должен быть обрезан так, словно из бумаги вырезали силуэт. Это станет фиксированным образом в жизни чувств ребенка. Целостность, гармония в рисунке должны постоянно запечатлеваться в памяти. Чередуя задачи, позволяя детям повторять упражнения «по-другому» и, рассматривая их впоследствии вместе, мы развиваем их способность наблюдения, направляем их в душевные процессы[10].