double arrow

Реформы последней четверти XVIII века


На втором этапе царствования Екатерины II (1775— 1796 гг.) были осуществлены реформы, которые были не так радикальны, как задумывалось ранее, но существенно расширяли западный уклад, укрепляли его. Реформаторский оптимизм императрицы существенно умерило восстание Е. Пугачева (1773—1775 гг.). Оно показало, какие разрушительные процессы могут развернуться в обществе, если "почва" выйдет из-под контроля. "Почва" рождала бунты: мощные, разрушительные, грозившие развалом государства. Восстание под предводительством Е. Пугачева — это не классовое выступление, это — бунт "почвы" против разрушающего ее влияния "цивилизации", стремление вернуться к идеализированной старине. Восстание отражало законное недовольство народа тяжелым гнетом, нищетой, но не несло позитивной программы. В восстании активно участвовали крестьянство, казачество, башкиры, калмыки, народы Поволжья. Они выступили против рабства, но за что? Свобода и коллективный, общинный труд под руководством доброго царя как путь к процветанию.

Однако не меньше, чем Е. Пугачева, Екатерина II опасалась и слишком радикальных сторонников быстрых европейского типа преобразований в России. А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, вдохновленные идеями просветителей и Французской революции, призывали к коренной ломке российского общества.

Сторонники быстрого перехода к европейскому устройству преследовались не менее рьяно, чем пугачевцы. А.Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой на 10 лет в Сибирь. В Шлиссельбургскую крепость были заключены сторонник республики Ф. Кречетов и просветитель Н.И. Новиков. Общество могло пойти в разнос под влиянием таких ультраевропейский идей, развалиться.

Хотя Екатерина II высказывалась за отмену крепостного права, но она не решилась на это. Она считала, что правосудию и христианству противно рабство, каковым было крепостное право. Но разом освободить крестьян — слишком трудное дело. Она придумывала разные переходные способы, но ничего не было реализовано. В ее царствование помещики ссылали своих крестьян на поселение в Сибирь, отправляли на каторгу за "дерзость", отдавали в солдаты. Крепостные крестьяне по-прежнему не являлись гражданами и не имели гражданских прав.




Однако Екатерина II пыталась отдельными актами что-то сделать. Учреждая новые города из сел, населенных крепостными, правительство выкупало этих крестьян и они становились вольными. Монастырские крестьяне были изъяты и превращены в государственных под названием "экономических". Говоря о причинах того, что не свершилось, Екатерина II сказала Дидро, который был у нее в гостях: "Я вполне понимаю ваши великие начала, только с ними хорошо писать книги, но плохо действовать. Вы имеете дело с бумагой, которая все терпит, а я, бедная императрица, имею дело с людьми, которые почувствительнее и пощекотливее бумаги".

Не решаясь трогать "почву", Екатерина II активно развивала западный уклад. Во второй половине XVIII в. росло число мануфактур. К концу века их насчитывалось около двух тысяч. Казенные (государственные) и вотчинные (помещичьи) мануфактуры были основаны на принудительном труде и развивались медленно. Купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольном наемном труде, развивались динамично. В 1775 г. был издан манифест о свободе предпринимательства, разрешавший крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. С этого времени можно говорить о наличии устойчивого рынка свободной рабочей силы.

Происходили изменения и в духовной сфере Любопытно поведение Екатерины II по отношению к православной церкви. Приехав в Россию, она приняла православие, выполняла все православные обряды. Но, как отмечают современники, не отличалась набожностью. Ее сознание было рациональным и прагматичным. Она признавала в религии лишь один из рычагов власти над обществом. Императрица отобрала в казну монастырские имения, вместе с крестьянами, а сами монастыри перевела на штаты, которые скромно финансировались государством. На тот момент в России было 954 православных монастыря. Штаты предусматривались только для 200. Секуляризацию пережили лишь 385 монастырей. Эта мера Екатерины II вызывала осуждение Церкви и наиболее активных верующих во все последующие годы. Но это значительно уменьшило влияние церкви на жизнь общества. Продолжая линию Петра I, Екатерина II ограничивала влияние церкви на жизнь общества, теми же административными мерами, сверху.



Восстание Е. Пугачева потрясло Екатерину II. Она решительно в последней четверти XVIII в. укрепляла государственный аппарат, усилила единоначалие на всех ступенях государственного управления. Большое значение приобрел Совет при высочайшем дворе. Он превратился в высший совещательный и распорядительный орган, отодвинувший Сенат на второй план.

В екатерининское время бюрократия оставалась такой же, как и при Петре I, но выросла в числе и усилила влияние. Чиновников стало 13—15 тысяч (сравните: в конце XVII в. -около 5 тыс.). Злоупотребление властью, коррупция были повседневным явлением. Екатерина II говорила об этом: "Меня обворовывают так же как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать".

Реформа административного устройства была проведена в 1775 г. Разукрупнены губернии. К концу правления Екатерины их было 50. Каждая губерния делилась на уезды. Промежуточная административная единица — провинция, была ликвидирована. Большинство губерний стало называться по губернским городам (Тверская, Вологодская), часть — по рекам (Енисейская), за некоторыми губерниями сохранилось историческое наименование (Таврическая). Во главе губерний стоял губернатор.

Россия продвинулась к разделению властей. Суд был отделен от администрации и полиции и получил самостоятельное значение. Создана разветвленная система судов гражданских, уголовных, сословных и т.д. Важно: первой организационно в самостоятельную ветвь власти в России стала выделяться судебная. Это был первый подготовительный шаг к разделению властей.

Сфера демократии, значительно урезанная при Петре I, при Екатерине II значительно расширена. В 1785 г. была утверждена "Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства". Дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников:

1. Честь, жизнь и имущество дворянина можно было отнять только в том случае, если он совершил преступление. Судить дворянина мог только суд, состоящий из людей равных ему по положению. Дворяне освобождались от телесных наказаний.

2. Грамота давала дворянину свободу в выборе занятий:

служить государству или не служить.

3. Дворянин получал полное право распоряжаться собственностью: покупать, продавать, завещать, заводить фабрики, заводы и т.д. Появилась частная собственность западного типа.

4. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу.

Жалованная грамота дворянству способствовала укреплению класса собственников, стимулировала развитие западного уклада. Однако, характерная для России корпоративность сказывалась. Грамота обязывала создавать на местах корпоративные объединения собственников-дворян: губернские дворянские собрания. На заседании дворянских собраний могли присутствовать все дворяне, но право голоса имели только собственники, которые были не моложе 25 лет. Дворянское собрание избирало предводителя дворянства.

Одновременно была дарована "Грамота на права и выгоды городам Российской империи". С точки зрения гражданских прав эта Грамота была скупа. Горожане, обыватели, купцы всех гильдий, иностранные и иногородние гости, а также именитые граждане освобождались от телесных наказаний. А вот для развития городов там содержалось многое. Вводилось городское самоуправление. "Градское" общество получало право юридического лица. Оно могло заводить собственность, иметь доходы с имущества, собирать с городского населения специальные сборы. Городское собрание выбирало городскую голову и городскую думу. В городской думе были представлены все группы населения. К выборным городским органам перешли вопросы городского благоустройства, продовольственное дело, развитие торговли, промыслов и т.п. У этого самоуправления были слабые места: оно Находилось под контролем губернатора; сохранялась корпоративная структура города (цехи, гильдии и т.п.).

Укрепились демократические общинные институты у государственных крестьян — волостной сход избирал волостного голову. Таким образом, демократия расширялась, приобрела с точки зрения прав личности некоторые европейские черты. Но все же она была крайне ограничена, поскольку касалась меньшинства населения; она по-прежнему носила в значительной мере общинно-коллективистский характер. Обратите внимание: на новые территории также распространялось действие жалованных грамот. Для Сибири, где не было дворянства, было мало городов, практически ничего не изменилось.

Многое "было сделано при Екатерине II в области социальной: в образовании, медицине, социальной помощи больным, бездомным, старикам. В отличие от предшественников Екатерина II развернула довольно широко общее образование, чтобы поднять уровень культуры в стране. Она находила на это деньги в государственном бюджете. Осознав трудности кардинального реформиррвания России, Екатерина II решила подойти к этому с другой стороны: воспитание новых людей, нравственно совершенных, которые в таком же духе воспитают своих детей, что приведет к изменению общества. Таким образом задача воспитания нового человека, которая была поставлена КПСС в 1961 г. на пути к коммунизму, не была новой, она уже решалась в екатерининскую эпоху. В российской жизни все повторяется с точностью до наоборот. Предполагалось, что новая порода людей будет воспитываться исключительно в европейском духе. Большое внимание уделялось иностранным языкам (европейским) и гуманитарному образованию. Новую породу людей предполагалось создавать в специальных воспитательных училищах. Появились воспитательные дома в Москве, Петербурге, закрытые институты для девиц-дворянок (особенно знаменит Смольный институт), для девиц-горожанок, кадетские корпуса. Помимо закрытых учебных заведений создавалась сеть открытых народных училищ.

Эксперимент с выведением новой породы людей кончился полной неудачей. Да и с точки зрения простой грамотности Россия отставала от Европы. Английский посол не без ехидства писал из Петербурга: "Россия имеет право на название образованного народа одинаковое с тибетским государством"'. Система воспитательных домов, призванная выводить новую породу людей потерпела поражение. Государство забывало их финансировать, там процветало казнокрадство. В особенно тяжелом положении были такие школы в провинции.

Любопытно, что Москва несмотря на университет, по-прежнему считалась оплотом "почвенности". Поэт Сумароков сказал, что все улицы Москвы вымощены невежеством, "аршина на три толщиной". Становление Университета шло медленно. Студенты занимались не более 100 дней в году. На некоторых факультетах было временами по одному студенту и одному профессору. С Московским университетом связана деятельность российского просветителя Н.И. Новикова. В 16 лет он был исключен из гимназии при университете за "леность". Но в 80-е гг. он .арендовал здесь типографию и книжную лавку, развернул издательскую и образовательную деятельность. Новиковское десятилетие — одна из лучших эпох в жизни Московского университета. А в XIX в. университет в Москве превратился в центр культурной и общественной жизни страны.

Большое внимание уделялось организации медицинской помощи. Каждый город был обязан иметь врачей не только для города, но и для уезда (т.е. для сельских мест), больницы, госпитали, заводить приюты для неизлечимо больных и сумасшедших- Врачей не хватало, их выписывали из-за границы, но многое делалось, чтобы создать собственную русскую школу медицины и хирургии. Ради просвещения и развития медицины, Екатерина Н решилась на пробную прививку от оспы (прививка была сделана ей и ее сыну).

В каждой губернии создавался приказ общественного Призрения, который занимался школами, госпиталями, больницами, богодельнями и сиротскими домами. Нищенство было запрещено. Закон предписывал забирать нищих, а также "праздно шатающихся" и определять их в работные дома, где они находились под контролем. В этих домах был полутюремный режим, финансировались приказы общественного призрения как из государственного бюджета, так и частными благотворителями.

В итоге можно отметить, что Екатерина II больше хотела, чем смогла. Но все же она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, чем получила:

— численность населения увеличилась с 19 млн. в середине XVIII в. до 36 млн. к концу XVIII в. (это произошло не только за счет присоединения новых территорий, наблюдался естественный прирост);

— сумма государственных доходов увеличилась с 16 млн. руб. — до 69 млн. руб., т.е. возросла более чем вчетверо;

— промышленность: число фабрик и мануфактур выросло с 500 до 2000,

— создана банковская система;

— увеличилось число собственников, в том числе из крестьян.

Вместе с тем, сохранилась многоукладность и усилилась цивилизационная неоднородность общества: западный уклад получил более благоприятные условия для развития, но корпоративность не ослабла. Не удалось выйти за рамки того, что сложилось при Петре I. Кардинальные изменения принесет век XIX.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: