double arrow

Рисование деревьев и растений в настроениях. Впечатление и выражение


ЖИВОПИСЬ В 11 КЛАССЕ

Базовое упражнение 13 для учителей

Базовое упражнение 12 для учителей

На одном или нескольких листах воспроизводится процесс развития корня, листа, цветка и плода растения. Такие картины можно писать как по мокрому, так и лессировкой. Маленький со­вет: нужно составить план работы.

1. Развитие корня: кристаллические, прохладные, звездооб­разные, оставленные свободными пространства в темноте, теплое окружение.

2. Развитие листа: синий и желтый вместе приходят к зеле­ному. Ритмически повторяемые формы. Красный (кармин) про­питывает всю зелень растения.

3. Развитие цветка или бутона: нарисованные легко и воз­душно кармин и желтый (сверху) соединяются с синим внизу листа (появляется зеленый). Связь с миром насекомых (напри­мер, пчелы или бабочки) мы находим, окружая вместе с цвета­ми формы, подобные бабочке, с помощью светлого желтого и розового.

4. Развитие семян: семя располагается в земле. Каждое семя становится островком теплого света (округлые формы) в прохлад­ном окружении.

Если эти четыре картины показать учителю, который препо­дает биологию в 11 классе и попросить прокомментировать, то в ответ возникнет интересная обратная связь относительно учебно­го материала. Вопрос: а как мы рисуем процесс развития от 4-го шага к 1-му? В таком упражнении можно исследовать изучить те­му прорастания в акварели Штайнера.

Далее даются другие четыре упражнения для учителя, где про­цесс роста, описанный в Базовом упражнении 12, воспроизводится с помощью черно-белой техники с использованием штриха. Описа­ние штриховки можно найти в главе «Живопись в 11 классе».

1. Тьма окружает свет, который сияет сквозь тьму.

2. Водные, ритмически повторяющиеся формы появляются при встрече света и тьмы.

3. В окружении света тьма едва сгущается в нескольких цен­тральных местах, сжимаясь в звездообразную форму. Это то мес­то, где структурированный свет оставил свободное пространство.

4. Свет пронизывает тьму. Тьма окружает свет, сияющий внутри нее.

Эти два последних базовых упражнения являются хорошей подготовкой для 11 класса.

Мы видим, что на 16-17-м году жизни молодые люди создают огромное пространство вокруг себя, детские качества остаются в прошлом. Они отделяют себя от других более отчетливо, их собствен­ный эмоциональный мир более заметен, и возникает первая любовь.

В учебном плане вальдорфской школы в это время биология, включая ботанику, занимает центральное место. Сущность расте­ния показывает нам образ души, проявляющей себя в характерном жесте. Важны религиозные элементы, которые создают опору для молодой личности на этой ступени развития.

Эпоха «Парсифаля» в литературе не только отвечает на мно­гие вопросы, но и помогает такие существенные вопросы поста­вить, особенно вопросы о внутреннем мире, которые становятся теперь важными в художественном процессе. Штайнер дает при­мер изображения дерева в 11 классе. Он рекомендует способ жи­вописания: не брать зелень и листья как исходный пункт, но по­дойти к дереву, как будто оно окружено и насыщено светом, соз­дать образ из цветовых пространств. Подобные примеры у импрессионистов и экспрессионистов, которые, будучи так сильно связанными с внешним и внутренним «впечатлением» от природ­ного феномена, помогают определить «искусство», в котором цвет и пространство являются первыми и основными средствами в ра­боте художника. То, что было сделано в 5 классе в игровой фор­ме, повторяется, но с новым осознанием.

Мы делаем следующий шаг, рисуя одно и то же дерево при различных условиях освещения. Время года может варьировать­ся, погода - разнообразна. Сравнивая рисунки, мы начинаем по­нимать цвет и искать его связь с нашим внутренним существом. После первого рисунка освещенного дерева «по мокрому», мы де­лим большой натянутый лист на две или на четыре части, чтобы нарисовать два или четыре времени года. Можно обсудить с уче­никами цветовые оттенки. В остальном мы живем согласно идеи «живописания», предотвращая таким образом «изящное вырисо­вывание». Следует обратить внимание на присутствие красного в растительной зелени. Растительная зелень без красного остается холодной, она становится подобной минералу. Эта идея может дать возможность возникнуть нескольким рисункам «по мокро­му» различных (цветущих) растений, например, нарциссов, ма­ков, клевера, розы или различных видов деревьев. Учитель опи­сывает растение так, что появляется внутренний образ. Сравни­тельное описание и выражение образа, например, нарцисса, «воз­вещающего весну звуками трубы», можно обсуждать с классом один-два урока прежде, чем выполнить работу. Растение или цве­ток наблюдалось на предшествующем уроке. Работа с кармином, розовый фон, является наилучшей основой при создании расти­тельной зелени из желтого и голубого. После некоторой поддер­жки ученики применяют сверху светло-желтый (как указывает Штайнер в лекциях о цвете), и видят, как желтый, имея качес­тво объединения, помогает свету пронизать растение.

Помимо этих рисунков по мокрому, можно рисовать весенние или осенние цветы на натянутой бумаге. Это можно выполнять на большом формате. Кто-то может взять лилию и розу - особенный дуэт - и рисовать их вместе. В таком случае лилия - более весен­ний цветок со свежей сочной зеленью, а роза - темнее, с теплы­ми красными ростками.

Идея, что «каждый ученик рисует свое собственное растение», требует участия со стороны учителя, но длительная подготовка, ак­тивная работа ученика над своим изображением растения могут дать очень личные, глубоко пережитые результаты. Для 11-классника важно чувствовать определенную долю свободы, выражаю­щуюся и его в собственном темпе работы. Собственным интересам и опыту ученика уделяется достаточное внимание. Ряд работ лес­сировкой и по мокрому препятствует погружению в самодостаточ­ный зеленый. Большинство учеников не имеют больших проблем с техникой. Некоторые даже достигают уровня шедевра. Проник­новение более глубоко в работу импрессионистов и экспрессионис­тов (например, цветы у Нольде) и внутренняя позиция художника усиливают уверенность 11-классника в его работе. Задание «восход и закат» (всегда вдохновляющее) дает ученикам возможность сде­лать более глубоким цветовой контраст в их работах.

Учеников (иногда целую группу в классе), которые борются со значительной долей сомнения по отношению к своим собствен­ным способностям, нужно приободрить путем применения цвета живым образом, исходя из черно-белых работ таких художников, как Рембрандт, Сезанн, Ван Гог.


Сейчас читают про: