double arrow

Рисование и живопись в связи с историей искусств

Базовое упражнение 9 для учителя

ЖИВОПИСЬ В 9 КЛАССЕ

В 9 классе изобразительные искусства преподает учитель-предметник. Его профессионализм, дисциплинированность, внутренняя сила и юмор помогают 14-15-летним ученикам пробиваться вперед, благодаря применяемым в процессе мето­дам работы.

Мы наблюдаем какое-то время, как «работает» свет, проходя сквозь маленькое отверстие в коробке из-под обуви. Например, он падает на дно и окрашивает стены в различные оттенки серого. Все это мы рисуем на большом по размеру листе бумаги с помо­щью угля, начиная с серых оттенков на стенах без использования линий для очерчивания форм. Оставляем открытое пространство для окна. Самая темная область (где она расположена?) окраши­вается строго в черный, и, между этим черным и белым, появля­ется как можно больше оттенков серого, ограниченные и перете­кающие от темного к светлому и наоборот.

На расширенном формате структура пространства не должна быть передана сильнее, чем работа света. Таким образом, реко­мендуется затемнять серый равномерным движением руки до тех пор, пока и пространство не успокоится, и не очертятся границы. Поначалу для многих учеников это - настоящая борьба. Но как только весь белый исчезает с листа (кроме окна), внутреннее прос­транство начинает рассказывать свою историю, делая однообраз­ную работу интересной.

Работы Дюрера как источник вдохновения для черно-белого рисования

В период пубертета решающее значение для педагогики имеет овладение материалом и техникой. Для этого требуется упорный труд и научность исследования. Так, качества исследователя и за­воевателя превращает художников, таких, как Дюрер, в лицо эпо­хи Ренессанса. Его работы имеют особое влияние на девятиклас­сника (и на старшеклассника вообще). Очарованные однажды рассказом учителя, ученики находят темы и технику Дюрера такими обворожительными, что появляются попытки следовать за масте­ром и понять его. В качестве введения можно рассказывать биогра­фию Дюрера или описать время, в которое он жил. С помощью «Иеронима в келье» можно указать на значение физического и ду­ховного света (вокруг головы святого). В «Меланхолии» мы нахо­дим образ, в котором изображена мистическая мудрость. Мы мо­жем исследовать взаимодействие света и тени. Мы не анализируем символизм в гравюре, но вопросы учеников можно записать.

Таким образом, первой работой в 9 классе могло бы быть исс­ледование «Меланхолии» с помощью глаза и руки. Не путем об­рисовки и очерчивания линий, а путем оттенения углем. Посте­пенно вырисовывается таинственное изображение: тяжелая фигу­ра ангела, маленький круглолицый ангел, многогранник, шар, собака, свет вдали и т.д. Увеличение масштаба - отличное упраж­нение. Такое увеличение может рассматриваться поначалу как техническая задача для всего класса. Ученики работают с копи­ей реальных размеров, возможно, опираясь на рисунок учителя на доске. «Откуда приходит свет?» - спрашиваем мы, когда ри­сунок закончен и наблюдение стало переживанием. Целью явля­ется передача не только композиции, но и света на предметах и вокруг них с учетом живописных правил.

Перед тем, как приступить к изучению дюреровских гра­вюр, мы могли бы, например, восстановить черно-белое рисова­ние, начиная с простейшей перспективы. С помощью графита или древесного угля сверху слева появляется черное пространс­тво, блекнущее книзу, со свободной границей (справа). Далее рисуется правая сторона листа: сверху вниз от очень светлого вверху к черному внизу со всеми переходами серого. Много вни­мания уделяется встрече двух пространств. При этом не должна появиться вертикальная черная или белая линия. Работа посто­янно рассматривается с расстояния, чтобы было возможно ее исправлять. Подобные упражнения делаются с горизонтальны­ми и другими границами.

Второй рисунок мы снова начинаем с черного сверху во всю ширину бумаги. В этом пространстве, которое постепенно светле­ет, опускаясь вниз, мы оставляем округлую область. Этот «остав­ленный открытым» круг покрываем, начиная сверху, от светло­серого к черному. Наблюдая работу издалека, ученики самостоя­тельно корректируют степень «круглости» так же, как и реали­зацию прохождения через все серые тона.

Для следующего упражнения мы берем простой белый объект, на котором слегка отмечены тень и свет - белый мяч или рулон туалетной бумаги. Окружающее пространство делаем се­рым. Место для объекта оставляем свободным. Чтобы наблюдать объект немного с высоты и видеть тень на заднем плане и переднюю сторону предмета одновременно, не следует далеко отходить, причем необходимо находиться немного выше выбранного пред­мета. Не только объект должен быть белым, но и задний план и пространство под ним. Для создания белого пространства вокруг хорошо подходит бумага для рисования. На белой бумаге появля­ются необыкновенно нежные серые оттенки. В связи с этой ком­позицией мы выполняем следующее интересное промежуточное упражнение. Белая бумага идеально подходит для наблюдения тонких оттенков светотени. Можно скопировать графитом кусок бумаги, свободно завернутый или слегка скомканный. Это требу­ет от девятиклассника огромной концентрации, но как только по­ловина работы сделана, видимая часть зажигает энтузиазм и усо­вершенствованное умение позволяет несколькими движениями белому появиться на белом. Это - задание для одного урока. Можно также повторить его снова, потому что малейшее измене­ние света изменяет все. И скомканный клочок бумаги неимовер­но трудно воспроизвести, когда он уже убран.

Теперь более сложный объект одной из гравюр Дюрера: шар, колокольчик, ключ, череп. В зависимости от протяженности урока, это задание, по меньшей мере, для двух уроков, с тем, чтобы в работе присутствовала пауза. Снова существует два пути работы. Первый урок: объект перед нами, и мы срисовываем его. Второй урок: берем гравюру Дюрера, пристально рассматриваем, как он нарисовал объект, и воспроизводим его на большом фор­мате. Дюрер использует штрихи. Мы можем либо точно следо­вать ему, либо действовать иначе; например, благодаря работе широкой стороной угля возможно достичь таких же серых оттен­ков, как и при чередовании черно-белых штрихов в гравюре. Кстати, лучше всего использовать метод, описанный выше, т.е. затемнять серым задний план и оставлять свободным место для объекта. Таким образом, мы рисуем среду, иными словами - тот свет, в котором расположен объект. Затем мы воспроизводим то, что мы видим как тень на объекте (объект становится пространс­твенным). И, наконец, этот пространственный объект бросает тень в окружение (он «передвигает» свет). Эта тень обычно самая темная и должна быть воспроизведена в полную силу, чтобы со­единить объект и пространство.

Размер бумаги, на которой мы работаем и то, чем мы рису­ем, должны быть совместимы. Бумага не должна быть слишком тонкой. Большой формат активизирует внимание и препятствует жесткости в работе. Сохранение белого поля по краю листа име­ет технические и педагогические преимущества: лист можно раз­ровнять (чистой рукой), поле оставляем свободным, а точные гра­ницы появляются при рисовании. К тому же, мы не рисуем сна­чала линию для того, чтобы отделить белое поле.

После такой интенсивной работы над внешним, теперь мож­но взглянуть и во внутреннее пространство. Например, «Иероним, пишущий в своей келье» превосходно схвачен Дюрером. Для того, чтобы пронаблюдать действие света в пространстве, мы используем обычную коробку с отверстием для «подглядывания» и окошком. Это помогает соединить внутреннее представление и внешние наблюдения. Также возможно отгородить часть класса от того пространства, откуда приходит свет, и нарисовать это. Другие возможности: например, помещение с приоткрытой две­рью, свет, падающий на пустой стол, или чья-то пустая комната также дают возможность воспроизвести на бумаге крайнее нап­ряжение между светом и тьмой. Для начала предлагаем нарисо­вать пространство, подобное тому, в котором изображен Иероним, но пустое.

Следующим шагом гравюра Дюрера воспроизводится в большом формате (приблизительно). В этом задании мы сосре­доточены на отношениях между светом и тенью, а не на том, как нарисован каждый отдельный предмет. Здесь также мы от­казываемся от контурного рисования в пользу «работы плоскос­тями». На доске или на большом белом листе бумаги учитель может дать общую схему соотношений. Ученики одновременно могут следовать этому и начинать работу со светотенью индиви­дуальным путем. «Квадратности» в работе следует избегать. В подготовительной части задания мы нарисовали комнату как пустое пространство, теперь подобным образом мы работаем, ос­тавляя свободными пространства для объектов и фигуры Иеронима (включая нимб вокруг головы). По собственному выбору, ученики начинают с изображения элементов или работают гори­зонтально, сверху вниз.

Немного позже совместно рассматриваются работы всех уче­ников. Учитель может указать на различные пути. Обсуждая, лучше не показывать слишком много, а с помощью нескольких примеров выяснить некоторые «пункты, требующие внимания». Такими пунктами являются:

- равномерно занятые области: так, что глаз может двигать­ся вокруг предметов и может быть уведен вглубь пространства;

- степень отчетливости границ, делающая формы видимыми;

- пропорции и невидимые соединяющие линии повсюду в рисунке.

Принимая во внимание рекомендации Штайнера «развивать техническое художественным путем», при рассмотрении в 9 клас­се всех видов конструкций, объектов или пространств в черно-бе­лом, в светотени мы особенно сильно задействуем эстетическое. Очевидно, что здесь мы не имеем никаких отношений с чем-то внешним, а стремимся к тому, чтобы оживить мертвенный пус­той мир с помощью действия света.

В этом учебном курсе ремесло и техника занимают важную позицию в связи с несколькими темами. Обучение печатному де­лу, а именно гравюре на дереве и линогравюре связано с потреб­ностью 14-15-летних ознакомится с предметными дисциплинами. Оборудование предъявляет свои требования. Следовательно, тех­ника работы усовершенствуется. Работа должна быть выполнена поэтапно. В этом возрасте не придается уже особое значение экс­периментированию и тщательному рисунку. При работе с гравю­рой нам следует придерживаться начального уровня в разработке простых черно-белых тем, в которых перспектива светотени рас­крыта в той же степени, что и в рисовании. Позднее нужно напи­сать отчет о рабочем процессе. Следует дать достаточно работы каждому ученику (особенно в 9 классе). Работа по группам (с по­ловиной класса) дает учителю больше возможностей для индиви­дуальных советов и поддержки. Огромное стремление девятик­лассника действовать сдерживается последовательной техникой, строгой пошаговостью. Простые, поддающиеся наблюдению те­мы, помогают ученикам глубже понять действие света. Одного примера работы из предыдущих лет и встречи с «шедевром» Дю­рера обычно достаточно в качестве источника вдохновения.

Штайнер рекомендует использовать гравюру Дюрера для 14-16-летних. Если работа с ней была проделана в 8-м классе, необ­ходимо узнать у учителя начальной и средней школы, что имен­но было сделано и каким образом. Теперь задание можно услож­нить или разнообразить соответственно уровню 9-классников.

Учебный план вальдорфской школы един не только по верти­кали на протяжении учебных лет, но и по горизонтали в связи с различными предметами. Так, история искусства занимает цен­тральное положение в 9 классе, будучи связанной с рисованием, живописью и лепкой. Сильные физические и эмоциональные из­менения, происходящие в молодом человеке, расстроили его от­ношение с миром. В связи с этим большое значение имеет зна­комство с идеалами, представленными в египетской и греческой скульптуре. Благодаря неизгладимому действию силы красоты, для молодых людей, в их распадающемся на части мире, единс­тво становится видимым. Эпоха истории изобразительного ис­кусства (около 4-6 недель) помогает непосредственно пережить прекрасное. Воспроизводя древние произведения, ученик стано­вится ближе к пониманию искусства. Посещение музеев, хоро­шие слайды или копии, фотографии или отчетливые отпечатки, но, превыше всего, заботливо нарисованный учителем рисунок на доске могут помочь развивать эту «близость». Однако, важен спо­соб, которым учитель побуждает ученика переживать благогове­ние в процессе копирования великих произведений искусства. Роль художника в этом процессе становится темой для совместно­го обсуждения. Рисование, лепка или живопись должны отра­жать характерные черты эпохи.

При выполнении заданий по рисованию или живописи (нап­ример, в эпохальной тетради) учитель придает огромное значе­ние работе со светотенью, особенно в воспроизведении скуль­птур. В живописи нужно подбирать цвета. В этом возрасте важ­но правильно уделять внимание точному изображению пропор­ций и перспективы, например, предотвратить рисование слиш­ком тонких или слишком коротких колонн. Несколько хорошо выполненных рисунков могут намного лучше передать сущность эпохи, нежели многословные описания или слайды. Ри­сунки на доске и отпечатанные материалы, с которыми работа­ют ученики, должны служить примером того, что напечатанное должно отражать особенности формы оригинала. (Многие фото­копии имеют невероятно плохое качество, и работа с ними это - потраченное впустую время). Если такие материалы помеща­ются в папку, то они, надеюсь, станут сокровищницей для тех, кто придет впоследствии.

В рисунках на доске учителю нужно, помимо хорошего ис­пользования перспективы, стремиться воспроизвести атмосфе­ру образа. Этой цели можно достигнуть, в полной мере исполь­зуя цвет и цветовую перспективу. Также можно выполнять большие черно-белые образцы, чтобы поощрить учеников к са­мостоятельной работе. Надеюсь, эти рисунки станут маяками в их памяти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: