Базовое упражнение 9 для учителя
ЖИВОПИСЬ В 9 КЛАССЕ
В 9 классе изобразительные искусства преподает учитель-предметник. Его профессионализм, дисциплинированность, внутренняя сила и юмор помогают 14-15-летним ученикам пробиваться вперед, благодаря применяемым в процессе методам работы.
Мы наблюдаем какое-то время, как «работает» свет, проходя сквозь маленькое отверстие в коробке из-под обуви. Например, он падает на дно и окрашивает стены в различные оттенки серого. Все это мы рисуем на большом по размеру листе бумаги с помощью угля, начиная с серых оттенков на стенах без использования линий для очерчивания форм. Оставляем открытое пространство для окна. Самая темная область (где она расположена?) окрашивается строго в черный, и, между этим черным и белым, появляется как можно больше оттенков серого, ограниченные и перетекающие от темного к светлому и наоборот.
На расширенном формате структура пространства не должна быть передана сильнее, чем работа света. Таким образом, рекомендуется затемнять серый равномерным движением руки до тех пор, пока и пространство не успокоится, и не очертятся границы. Поначалу для многих учеников это - настоящая борьба. Но как только весь белый исчезает с листа (кроме окна), внутреннее пространство начинает рассказывать свою историю, делая однообразную работу интересной.
Работы Дюрера как источник вдохновения для черно-белого рисования
В период пубертета решающее значение для педагогики имеет овладение материалом и техникой. Для этого требуется упорный труд и научность исследования. Так, качества исследователя и завоевателя превращает художников, таких, как Дюрер, в лицо эпохи Ренессанса. Его работы имеют особое влияние на девятиклассника (и на старшеклассника вообще). Очарованные однажды рассказом учителя, ученики находят темы и технику Дюрера такими обворожительными, что появляются попытки следовать за мастером и понять его. В качестве введения можно рассказывать биографию Дюрера или описать время, в которое он жил. С помощью «Иеронима в келье» можно указать на значение физического и духовного света (вокруг головы святого). В «Меланхолии» мы находим образ, в котором изображена мистическая мудрость. Мы можем исследовать взаимодействие света и тени. Мы не анализируем символизм в гравюре, но вопросы учеников можно записать.
Таким образом, первой работой в 9 классе могло бы быть исследование «Меланхолии» с помощью глаза и руки. Не путем обрисовки и очерчивания линий, а путем оттенения углем. Постепенно вырисовывается таинственное изображение: тяжелая фигура ангела, маленький круглолицый ангел, многогранник, шар, собака, свет вдали и т.д. Увеличение масштаба - отличное упражнение. Такое увеличение может рассматриваться поначалу как техническая задача для всего класса. Ученики работают с копией реальных размеров, возможно, опираясь на рисунок учителя на доске. «Откуда приходит свет?» - спрашиваем мы, когда рисунок закончен и наблюдение стало переживанием. Целью является передача не только композиции, но и света на предметах и вокруг них с учетом живописных правил.
Перед тем, как приступить к изучению дюреровских гравюр, мы могли бы, например, восстановить черно-белое рисование, начиная с простейшей перспективы. С помощью графита или древесного угля сверху слева появляется черное пространство, блекнущее книзу, со свободной границей (справа). Далее рисуется правая сторона листа: сверху вниз от очень светлого вверху к черному внизу со всеми переходами серого. Много внимания уделяется встрече двух пространств. При этом не должна появиться вертикальная черная или белая линия. Работа постоянно рассматривается с расстояния, чтобы было возможно ее исправлять. Подобные упражнения делаются с горизонтальными и другими границами.
Второй рисунок мы снова начинаем с черного сверху во всю ширину бумаги. В этом пространстве, которое постепенно светлеет, опускаясь вниз, мы оставляем округлую область. Этот «оставленный открытым» круг покрываем, начиная сверху, от светлосерого к черному. Наблюдая работу издалека, ученики самостоятельно корректируют степень «круглости» так же, как и реализацию прохождения через все серые тона.
Для следующего упражнения мы берем простой белый объект, на котором слегка отмечены тень и свет - белый мяч или рулон туалетной бумаги. Окружающее пространство делаем серым. Место для объекта оставляем свободным. Чтобы наблюдать объект немного с высоты и видеть тень на заднем плане и переднюю сторону предмета одновременно, не следует далеко отходить, причем необходимо находиться немного выше выбранного предмета. Не только объект должен быть белым, но и задний план и пространство под ним. Для создания белого пространства вокруг хорошо подходит бумага для рисования. На белой бумаге появляются необыкновенно нежные серые оттенки. В связи с этой композицией мы выполняем следующее интересное промежуточное упражнение. Белая бумага идеально подходит для наблюдения тонких оттенков светотени. Можно скопировать графитом кусок бумаги, свободно завернутый или слегка скомканный. Это требует от девятиклассника огромной концентрации, но как только половина работы сделана, видимая часть зажигает энтузиазм и усовершенствованное умение позволяет несколькими движениями белому появиться на белом. Это - задание для одного урока. Можно также повторить его снова, потому что малейшее изменение света изменяет все. И скомканный клочок бумаги неимоверно трудно воспроизвести, когда он уже убран.
Теперь более сложный объект одной из гравюр Дюрера: шар, колокольчик, ключ, череп. В зависимости от протяженности урока, это задание, по меньшей мере, для двух уроков, с тем, чтобы в работе присутствовала пауза. Снова существует два пути работы. Первый урок: объект перед нами, и мы срисовываем его. Второй урок: берем гравюру Дюрера, пристально рассматриваем, как он нарисовал объект, и воспроизводим его на большом формате. Дюрер использует штрихи. Мы можем либо точно следовать ему, либо действовать иначе; например, благодаря работе широкой стороной угля возможно достичь таких же серых оттенков, как и при чередовании черно-белых штрихов в гравюре. Кстати, лучше всего использовать метод, описанный выше, т.е. затемнять серым задний план и оставлять свободным место для объекта. Таким образом, мы рисуем среду, иными словами - тот свет, в котором расположен объект. Затем мы воспроизводим то, что мы видим как тень на объекте (объект становится пространственным). И, наконец, этот пространственный объект бросает тень в окружение (он «передвигает» свет). Эта тень обычно самая темная и должна быть воспроизведена в полную силу, чтобы соединить объект и пространство.
Размер бумаги, на которой мы работаем и то, чем мы рисуем, должны быть совместимы. Бумага не должна быть слишком тонкой. Большой формат активизирует внимание и препятствует жесткости в работе. Сохранение белого поля по краю листа имеет технические и педагогические преимущества: лист можно разровнять (чистой рукой), поле оставляем свободным, а точные границы появляются при рисовании. К тому же, мы не рисуем сначала линию для того, чтобы отделить белое поле.
После такой интенсивной работы над внешним, теперь можно взглянуть и во внутреннее пространство. Например, «Иероним, пишущий в своей келье» превосходно схвачен Дюрером. Для того, чтобы пронаблюдать действие света в пространстве, мы используем обычную коробку с отверстием для «подглядывания» и окошком. Это помогает соединить внутреннее представление и внешние наблюдения. Также возможно отгородить часть класса от того пространства, откуда приходит свет, и нарисовать это. Другие возможности: например, помещение с приоткрытой дверью, свет, падающий на пустой стол, или чья-то пустая комната также дают возможность воспроизвести на бумаге крайнее напряжение между светом и тьмой. Для начала предлагаем нарисовать пространство, подобное тому, в котором изображен Иероним, но пустое.
Следующим шагом гравюра Дюрера воспроизводится в большом формате (приблизительно). В этом задании мы сосредоточены на отношениях между светом и тенью, а не на том, как нарисован каждый отдельный предмет. Здесь также мы отказываемся от контурного рисования в пользу «работы плоскостями». На доске или на большом белом листе бумаги учитель может дать общую схему соотношений. Ученики одновременно могут следовать этому и начинать работу со светотенью индивидуальным путем. «Квадратности» в работе следует избегать. В подготовительной части задания мы нарисовали комнату как пустое пространство, теперь подобным образом мы работаем, оставляя свободными пространства для объектов и фигуры Иеронима (включая нимб вокруг головы). По собственному выбору, ученики начинают с изображения элементов или работают горизонтально, сверху вниз.
Немного позже совместно рассматриваются работы всех учеников. Учитель может указать на различные пути. Обсуждая, лучше не показывать слишком много, а с помощью нескольких примеров выяснить некоторые «пункты, требующие внимания». Такими пунктами являются:
- равномерно занятые области: так, что глаз может двигаться вокруг предметов и может быть уведен вглубь пространства;
- степень отчетливости границ, делающая формы видимыми;
- пропорции и невидимые соединяющие линии повсюду в рисунке.
Принимая во внимание рекомендации Штайнера «развивать техническое художественным путем», при рассмотрении в 9 классе всех видов конструкций, объектов или пространств в черно-белом, в светотени мы особенно сильно задействуем эстетическое. Очевидно, что здесь мы не имеем никаких отношений с чем-то внешним, а стремимся к тому, чтобы оживить мертвенный пустой мир с помощью действия света.
В этом учебном курсе ремесло и техника занимают важную позицию в связи с несколькими темами. Обучение печатному делу, а именно гравюре на дереве и линогравюре связано с потребностью 14-15-летних ознакомится с предметными дисциплинами. Оборудование предъявляет свои требования. Следовательно, техника работы усовершенствуется. Работа должна быть выполнена поэтапно. В этом возрасте не придается уже особое значение экспериментированию и тщательному рисунку. При работе с гравюрой нам следует придерживаться начального уровня в разработке простых черно-белых тем, в которых перспектива светотени раскрыта в той же степени, что и в рисовании. Позднее нужно написать отчет о рабочем процессе. Следует дать достаточно работы каждому ученику (особенно в 9 классе). Работа по группам (с половиной класса) дает учителю больше возможностей для индивидуальных советов и поддержки. Огромное стремление девятиклассника действовать сдерживается последовательной техникой, строгой пошаговостью. Простые, поддающиеся наблюдению темы, помогают ученикам глубже понять действие света. Одного примера работы из предыдущих лет и встречи с «шедевром» Дюрера обычно достаточно в качестве источника вдохновения.
Штайнер рекомендует использовать гравюру Дюрера для 14-16-летних. Если работа с ней была проделана в 8-м классе, необходимо узнать у учителя начальной и средней школы, что именно было сделано и каким образом. Теперь задание можно усложнить или разнообразить соответственно уровню 9-классников.
Учебный план вальдорфской школы един не только по вертикали на протяжении учебных лет, но и по горизонтали в связи с различными предметами. Так, история искусства занимает центральное положение в 9 классе, будучи связанной с рисованием, живописью и лепкой. Сильные физические и эмоциональные изменения, происходящие в молодом человеке, расстроили его отношение с миром. В связи с этим большое значение имеет знакомство с идеалами, представленными в египетской и греческой скульптуре. Благодаря неизгладимому действию силы красоты, для молодых людей, в их распадающемся на части мире, единство становится видимым. Эпоха истории изобразительного искусства (около 4-6 недель) помогает непосредственно пережить прекрасное. Воспроизводя древние произведения, ученик становится ближе к пониманию искусства. Посещение музеев, хорошие слайды или копии, фотографии или отчетливые отпечатки, но, превыше всего, заботливо нарисованный учителем рисунок на доске могут помочь развивать эту «близость». Однако, важен способ, которым учитель побуждает ученика переживать благоговение в процессе копирования великих произведений искусства. Роль художника в этом процессе становится темой для совместного обсуждения. Рисование, лепка или живопись должны отражать характерные черты эпохи.
При выполнении заданий по рисованию или живописи (например, в эпохальной тетради) учитель придает огромное значение работе со светотенью, особенно в воспроизведении скульптур. В живописи нужно подбирать цвета. В этом возрасте важно правильно уделять внимание точному изображению пропорций и перспективы, например, предотвратить рисование слишком тонких или слишком коротких колонн. Несколько хорошо выполненных рисунков могут намного лучше передать сущность эпохи, нежели многословные описания или слайды. Рисунки на доске и отпечатанные материалы, с которыми работают ученики, должны служить примером того, что напечатанное должно отражать особенности формы оригинала. (Многие фотокопии имеют невероятно плохое качество, и работа с ними это - потраченное впустую время). Если такие материалы помещаются в папку, то они, надеюсь, станут сокровищницей для тех, кто придет впоследствии.
В рисунках на доске учителю нужно, помимо хорошего использования перспективы, стремиться воспроизвести атмосферу образа. Этой цели можно достигнуть, в полной мере используя цвет и цветовую перспективу. Также можно выполнять большие черно-белые образцы, чтобы поощрить учеников к самостоятельной работе. Надеюсь, эти рисунки станут маяками в их памяти.