double arrow

Антифеодальные восстания сикхов и джатов


Антифеодальные, восстания сикхов и джатов

В Пенджабе антифеодальные восстания развертывались под ре­лигиозным знаменем сикхизма. Еще в начале XVI в. в городах Пенджаба была основана индуистская секта сикхов («сикх» — букв, «ученик»). Ее основатель и первый гуру (титул главы сик­хов, доел, «учитель»), Нанак (1469—1538), обличал мусульман­ское духовенство и индусских жрецов. Сикхи отвергали сослов-но-кастовые привилегии, провозглашая равенство людей перед богом. Одной из своих задач они объявили примирение индусов и мусульман.

Первоначальный сикхизм отражал умеренную оппозицию феодалам зажиточных слоев городского населения Пенджаба. Но со второй половины XVII в. состав сикхской секты начал изменяться. Тяжесть феодальной эксплуатации, общий упадок экономики привели к тому, что в секту начали вливаться тыся­чи обездоленных крестьян и ремесленников. Деятельность ее приобретает боевой антифеодальный характер. Десятый гуру, Говйнд Сингх (1675—1708), отказался от своей неограничен­ной власти. С этого времени все сикхи, объединенные в свою религиозную общину — хальсу, стали пользоваться равными правами. Дела хальсы решались сообща ее членами. Она стала военно-демократической организацией сикхов. Говйнд Сингх призвал к решительной вооруженной борьбе с мусульманскими и индусскими феодалами за «истинное царство», где земля бу­дет принадлежать сикхам. В одном из своих обращений он за­являл: «Мы разрушим угнетательское царство Моголов; тогда я дам всю страну, от Лахора до Пешавара, моим сикхам».




При Говйнд Сингхе сикхизм стал знаменем антифеодальной борьбы. К сикхам присоединялись крестьяне и ремесленники иа мусульман и индусов. Сикхизм превратился из секты в само­стоятельную религию. Принимавших сикхизм подвергали спе­циальному обряду. Их окропляли водой, взболтанной обоюдоост­рым кинжалом. Сикхи отпускали длинные волосы и бороду. Они должны были всегда иметь при себе три металлических предмета: кинжал, гребень, браслет на руке. К имени сикха добавлялось слово «сингх» («лев»).

После смерти Говйнд Сингха секту возглавил крестьянин Банда. Руководимое им восстание охватило значительную часть Пенджаба. Только бросив все свои войска против сикхов, пра­вительство Могола могло победить повстанцев. Банда был каз­нен. Часть сикхов ушла в горы, продолжая оттуда партизан­скую борьбу.

Восстание сикхов, несмотря на временное поражение, серьезно подорвало силы империи Моголов и господство феодалов в Северной Индии. В дальнейшем сикхи не раз вновь брались за оружие. После длительной борьбы им удалось установить в Пенджабе свою власть и провозгласить там создание независи­мого государства. Земля была объявлена общей собственностью хальсы. И хотя постепенно у сикхов сформировалась новая фео­дальная знать из военных вождей — сердаров, феодальная экс­плуатация крестьянства в Пенджабе по сравнению с другими областями Индостана была значительно ограничена.



Если в движении сикхов сочетались антифеодальная борьба крестьянства и стремление пенджабцев освободиться от власти Великих Моголов и создать свое государство, то другое круп­ное народное движение — восстание джатов — имело прежде всего антифеодальную направленность.

Джаты — земледельческая каста на северо-западе Индии. В последней трети XVII и начале XVIII в. джаты района Агра — Дели несколько раз восставали против могольской вла­сти под руководством своих старшин — представителей общин­ной верхушки деревни. Наиболее крупным было восстание 1672 г., когда повстанцы двинулись на Дели. Хотя выступление джатов было подавлено, повстанцам удалось изгнать из не­скольких округов феодалов и сборщиков налогов.

В силу исторических условий того времени восстания сикхов и джатов не могли привести к ликвидации феодальных поряд­ков, но эти движения нанесли чувствительные удары по импе­рии Моголов.







Сейчас читают про: