double arrow

Экономическое развитие Индии

Кастовый строй

Догмы индуистской религии закрепляли разделение индусов на многочисленные касты. Первые кастовые деления возникли еще в древней Индии. Позднее они стали основой иерархической структуры феодального общества. Высшими кастами считались брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). За ними следовали ку­печеские (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой лестницы находились касты «неприкасаемых». В различных частях Индии и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами, общее число которых превышало 3 тыс. Возникли касты писцов, ткачей, кузнецов, метельщиков, дубильщиков и т. п. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями.

Поведение членов касты строго регламентировалось, огра­ничивалось общение между людьми высших и низших каст, бра­ки между ними запрещались, изгнание из касты ставило чело­века вне общества.

Кастовый строй разделял трудовое население, он служил господствующим классам орудием эксплуатации крестьянства и ремесленников. Особенно унизительным и бесправным было по­ложение каст «неприкасаемых». Считалось, что даже тень «не­прикасаемого» оскверняет индуса более высокой касты. Неко­торые группы «неприкасаемых» должны были носить специаль­ные колокольчики, чтобы предупреждать о своем приближении; при появлении представителей более высоких каст они должны были отходить на двадцать шагов в сторону от дороги.

В империи Моголов кастовая принадлежность нередко уже не соответствовала фактическому имущественному и общест­венному положению людей. Бывало, что человек высшей касты становился нищим крестьянином. С другой стороны, многие маратхские князья и феодалы являлись выходцами из низших каст. Однако вся социальная система Индии способствовала со­хранению кастового строя, а в дальнейшем его всемерно под­держивали английские колонизаторы.

Хотя объединение Индии под властью могольских падишахов и не было прочным, образование единой империи сократило фео­дальные усобицы, облегчив этим развитие торговли и обмена. Появились первые признаки специализации сельского хозяйства в отдельных районах страны. Натуральная рента-налог смени­лась денежной. Постепенно ослаблялась экономическая изоля­ция деревенских общин. Предметы деревенского ремесла, осо­бенно хлопчатобумажные ткани, стали чаще поступать на рын­ки. Одновременно усилилась экономическая роль индийских городов, возросла численность городских ремесленников и куп­цов, более заметным стал обмен между городом и деревней. По­явились первые мануфактуры.

В XVI и первой половине XVII столетия наблюдался замет­ный экономический подъем империи Великих Моголов. Он со­провождался обострением противоречий феодального общест­венного строя.

Развитие товарно-денежных отношений при отсутствии ка­питалистического уклада приводило к росту торгово-ростовщического капитала. Крестьяне-общинники, городские ремесленни­ки попадали в кабалу к ростовщикам. Француз Тавернье, по­сетивший Индию во второй половине XVII в., отмечал: «В Индии деревня должна быть уж очень мала, если она не имеет меня­лы... который действует в качестве банкира». В ряде случаев ростовщики разоряли не только крестьянство, но и феодальную знать. «Ростовщичество не изменяет способа производства,— писал К. Маркс, — но присасывается к нему как паразит и до­водит его до жалкого состояния. Оно высасывает его, истоща­ет и приводит к тому, что воспроизводство совершается при все более скверных условиях» *.

Со второй половины XVII в. значительно обостряются социальные противоречия феодального общества. Феодальная эксплуатация стала столь тяжелой, что крестьянам-общинникам труднее и труднее становилось сохранять свое хозяйство. Все чаще крестьяне бросали поля и бежали из деревень.

Рост социальных противоречий, экономический упадок сде­лали неизбежным обострение классовой борьбы. Антифеодаль­ные выступления народных масс стали одним из решающих факторов ослабления и распада державы Великих Моголов. Они тесно переплетались с религиозными движениями, с националь-. ной борьбой отдельных народностей Индии против гнета импе­рии Моголов.


Сейчас читают про: