Религиозные отношения

По религиозной принадлежности около трех четвертей населе­ния Индии составляли последователи индуизма (индусы). Ин­дуизм объединяет в себе многочисленные религиозные представ­ления, верования и обряды, сложившиеся у народов Индии на протяжении тысячелетий. Он не имеет строго канонизирован­ных священных книг (таких, например, как Коран у мусуль­ман). Индусы считают своими священными книгами не только веды, но и эпические поэмы «Махабхарату» и «Рамаяну». Син­тезированные в индуизме многочисленные народные верования признают большое число богов, которые считаются воплощения­ми главных богов: Брахмы, бога-творца, создателя вселенной и всего живого; Вишну, представляющего вечно живую приро­ду; Шивы, олицетворяющего ее грозные силы и способность к постоянному возрождению. Индуистская религия утверждает, что цель жизни заключается в приобщении человека к богу. Она требует соблюдения кастовых различий. Корова считается у индусов священным животным, ее мясо запрещается употреб­лять в пищу.

Арабское и последующие мусульманские завоевания принес­ли в Индостан ислам, который получил значительное распрост­ранение на северо-западе и в Восточной Бенгалии. Он был го­сударственной религией империи Великих Моголов, религией большинства феодальной знати. Мусульмане составляли при­мерно четверть населения Индостана.

Сравнительно небольшая часть населения исповедовала буд­дизм, джайнизм и другие верования.

Буддизм возник в Индии в середине I тысячелетия до н. э. Его создание приписывается легендарному Шакья-Муни, явив­шемуся в образе царевича Гаутамы. Согласно буддийским дог­мам, внешний мир иллюзорен и является лишь продуктом созна­ния отдельных существ, проявлением движения мистических нематериальных «частиц» — «дхарм». Те или иные комбинации «дхарм» определяют сознание каждого живого существа. Из­менение такой комбинации означает смерть данного существа и перевоплощение его в другое живое существо. Каждый чело­век, каждое живое существо — результат прошлых перевопло­щений. Его ждут новые перевоплощения. Всесильный правитель может перевоплотиться в раба или животное, а раб — во вла­стелина. Характер этих перевоплощений зависит от соотноше­ния добродетелей и грехов. Вместе с тем жизнь человека трак­туется как страдание. Поэтому буддисты стремятся к достиже­нию «нирваны» (букв, «угасание»), когда полностью прекратит­ся процесс перевоплощений, а значит, и страдания. Люди, до­стигшие наибольшей святости и погрузившиеся в «нирвану», именуются буддами (букв, «просветленный»). Главным буддой считается Шакья-Муни (Будда).

В средние века буддизм потерял свое значение в Индии, но получил широкое распространение в ряде других стран Азии.

Некоторые положения джайнизма близки индуизму и буд­дизму. Джайнизм также не допускает никакого насилия над любыми живыми существами. Мало того, джайны не занима­ются земледелием, ибо при вспашке можно убить живое суще­ство; они прикрывают нос и рот, чтобы не вдохнуть или не про­глотить какое-либо насекомое.

Нередко религиозные различия переплетались с классовыми противоречиями. В некоторых районах крестьяне исповедовали индуизм, а феодалы — ислам. Бывало и наоборот. Зачастую ре­лигиозный фанатизм приводил к взаимной вражде и нетерпи­мости. Вместе с тем мусульманская феодальная знать вынуж­дена была учитывать, что индусы составляют большинство на­селения империи Великих Моголов, и проявлять по отношению к ним веротерпимость и лояльность. Многовековое сосущество­вание двух главных религий народов Индостана породило и сильную тенденцию к сближению между индусами и мусуль­манами. Среди трудового населения Индии большой популяр­ностью пользовались религиозно-реформаторские учения, призы­вавшие к дружбе и братству индусов и мусульман. «Взаимное стремление трудящихся индусов и мусульман к дружбе было столь велико,— отмечает индийский историк проф. Кабирадж,— что мусульманские эмиры и падишахи и индусские раджи долж­ны были ради сохранения своего влияния на народ проводить такие меры, которые способствовали поддержанию дружествен­ных отношений между индусами и мусульманами». До прихода британских колонизаторов религиозные противоречия, как пра­вило, не имели непримиримого характера. Однако религиозная ситуация в Индостане могла быть при определенных условиях использована для разжигания розни между индусами и мусуль­манами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: