double arrow

Аграрный строй империи Цин


Маньчжурское завоевание

Военные действия на маньчжурском фронте вели правительст­венные войска под командованием У Саньгуя. Ли Цзычэи всту­пил в переговоры с У Саньгуем, предложив ему объединить силы для борьбы с маньчжурами. Но У Саньгуй и многие ки­тайские феодалы считали своим главным врагом восставших крестьян. Они предпочли сговориться с маньчжурскими прави­телями, став на путь прямой измены собственному народу. У Саньгуй обратился к маньчжурам за поддержкой. Объеди­ненные силы маньчжуров и предателя У Саньгуя * двинулись на Пекин. Повстанцы оставили город без боя. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. С этого времени в китайской столице утвердилась маньчжурская династия Цин.

* Имя У Саиьгуй стало в Китае синонимом подлости и предательства.

Повстанческие армии около года продолжали борьбу, но си­лы были неравны. Крестьянская война окончилась поражением. Северный Китай перешел под власть маньчжуров.

Однако и после этого китайский народ продолжал борьбу. Отступившие остатки крестьянской армии, войска и население Центрального и Южного Китая в течение нескольких лет отра­жали натиск завоевателей. Только после упорных боев мань­чжурам удалось взять в 1645 г. Янчжоу и Нанкин и вступить

затем в провинции Южного и Юго-Западного Китая. Но здесь вспыхнули восстания против захватчиков. Восставшие овладе­ли обширными районами провинций Хунань, Сычуань, Гуанси. Восстания охватили также Чжэцзян, Фуцзянь, Шэньси и Ганьсу. Благодаря поддержке значительной части китайских феода­лов маньчжуры смогли подавить эти восстания. Только насе­ление прибрежных районов Фуцзяни и о-ва Тайвань, возглав­ляемое Чжэн Чэнгуном, создало самостоятельное государство и сопротивлялось до 1683 г.

Власть династии Цин распространилась на весь Китай. Маньчжуры заставляли всех мужчин-китайцев в знак покорности обривать часть головы, а волосы на макушке заплетать в длинную косу, т. е. носить национальную маньчжурскую прическу.

Маньчжурское завоевание знаменовало собой победу феодаль­ной реакции в Китае, оно закрепило феодальные порядки и фео­дальную отсталость страны. Вместе с тем маньчжурским и ки­тайским феодалам приходилось считаться с последствиями ве­ликой крестьянской войны, сокрушившей династию Мин.




Первое время крестьяне не вносили налогов и не выполняли повинностей. Это положительно сказалось на экономическом развитии страны. Но по мере упрочения власти феодальной мо­нархии вновь развернулся процесс концентрации земель в ру­ках помещиков.

При Цинах сохранилось и стало более четким разделение земель на две категории — государственные и частновладель­ческие. К государственным землям относились обширные по­местья императорского дома, маньчжурской аристократии (на правах пожалования, передаваемого по наследству), команди­ров «восьмизнаменных» войск (маньчжурские войска состояли из восьми корпусов — «знамен»); земли военных поселений; земли, принадлежавшие храмам, монастырям, школам. Соб­ственностью государства считались леса, горы, пастбища.

Владения императорского дома и маньчжурской аристокра­тии сформировались в результате конфискаций, проведенных после завоевания главным образом на территории столичной провинции и в Шаньдуне, а также в районах расположения «восьмизнаменных» войск. Собственностью цинского дома счи­талась вся Маньчжурия, куда доступ китайцам был закрыт. Обширные территории плодородных земель Маньчжурии пусто­вали. Земли военных поселений были расположены вдоль гра­ниц империи и на вновь завоеванных территориях. Их обраба­тывали крестьяне — военные поселенцы. Государственные зем­ли не облагались налогами.



Однако земли, в той или иной форме являвшиеся собствен­ностью феодального государства, составляли меньшую часть

обрабатываемых земель Китая. Большинство обрабатываемых земель относилось к категории частновладельческих. Их соб­ственниками были феодалы-помещики, чиновники, купцы, рос­товщики, отчасти крестьяне. При этом неуклонно сокращалась площадь земли крестьян-собственников. Наблюдался процесс концентрации земель в руках крупных помещиков, который сочетался с сохранением большого числа мелких и средних по­мещиков. Частновладельческие земли могли свободно покупать­ся и продаваться.

Таким образом, формы землевладения в Китае были ины­ми, чем в Индии и некоторых других странах Азии. Если в Ин­дии основной формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная, то в Китае верховная собствен­ность императора на землю была уже подорвана и в значитель­ной мере являлась номинальной, там преобладала помещичья собственность как одна из разновидностей феодальной собствен­ности на землю.;

После укрепления власти династии Цин были проведены переписи населения и крестьянских хозяйств, на основе которых устанавливались налоги и феодальные повинности. Деревня была связана круговой порукой, системой объединения дворов в десятки, сотни и т. д.

В этих условиях крестьяне, лишившиеся земли или владею­щие незначительными клочками, вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях, зачастую отдавая большую часть урожая и нередко выполняя целый ряд других феодальных повинностей.

Основной формой эксплуатации крестьянства была феодаль­ная рента. Иногда это была, принудительная отработочная рен­та как результат переходящей из поколения в поколение наслед­ственной задолженности крестьянина помещику. В других слу­чаях за арендуемый клочок земли крестьянин обязан был безвозмездно работать на помещика. Но наибольшее распрост­ранение имела рента продуктами, или натуральная рента, со­четавшаяся с выполнением некоторых повинностей. В отдель­ных районах помещики взимали арендную плату в денежной форме.

Хотя юридически китайский крестьянин не являлся крепост­ным, фактически он был прикреплен к земле. Обработка земли считалась государственной обязанностью крестьян. Традиции, обычаи и религия запрещали, покидать родную деревню. «...Ис­точником феодальной эксплуатации китайского крестьянина,— указывал В. И. Ленин,— было прикрепление его к земле в той или иной форме; политическими выразителями этой эксплуата­ции были феодалы, все вместе и каждый порознь с богдыханом, как главой системы» *.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, с. 404.

Уклад жизни и быт китайской деревни, основанные на гос­подстве натурального хозяйства, оставались почти неизменны­ми из поколения в поколение. Земледелие сочеталось с заняти­ем ремеслами. Каждая крестьянская семья, как правило, сама удовлетворяла свои скудные потребности в хлопчатобумажных тканях и частично в других предметах ремесленного производ­ства.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: