Складывание буржуазных наций. Зарождение буржуазно-национального движения

Колониальный гнет, господство феодальных пережитков, искус­ственное рассечение территорий ряда национальностей грани­цами княжеств и провинций затрудняли процесс складывания наций в Индии. Однако развитие капитализма, расширение эко­номических связей внутри отдельных национальных районов, а также между различными частями страны ускоряли процесс превращения народностей Индии в национальности и нации.

У национальностей, проживавших в районах, где капита­лизм 'развивался относительно быстро (гуджаратцы, бенгальцы, маратхи, тамилы), процесс складывания буржуазных наций к концу XIX в. был уже близок к завершению. Заметно продви­нулась вперед консолидация других народов Индостана. Одно­временно создавались предпосылки для их взаимного сближе­ния. В результате усиления экономических связей между раз­личными районами складывался общеиндийский рынок. Народы Индии, в течение столетий имевшие тесные культурные, поли­тические, экономические связи, объединяли общая ненависть к британским колонизаторам, общие интересы. Поэтому процесс формирования наций в Индии сопровождался укреплением об­щеиндийского единства. Создавались объективные предпосылки для возникновения общеиндийского буржуазно-национального движения против иноземных колонизаторов.

С появлением национальной буржуазии начинает распростра­няться и буржуазно-национальная идеология. К 70-м годам в стране уже существовала немногочисленная прослойка индий­ской интеллигенции, получившей европейское образование на родине или за границей. Из ее среды вышли просветители и реформаторы, в той или иной форме пропагандировавшие бур­жуазно-национальные идеи. Возникли объективные предпосылки для перехода от «феодального национализма» к буржуазно-на­циональной идеологии.

Вначале новые идеи выражались в привычной форме рели­гиозно-этических учений, призывавших к религиозной реформа­ции. В 1875 г. гуджаратский брахман Даянанд Сарасвати осно­вал «Арья самадж» («Общество ариев»). Его сторонники при­зывали вернуться к" религии древних ариев. Они отвергали кастовые барьеры, осуждали детские браки. В Лахоре, где на­ходился центр общества, был учрежден колледж, в котором преподавались не только богословские дисциплины, но и есте­ственные науки. Не призывая своих сторонников к борьбе с ко­лонизаторами, Сарасвати тем не менее утверждал, что «иност­ранное правительство никогда не сможет обеспечить благосо­стояние народа». Из его учения вытекало, что религиозные и культурно-бытовые реформы, просвещение создадут предпосыл­ки для национального возрождения родины.

Религиозюьпросветительные общества, основанные сикхами, также ратовали за развитие и расширение образования. Они выступали поборниками возрождения языка пенджаби.

Религиозное просветительство получило распространение и среди мусульман. В Калькутте появились «Мусульманское ли­тературное общество» и «Национальная мусульманская ассо­циация». Активизировалась деятельность мусульманских про­светителей, крупнейшим из которых был Сайид Ахмад-хан (1817—1898).

Вначале Сайид Ахмад поддерживал реформаторские идеи индийских ваххабитов, не разделяя их враждебности к британ­скому колониальному режиму. После народного восстания 1857—1859 гг. он порвал с ваххабитами. Обязанности судьи на английской службе Сайид Ахмад сочетал с активной деятель­ностью в «Переводческом обществе», «Мусульманской конфеде­рации по просвещению» и Алигархском колледже. Он призывал к возрождению и модернизации ислама, критиковал традици­онную систему мусульманского религиозного образования, выс­тупал за ознакомление с передовыми идеями Европы и т. д. При этом он стремился к сближению мусульман с английской колониальной администрацией.

Просветительская деятельность Сайид Ахмада имела про­грессивное значение. Но он способствовал противопоставлению мусульманского общественного движения индусскому.

Религиозно-реформаторское просветительство было как бы переходной ступенью от «феодального национализма» к бур­жуазно-национальному освободительному движению. Одновре­менно уже появились и организации (просветительные и поли­тические), в полной мере носившие буржуазный характер. В Бомбее представители патриотически настроенной интеллиген­ции группировались вокруг видного экономиста Дадабхая Нао-роджи. В Пуне (Возникли маратхские исторические общества и культурно-просветительные организации, которыми руководил экономист и историк Махадёв Говйнд Ранаде. В Бенгалии об­разовались две влиятельные общественные организации — «Англо-индийская ассоциация» и «Индийская ассоциация». Ли­дером бенгальских националистов был Сурендранат Баннер-джи. Создавались предпосылки для образования общеиндий­ской буржуазно-национальной патриотической политической ор­ганизации.

Рост национального самосознания и зарождение буржуазно-национальной идеологии оказали влияние на развитие нацио­нальной культуры народов Индии. Большое общественное зна­чение приобрело творчество выдающегося бенгальского писателя Бонкймчондро Чаттерджи (Чоттопадхая). Стихотворение Чат-терджи «Банде матарам» («Привет тебе, родина-мать!») стало гимном индийских патриотов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: