Появление демократического крыла национального движения. Б. Г. Тилак

Усиление колониального гнета, рост национального самосозна­ния, углубление противоречий между национальной буржуазией и британскими колонизаторами привели к появлению в Индии радикального демократического крыла буржуазно-национально­го движения. По своему социальному происхождению большин­ство представителей этого нового направления, оформившегося в 90-х годах, были выходцами из различных слоев мелкой бур­жуазии или мелкопоместной среды. Владельцы ремесленных мастерских, мануфактур и мелких 'промышленных предприятий, низшие слои интеллигенции, обреченные на безработицу в ус­ловиях колониального режима, наиболее остро и болезненно ощущали последствия колониального порабощения своей ро­дины.

Представители демократического крыла буржуазно-нацио­нального движения начали свою деятельность в Бенгалии и Махараштре с 70-х годов, но особенно активизировались в 90-е годы. Они считали недостаточной умеренную, реформаторскую программу и тактику лидеров Индийского национального кон­гресса.

Общепризнанным вождем демократического крыла нацио­нального движения Индии стал Бал Гангадхар Тйлак (1856— 1920). Выходец из разорившегося знатного брахманского рода

Махараштры, Тилак получил высшее филологическое и истори­ческое образование в Пуне, являлся видным ученым-историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди и Мадзини. Накануне окончания колледжа он поклялся отдать все свои силы освобождению родины. Вскоре вместе с несколькими дру­зьями он создал в Пуне независимую среднюю школу, где пре­подавание было пронизано патриотическим духом, а в 1880 г. основал газету «Кесари» («Лев»). После образования Нацио­нального конгресса Тилак принимает активное участие в его деятельности, но уже к началу 90-х годов выявились принци­пиальные разногласия между сторонниками Тилака и правыми руководителями Конгресса. Постепенно в Конгрессе сложились два течения — правое («умеренные») и левое, демократическое, во главе с Тилаком («крайние»).

Тилак развернул активную деятельность у себя на родине — в Махараштре. Он создавал среди молодежи национальные спортивные организации, в которых велась патриотическая аги­тация, организовывал народные празднества в память нацио­нального героя маратхов Шйваджи, на которых раздавались призывы к решительной борьбе с колонизаторами. «Бог не от­дал Индию чужеземцам в дар, увековеченный на таблицах из прочной меди», — говорил Тилак.

Статьи Тилака, его выступления производили огромное впе­чатление на патриотов и демократов всей Индии. Тилак и его сторонники считали, что Конгресс достигнет своих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. Но Тилак отвергал вооруженную борьбу. Вскоре английские власти увидели в лице Тилака опасного 'противника. В 1897 г. он был арестован и приговорен к шести годам тюремного за­ключения.

Выражая настроения мелкой буржуазии и связанной с ней интеллигенции, «крайние» выдвинули программу и тактику, отвечавшие интересам класса индийской национальной буржуа­зии в целом, выступали как его наиболее активные и дально­видные политические представители. Их деятельность, бесспор­но, имела прогрессивный характер. Но вместе с тем на ней ле­жала печать классовой ограниченности буржуазии. Неся идеи национального освобождения в массы, будучи мужественным и самоотверженным патриотом, Тилак, однако, не связывал на­ционально-освободительную борьбу с борьбой против феодаль­ных пережитков, с аграрной революцией. Он предпочитал апел­лировать к крестьянству под лозунгами защиты религии, идеа­лизировал феодальную старину, касты и другие средневековые институты.

Возникновение внутри Национального конгресса левого крыла ^лишний раз подтверждало провал планов колониальных властей, рассчитывавших на сотрудничество с буржуазными элементами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: