double arrow

Монгольское феодально-теократическое государство


В результате освободительной борьбы монгольского народа, ос­новными движущими силами которой были крепостное аратство и городская беднота, возродилось монгольское государство, бы­ли достигнуты важные успехи в борьбе за объединение Внеш­ней и Внутренней Монголии. Однако власть в новом государст­ве оказалась в руках князей и высших лам. Независимая Мон­голия стала неограниченной феодально-теократической монархией. В стране сохранились феодально-крепостнические по­рядки.

Князья и высшие ламы ставили свои узкоклассовые интере­сы выше национальных интересов страны. Они оказались не­способными укрепить государственную независимость Монголии, международное положение которой было чрезвычайно сложным. Юань Шикай стремился восстановить в Монголии китайский колониальный режим. Обращение правительства богдо-гэгэна к Англии, США, Франции, Японии и другим державам с предло­жением признать новое государство и установить с ним дипло­матические отношения не встретило сочувствия.

Царское правительство по-прежнему воздерживалось от от­крытой поддержки полного отделения Монголии от Китая, вы­двигая идею автономного статуса ее в составе китайской импе­рии. В ноябре 1912 г. в Урге было подписано русско-монголь­ское соглашение. В нем констатировалось, что «прежние отно­шения Монголии к Китаю» прекратились, но вопрос о статусе монгольского государства обходился. Это давало возможность царскому правительству применять термин «автономия», а мон­гольской стороне утверждать, что имеется в виду государствен­ная независимость. Монгольский министр иностранных дел заявил в Петербурге одному из корреспондентов: «Мы пони­мали, что этим актом признана полная независимость Монго­лии от Китая, и мы твердо намерены это отстоять».

Россия обязалась оказать монгольскому правительству по­мощь в формировании собственных вооруженных сил и недопу­щении китайской колонизации и ввода китайских войск. При­ложенный к соглашению протокол создавал широкие возмож­ности для эксплуатации Монголии русскими капиталистами.

Когда Юань Шикай стал готовить из Синьцзяна каратель­ную экспедицию против «взбунтовавшейся» Монголии, в район Кобдо были введены русские войска. Юань Шикаю пришлось отказаться от своих планов. В ноябре 1913 г. была подписана русско-китайская декларация, исходящая из признания автоно­мии Внешней Монголии под сюзеренитетом Китая. Правитель­ство Китая обязывалось не вмешиваться во внутреннее управ­ление автономной Монголии, не посылать войск, не содержать гражданских или военных властей, воздерживаться от всякой колонизации.

Монгольское правительство отказывалось признать китай­ский сюзеренитет, считая Монголию суверенным, независимым государством. Однако ему пришлось отступить. В мае 1915 г. в Кяхте было подписано тройственное русско-китайско-монголь­ское соглашение об автономии Внешней Монголии.




Монгольское феодально-теократическое государство, сущест­вовавшее в 1911—1915 гг. как независимое, суверенное, оказа­лось вынужденным согласиться на ограничение своего сувере­нитета статусом автономии при сохранении широких прав самоуправления. Это способствовало восстановлению позиций ки­тайского торгово-ростовщического капитала и дальнейшему развитию процесса превращения Монголии в сырьевой придаток мирового капиталистического хозяйства. В годы первой миро­вой войны здесь активизировались Японии и США. Но преоб­ладающее положение занимала царская Россия.

Русский капитал усилил эксплуатацию Монголии. Вместе с тем расширение связей с Россией имело и положительные пос­ледствия. Появились первая электростанция и телефонный узел. При помощи русских было открыто несколько новых ти­пографий. Правительство богдо-гэгэна при содействии русских властей и ученых создало «Комитет по исследованию Монго­лии». При монгольском министерстве иностранных дел была открыта первая светская школа, в которой изучался русский язык. Небольшая группа монгольской молодежи была послана для получения образования в Россию. Расширялось проникно­вение в Монголию революционно-демократических идей, с кото­рыми передовых монголов знакомили русские рабочие и слу­жащие.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: