Революционного подъема. Свадеши и сварадж

Влияние русской революции 1905 г. на Индию

Весь ход развития Индии подготовил почву для подъема на­ционально-освободительного движения. Не удивительно поэто­му, что русская революция 1905 г. оказала огромное влияние на народы Индии.

При господстве британских колонизаторов не могло быть сколько-нибудь значительных постоянных связей между наро­дами России и Индии. Поэтому непосредственные контакты между русским и индийским революционным движением почти отсутствовали или носили случайный характер. Но даже отдель-яые известия о событиях в России производили сильное впечат­ление в Индии.

Во время русско-японской войны в русской армии служила довольно многочисленная группа индийских солдат-сикхов. Вер-яувшись на родину, они рассказывали о событиях в России, и это вызывало большую тревогу у английских властей. Отдель­ные представители индийской революционной эмиграции в Ев­ропе общались с русскими революционерами. Некоторые из жнх переписывались с А. М. Горьким. Ряд общественных деяте­лей Индии находился в переписке с Л. Н. Толстым, проявляв­шим большой интерес и симпатию к освободительной борьбе народов Индии.

Народы Индии, передовые представители ее освободитель- шого движения восприняли известие о начале революции в Рос­сии как призыв к борьбе за свое освобождение. Тилак и дру­гие индийские патриоты не раз ссылались в своих выступлениях на пример русского народа. Под влиянием русской революции яаступил революционный подъем в Индии.

В июле 1905 г. было опубликовано постановление английских колониальных властей о разделе Бенгалии. Против него высту­пали не только различные слои национальной буржуазии, нобенгальские заминдары, опасавшиеся повышения платежей за свою землю. В борьбу включались и широкие массы трудящих­ся. Против раздела выступали не только индусы, но и мусуль­мане. В августе в Калькутте начались митинги и демонстрации протеста. Принимались резолюции, призывавшие бойкотировать английские товары. 16 октября 1905 г. — день, когда закон о разделе Бенгалии вступал в силу, по предложению Националь­ного конгресса был объявлен днем национального траура. По шеей Бенгалии не разжигали очагов. Все, кроме детей и боль­ных, соблюдали строгий пост. Закрылись фабрики, магазины, базары. Тысячи людей с пением национального гимна «Привет тебе, родина-мать!» направились к берегам рек совершать ре­лигиозные омовения. Патриоты требовали, чтобы индийцы — служащие английских государственных учреждений, которые вынуждены были ходить на работу, в знак траура сняли обувь. «Многие повиновались, — писала одна из газет, — и улицы пред­оставляли любопытное зрелище, когда сотни бабу {служащих.— Лег.) спешили в конторы со своей обувью в руках».

Бойкот английских товаров приобрел массовый характер. "Он проводился под патриотическим лозунгом, свадеши (букв. «своя земля»), давшим название этому движению. Главной щелью движения свадеши было развитие своего, национального (андийского производства. Участники митингов торжественно заявляли: «Призывая бога всемогущего быть нашим свидете­лем перед потомками, мы даем эту торжественную клятву, что, насколько это возможно, мы будем употреблять изделия отече­ственного производства и воздерживаться от употребления ино­странных изделий. Да помоги нам бог».

Инициаторы движения призывали собирать средства для развития национального производства, устраивали выставки индийских товаров. Создавались свадешистские кооперативы. Патриоты пикетировали магазины, торговавшие английскими товарами. Выступая на митинге в Калькутте, Тилак говорил: «Свадеши охватывает все области жизни. Свадеши соответст­вует тому, что в Англии называют национальным единством и патриотизмом.

Свадешизм включает это понятие и, кроме того, выражает нечто большее: все то, что означает национальное единство и патриотизм, взятые вместе».

Вскоре лозунг свадеши был дополнен лозунгом свараджа (букв, «свое правление»). Во время митингов и демонстраций раздавался призыв «Индия для индийцев!».

Начавшись протесты против раздела Бенга-лии, движение становилось общеиндийским. Оно стало массо­вым в Пенджабе и Бомбейской провинции, охватило другие области страны. Национально-освободительное движение наро­дов Индии впервые приобрело сознательный демократический характер. Оротив британского империализма выступали либе­ральная буржуазия (к ней примыкала и часть индийских поме­щиков, особенно в Бенгалии), мелкая буржуазия города, ра­бочий класс, крестьянство. Все это свидетельствовало о про­буждении Индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: