double arrow

Политика английского правительства


Усиление революционного движения в 1906—1907 гг. Стачки рабочих. Крестьянское движение. Волнения в Пенджабе

Движение свадеши продолжало нарастать, приобретая все бо­лее массовый и боевой характер. С 1906 г. в Бенгалии стали быстро расти местные патриотические союзы. Их членов назы­вали национальными волонтерами. Волонтеры, среди которых было много учащейся молодежи, пикетировали английские ма­газины, агитировали за свадеши. В некоторых сельских районах Бенгалии организации волонтеров накладывали штрафы на нарушителей бойкота, следили за порядком в своей местности.

В конце 1905 г. начались экономические забастовки желез­нодорожных и других рабочих. Сильный отклик по всей стране имела забастовка части рабочих Восточно-Индийской желез­ной дороги в июле 1906 г. Ее участники не ограничились одни­ми только экономическими требованиями, они выступили про­тив расовой дискриминации, требуя замены употребляемого ко­лонизаторами с презрением названия «туземцы» словом «ин­дийцы».

Весной 1907 г. в Восточной Бенгалии происходили массовые выступления крестьян против заминдаров и ростовщиков. Ис­пользуя то обстоятельство, что большинство помещиков здесь были индусами, колонизаторы пытались направить крестьян на путь религиозной розни. Однако вскоре крестьяне стали высту­пать и против помещиков-мусульман. Против бенгальских крестьян были посланы английские войска.




Важным очагом революционного движения становился Пенд­жаб. Сильное недовольство крестьянства в районе Рявалпйнлг и некоторых других округах вызывали объявленное властями в конце 1906 г. повышение ставок поземельного на лога и вод­ного сбора, а также подготовка закона, который Должен был лишить индийцев права на землю в районах, где колониальные власти построили новые оросительные сооружения. Пенджаб­ские националисты, возглавляемые видными представителям» «крайних» Ладжпат Раем и Аджит Сингхом, выдвинули тре­бование снижения поземельного налога и водного сбора и от­мены ограничений прав земельных собственников в районах, где были созданы новые оросительные сооружения. В городах Пенд­жаба происходили многочисленные митинги, в которых наряду с рабочими, ремесленниками, купцами участвовали и крестьяне окрестных деревень.

Выступая на одном из митингов в Равалпинди, Аджит Сингх. говорил: «Братья, нас 290 миллионов, их (англичан) — 150 тыс. Конечно, они имеют пушки, но их можно сдуть дыханием 290 миллионов человек, и мы имеем свои кулаки. Однажды я встретил русского, и он сказал мне: „150 тысяч правят 290 мил­лионами!" Это нелепо. Правительство — великий обманщик и тиран, не ожидайте от него симпатии».

Когда англичане попытались организовать в Равалпинд» судебную расправу над группой патриотов, в городе начались, открытые выступления против колонизаторов. Рабочие железно­дорожных мастерских объявили политическую забастовку про­теста. 1 мая 1907 г. многотысячная толпа рабочих и крестья» окрестных деревень окружила здание суда. Демонстранты на­пали на правительственные учреждения. Дальнейшее распрост­ранение восстания было приостановлено вступлением в город крупных военных контингентов.



Волнения происходили также в столице Пенджаба Лахоре и религиозном центре сикхов Амритсаре. Среди англичан царила паника. Семьи английских чиновников и офицеров спешно эва­куировались. Было объявлено военное положение. Власти аре­стовали и выслали Ладжпат Рая и Аджит Сингха. При помо­щи террора колонизаторам удалось подавить стихийные вы­ступления трудящихся Пенджаба.

В ноябре 1907 г. вспыхнула крупная экономическая забас­товка железнодорожников Восточно-Индийской дороги. В те­чение десяти дней Калькутта не имела железнодорожной свя­зи с остальной Индией. Активную роль в этой забастовке сыг­рали рабочие-англичане.

В конце 1905 г. Керзона на посту вице-короля Индии сменил Минто. В декабре в Англии к власти пришли либералы. Мини­стром по делам Индии был назначен Морли. Либеральный ка­бинет свирепо расправлялся с индийскими патриотами. «Самые либеральные и радикальные деятели свободной Британии,— писал В. И. Ленин,— вроде Джона Морли (Morley) — автори­тета для русских и нерусских кадетов, звезды „прогрессивной"на деле лакействующей перед капиталом) публицистики — превращаются в качестве правителей Индии в настоящих Чин­гисханов, которые способны санкционировать все меры „успо­коения" вверенного населения, вплоть до сечения политических протестантов!»*.



Применяя жестокий террор, английские колонизаторы одно­временно искусно маневрировали. Для того чтобы привлечь на свою сторону имущие классы Индии, английское правитель­ство в 1906 г. объявило о предстоящем проведении реформ, и в частности о введении выборного начала в провинциальных законодательных советах. Еще в ходе разработки законопро­ектов стало известно о предполагаемом создании особой из­бирательной курии для мусульман. С благословения англий­ских колониальных властей в декабре 1906 г. была основана Мусульманская лига — религиозно-общинная политическая организация, стремившаяся противопоставить мусульман инду­сам. В ней заправляли клерикально-помещичьи элементы. Первым председателем Мусульманской лиги стал глава му­сульманской секты исмаилитов, почитаемый как «живой бог», крайний реакционер Ага-хан.*

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17, с. 178.

Почти одновременно с Мусульманской лигой, тоже с благо­словения англичан, была создана индусская религиозно-шови­нистическая организация «Хинду махасабха» («Великий союз индусов»). Разжиганием индусско-мусульманской розни коло­низаторы надеялись помешать национальному сплочению на­родов Индии.







Сейчас читают про: