double arrow

Исторические и цивилизационные особенности развития арабского региона


Цивилизационные основы и единство арабов. Сегодня в мире насчитывается около двадцати арабских государств, и все они являются наследниками арабского мира времен халифата, история которого ведется еще с VII века. Религи­озно-культурное наследие явилось основой развития арабс­кого общества, которое меняет свой облик, сохраняя глав­ные традиции своей цивилизационной структуры. Объеди­ненные общей исторической судьбой, языком, религией, куль­турой арабы считают себя частью единой арабской нации. После распада халифата арабы попали в вассальную зави­симость от Османской империи, а несколько позже оказа­лись в колониальной и полуколониальной зависимости от европейских государств. Европейский колониализм углубил экономическое и политическое разделение арабских наро­дов. Политическую независимость арабские страны обрели сравнительно недавно, в середине двадцатого века, но стали играть заметную роль на мировой арене.

Академик Васильев Л. С. подразделяет арабские страны на три большие зоны: африканскую, восточно-средиземно­морскую и аравийскую. У каждой из этих зон своя истори­ческая судьба, что в значительной степени усиливает разни­цу среди арабских стран, как во внутренней политике, так и во внешнеполитической ориентации. Арабские страны Аф­рики резка выделяются на общем фоне своей отсталостью и смыкаются с негритянским миром африканского континен­та. В Мавритания и Судане заметная доля населения — негроидные этнические общности. Это сказалось на сепарати­стских тенденциях в этих странах и серьезной внутриполи­тической нестабильности. Арабы средиземноморской зоны существенно отличаются от арабов аравийской, преимуще­ственно населенной бедуинским населением. Разница состо­ит, прежде всего, в глубине цивилизационного фундамента, суть которого сводится к тому, что в восточно-средиземно­морскую зону арабы пришли на интенсивно развитое земле­делие (Египет и Двуречье) и высокую культуру ремесла, что не могло не сказаться на последующем развитии арабов это­го региона. В результате природных условий на Аравийском полуострове длительный период была возможна кочевая жизнь бедуинов, и только лишь в новейший период в связи с разработкой нефтяных ресурсов экономика и социальная жизнь арабов существенно изменились.




За истекшие полвека арабский регион был самым насы­щенным в мире по числу международных конфликтов, рево­люций, локальных войн. Это объясняется, прежде всего, тем, что арабские страны находятся на стыке, разломе мно­гих цивилизаций мира, и своим военно-стратегическим по­ложением. В период «холодной войны», в условиях жестко­го противостояния, СССР и США стремились усилить свое влияние в этом регионе и существенно влияли на процессы внутреннего развития арабских стран. В политическом и экономическом смысле арабские государства оказались рас­колотыми в результате внешнеполитического воздействия. '

Речь идет об экспериментах в духе принятия арабскими странами марксистского социализма и влиянии советской иде­ологии на их внутриполитическое и экономическое развитие. Эксперименты «социалистической ориентации» стал прово­дить Египет в период насеровской власти, эту же ориентацию избрали Алжир, Ливия, Ирак и Сирия. Арабские государства слепо следовали «социалистическим закономерностям» с их основным курсом на национализацию и кооперацию экономи­ки, на ограничение частного сектора и свободного рынка. Конечно, эти эксперименты сопровождались усилением цент­ральной власти, перерастающей в деспотическую диктатуру с вытекающими последствиями. И хотя каждая из этих арабс­ких стран отступала от марксистской модели социализма и не во всем следовала советско-социалистическому курсу, общие результаты были одинаковыми: социально-экономический и политический кризис поставил эти государства в очень трудное положение. В разное время, а Египет был первым, арабс­кие страны сделали поворот в сторону частнособственничес­кой рыночной экономики. После развала Советского Союза к «советским» экспериментам уже никто не возвращался, но в то же время нельзя не видеть усиление традиционализма и национализма в этих странах, преувеличение особенных, на­ционально-исторических черт развития. Разные пути поли­тической ориентации усилили отличия и специфику развития в арабских странах. Арабские государства сегодня действи­тельно очень разные, среди них есть большие и маленькие, богатые и бедные, многонаселенные и малочисленные, но глав­ные их отличия состоят в различной социальной, экономи­ческой и политической структуре.



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: