Цивилизационные основы и единство арабов. Сегодня в мире насчитывается около двадцати арабских государств, и все они являются наследниками арабского мира времен халифата, история которого ведется еще с VII века. Религиозно-культурное наследие явилось основой развития арабского общества, которое меняет свой облик, сохраняя главные традиции своей цивилизационной структуры. Объединенные общей исторической судьбой, языком, религией, культурой арабы считают себя частью единой арабской нации. После распада халифата арабы попали в вассальную зависимость от Османской империи, а несколько позже оказались в колониальной и полуколониальной зависимости от европейских государств. Европейский колониализм углубил экономическое и политическое разделение арабских народов. Политическую независимость арабские страны обрели сравнительно недавно, в середине двадцатого века, но стали играть заметную роль на мировой арене.
Академик Васильев Л. С. подразделяет арабские страны на три большие зоны: африканскую, восточно-средиземноморскую и аравийскую. У каждой из этих зон своя историческая судьба, что в значительной степени усиливает разницу среди арабских стран, как во внутренней политике, так и во внешнеполитической ориентации. Арабские страны Африки резка выделяются на общем фоне своей отсталостью и смыкаются с негритянским миром африканского континента. В Мавритания и Судане заметная доля населения — негроидные этнические общности. Это сказалось на сепаратистских тенденциях в этих странах и серьезной внутриполитической нестабильности. Арабы средиземноморской зоны существенно отличаются от арабов аравийской, преимущественно населенной бедуинским населением. Разница состоит, прежде всего, в глубине цивилизационного фундамента, суть которого сводится к тому, что в восточно-средиземноморскую зону арабы пришли на интенсивно развитое земледелие (Египет и Двуречье) и высокую культуру ремесла, что не могло не сказаться на последующем развитии арабов этого региона. В результате природных условий на Аравийском полуострове длительный период была возможна кочевая жизнь бедуинов, и только лишь в новейший период в связи с разработкой нефтяных ресурсов экономика и социальная жизнь арабов существенно изменились.
За истекшие полвека арабский регион был самым насыщенным в мире по числу международных конфликтов, революций, локальных войн. Это объясняется, прежде всего, тем, что арабские страны находятся на стыке, разломе многих цивилизаций мира, и своим военно-стратегическим положением. В период «холодной войны», в условиях жесткого противостояния, СССР и США стремились усилить свое влияние в этом регионе и существенно влияли на процессы внутреннего развития арабских стран. В политическом и экономическом смысле арабские государства оказались расколотыми в результате внешнеполитического воздействия. '
Речь идет об экспериментах в духе принятия арабскими странами марксистского социализма и влиянии советской идеологии на их внутриполитическое и экономическое развитие. Эксперименты «социалистической ориентации» стал проводить Египет в период насеровской власти, эту же ориентацию избрали Алжир, Ливия, Ирак и Сирия. Арабские государства слепо следовали «социалистическим закономерностям» с их основным курсом на национализацию и кооперацию экономики, на ограничение частного сектора и свободного рынка. Конечно, эти эксперименты сопровождались усилением центральной власти, перерастающей в деспотическую диктатуру с вытекающими последствиями. И хотя каждая из этих арабских стран отступала от марксистской модели социализма и не во всем следовала советско-социалистическому курсу, общие результаты были одинаковыми: социально-экономический и политический кризис поставил эти государства в очень трудное положение. В разное время, а Египет был первым, арабские страны сделали поворот в сторону частнособственнической рыночной экономики. После развала Советского Союза к «советским» экспериментам уже никто не возвращался, но в то же время нельзя не видеть усиление традиционализма и национализма в этих странах, преувеличение особенных, национально-исторических черт развития. Разные пути политической ориентации усилили отличия и специфику развития в арабских странах. Арабские государства сегодня действительно очень разные, среди них есть большие и маленькие, богатые и бедные, многонаселенные и малочисленные, но главные их отличия состоят в различной социальной, экономической и политической структуре.