double arrow

Происхождение сарматов


Сарматы (греч.) – общее название ираноязычных племен, расселившихся с III в. до н.э. по IV в. н.э. в степях от Табола до Дуная. Ранняя история сармат связана с савроматами, в среде которых, вероятно, были образованы наиболее крупные союзы сарматских племен во главе с языгами, роксоланами, сираками, аорсами, аланами. Основу хозяйства сарматов составляло кочевое скотоводство. Земледелием занималась та часть сарматов, которая оседала в районах с прежним земледельческим населением. У сарматов происходило разложение родового строя и классообразования с выделением богатой и воинственной родоплеменной знати, военных вождей и их дружин. Широкое расселение сарматов на Юге Евразии было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ при экстенсивном кочевом скотоводстве, стремлением приблизиться к городам и земледельческим районам в целях торговли и грабежа. Расселение сарматов в степях Поволжья, Южного Урала и Казахстана привело к утверждению гегемонии сармат в степях Восточной Европы со II в. до н.э., когда одни сарматы (сираки и аорсы) прочно освоили предкавказские равнины, а другие (языги и роксоланы) перейдя Дон, установили свое господство в степях Сев. Причерноморья.




Сарматы стали активной политической силой в международных делах Др. мира. В кон. II в. до н.э. сарматы выступают союзниками скифов против войск Диофанта. Участвуют в междоусобных династических войнах Боспора. В 1 в. до н.э. сарматы были союзниками понтийского царя Митридата IV в его борьбе против Рима. С этого времени бывшая терр. Скифии стала называться Сарматией.

Восточная группа сарматов экономически и политически была тесно связана с государствами Ср. Азии, особенно с Хорезмом. Начиная с 1-го в. н.э. сарматы совершают походы в Закавказье и на Дунае, где часть сармат в основном языги и роксоланы осела близ границ Римской империи. Здесь происходили военные столкновения римлян с сарматами. В первые века н.э. в результате внутренних перегруппировок основная часть этнических сарматов была объединена под именем алан, образовав новое военно-политическое объединение.

Скифская культура.

Материальную культуру скифов характеризует, прежде всего, предметы вооружения, конского снаряжения и искусство. Легкая конница кочевников была вооружена луками и стрелами, а также мечами – акинак - (короткие двулезвийные мечи со специфически оформленной рукоятью, часто с изображениями в «зверином» стиле). Также предметы конского снаряжения – удила и псалии, бляхи и налобники.

Искусство «звериного» стиля скифов отличается особой выразительностью. Его произведения невозможно спутать с изображениями животных любой другой традиции. Художник изображал зверя или отдельные его части преувеличивал по сравнению с натуральными пропорциями: рога, например, оленя тянутся вдоль всей его спины, большой клюв хищной птицы, и по природе изогнутый, может превратиться в спираль, глаза и уши зверей тоже выглядят преувеличенными. Этот прием художника имеет целью привлечь внимание к основным признакам животного. Для скифских изображений зверей характерны строго канонические позы: копытные – с подогнутыми под туловище ногами, хищники – свернувшиеся в кольцо. В скифском «зверином» стиле художник изображал и фантастические существа – например, грифоны, грифо-бараны. Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных имели не только декоративное, но и культовое значение.



Литература:

1. Геродот. История в девяти книгах. Мельпомена. Кн.4. Владикавказ,

2. Граков Б.Н. Скифы. Научно-популярный очерк. М., 1971.

3. Гутнов Ф.Х. Ранние скифы: проблемы социальной истории. Владикавказ, 2002.

4. Дарчиев А.В. Скифский военный культ и его следы в осетинской нартиаде. Владикавказ, 2008.

5. Смирнов К.Ф. сарматские племена Северного Прикаспия. М.-Л., 1950.

6. Туаллагов А.А. Скифо-сарматский мир и Нартовский эпос осетин. Владикавказ, 2001.

7. Хазанов А.М. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975.







Сейчас читают про: