double arrow

Лекция. Генезис феодальных отношений на Северном Кавказе I-XIII вв


1. Происхождение алан. Аланское политическое объединение I – IV вв.

2. Предпосылки классообразования и раннефеодальная государственность алан.

3. Религиозные воззрения алан.

Впервые этническое наименование «аланы» появляется у античных авторов в I в. н.э. К этому времени относятся сообщения Луция Аннея Сенеки, Иосифа Флавия, Плиния Старшего, Гая Флака, Марка Марциала. Из сообщений этих авторов известны три места пребывания аланов в районе низовьев Дона, на Кавказе и в Северном Причерноморье. Появившись на исторической арене, аланы сразу попадают в орбиту политики Римской империи в связи с их походами в Закавказье. Прежде чем имя алан в начале новой эры попало на страницы произведений античных авторов, носители этнонима должны были какое-то время находиться в поле их зрения. В противном случае трудно объяснить поразительную осведомленность римской традиции о жизни и быте алан. Аланы в начале новой эры настолько хорошо известны в Риме, что упоминаются не только в истороко-географических, но и в литературных произведениях. Один из персонажей пьесы Сенеки задает вопрос: «Какая это область? …Аргос? …Спарта? …Коринф? … Или же Дунай, за которым скрываются могущественные, подвижные аланы?».




Из данных Сенеки и Лукана становится ясным, что уже в середине I в. широким слоям населения империи была известна доблесть аланских воинов. Причем племена ранних алан располагались в причерноморских степях. Но об их происхождении еще ничего не сообщалось; лишь Страбон отнес роксалан к скифам.

Сведения о происхождении алан достаточно противоречивы. Так, Иосиф Флавий считает, что «племя аланов есть часть скифов». Клавдий Птомелемей, описывая степи Закаспия, сообщает, что там есть «так называемые аланы скифы… и аланорсы». Особое значение имеют сообщения Аммиана Марцелина о скифо-сарматских племенах, первая подробная характеристика алан. Описывая Северное Причерноморье, Азовское море и Дон, Марцеллин перечислил жившие там народы: «яксоматы, меоты, язиги, роксаланы, аланы…». Согласно Аммиану, другая часть алан жила за Доном, где «тянутся бесконечные степи Скифии, населенные аланами, он мало-помалу постоянными набегами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности». Таким образом, античная традиция ранних алан располагала, как правило, в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе.

Античные авторы подчеркивают исключительные воинские достоинства вновь появившегося народа, описывая алан как диких (Сенека), суровых и вечно воинственных (Лукан), пылких (Флакк), храбрых и очень опытных в военном деле (Марцеллин). «Они высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей» - пишет об аланах Аммиан Марцеллин.



В исторической и археологической литературе единого мнения по этому вопросу не сложилось. Можно выделить две основные точки зрения: 1) аланы одно из сарматских племен, генетически связаны с одним из них – с аорсами; 2) аланы по происхождению массагеты – выходцы из районов Средней Азии. Среднеазиатское происхождение алан не отрицает их определенной близости с сарматскими племенами, о чем свидетельствует

этноним «аланорсы», зафиксированный Птолемеем. Что же касается отнесение алан к скифам, то этим явно архаичным для того времени Иосиф Флавий именует и сарматов, указывая, видимо, на языковое родство и кочевой образ жизни этих народов. Идеей сплочения разных кочевых групп стала идея общего арийского происхождения. Этноним «арий», бывший в древности общим для всех ираноязычных народов, становится консолидирующим началом, причем не в привычной фонетической форме, а в новой – «alana», т.е. аланы. Сформировавшись как народ, часть алан в середине I в. н.э. устремляется на запад и доходит до низовьев Дона и Северного Причерноморья. Другая группа алан, аорсы и сираки, составили этническую основу кавказских алан.



Все факты упоминания алан в исторических хрониках говорят о них как о серьезной политической силе. В I-II столетиях они совершают походы на Дунай, в Закавказье и Переднюю Азию. В 372 г. Аланы Нижнего Дона и Северного Причерноморья терпят поражение от гуннов и вместе с ними в качестве союзников устремляются в Западную Европу. Здесь они долго не сходят с исторической арены, участвуя во многих исторических событиях, достаточно вспомнить две самые важные для позднего Рима битвы – при Андрианополе (378 г.), и на Каталаунских полях (451 г.). В первой битве аланы вместе с гуннами разгромили лучшие легионы Римской империи. Во второй – отбили атаки отборной гвардии Аттилы. Следы пребывания алан в Европе отмечены многочисленными топонимами – Алансон, Аланкорт, Аланвиль, Каталония (Гото-Алания). Они интегрировались в позднеримское общество как часть новой средневековой аристократии Европы, но как самостоятельная политическая и этническая единица со временем перестала существовать, растворившись в среде европейских народов.







Сейчас читают про: