double arrow

Лекция 2. Возникновение первых государственных образований на

Киммерийские цари

Язык.

В настоящее время все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими в связи с тем, что от их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru), а также название самого народа. С точки зрения И. М. Дьяконова, имя киммерийского царя Сандаксатру абсолютно аналогично иранскому «Артаксеркс» и может быть интерпретировано как «власть бога Сандона» (лувийское божество). Это указывает на индоиранскую принадлежность киммерийцев (языки группы сатем). Самоназвание киммерийцев, вероятно, звучало как «гимер» или «гимир».

Теушпа (погиб около 679 до н. э.)

Тугдамме (Дугдамме, Лигдамис) (умер в 640 г. до н. э.)

Сандакурру (Шандакурру) (после 640 г. до н. э.)

территории Северного Кавказа. (2 часа)

1. Племена Северного Кавказа 1 тыс. до н.э.

2. Скифы и сарматы на Северном Кавказе и их контакты с местными племенами.

3. Хозяйство, общественныйстрой, культура.

Меоты и синды. Основным населением Северо-Западного Кавказа на всем протяжении раннежелезпого века являлись меоты и племена Чер­номорского побережья Кавказа. Термин «меоты» является собирательным, объединяющим ряд небольших родственных племен. Впервые меоты упоминаются в античных источниках, относящихся к VI в. до н. э. За­тем сведения о них становятся обычными у целого ряда древнегреческих и римских авторов. Об их этнической принадлежности по сей день идут большие споры.

Большинство кавказоведов относят меотов к кавказским племенам. На основании анализа местных языков, топонимики Севе­ро-Западного Кавказа ряд исследователей обосновывают принадлежность древнего меотского населения к адыго-кабардиискому этническому мас­сиву, что согласуется и с археологическими памятниками, свидетельст­вующими о глубокой самобытности сложения и развития меотской куль­туры и ее связи с последующими культурами средневековых адыгов.

Античные авторы помещают меотов по восточному побережью Азов­ского моря, в нижнем и среднем течении р. Кубани. На основании ар­хеологических исследований территория, занятая меотами, очерчивается в следующих границах: на западе — Азовское море, на юго-востоке — Черное море. Южная граница шла по северному склону Кавказского хребта; на севере, в степной части, меоты граничили со скифами и савроматами, на востоке же граница расселения меотскнх племен доходила до Ставро­польского плато. Далее по правобережью Кубани. Восточнее по р. Кубани жили племена, этнически родственные меотам.

Локализовать отдельные меотские племена на современной карте пока навряд ли возможно. Единственным исключением в этом отноше­нии являются синды, которые занимали Таманский полуостров, лево­бережье Кубани и Черноморское побережье до Анапы.

Северная группа меотов, жившая из­давна среди ираноязычных обитателей южнорусских степей, в том числе скифов и савроматов, могла быть ираноязычной исконно или рано под­вергнуться иранизации, т. е. относиться к меотам косвенно, будучи лишь покрываема этим этнонимом.

До недавнего времени некоторые археологи заведомо синдо-меотские памятники, такие, как Семибратние курганы, причисляли к скифским, полагая, что часть скифов продолжала жить на Кубани «вперемешку с аборигена­ми» - синдами и меотамн. На самом же деле, хотя история меотов и взаи­мосвязана со скифами и савроматами, сами меотские племена составляли самостоятельную большую группу аборигенных племен, игравших значи­тельную роль в исторической жизни всего юга нашей страны.

У местных племен Прикубанья и Восточного Приазовья существовало два хозяйственных уклада: земледельческий — у оседлых племен и ко­чевое скотоводство с преобладанием коневодства — у кочевников и полу­кочевников.

Основным занятием меотов были плужное земледелие и пастушеское скотоводство. Кроме них, одной из важных отраслей хозяйства меотов яв­лялось рыболовство.

Несмотря на преимущественно земледельческий характер экономики у меотов, у них довольно рано отмечается развитие ремесел и промыслов, обычных для данной эпохи.

В раннемеотское время в основе общественного строя у племен При­кубанья лежит родоплеменная организация, низшим социальным звеном которой является семья. С развитием производительных сил, торговли, войн происходит накопление богатств в руках отдельных семей, дальней­ший рост имущественного неравенства, проникающего в среду и рядовых общинников. Основная часть местных племен Северо-Западного Кавказа пребывала на ступени «военной демократии» с присущим ей племенным делением, главенством вождей и наличием военной дружины вокруг них, противопоставляемой рядовым общинникам.

Греческие колонии на Черноморском побережье Кавказа. К VI в. до н. э. относится древнегреческая колонизация Северного Причер­номорья. На обоих берегах Керченского пролива, называвшегося в древ­ности Боспором Киммерийским, возникает в это время целый ряд городов-колоний. Античные авторы сохранили нам свыше тридцати на­званий возникших в разное время греческих пунктов. Наиболее крупным был Пантикапей (на месте нынешнего города Керчи). На другом берегу Кер­ченского пролива — на Таманском полуострове, который по древнегре­ческим представлениям лежал уже в Азии, возникла Фанагория, где была сосредоточена вся тор­говля с племенами Прикубанья. На месте нынешней Анапы, в земле синдов, возник населенный пункт, получивший название Синдская га­вань. В начале IV в. до н.э. он был переименован в Горгинию и пре­вратился в крупный город на Черноморском побережье.

Около 480 г. до н. э. города, расположенные по берегам Боспора Ким­мерийского, объединились в одно государство, которое известно под на­званием Боспорского царства. Столицей его стал Пантикапей.

Ряд исследователей считают возможным говорить о сложении в вос­точной Синдике под влиянием Боспора государства. Основным доводом в пользу этого являются синдские монеты. Кроме того, в пользу суще­ствования государства говорит наличие городов, которых в настоящее время мы знаем не менее трех (Семибратнее, Краснобатарейное и Раевское городища), и неукрепленных сельских поселений при отсутствии ти­пичных для других меотских племен городищ, являвшихся родовыми по­селениями. Наиболее важным является Семибратнее городище, располо­женное в низовьях Кубани, на левом ее берегу. Оно возникло во второй половине VI в. до н. э. и уже в начале V в. было окружено мощной каменной стеной с башнями и пристенными каменными лестницами. Город являлся торговым и стратегическим пунктом древней Синдики, контролирующим сообщение Кубанского бассейна с морем. Рядом с горо­дом возвышаются знаменитые Семибратные курганы, в которых погребе­ны представители синдской знати. Этот город и считается резиденцией синдских царей.


Племена Северо-Восточного Кавказа. Племена, обитавшие на терри­тории Ичкерии и Дагестана, являлись также коренным местным населе­нием и были носителями восточнокавказских языков. Переживание в их культуре древних элементов, присущих местным культурам середины II — начала I тысячелетия до н. э., дает основание считать эти племена прямыми потомками носителей каякентско-хорочоевской культуры Севе­ро-Восточного Кавказа. В их среде возникали и новые, несвойственные соседним культурам элементы: прямоугольные поясные пряжки со свое­образной, иногда ажурной орнаментацией, височные кольца с разомк­нутыми и расходящимися концами, что может свидетельствовать о наличии этнокультурных связей между оседлыми земледельческо - скотоводческими племенами данного ареала.

Но обстановка той изобиловавшей военными столкновениями эпохи не способствовала длительному сохранению подобных связей. На протяжении эпохи раннего железа на Кавказе сохраняется та этниче­ская пестрота, которая впервые засвидетельствована на карте Геродота еще в середине I тысячелетия до н. э. и которая доживает до нового времени.

Из-за недостаточной изученности соответствующих па­мятников в настоящее время не представляется возможным выявить ло­кальные варианты местных культур скифского периода (кроме очевид­ного обособления древностей Ичкерии, испытавшей все возрастающее влияние кобанской культуры на фоне остальной части Северо-Восточного Кавказа), чтобы на этой основе более конкретно обрисовать течение данного процесса.

Соседями всех северокавказских аборигенов в VI—IV вв. до н. э. оставались скифы и савроматы. Взаимные куль­турные связи скифов и савроматов и кавказцев были постоянными и плодотворными.


2. Скифы и савроматы – ираноязычные предки осетин.

Обширный скифо-сарматский мир играл на протяжении многих столетий видную роль в Евразии, Закавказье и Передней Азии. Походы скифов в VIII-VII вв. до н.э. в Закавказье и страны Передней Азии, возвестили об их появлении на исторической арене. В течение почти пяти столетий (VII-V вв. до н.э.) скифы, играли главенствующую роль на Кавказе, в Ср. Азии, Северном Причерноморье. Разгром Мидийского царства Киаксара скифами во главе с Мадием, в кон. VII в. до н.э., победа над полчищами Дария в Черноморской Скифии в 512 г. до н.э., разгром войска наместника Александра Македонского в Черноморских степях в 4 в. до н.э. – таковы основные вехи военно-политической истории скифов.

Скифы (греч.) – общее название основного населения Северного Причерноморья VII-II вв. до н.э. Скифы состояли из родственных племен североиранской языковой группы индоевропейской семьи. По принадлежности к одной языковой группе, а также по материальной и духовной культуре они были родственны савроматам, массагетам и сакам. Основные источники по скифам свидетельства греч. (в основном Геродота) и римских авторов, древневосточные документы и данные археологии. Существует ряд версий о происхождении скифов:

1. Одни исследователи считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы, продвигавшихся начиная с XIV в. до н.э. с территории Поволжья на Запад.

2. Другие полагают, что основное ядро скифов вышло из Ср. Азии или Сибири и смешалось с местным населением Сев. Причерноморья.

Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Сев. Причерноморья к VII в. до н.э., и походами скифов в страны Др. Востока. С 70-х гг. VII в. до н.э. скифы (ашкузы, ишкузы в древневосточных документах), преследуя киммерийцев, вторглись в М. Азию, завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии 28 лет, но в нач. VI в. до н.э. были изгнаны оттуда мидийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Основная территория расселения скифов – степи между Дунаем и Доном, включая степной Крым и лесостепные районы Северного Причерноморья. Северная граница неясна. Скифия была заселенна собственно скифскими и нескифскими племенами, близкими скифам по культуре, образу жизни и политически зависимыми от них. Скифы разделились на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и степном Крыму обитали скифы-кочевники. По-соседству, между Ингулом и Днепром, жили скифы-земледельцы.

Тесные отношения с греческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля скифов, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс классообразования в скифском обществе. Скифский союз племен постепенно перерождался в своеобразное государство рабовладельческого типа во главе с царями. Власть царя была наследственной и обожествлялась. Она ограничивалась союзным советом и народным собранием. Шло выделение военной аристократии, дружинников и жреческой прослойки. Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царем Дарием 1 в 512 г. до н.э. На рубеже V-IV вв. до н.э. царь Атей Великий устранил др. скифских царей и узурпировал всю власть. К 40-м гг. IV в. до н.э. он объединил скиф. Племена от Азовского моря до Дуная и создал Скифское государство с центром Каменское городище на Нижнем Днепре. В 339 г. до н.э. царь Атей погиб в войне македонским царем Филиппом II. К концу III в. до н.э. Скифия значительно сократилась под натиском сарматов, пришедших из-за Дона. Столица Скифии была перенесена в Крым, где возник г. Неаполь, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма скифы по-прежнему удерживали земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н.э., когда Скифы стремились захватить внеш. торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.

С II в. до н.э. скифов постепенно сменяют родственные им сарматы, в составе которых они, в основном и растворились.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: